Всемирный банк в порядке эксперимента приступил к эколо- гическому сопровождению финансируемых им проектов в начале 70-х гг. XX в. Он стал первой из финансовых организаций, которая
практиковала анализ и отбор проектов по сопряженным с ними экологическим последствиям и использовала ЭО для принятия решения по предоставлению займов.
В связи со случаями финансирования Всемирным банком про- ектов, которые, как оказалось, имеют негативные экологические последствия, к 1984 г. экологическое сопровождение стало обяза- тельным условием для всех проектов, связанных с воздействием на окружающую среду. Сотрудникам было дано указание уделять особое внимание оценке тех экологических эффектов каждого про- екта, которые являются потенциально необратимыми. Кроме того, проводимая Всемирным банком политика требовала, чтобы про- екты с серьезными негативными последствиями для окружающей среды при отсутствии компенсирующих мер отклонялись от фи- нансирования.
В 1989 г. требования по экологическому сопровождению финан- сируемых Всемирным банком проектов были сформулированы в специальном документе, определяющим порядок ЭО всех проек- тов, которые могли оказывать значительное воздействие на окру- жающую среду. Этим документом сотрудникам Всемирного банка было вменено в обязанность рассматривать и классифицировать все предполагаемые займы по категориям в зависимости от серь- езности потенциальных экологических проблем, выявленных на стадии технико-экономического обоснования.
Разработанная методика ЭО оказалась ценным инструмен- том для выявления присущих данному проекту экологических проблем, а также для поиска средств их решения или смягчения. Требования Всемирного банка к экологическому сопровожде- нию инвестиционных проектов во многом аналогичны подхо- дам МБРР и Международной ассоциации развития (МАР) и очень близки к требованиям Международной финансовой кор- порации (МФК).
С целью выделения важнейших потенциальных проблем эколо- гического характера на стадии отбора проектов для финансирова- ния осуществляется их классификация по степени воздействия на окружающую среду. Ее целью является принятие решения о харак- тере и масштабе ЭО или экологического анализа, которые долж- ны быть проведены в связи с предполагаемым предоставлением кредита или займа. В результате проект относят к одной из трех категорий в зависимости от характера, масштабов и степени зна- чимости его воздействия на окружающую среду:
категория А — ЭО необходима в полном объеме, поскольку виды воздействия на окружающую среду могут быть чрезвычайно разнообразны, а воздействие весьма серьезным;
категория В — достаточно проведения экологического анализа в более узких рамках, поскольку виды воздействия могут носить совершенно локальный характер;
категория С — особой необходимости в экологическом анализе нет, поскольку воздействие проекта на окружающую среду вряд ли окажется значительным.
В зависимости от конкретной ситуации ЭО может потребовать- ся для проектов и их элементов, которые, вероятно, будут вызы- вать отрицательные эффекты воздействия на окружающую среду и поэтому претендовать на отнесение к категории А:
плотины и водохранилища;
лесохозяйственные проекты, производство древесины;
крупные промышленные предприятия;
крупные оросительные и осушительные системы, а также про- тивопаводковые сооружения;
окультуривание ландшафтов инженерными методами и плани- ровка земель;
освоение месторождений полезных ископаемых, включая нефть и газ;
строительство портов и гаваней;
мелиорация и освоение новых земель;
переселение людей и освоение новых земель;
освоение речных бассейнов;
строительство тепловых и гидроэлектростанций;
производство, транспортировка и использование пестицидов и других опасных и(или) токсичных веществ.
Дать описание типа воздействия на окружающую среду доста- точно трудно. Обычно считают, что если проект связан с перечис- ленными ниже видами воздействий, то отнесение его к категории А вполне оправданно:
необратимое преобразование потенциально продуктивных или ценных земель, а также водных источников (природные леса, уча- стки дикой природы, водные объекты, имеющие рыбохозяйствен- ную ценность);
создание риска для здоровья и безопасности населения (напри- мер, в результате образования, хранения и удаления опасных от- ходов, отсутствия должных мер, связанных с гигиеной труда и техникой безопасности, нарушение стандартов качества воды и воздуха);
перемещение значительного числа людей или предприятий;
отсутствие эффективных смягчающих или превентивных мер.
Одно из требований, предъявляемых к ЭО, выполняемой в пол- ном объеме, заключается в том, что должны быть приняты во вни- мание все другие проводимые или планируемые работы на терри- тории, охватываемой проектом, а также самопроизвольные явле- ния, возникающие в результате его осуществления. Например,
миграция населения в зону, освоенную в результате строительства
дороги.
Проекты и элементы, которые могут иметь эффекты воздей-
ствия на окружающую среду и для которых уместен ограниченный
по объему и охвату экологический анализ, могут быть отнесены к категории В:
сельскохозяйственные предприятия;
линии электропередачи;
небольшие оросительные и осушительные системы; использование возобновляемых источников энергии;
электрификация сельских районов;
туризм; системы водоснабжения и канализации в сельских районах;
проекты улучшения управления использованием ресурсов водо- сборного бассейна и реконструкция сооружений;
ограниченные по масштабу проекты реконструкции и повыше- ния технического уровня.
Проекты категории В часто отличаются от проектов категории А того же типа лишь масштабом.
К проектам и их компонентам, которые, как правило, не ока- зывают сколько-нибудь значительного воздействия на окружаю- щую среду (категория С), относятся: образование; планирование семьи;
здравоохранение;
питание;
совершенствование организационной структуры;
оказание технической помощи;
большинство проектов, связанных с людскими ресурсами. В соответствии с требованиями Всемирного банка отчет об ЭО конкретного проекта должен быть кратким. В нем освещаются лишь самые важные проблемы экологического характера. Глубина и сте- пень сложности экологического анализа должны быть соизмери- мы с видами и масштабами потенциальных воздействий проекта на окружающую среду. Отчет предназначен для заемщика, банка, разработчиков проекта и организаций-исполнителей. В нем обяза- тельно указываются политические, правовые и административные рамки, в которых проводится ЭО, и требования в части охраны окружающей среды, предъявляемые всеми организациями и уч- реждениями, участвующими в проекте. Затем приводятся исход- ные данные, рассматриваются наиболее значительные виды воз- действия проекта на окружающую среду, результаты оценки по- ложительных и отрицательных последствий, которые могут воз- никнуть в результате его осуществления.
Обсуждаются альтернативы в области планирования, капитало- вложений, выбора площадок, технологий, методов эксплуатации
оборудования и сравниваются между собой с точки зрения потен- циального воздействия на окружающую среды, капитальных и те- кущих затрат, соответствия условиям, требованиям по части орга- низационной базы, мониторинга и природоохранного обучения персонала. Желательно описать в количественных критериях для каждой из альтернатив затраты и выгоды, связанные с состоянием окружающей среды, и привести экономически выгодные значе- ния параметров среды, если возможно их определить.
В плане мониторинга состояния окружающей среды и экологи- ческих характеристик хозяйственного объекта следует указать, ка- ким будет его тип, кто должен его осуществлять, в какую сумму это может обойтись, какие дополнительные мероприятия, напри- мер, обучение персонала, необходимы.
Необходимо описать результаты обсуждения проекта с прави- тельственными органами, дать комментарии и замечания со сто- роны групп населения, охваченных воздействием проекта, и мес- тных неправительственных организаций.
Экологическая оценка должна гарантировать, что рассматри- ваемые варианты строительства и эксплуатации хозяйственных объектов экологически приемлемы и не нарушают устойчивости окружающей природной среды и что любые виды потенциального воздействия на нее будут распознаны на ранней стадии проекта и приняты во внимание при его разработке. Благодаря проведению ЭО внимание заемщика, банка и разработчиков проекта заблагов- ременно привлекается к экологическим аспектам предложенного проекта.
Фактически ЭО позволяет:
своевременно и реалистично рассмотреть экологические про- блемы;
уменьшить количество обязательных условий, относящихся к охране окружающей среды, в соглашении о предоставлении зай- ма, поскольку соответствующие меры могут быть приняты заранее или учтены при разработке проекта;
избежать при осуществлении проекта затрат и издержек, вы- званных внезапным возникновением непредвиденных проблем эко- логического характера.
Экологическая оценка способствует межведомственной коор- динации и является основой для рассмотрения вопросов, подня- тых группами населения, интересы которых затрагивает проект, и местными неправительственными организациями.
Несколько другой подход к ЭО практикует ЕББР. Он довольно близок к требованиям Всемирного банка, хотя и характеризуется некоторыми особенностями.
Типовой цикл выбора, подготовки, разработки и последующей оценки проекта за счет предоставления инвестиционного кредита или займа у ЕБРР включает семь этапов:
начальное предложение;
уточнение концепции;
начальное рассмотрение;
подготовка проекта;
заключительное рассмотрение;
рассмотрение Советом директоров;
подписание.
На начальном этапе заемщик представляет банку бизнес-ре- зюме или бизнес-план. Информация, содержащаяся в начальном предложении, должна быть достаточна, чтобы определить заслу- живает ли проект дальнейшего рассмотрения банком. Если заслу- живает, то начинается уточнение концепции проекта. В плане ре- шения вопросов охраны окружающей среды на этом этапе заем- щик представляет дополнительную информацию относительно ее состояния и ожидаемого воздействия на нее. Если концепция проекта принята, то следующей стадией является начальное рас- смотрение. На этом этапе требуется более подробная информа- ция по окружающей среде. Банк рассматривает оценку ее состоя- ния и определяет исследования, необходимые для разработки Проекта, ответственность за которую несет заемщик. Банк оказы- вает консультации по вопросам охраны окружающей среды. За- ключительное рассмотрение охватывает финансовые, юридиче- ские, экономические, технические и природоохранные пробле- мы. Далее проектная документация представляется на рассмотре- ние Совета директоров. Эта документация включает раздел о воз- действиях проекта на окружающую среду. После одобрения Сове- том директоров документация о займе может быть подписана и заем может расходоваться.
Банки всегда озабочены тем, что растущая тенденция пра- вового регулирования охраны окружающей среды на всех уров- нях — местном, национальном и интернациональном — может привести к необходимости отвечать за последствия ее загрязне- ния окружающей среды перед дебитором. Поэтому им необхо- димо представить полную информацию обо всех необходимых согласованиях и подробно описать процедуру согласования. Сле- дует показать, что предлагаемый проект удовлетворяет всем ныне действующим, а также возможным в будущем требованиям и ограничениям.
Экологический риск может привести к тому, что в случае вы- нужденного расторжения сделки все расходы, связанные с восста- новлением природной среды, лягут на кредитора. Поэтому эколо- гические ограничения должны быть четко отражены в бизнес-ре- зюме или бизнес-плане. Обычно раздел по экологическим нормам бизнес-плана включает в себя следующие пункты.
1. Основные законодательные акты, необходимые для выполне- ния проекта со стороны властей (заемщик представляет список
основных нормативно-правовых документов, под действие кото- рых может попасть планируемый кредит или заем).
2. Основные разрешения, которые необходимо получить для выполнения проекта:
на общегосударственном уровне;
региональном уровне;
местном или муниципальном уровне.
3. Лицензионные требования (какие лицензии нужно получить, если таковые требуются для данного проекта).
4. Экологические нормы (конкретные экологические нормы, ко- торые должны быть соблюдены, чтобы проект получил одобрение соответствующих юридических инстанций; федеральные, региональ- ные и местные требования, относящиеся к проекту по вопросам охраны окружающей среды, безопасности и охраны труда).
5. Контактное лицо по вопросам охраны окружающей среды (ФИО, адрес, телефон, факс).
6. Земля.
6.1. Местоположение.
6.2. История использования.
6.3. Использование земли, которая уже принадлежит заем- щику или будет куплена в связи с выполнением проекта.
8. Оценка воздействия на окружающую среду или экологиче- ская ревизия проекта.
9. Потенциальные обязательства по отношению к окружающей среде, если таковые предусмотрены.
10. Предполагаемое снижение нагрузки на окружающую среду.
11. Предлагаемые меры по улучшению состояния окружающей среды.
12. Экологическая политика заемщика.
13. Возможные экологические проблемы, связанные с реализа- цией проекта.
14. Статус консультаций с общественностью по поводу про- екта.
На начальной стадии ЭО по требованию ЕБРР представленные проекты должны быть отнесены к одной из двух категорий. Проек- ты, отнесенные к категории 1, требуют обязательной ЭО, а про- екты категории 2 такой оценки не требуют.
В соответствии с требованиями ЕБРР стандартный отчет по ЭО должен состоять из трех частей: краткого содержания отчета (ре- ферата); основной части, содержащей основные результаты эко- логической оценки; приложений к основной части. В приложениях даются данные анализов, копии документов природоохранных органов, иллюстративные материалы.
По всем потенциальным проектам ЭО проводится банком со- вместно с финансовой экспертизой. Требования к проектам изме-
няются в зависимости от их характера, степени экологического воздействия, потенциальной экологической ответственности или риска, связанного с прошлыми и будущими воздействиями, са- нитарно-гигиенических условий и других имеющих отношение к делу вопросов.
Очень часто экологические исследования раскрывают пробле- мы или потенциальные денежные обязательства, которые должны быть учтены в течение переговоров и для которых должны быть разработаны и/или проведены дополнительные исследования. В рядовом случае уровень экологических исследований определяет, как проект будет соответствовать национальным и интернацио- нальным требованиям.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление