1. Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» от 04.09.99 № 96-ФЗ.
2. Федеральный закон «Водный кодекс Российской Федерации» от 16.11.95 № 167-ФЗ.
3. Федеральный закон «О штате за пользование водными объек- тами» от 06.09.98 № 71 -ФЗ (с изменениями от 07.08.01 № 111-ФЗ).
4. Федеральный закон «Об охране озера Байкал» от 01.05.99 № 94-ФЗ (с изменениями от 30.12.2000).
5. Федеральный закон «Земельный кодекс Российской Федера- ции» от 25.10.01 № 136-ФЗ.
6. Федеральный закон «Об индексации ставок земельного нало- га» от 14.12.01 № 163-ФЗ.
7. Федеральный закон «О разграничении государственной соб- ственности на землю» от 17.07.01 № 101-ФЗ.
8. Федеральный закон «О мелиорации земель» от 10.01.96 № 4-ФЗ.
9. Федеральный закон «О недрах» от 03.03.95 № 27-ФЗ (с изме- нениями от 08.08.01).
10. Федеральный закон «Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продук- ции» от 21.07.97 № 112-ФЗ.
11. Федеральный закон «Лесной кодекс Российской Федерации» от 29.01.97 № 22-ФЗ.
12. Федеральный закон «О природных лечебных ресурсах, лече- бно-оздоровительных местностях и курортах» от 23.12.95 № 26-ФЗ.
13. Федеральный закон «Об особо охраняемых природных тер- риториях» от 14.03.95 № 169-ФЗ.
14. Федеральный закон «О животном мире» от 24.04.95 № 52-ФЗ.
15. Федеральный закон «О внутренних морских водах, тер- риториальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» от 31.07.98 № 155-ФЗ.
16. Федеральный закон «О континентальном шельфе Россий- ской Федерации» от 30.11.95 № 187-ФЗ (в ред. от 08.08.01).
17. Федеральный закон «О территориях традиционного природо- пользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» от 07.05.01 № 49-ФЗ.
С 1 января 1997 г. действует Уголовный кодекс Российской Фе- дерации, в котором в гл. 26 рассмотрены вопросы экологических преступлений.
По А.М.Воронцову (1999), экологическое преступление — это Предусмотренное законом и запрещенное им под угрозой наказа- ния виновного общественно опасное деяние (действие или без- действие), посягающее на окружающую среду и ее компоненты, рациональное использование и охрана которых обеспечивают оп- тимальную жизнедеятельность человека, а также на экологическую безопасность населения и территорий. Оно состоит в непосред- ственном противоправном использовании природных объектов (или в противоправном воздействии на них) как социальной ценнос- ти, приводящем к негативным изменениям состояния и качества окружающей среды.
Экологическая криминалистика — наука, исследующая законо- мерности преступного нарушения экологической безопасности личности, общества и государства, механизмы отражения преступ- ного поведения в источниках информации, оптимальные пути рас- крытия, расследования и предупреждения экологических преступ- лений, а также средства и методы указанной деятельности с це- лью обеспечения надлежащего применения процессуально-мате- риальных правовых норм.
Основные отличия экологической криминалистики следующие:
виктимологическое — жертва не провоцирует преступление, она коллективна, анонимна; воздействие преступления может быть весьма отдаленным во времени (химический канцерогенез зани- мает до 10 — 20 лет);
трасологическое — материальные следы преступления не локаль- ны, а распространены по протяженным территориям и акватори- ям, эффекты трансграничного переноса требуют подключения механизмов международного права (единственная область крими- налистики, где применимы спутниковые методы наблюдения — это экологическая криминалистика);
по степени латентности — доля скрытой экологической пре- ступности гипертрофированна и достигает в России 97 — 99 %.
С 1 июля 2002 г. на территории Российской Федерации вступил в действие новый Кодекс Российской Федерации об администра- тивных правонарушениях. Задачами законодательства об админис- тративных правонарушениях являются: защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защи- та общественной нравственности, охрана окружающей среды, уста- новленного порядка осуществления государственной власти, об- щественных порядка и безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение таких правонарушений. Вопросы защиты окружающей среды затронуты в гл. 7 «Административные наруше- ния в области охраны собственности* и гл. 8 «Административные
правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования» Кодекса Российской Федерации об адми- нистративных правонарушениях.
1.2.2. Основные положения Федерального закона «Об охране окружающей среды»
В январе 2002 г. вступил в действие новый Федеральный закон «Об охране окружающей среды». Он заменил Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» от 19.12.91 № 2060-1. Все законодательство в области охраны окружающей среды, природо- пользования и обеспечения экологической безопасности было по- строено в соответствии с основными положениями этого закона. Рассмотрим их в сопоставлении с законом 1991 г.
Структура Федерального закона «Об охране окружающей сре- ды» практически повторяет структуру Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды» (табл. 1.1), однако его содержание принципиально новое.
В Федеральном законе «Об охране окружающей среды» в ст. 1 даны основные понятия для всех вопросов в сфере нормирования, государственного экологического мониторинга, экологического ауди- та, наилучшей существующей технологии, экологического риска, экологической безопасности. Изменения коснулись всех определе- ний в области нормирования качества окружающей среды. Дано принципиально новое определение государственного экологического мониторинга. Также впервые даны определения экологическому ауди- ту, наилучшей существующей технологии и экологической без- опасности.
Основные принципы охраны окружающей среды, сформули- рованные в ст. 3, допускают воздействие хозяйственной и иной деятельности на природную среду, исходя из требований в облас- ти охраны окружающей среды. При этом снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности должно дости- гаться на основе использования наилучших существующих техно- логий с учетом экономических и социальных факторов. Закон тре- бует обеспечить сочетание интегрированного и индивидуального подходов к установлению требований в области охраны окружающей среды к субъектам хозяйственной и иной деятельно- сти.
Федеральным законом «Об охране окружающей среды» полно- стью изменены полномочия субъектов РФ в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, включая:
разработку и утверждение нормативов, ГОСТов и иных норма- тивных документов в области охраны окружающей среды, содер- жащих соответствующие требования, нормы и правила не ниже установленных на федеральном уровне;
организацию и осуществление в порядке, установленном зако- нодательством Российской Федерации, государственного эколо- гического мониторинга, формирование и обеспечение функцио- нирования территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды;
государственный экологический контроль за объектами хозяй- ственной и иной деятельности независимо от форм собственно- сти, находящимися на территориях субъектов Российской Феде- рации, за исключением подлежащих федеральному государствен- ному экологическому контролю.
Существенные изменения претерпел раздел, посвященный ме- тодам экономического регулирования.
К основным методам экономического регулирования в области охраны окружающей среды Федеральным законом «Об охране окру- жающей среды» отнесено:
разработка государственных прогнозов социально-экономиче- ского развития на основе экологических прогнозов;
предоставление налоговых и иных льгот при внедрении наилуч- ших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработки отходов, а так- же при осуществлении иных эффективных мер по охране окружа-
ющей среды в соответствии с законодательством Российской Фе- дерации;
поддержка предпринимательской, инновационной и иной де- ятельности (в том числе экологического страхования), направлен- ной на охрану окружающей среды.
Законом ликвидирована система экологических фондов, но со- хранены штрафы за негативное воздействие на окружающую среду. Определено, что предпринимательская деятельность, осуществ- ляемая в целях ее охраны, поддерживается государством посред- ством установления налоговых и иных льгот. Ликвидирован меха- низм добровольного экологического страхования.
В соответствии с требованиями нового закона в России будет полностью изменена система нормирования в области охраны окру- жающей среды.
Законом определено, что нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов ка- чества окружающей среды, допустимого воздействия на нее, а также ГОСТов и иных документов. Нормирование осуществляет- ся в порядке, установленном Правительством Российской Феде- рации.
К нормативам качества окружающей среды законом отнесены нормативы, установленные в соответствии с химическими, физи- ческими и биологическими показателями ее состояния. В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физиче- ских лиц устанавливаются следующие нормативы:
допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов; образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение;
допустимого изъятия компонентов природной среды; допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду. Законом вводится добровольная и обязательная экологическая сертификация как один из элементов осуществления экологиче- ски безопасной хозяйственной деятельности.
Принципиально изменен раздел, посвященный государствен- ной экологической экспертизе (ГЭЭ). В него в качестве самосто- ятельной статьи включена оценка воздействия на окружающую среду, проводимая в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвен- ное воздействие на окружающую среду. Она осуществляется при разработке всех альтернативных вариантов предпроектной, в том числе предьтнвестиционной, и проектной документации с уча- стием общественных объединений. Впервые введена норма пра- ва о том, что порядок проведения экологической экспертизы устанавливается Федеральным законом «Об экологической экс- пертизе».
В новый закон включена гл. VIII «Требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной де- ятельности». Она содержит принципиально новые статьи:
«Требования в области охраны окружающей среды при произ- водстве и эксплуатации автомобильных и иных транспортных средств»;
«Требования в области охраны окружающей среды при разме- щении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов нефтегазодобывающих про- изводств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки»;
«Требования в области охраны окружающей среды при прива- тизации и национализации имущества».
Федеральным законом «Об охране окружающей среды» изме- нен порядок государственного экологического контроля. Если в соответствии со старым законом на территории Российской Феде- рации осуществлялся государственный, производственный и об- щественный контроль, то новый закон добавляет к ним и муни- ципальный контроль. Изменен и порядок осуществления государ- ственного экологического контроля. Теперь его проводят специ- ально уполномоченные федеральные органы исполнительной вла- сти и органы исполнительной власти субъектов Российской Феде- рации, а не только органы государственной власти в области охра- ны окружающей среды (в структуре бывшей Госкомэкологии Рос- сии). При этом перечень объектов, подлежащих федеральному го- сударственному экологическому контролю, определяется Прави- тельством Российской Федерации.
Новым законом внесен ряд изменений в ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды. Так, субъектам хозяйственной деятельности вменена обязанность полного возмещения вреда окружающей среде, в том числе и по проектам, которые имеют положительное заключение ГЭЭ. Вред возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками, а при их отсутствии — исходя из фактических затрат, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды. Иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны ок- ружающей среды, могут быть предъявлены в течение 20-ти лет.
Также изменен порядок ограничения, приостановления или прекращения деятельности юридических и физических лиц, осу- ществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды. Если раньше надзорные органы своими пред- писаниями могли приостановить или прекратить деятельность хо- зяйствующих объектов, то теперь требования об ограничении, приостановлении или прекращении этой деятельности должны рас- сматриваться судом или арбитражным судом.
1.2.3. Основные положения Федерального закона «Об экологической экспертизе»
В современных условиях перехода России к рыночным отноше- ниям экологическая экспертиза становится основным элементом принятия решений на любом уровне управления. В первую оче- редь, это связано с переходом от административных методов регу- лирования экономики к рыночным, что предусматривает разви- тие независимой экологической экспертизы как одного из важ- нейших инструментов в процессе принятия решений.
Существовавшая в прошлом практика осуществлять хозяйствен- ную деятельность без учета существующего и прогнозируемого со- стояния природной среды, без оценки последствий от хозяйствен- ной деятельности привела к ухудшению экологической обстанов- ки и образованию очагов социальной напряженности в местах рас- положения экологически неблагополучных предприятий. В целях предотвращения принятия экологически непродуманных решений на стадии разработки предпроектной и проектной документации в Законе РСФСР «Об охране окружающей природной среды» впер- вые были сформулированы основы проведения экологической эк- спертизы в Российской Федерации. Во исполнение этих принци- пов был разработан и в 1995 г. принят Федеральный закон «Об экологической экспертизе».
Он регулирует все отношения в области экологической экспер- тизы. Законом определено, что: «Экологическая экспертиза — ус- тановление соответствия намечаемой хозяйственной и иной дея- тельности экологическим требованиям и определение допустимо- сти реализации объекта экологической экспертизы в целях пре- дупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой дея- тельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объек- та экологической экспертизы». В соответствии с законом на терри- тории Российской Федерации осуществляются ГЭЭ и обществен- ная экологическая экспертиза (ОЭЭ).
Федеральный закон «Об экологической экспертизе» построен следующим образом:
1) принципы экологической экспертизы;
2) полномочия в области экологической экспертизы федераль- ных органов государственной власти, субъектов Российской Фе- дерации, органов местного самоуправления;
3) порядок проведения ГЭЭ, включая:
объекты ГЭЭ федерального уровня и уровня субъектов Рос- сийской Федерации;
порядок формирования экспертной комиссии ГЭЭ; права и обязанности эксперта и руководителя; принятие заключения ГЭЭ;
4) порядок проведения ОЭЭ, включая: объекты ОЭЭ;
условия проведения ОЭЭ;
отказ в государственной регистрации заявления о проведе- нии ОЭЭ;
принятие заключения ОЭЭ;
5) права и обязанности заказчиков документации, подлежа- щей экологической экспертизе;
6) финансирование государственной и общественной экологи- ческой экспертизы;
7) виды нарушений законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе;
8) порядок разрешения споров в области экологической экс- пертизы между субъектами Российской Федерации и между муни- ципальными образованиями.
Положительное заключение ГЭЭ является одним из обязатель- ных условий финансирования и реализации ее объекта. Оно имеет юридическую силу в течение срока, определенного специально уполномоченным государственным органом в области экологиче- ской экспертизы.
Федеральным законом «Об экологической экспертизе» установ- лена ответственность за нарушения законодательства Российской Федерации в этой области.
Споры в области экологической экспертизы между субъектами Российской Федерации разрешаются посредством согласования решений по предметам спора и принятия согласительных доку- ментов. В случае отсутствия таких решений эти споры разрешаются в порядке, установленном законодательством Российской Феде- рации. Споры в области экологической экспертизы между муни- ципальными образованиями разрешаются в судебном порядке в соответствии с процессуальным законодательством.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление