Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Модель проблемной ситуации




ЛПР, оценившее важность и срочность проблемы, желает разрешить ее немедленно и находится в состоянии кризиса – психологического переломного момента.

Согласно системному подходу, чтобы подойти к разрешению проблемы с научных позиций, ЛПР следует построить модель проблемной ситуации. В качестве модели проблемной ситуации примем совокупность взаимосвязанных вербальных и формальных задач обоснования решений, последовательное решение которых приведет к желаемой цели – выбору наилучшей альтернативы, «наилучшего решения».

При рассмотрении модели проблемной ситуации под задачей будем понимать упорядоченное высказывание (вербальное или формальное), состоящее из двух частей. Первая часть – это то, что известно, или «Дано». Вторая – то, что не известно, но «Требуется» («Найти»). Соответственно в зависимости от формы описания будем различать вербальную и формальную (или математическую) постановки задачи. Ясно, что формальную постановку задачи можно получить только на основе вербальной. Для рационального выбора формы постановки той или иной задачи следует ориентироваться на их достоинства и недостатки. Некоторые сравнительные характеристики вербальной и формальной постановок задач представлены в табл.

 

Таблица 2.1 – Сравнительные характеристики постановок задач

Критерии оценки качества Основные формы постановок задач
«Вербальная» «Формальная»
Историческая очередность Первая Вторая
Уровень однозначности понимания условий задачи Низкий (из-за того, что трудно обеспечить единство языка, добиться однозначности семантики слов и выражений) Высокий (ввиду единства и строгости математического языка, однозначности семантики математических выражений)
Интерпретируемость Высокая (из-за образности языка, его избыточности и возможности учесть контекст) Низкая (из-за излишнего формализма, сухости выражений)
Дополняемость другими средствами повышения адекватности восприятия высказываний Широкий диапазон дополнительных средств: аудиовизуальные, визуальные, игровые средства Ограниченные возможности; графики схемы, таблицы

 

Совокупность задач в составе модели проблемной ситуации представим в виде рисунка 2.7. Для того чтобы получить математическую постановку задачи вводят идентификаторы, обозначающие переменные и константы, а фигурирующие в вербальных высказываниях физические, экономические, социальные и другие связи моделируют введением логических, арифметических, алгебраических и математических соотношений между переменными и константами. Области допустимых значений управляемых и неуправляемых факторов моделируют проявления законов природы, ограничения на активные ресурсы и проч. Эти ограничения формируются уравнениями и неравенствами соответствующего вида.

 

Рисунок 2.7 – Структура модели проблемной ситуации

 

Как показано на рисунке 2.7, моделирование проблемной ситуации превращает каждый этап разработки управленческого решения в задачу, имеющую свою частную цель («Требуется найти») и условия («Дано»). В свою очередь, каждая задача разбивается на вопросы Значительная часть из этой совокупности задач решается лично ЛПР, некоторые – с привлечением экспертов. Более подробно характеристики задач представим в таблице 2.2.


Таблица 2.2 – Характеристики частных задач модели проблемной ситуации

Наименование задачи Цель решения задачи Вербальная постановка задачи  
«Дано» «Найти»  
Задача анализа проблемы Обеспечение принципа цели. Выбор наиболее актуальной проблемы из списка проблем и формирование критерия Список проблем, представления ЛПР об актуальности и срочности их решения, собственных возможностях и предпочтениях Описание предстоящей операции, ее ожидаемых результатов, критериев оценки эффективности
Задача моделирования механизма ситуации Обеспечение принципа измерения. Получение в заданных шкалах оценок результатов приме нения альтернатив Результаты анализа проблемы, оценки условий проведения операции, сведения о природе факторов и о закономерностях их взаимосвязи в операции Тип модели, типы шкал для получения результатов и основные соотношения моделирования
Задача получения информации Обеспечение принципа информации достаточности. Ин формационная поддержка процесса разработки решений Результаты анализа проблемы, результаты моделирования механизма ситуации Источники получения информации способы обращения к источникам ин формации и формы представления ин формации
Задача формирования исходного множества альтернатив Обеспечение принципа свободы Результаты анализа проблемы, результаты выбора решений Сформировать несколько альтернативных вариантов решения проблемы (не менее двух альтернатив)
Задача моделирования предпочтений Обеспечение принципа оптимальности Цель операции, результатов моделирования механизма ситуации Модель предпочтений ЛПР
Задача выбора Принятие решения Цель операции, множество альтернатив «Наилучшая альтернатива»-
Задача оценки фактической эффективности решений Обобщение и передача опыта Фактические результаты проведенной операции, оценка фактической эффективности Выводы о значимости достигнутых успехов или причинах неудач, корректировки ранее принятых решений
               

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-26; Просмотров: 3431; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.