1. Используя данные «Экологического атласа России» (2003) и крите- рии, приведенные в табл. 6.3, 6.4, 6.5, дайте сравнительную характери- стику районов радиоактивного загрязнения в Брянской («Чернобыльский след») и Челябинской (Кыштым, сброс в 1950-е гг. XX в. радиоактивных отходов) областях (почвы, поверхностные воды, лес). Определите нали- чие здесь зон чрезвычайной экологической ситуации.
2. Используя данные «Экологического атласа России» (2003) и крите- рии, приведенные в табл. 6.3, 6.4, 6.5, дайте сравнительную характери- стику очагов фтористого загрязнения вокруг Братского и Надвоицкого алюминиевых заводов (воздух, почвы, водоемы, растительность, прояв- ления флюороза у детей). Оцените уровень напряженности сложившейся здесь экологической ситуации.
Список литературы
Григорьев А.А., Кондратьев К.Я. Экологически устойчивое развитие и его возможные индикаторы // Экология, экодинамика, политика. — СПб., 1996.-С. 464-515.
Ежегодник состояния воздуха городов и промышленных центров Со- ветского Союза. —Л.: Гл. геофиз. обсерватория им. А. И. Воейкова, 1985- 1991.
Искусственный интеллект: Справочник. В 3 кн. — М.: Радио и связь, 1990.
Крапивин В.Ф., Кондратьев К.Я. Глобальные изменения окружающей среды: экоинформатика. — СПб., 2002. — 724 с.
Критерии оценки экологической обстановки территорий / Под ред.
Сhартап D. Water Quality Аssessments: Guide tо thе Use of Biota Sediments
and Water in Еnvironmental Моnitoring. — London, 1992.
GIS by ESRI. АrсView GIS. Руководство пользователя. — М.: ESRI: Дата+,
1996. - 376 с.
Тhе Digital Сhart оf the World for use with ARC/INFO. - Redfands:
ESRI, 1993.-89 р.
ГЛАВА7
Оценка воздействия на окружающую среду выполняется раз- работчиками ТЭО конкретного проекта. Проектанты готовят пре- дусмотренную природоохранным законодательством документа- цию, которая затем оценивается членами экспертной комиссии ГЭЭ с точки зрения достоверности, полноты, соответствия нор- мам природопользования и достаточности предложенных техни- ческих систем экологической безопасности.
В состав ТЭО в качестве раздела или самостоятельного тома вхо- дит раздел (том) «Охрана окружающей природной среды», кото- рый содержит характеристику современного состояния окружаю- щей среды, перечень источников воздействий, их влияние на ок- ружающую среду и население, прогноз возможных последствий воздействия на окружающую среду, социально-экономические и медико-гигиенические условия, а также описание дополнитель- ных мер, снижающих негативные последствия воздействий на раз- ных этапах инвестиционного цикла. Отдельную задачу представля- ет учет исходного загрязнения, составление и анализ программы мониторинга для всех этапов хозяйственной деятельности — стро- ительства, пуско-наладки, эксплуатации, вплоть до ликвидации и последующей реабилитации.
При проектировании одновременно должны выполняться условия поддержания экономической стабильности, социаль- ной справедливости и экологической безопасности. Прогности- ческие модели развития территориальных образований в ближай- шем и отдаленном будущем позволяют формализовать цели раз- вития общества и отдать предпочтение тем стратегиям, которые обеспечивают поэтапное достижение целей с соблюдением ба- ланса интересов и своевременным выявлением и снятием суще- ствующих противоречий. Последнее особенно важно в силу вза- имной обусловленности главных задач социально-экономичес- кого развития любой территории, одним из решающих факторов устойчивости которого является поддержание экологической безопасности.
Соотношение различных видов хозяйственной деятельности и деловой активности определяется уровнями приемлемого риска возможных отклонений в рамках установленных экологических
ограничений. Их экономическая интерпретация заключается в оценке ущерба природной среде и здоровью населения в результате воздействий различного рода, в том числе и чрезвычайного характера.
Именно оценки риска наряду с системой комплексного эко- логического мониторинга к настоящему времени являются главным содержанием проблемы обеспечения экологической безопасности, они входят как обязательный элемент в состав обоснования проекта любой промышленной деятельности для предупреждения аварийных ситуаций и особенно для планирования действий в аварийных ситуациях и ликвидации последствий аварий.
В результате выполненного анализа необходимо дать оценки
уровням приемлемых антропогенных воздействий и сформулиро- вать экологические ограничения для корректировки проектных решений. В контексте сводного проекта это должно приводить к учету ущерба природной среде и здоровью населения при созда- нии объекта, в том числе и при воздействиях чрезвычайного ха- рактера.
Необходимость введения экологических ограничений и мер обо- сновывается требованиями природоохранного законодательства по предотвращению негативных результатов влияния обьекта на эко- системы и здоровье населения, чтобы затем не пришлось бы с большими затратами исправлять последствия.
Расчетный анализ изменения экологического состояния любой территории РФ не может быть проведен в принципе, поскольку имеющиеся за последнее десятилетие ряды наблюдений отражают регрессивную экономическую ситуацию. Принципиально важным для обоснования проекта является установление предельно допус- тимого ухудшения экологической обстановки при максимально возможном варианте развития экономико-социальных систем и выбор критериальной и нормативной базы для оценки экологи- ческих рисков.
На все планируемые объекты проводится ОВОС и каждый по отдельности, в конкретные временные промежутки, удовлетво- ряет российским экологическим нормативам. Однако в опасных чрезвычайных ситуациях взаимное влияние существующих и пла- нируемых промышленных объектов, как показывают расчеты зон экологического риска методом предельных переходов (максималь- но неблагоприятное стечение обстоятельств и максимально воз- можная интенсивность воздействий), становится ощутимым и должно учитываться проектировщиками и мониторинговыми службами. Более того, при совмещении рисков различной приро- ды и от разных источников возможно провоцирование чрезвы- чайных ситуаций. Совокупные изменения в окружающей среде при реализации (часто синхронной) всех или большинства тех-
нических проектов возникают из-за того, что многие из них вли- яют друг на друга.
С учетом связи между надежной безопасной эксплуатацией про- мышленных объектов и их взаимного влияния обосновываются предложения по осуществлению адекватных наблюдательных и природоохранных мер, способствующих обеспечению экологичес- кой безопасности на территории размещения.
Максимальные нагрузки создаются там, где произвольно пла- нируется размещение жилых территорий, медицинских и детских учреждений, мест отдыха и прокладываются новые транспортные пути и промышленные коммуникации без учета зон их негативно- го воздействия. В современных условиях показатели комфортности проживания, к которым в значительной мере относятся экологи- ческие показатели, существенно влияют на стоимость объектов. Нерациональное использование территорий, непродуманное хо- зяйствование становятся причиной снижения ценности объекта, поэтому весьма важно иметь универсальную регулирующую систе- му управления и штрафов, базирующуюся на разработанных мето- диках оценки экологических нагрузок.
Анализ материалов по текущему и ретроспективному состоя- нию окружающей среды в регионе и существующей критери- альной базы обосновывает предварительную формулировку обоб- щенных критериев, учитывающих факторы риска: токсичность производства, численность рабочих, виды и объемы отходов, обращение отходов по природным средам, состояние защитных зон, ареалы и шлейфы загрязнения. Функциональное зонирова- ние территории (сельскохозяйственные, селитебные, рекреаци- онные и промзоны, особенности застройки и озеленения) и специализация промзон позволяют исследовать влияние уровней нагрузок на воздух, воду и почву различных районов, а через транспортные потоки и взаимные трансграничные воздействия оценить и перераспределение антропогенных нагрузок между районами.
Любая планируемая к реализации хозяйственная деятельность должна быть экологически обоснована. Экологическое обоснова- ние — это совокупность оценок и научных прогнозов экологичес- кой опасности для экосистемы и населения от намечаемой хозяй- ственной и иной деятельности- Одним из видов экологического обоснования является ОВОС, предназначенная для анализа наи- более важных с точки зрения потенциального воздействия на окру- жающую среду видов деятельности.
ОВОС является правовым процессом, обязательным при разра-
ботке любого крупного проекта.
Проведение ОВОС на территории России регламентируется, наряду с Конвенцией об оценке воздействия на окружающую среду трансграничном контексте, «Положением об оценке воздействия на окружающую среду в Российской Федерации» и Руководством по проведению оценки воздействия на окружающую среду при выборе площадки, разработке технико-экономических обоснований и проектов строительства (реконструкции, расширения и технического перевооружения) хозяйственных объектов и комплексов).
При рассмотрении, может ли тот или иной вид планируемой деятельности оказать значительное вредное трансграничное воз- действие, Конвенцией рекомендуется использовать следующие критерии.
1. Масштабы воздействия. Учитываются в том случае, если для планируемых видов деятельности являются значительными по территории.
2. Район воздействия. Учитывается в том случае, когда виды де- ятельности планируются к реализации на территории особо чув- ствительных или важных с экологической точки зрения районах или в непосредственной близости от них (например: водно-болотные угодья, подпадающие под действие Рамсаарской конвенции, заповедники, национальные парки и государственные заказники; зоны, представляющие особый научный интерес как памятники археологии, культуры или истории) или могут оказать значитель- ное воздействие на население.
3. Последствия. Учитываются в том случае, когда планируемые виды деятельности оказывают потенциально вредное воздействие, которое в свою очередь влечет за собой вредные последствия для населения, ценных видов флоры, фауны и организмов, угрожает нынешнему состоянию затрагиваемого района и приводит к возникновению антропогенной нагрузки, превышающей уровень устойчивости среды к внешнему воздействию. В соответствии с нормативными актами РФ для официального утверждения любого проекта необходимо проведение его ЭО государственными органами. Этот процесс, как уже указывалось выше, включает ОВОС и ГЭЭ. Последовательное проведение ОВОС и экологической экспертизы документации, обосновывающей намечаемую деятельность, называется процедурой ЭО.
Результаты ОВОС являются предметом рассмотрения ГЭЭ. Го- сударственная экологическая экспертиза проводится с целью ана- лиза материалов ОВОС наряду с другой проектной документацией и для принятия решения о соответствии планируемой деятельно- сти экологическим требованиям, а также для определения воз- можности предупреждения неблагоприятных последствий воздей-
ствия этой деятельности на окружающую среду. Заключение ГЭЭ имеет обязательную юридическую силу для проекта.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление