Не следует думать, что если воздействия правильно оценены, то будут автоматически разработаны и выполнены меры по их минимизации. После того как проведено выявление, предсказание и документирование воздействий, возникает закономерный воп- рос: «А что дальше?». Что происходит после того, как ОВОС вы- полнена и передана лицам, принимающим решения, проект одоб- рен и его финансирование началось? Среди множества причин, по которым рекомендации ОВОС и заключения экологической экспертизы могут оказаться неэффективными или вовсе не вы- полняться, основными являются:
1) неполный учет экологических рекомендаций при введении и строй и функционировании хозяйственных объектов;
2) возможное непредвиденное изменение внешних условий, в том числе состояния окружающей среды или возникновения иной хозяйственной деятельности;
3) ошибки прогнозных моделей;
4) слишком обшие и неопределенные прогнозные выводы;
5) неполнота знаний о воздействии какой-либо деятельности на окружающую среду.
Поэтому самым важным является то, как выводы ОВОС и ГЭЭ будут выполняться при осуществлении проекта, т.е. насколько ре- алистично составлены программа мониторинга и план природоох- ранных мероприятий. Задачами после проектных стадий экологи- ческой оценки при этом оказываются:
обеспечение выполнения рекомендаций, разработанных и сфор- мулированных в процессе ОВОС для предотвращения и уменьше- ния воздействий;
оценка, анализ фактических воздействий и сопоставление их характера и величины с ранее предсказанными; корректировка, если необходимо, мероприятий по предотвращению и уменьше- нию воздействий;
развитие системы экологической оценки в целом путем сбора и анализа информации об адекватности сделанных предсказаний и эффективности предложенных мер.
Важным механизмом обеспечения выполнения перечисленных задач служат планы экологического менеджмента (Епvirоптеntal Мапаgетепt Р1апs) — ПЭМ, включение которых в итоговые доку- менты ЭО требуется все возрастающим числом международных организаций и национальных систем. По определению Всемирно- го банка, ПЭМ представляет собой взаимоувязанную иерархичес- кую систему организационных, технических и мониторинговых
мероприятий, необходимых на стадии выполнения проекта для устранения негативных экологических и социальных эффектов, их компенсации или уменьшения до приемлемых значений.
Важность составления ПЭМ заключается не только в том, что они сводят в единый документ требования к природоохранным мероприятиям, облегчая таким образом контроль над их исполне- нием. В современных системах экологического регулирования одоб- рение проектов и контроль за их исполнением могут осуществ- ляться на различных уровнях административного и государствен- ного управления.
План экологического менеджмента — это механизм, обеспечи- вающий передачу ответственности за выполнение мер по умень- шению воздействий от разработчика проекта и разрешающего го- сударственного органа к владельцу/руководителю объекта и конт- ролирующему государственному органу.
Одними из наиболее продвинутых требований к ПЭМ в составе документации по экологической оценке являются требования Все- мирного банка. Ведущие специалисты-экологи Всемирного банка придают ПЭМ столь большое значение, что даже предлагают сде- лать их основным документом, подытоживающим процесс ЭО, и использовать традиционную ОВОС в качестве обосновывающего приложения к ПЭМ.
Экологический послепроектный мониторинг. Основу ПЭМ состав- ляет описание мероприятий по мониторингу. Послепроектный мониторинг широко применяется в международной практике и более точно описывает деятельность, направленную на выполне- ние двух основных задач:
определение соответствия осуществляемых проектных решений, в том числе экологических мероприятий, утвержденному плану (в том числе ПЭМ);
корректировку, при необходимости, мер по предотвращению и уменьшению воздействий.
Послепроектный анализ. Послепроектный анализ, понимаемый в широком смысле, может рассматриваться как деятельность, не- зависимая от ПЭМ, и включать такие разнообразные мероприя- тия, как периодические и эпизодические наблюдения за проектом и параметрами окружающей среды, инспекции и аудиты, прово- димые самим заказчиком, его подрядчиками иди внешними сто- ронами, например государственными органами, общественностью, научными организациями и другими участниками процесса ЭО.
По К.Вуду (Wood С., 1995), послепроектный анализ охваты- вает:
мониторинг реализации, который подразумевает надзор и кон- троль (в том числе государственный) за осуществлением проекта, например за соблюдением условий природопользования и выпол- нением запланированных мер по уменьшению воздействий;
мониторинг воздействия на окружающую среду, который мо- жет предоставлять информацию для корректировки ранее приня- тых решений, а также вносит вклад в формирование информаци- онной базы для экологической оценки аналогичных проектов.
Учитывая разнообразие форм и методов послепроектного ана- лиза и вытекающую отсюда сложность его организации и исполь- зования полученной информации, рекомендуется составлять от- дельный план послепроектного анализа в составе ПЭМ или вне его.
Специалисты Всемирного банка считают, что, хотя список па- раметров, по которым проводится мониторинг, должен быть по возможности полным, необходимо ограничиться исследованием «значимых, измеримых, реалистически достижимых элементов, основываясь на опыте и здравом смысле».
Послепроектный анализ подразумевает взаимодействие несколь- ких сторон. Это относится к координации мониторинговой дея- тельности заказчика (руководства предприятия) и органов госу- дарственной власти, ответственных за экологический и иной мо- ниторинг. Эффективный послепроектный анализ не только предо- ставляет данные заинтересованным сторонам (в том числе обще- ственным организациям и населению), но и активно использует полученную от них информацию. Сотрудничество между предпри- ятиями, государственными службами, неправительственными орга- низациями и широкой общественностью дает дополнительные возможности для эффективного снижения негативных воздействий на окружающую среду.
Данные послепроектного анализа, так же как и выводы соб- ственно ОВОС, только предоставляют информацию для осуще- ствления мер по уменьшению воздействий на окружающую среду. Для того чтобы эти меры воплотились в реальность, необходимы: определение ответственности, выделение ресурсов, подготовка пер- сонала и создание организационных структур и механизмов, обес- печивающих выполнение этих мероприятий. Все эти элементы дол- жны подробно описываться в ПЭМ.
Система экологического менеджмента. В систематическом виде процедуры послепроектного анализа, как обоснованно указывают авторы исследования «Экологическая оценка и экологическая эк- спертиза» (2001), превращаются в систему экологического менед- жмента (СЭМ). Определение ресурсов и ответственности при разра- ботке ПЭМ может сформировать прототип будущей СЭМ. Любая система менеджмента подразумевает план менеджмента, поэтому СЭМ и ПЭМ связывают отношения общего и частного.
Международный стандарт ISО 14001 определяет СЭМ как часть общей системы менеджмента, включающей организационную струк- туру, планирование деятельности, распределение ответственности, практическую работу, а также процедуры, процессы и ресурсы для
разработки, внедрения, оценки достигнутых результатов реализа- ции и совершенствования экологической политики, целей и задач.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление