Официальным началом деятельности по ОВОС в наглей стране принято считать 1985 г., когда были утверждены СНиП 1.02.01-85 «О составе, порядке разработки, согласования и утверждения про- ектно-сметной документации на строительство предприятий, зда- ний и сооружений», где в прил. 4 «Охрана окружающей природной среды» появилась рекомендация, согласно которой этот раздел рабочего проекта строительства должен был содержать «комплек- сную оценку оптимальности предусматриваемых технических ре- шений по рациональному использованию природных ресурсов и мероприятии по предотвращению отрицательного воздействия стро- ительства и эксплуатации предприятия, сооружения на окружаю- щую природную среду, включая флору и фауну».
В СССР именно хозяйственное законодательство включало опре- деленные положения, направленные на предотвращение негатив- ного воздействия на окружающую среду. Нормы и правила плани- рования и проектирования содержали, наряду с техническими, природоохранные и санитарные стандарты, а также определенные требования по проведению инженерных и экологических расче- тов, изысканий по оформлению проектной документации. Напри- мер, начиная с 70-х гг. XX в., существовало требование о включе- нии в большинство видов проектной документации раздела «Охрана окружающей природной среды», описывающего проектируемые природоохранные меры.
Кроме того, для осуществления определенных видов деятель- ности необходимы были согласования государственных органов, отвечавших за охрану окружающей среды или ее отдельных ком- понентов.
С середины 70-х гг. XX в. в СССР активно внедрялась концепция территориальных комплексных схем по охране природы (ТерКСОП), которые часто разрабатывались параллельно с планами или про- граммами территориального развития. ТерКСОПы были, по сути, первой попыткой осуществить систематический анализ состояния окружающей среды и прогноз его изменения при развитии отрас- лей народного хозяйства.
На протяжении 80-х гг. XX в. СССР оказался затронут много- численными экологическими проблемами (воздух городов, засо- ление почв Средней Азии, обмеление Арала, загрязнение Волги, Оби, Байкала и т.д.). Попытки разрешить их с помощью директив- ных методов показали принципиальную недостаточность существу- ющих механизмов учета экологических факторов при принятии хозяйственных решений.
Частью процесса принятия решений была оценка намечаемой деятельности специальными комитетами экспертов, входившими в состав Госплана СССР, Госстроя СССР, ряда других министерств и региональных органов власти. Всего к середине 80-х гг. насчитыва- лось примерно 900 таких экспертных комитетов. Проект, план или программа не могли вступить в стадию реализации до принятия «положительного заключения» соответствующей экспертизы.
Обязательность экологической экспертизы проектов и необхо- димость разработки соответствующих нормативно-правовых актов были сформулированы в Постановлении Верховного Совета СССР «О соблюдении требований законодательства по охране природы И рациональному использованию природных ресурсов» от 20.11.85. Вскоре Госстрой СССР принял «Инструкцию о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектно-сметной доку-
ментации на строительство предприятий, зданий и сооружений» (1985), согласно которой проектная документация должна была включать комплексную оценку предусматриваемых технических решений по рациональному использованию природных ресурсов и мероприятий по предотвращению отрицательного воздействия строительства и эксплуатации объекта на окружающую среду.
Именно это положение о комплексной оценке послужило прото- типом введенной позднее ОВОС, удостоверяющей экологическую допустимость реализации проекта, т.е. первый механизм экологи- ческой оценки в СССР был создан на основе практики проведе- ния экспертиз. Важную роль в его создании сыграла и обществен- ность, обеспокоенная келейными решениями о реализации таких крупных проектов, как поворот северных рек и строительство Ка- тунской ГЭС. Беспокойство вызывали не столько возможные по- следствия осуществления конкретных проектов, сколько отсутствие процедуры экспертной оценки, независимой от ведомств-заказ- чиков.
Таким образом, ОВОС как совокупность этапов, процедур и операций по учету экологических требований и условий при под- готовке и принятии хозяйственных решений в нашей стране была инициирована в 1988 г. ГЭЭ. До этого времени она была уделом, в основном, коллективов ученых, которые прогнозировали измене- ния состояния окружающей среды, происходящие под влиянием антропогенной деятельности.
Для методического обеспечения процесса ОВОС Главная госу- дарственная экологическая экспертиза от лица Госкомприроды СССР взяла на себя функции разработчика нормативной базы де- ятельности по ней, ответственность за проведение которой возла- галась на инициатора/заказчика намечаемой хозяйственной дея- тельности. В течение следующих пяти лет МПР России подготови- ло серию методических документов, регламентирующих процесс ОВОС на стадии разработки технико-экономического обоснова- ния/проекта строительства хозяйственного объекта на новом зе- мельном участке.
Верховный Совет 27.11.89 принял Указ № 827-1 «О неотлож- ных мерах по улучшению экологической ситуации», который за- прещал финансирование проектов и программ, не имевших поло- жительного заключения ГЭЭ, а уже в декабре 1989 г. Госкомпри- роды циркулярным письмом ввел процедуру оценки воздействия на окружающую среду. Отделам ГЭЭ запрещалось принимать на экспертизу проекты, не содержащие результатов оценки ОВОС.
Одновременно Госкомприродой СССР был издан приказ, обя- зывавший заказчиков представлять проектную документацию на экологическую экспертизу и включать в ее состав результаты про- ведения ОВОС. В обязанности Госкомприроды входило рассмотре- ние переданной документации в течение сорока пяти дней и под-
готовка заключений, выводы которых носили обязательный ха- рактер.
Экологическая переориентация деятельности института проек- тирования и соответствующие структурные изменения в проект- ных организациях начались по существу в 1992 г., когда тер- риториальные органы системы Госкомприроды СССР получили указание от руководства Комитета не принимать на ГЭЭ обосно- вывающую документацию без информации об использовании в проектных решениях результатов проведения ОВОС. В том же году была утверждена «Временная инструкция о порядке проведения оценки воздействия на окружающую среду при разработке техни- ко-экономических обоснований (расчетов) и проектов строитель- ства народно-хозяйственных объектов и комплексов» (со сроком действия до 01.01.92), которая впервые использовала аббревиату- ру «ОВОС» и явилась первым нормативным документом в этой области.
В соответствии с данной Инструкцией результаты ОВОС подле- жали рассмотрению отделами ГЭЭ. Впоследствии Инструкция была Использована рядом министерств и ведомств для разработки от- раслевых инструктивно-методических документов по ОВОС. До настоящего времени она используется в некоторых странах СНГ (например, в Беларуси), а в других послужила основой для созда- ния национальных процедур ОВОС (например, в Казахстане).
На основе Временной инструкции более 20 министерств и ве- домств утвердили по согласованию с Госкомприроды СССР от- раслевые инструкции по проведению ОВОС, которые стали пер- вым «эшелоном» нормативной базы по ней. Основной целью раз- работки отраслевой нормативной базы по ОВОС был максималь- ный учет специфики воздействия на окружающую среду, исходя из знания особенностей используемых технологий при подготовке обосновывающей документации на развитие предприятия.
После подписания «Конвенции об оценке воздействия на окру- жающую среду в трансграничном контексте» (Конвенция Эспоо, 1991) в СССР сложилась существующая и поныне в России систе- ма ЭО.
Советское природоохранное законодательство продолжало дей- ствовать в России, за исключением тех случаев, когда принима- лись новые российские законодательные акты, заменяющие или отменяющие его. В Законе РСФСР «Об охране окружающей при- родной среды» ГЭЭ был придан обязательный характер. Ей должна была подвергаться плановая и проектная документация, включая технико-экономические обоснования всех проектов вне зависи- мости от их масштаба и предметной области. Была предусмотрена также возможность проведения ОЭЭ. Реализация проектов без по- ложительного заключения государственной экологической экспер- тизы запрещалась.
Вслед за Временной инструкцией Советом министров утверж- дается «Положение о государственной экологической экспертизе» (1993), которое оставалось основным нормативным актом в этой сфере до принятия в конце 1995 г. нового Федерального закона «Об экологической экспертизе».
В 1994 г. было утверждено «Положение об оценке воздействия на окружающую среду в Российской Федерации». В нем говори- лось, что ОВОС является составной частью процесса принятия решений, и подчеркивалась необходимость ее проведения на са- мой ранней стадии разработки проекта. Процедура и содержание ОВОС в основном соответствовали зарубежным подходам к ЭО.
В окончательном варианте приведена следующая формулиров- ка: «Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) — проце- дура учета экологических требований законодательства Российс- кой Федерации при подготовке и принятии решений о социаль- но-экономическом развитии общества». Роль ОВОС сводилась, в первую очередь, к регулированию нормируемых воздействий.
С принятием Федерального закона «Об экологической экспер- тизе» и ряда связанных с ним нормативных актов, в частности, «Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федера- ции», законов и кодексов по природопользованию, Федерального закона «Об охране окружающей среды» (2002), региональных за- конов и подзаконных актов о лицензировании природопользова- ния сформировалась, в общих чертах, современная российская система ЭО.
1.4.2. Роль «Положения об оценке воздействия...» в системе экологической оценки в России
Российское законодательство по ЭО включает большое количе- ство нормативно-законодательных документов, изданных различ- ными ведомствами и использующих подчас различающуюся тер- минологию, а подходы, рекомендуемые в этих документах, не все- гда полностью соответствуют друг другу даже в том, что касается основных понятий. Ключевыми нормативно-законодательными актами в области экологической оценки в России, несомненно, являются Федеральный закон «Об экологической экспертизе» и «Положение об оценке воздействия...» 2000 г. Они определяют об- щие принципы, а также регулируют как права и обязанности уча- стников процесса экологической оценки, так и порядок их взаи- модействия.
Система ЭО содержит такие элементы, как ГЭЭ и ОЭЭ, регу- лируемые экологическим законодательством, принципы и прави- ла подготовки прединвестиционной, предпроектной и проектной документации, отраженные в СП и СНиПах, ведомственных ин-
струкциях, нормах участия общественности, содержащихся в за- конодательстве по градостроительству и землепользованию, и т.д. Более того, многие из вышеуказанных элементов регулируются не только на федеральном, но и на региональном уровне, а обилие ведомственных инструкций, порядков, правил, положений пре- допределяет возможную внутреннюю противоречивость элементов этой системы.
Нормативно-правовые документы по ЭО должны избегать вве- дения требовании, противоречащих уже существующим, что, по мнению авторов, делает новое Положение более совершенным. Оно вводит ряд определений, принципов и подходов, объединяющих ее существующие элементы в единую систему и показывающих возможные направления развития этой системы.
В частности, Положение характеризует национальную процедуру оценки воздействия как собственно оценку воздействия, проводи- мую заказчиком, и как экологическую экспертизу.
Само понятие «оценки воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду» по определению включает не только выяв- ление и анализ возможных воздействий, но и разработку мер по их уменьшению, а также учет общественного мнения, что подра- зумевает взаимодействие с заинтересованными сторонами. Кроме того, Положение дает принципиально важные определения участ- никам оценки воздействия на окружающую среду, заказчику, а также разъясняет понятие «материалы по оценке воздействия».
Таким образом, утверждение процедуры ОВОС в России нача- лось не законодательным путем через основополагающий природо- охранный закон, а через нормативную документацию органа госу- дарственного управления, регулирующего непосредственно под- готовку проектной документации по реализации хозяйственной деятельности.
Безусловно, практика и опыт мирового сообщества в области разрешения экологических проблем помогли России приступить к разработке и освоению методологии ОВОС и начать применять ее при подготовке хозяйственных решений. Принципиальное значе- ние в организации этой деятельности имело создание ГЭЭ, ана- лиз и обобщение результатов которой позволили сформулировать цели, задачи проведения ОВОС, обозначить исполнителей и уча- стников этого процесса, определить роль общественности и уста- новить ответственность заказчика за нарушение правил в данной области.
Контрольные вопросы
1. Какое место занимают международные конвенции и соглашения в системе нормативно-правового обеспечения природоохранной деятель- ности в Российской Федерации?
2. Какими основными федеральными законами определены правовые отношения в области охраны окружающей среды, обеспечения экологи- ческой безопасности, рационального природопользования?
3. Какими федеральными законами установлена уголовная и админис- тративная ответственность за экологические правонарушения?
4. Опишите структуру Федерального закона «Об охране окружающей среды».
5. Перечислите объекты охраны окружающей среды.
6. Перечислите особенности раздела, посвященного экологической экспертизе, в Федеральном законе «Об охране окружающей среды».
7. В каком порядке определяется государственный экологический конт- роль, предусмотренный Федеральным законом «Об охране окружающей среды»?
8. Расскажите о системе законодательных и нормативно-правовых ак- тов в области охраны окружающей природной среды, обеспечения эколо- гической безопасности и рационального природопользования в Россий- ской Федерации.
9. В каком порядке определяется юридическая сила нормативного пра- вового акта на уровне Российской Федерации?
10. Какова цель экологического нормирования?
11. Какие виды ответственности предусмотрены в России за экологи- ческие правонарушения?
12. Каковы главные направления деятельности в области инженерной защиты окружающей среды?
13. Какими нормативными актами обеспечивается экологическая без- опасность реализации проектов хозяйственной деятельности в Россий- ской Федерации?
14. Как осуществляется управление природоохранной деятельностью в Российской Федерации?
15. Чем важны принципы комплексности, региональности и ландшафт- ный подход при проектировании различных объектов?
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление