Решение об осуществлении любого крупного проекта, напри- мер нефтеналивного порта, принимается в рамках отраслевых про- грамм или планов территориального развития, которые должны иметь стратегическую ЭО. Следствием принципа превентивности является то, что оценка деятельности должна осуществляться до принятия соответствующего решения в контексте самого плана или программы. В ходе такой оценки, в частности, могут быть рас- смотрены альтернативные способы достижения поставленных це- лей (например, выбор вида транспортировки нефти: железная до- рога, трубопровод, танкеры «река —море»), в том числе варианты осуществления конкретных проектов для достижения этих целей. Однако роль стратегической ЭО не ограничивается обеспечени- ем своевременного рассмотрения альтернатив и связанного с ними воздействия на окружающую среду. Осуществление конкретного про- екта может в той или иной мере предопределять направление раз- вития территории. Например, сооружение нефтяного терминала может в значительной мере предопределить развитие нефтеперера- батывающих производств и, с другой стороны, существенно огра- ничить возможности развития туризма, рекреационного использо- вания территории. Разумеется, такие направления должны опреде- ляться не стихийно, в результате осуществления ряда отдельных проектов, а осознанно, на основании приоритетов, установленных систематическим образом. Стратегическая ЭО может сыграть важ- ную роль в этом процессе, обеспечивая учет экологических факто- ров при выработке приоритетов развития.
Таким образом, стратегическая ЭО не только устраняет неко- торые ограничения экологической оценки проектов, но и являет- ся ключевым элементом устойчивого развития.
9.1. Предмет, цель и задачи стратегической экологической оценки
Термином «стратегическая экологическая оценка», являющим- ся официальным переводом англоязычного понятия Strategic Enviroптепtа1 Аssеssтепt (SЕА), обозначают применение принци-
пов ОВОС к решениям более высокого структурного уровня, чем решения о создании конкретных единичных объектов. Стратеги- ческая ЭО способствует рассмотрению экологических последствий намечаемой деятельности и ее альтернатив на ранней стадии при- нятия решений. Она представляет собой систематический процесс выявления и учета экологических факторов при возможной реали- зации предлагаемых стратегий, концепций, планов и программ. Еще в 1996 г. Экономическая комиссия ЕС одобрила применение стратегической ЭО при разработке планов и программ, связанных с землепользованием в таких областях, как энергетика, обраще- ние с отходами, добыча полезных ископаемых и транспорт, а с 2001 г. в соответствии с Директивой 2001/42/ЕС этот перечень зна- чительно расширился за счет сельского, водного и лесного хозяй- ства, рыболовства, промышленности, телекоммуникаций, туриз- ма, городского и сельского планирования.
Термин «стратегические документы» охватывает всю совокуп- ность инициатив, выходящих за рамки проектов конкретных объек- тов. Как правило, между ними предполагаются иерархические от- ношения — разработка, например, интегрированного стратеги- ческого плана развития района должна опираться на более общие решения, принятые на уровне субъекта федерации. При этом ре- зультаты, полученные в ходе оценки стратегических документов, могут использоваться при экологической оценке проектов, выте- кающих из них. Результаты стратегической ЭО могут содержать ука- зание на потенциальные проблемы, которые должны быть осо- бенно тщательно исследованы на проектном уровне, граничные условия и т. п.
В России наибольшее распространение получили крупные науч- но-технические и целевые программы федерального и региональ- ного уровней. Такие программы охватывают несколько конкретных проектов, объединенных географической, отраслевой или какой- либо другой общностью. В качестве низшего уровня этой «пирами- ды», на котором принимаются наиболее частные и детальные ре- шения, рассматривается уровень конкретных проектов.
В качестве иллюстрации сошлемся на Республиканскую целевую про- грамму «Освоение недр и развитие горнопромышленного комплекса Рес- публики Карелия на 2000 — 2002 — 2010 гг.». В Программе рассмотрены пер- спективы освоения недр и развития горных предприятий республики в соответствии с Концепцией социально-экономического развития Респуб- лики Карелия на период 1999 — 2002—2010 гг.
Программой намечается значительно увеличить объемы производства действующих горных предприятий (строительный щебень, облицовочные блоки и изделия, полевошпатовая и шунгитовая продукция), освоить семь новых видов продукции (хромовый, ильменитовый, ванадиевый, нике- левый, тальковый и кианитовый концентраты, золото) и выявить про- мышленные месторождения алмазов.
Естественно, что в Программе такого уровня не может быть выполне- на оценка воздействия прогнозируемой горнопромышленной деятельно- сти на окружающую среду, поскольку детальная проработка этих вопро- сов возможна лишь в рамках конкретных технических проектов. Поэтому в ней рассматриваются экологические ограничения планируемой деятель- ности и приводятся оценки возможных видов и уровней техногенных воз- действий на окружающую среду и здоровье населения.
Предметом стратегической ЭО могут быть проекты таких стра- тегических документов, как:
законы и другие нормативные акты, в том числе международ- ные соглашения;
планы развития отдельных отраслей;
целевые программы, направленные на решение какой-либо проблемы в рамках нескольких регионов или отраслей (например, программа энергосбережения);
территориальные планы и схемы развития;
схемы землепользования.
Основной целью стратегической ЭО является обеспечение вы- сокого уровня охраны окружающей среды и содействие устойчи- вому развитию путем нормативного обеспечения обязательного проведения ЭО планам и программам, которые могут иметь зна- чимые воздействия на окружающую среду.
Стратегическая ЭО призвана обеспечить решение следующих главных задач.
1. Установление экологических ограничений для будущего раз- вития проектов. Стратегическая ЭО позволяет проводить оценку рамочных решений перед их принятием, а не параллельно с оцен- кой деталей конкретного проекта. Ее процедура способна обеспе- чить учет экологических факторов на всех уровнях принятия реше- ний, а не только на проектном уровне.
2. Учет воздействий, выходящих за рамки отдельного проекта. Это прежде всего учет суммарных и накапливающихся воздействий, например оценка общего загрязнения, создаваемого-несколькими проектами, осуществляемыми в рамках плана или программы. Воз- вращаясь к примеру Республиканской минерально-сырьевой про- граммы Карелии, где отмечена необходимость укрупненной оцен- ки техногенного воздействия всей горной промышленности, при- ходится констатировать, что степень генерализации все же недоста- точна для получения представления о будущем уровне нагрузки на природные системы, так как изолированно рассматривается воз- действие только горнорудной отрасли вне контекста с остальными антропогенными источниками (предприятия лесного комплекса, целлюлозно-бумажной промышленности, жилищно-коммунально- го хозяйства, транспорта, энергетики). Видимо, высшим уровнем СЭО в этом случае была бы некая федеральная программа (напри- мер, Концепция устойчивого развития России).
3. Выявление столкновения интересов и предупреждение воз- никновения конфликта между группами землепользователей и жителями муниципальных образований.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление