Общественная экологическая экспертиза проводится до прове- дения государственной или одновременно с ней. Наиболее эффек- тивно проведение ОЭЭ еще на стадии обоснования инвестиций. Общественная экологическая экспертиза осуществляется при ус- ловии государственной регистрации заявления общественных орга- низаций о ее проведении.
В заявлении общественной организации о проведении ОЭЭ дол- жны быть приведены наименование, юридический адрес, харак- тер предусмотренной уставом деятельности, сведения о состав экспертной комиссии, сведения об объекте экспертизы, сроки ее проведения. Регистрацию осуществляет орган местного самоуправ- ления, который в семидневный срок со дня подачи заявления о
проведении ОЭЭ обязан его зарегистрировать или отказать в его регистрации. Заявление о проведении ОЭЭ, в регистрации кото- рого в указанный срок не было отказано, считается зарегистриро- ванным. При наличии заявлений о проведении экспертизы одного объекта от двух и более общественных организаций (объединений) допускается создание единой экспертной комиссии.
Общественные организации, организующие ОЭЭ, должны из- вестить население о начале и результатах ее проведения.
Общественная экологическая экспертиза может проводиться независимо от проведения ГЭЭ по тем же объектам.
Общественные организации (объединения), осуществляющие ОЭЭ в установленном настоящим Федеральным законом порядке, имеют право:
получать от заказчика документацию, подлежащую экологичес- кой экспертизе, в объеме, установленном в п. 1 ст. 14 Федерально- го закона «Об экологической экспертизе»;
получать от структурных подразделений МПР России, специа- лизированных в области экологической экспертизы, для ознаком- ления нормативно-технические документы, которые устанавлива- ют требования к проведению ГЭЭ;
участвовать в качестве наблюдателей через своих представите- лей в заседаниях экспертных комиссий ГЭЭ и участвовать в прово- димом ими обсуждении заключений ОЭЭ.
На экспертов, привлекаемых для проведения ОЭЭ, распрост- раняются требования, предусмотренные в л. 2 и п. 5 ст. 16 Феде- рального закона «Об экологической экспертизе».
Получив обращение граждан или общественных организаций, муниципальное образование создает временную комиссию по про- ведению общественного обсуждения объекта ОЭЭ и организует собрание представителей заинтересованных сторон, на котором утверждаются сроки и регламент общественных слушаний. В регла- менте подготовки и проведения общественных слушаний опреде- ляются следующие положения.
1. Цель проведения общественных слушаний — информирование общественности об объекте ОЭЭ и его возможном воздействии на окружающую среду, а также выявление общественных интересов и их учет в процессе оценки воздействия на окружающую среду.
2. Правовая основа — перечисляются нормативные акты Россий- ской Федерации (Федеральный закон «Об экологической экспер- тизе», Приказ Госкомэкологии России «Об утверждении Положе- ния об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной де- ятельности на окружающую среду в Российской Федерации» от 16.05.00 № 372), соответствующие акты субъекта Российской Фе- дерации, в том числе для объектов строительства — Градострои- тельный кодекс Российской Федерации (1998) и Градостроитель- ный кодекс региона.
3. Принципы проведения общественных слушаний основываются на полной и достоверной информации о намечаемой деятельнос- ти и ее возможных экологических последствиях; общественные слушания проводятся в форме открытого и публичного процесса обсуждения экспертных заключений, выступлений экспертов, в том числе представителей заказчика, органов государственной вла- сти и местного самоуправления, государственных природоохран- ных и санитарно-эпидемиологических служб, общественных орга- низаций. Любой человек или любая организация могут участвовать в обсуждении на равных основаниях.
4. Результат общественных слушаний — список участников, сте- нограмма, протокол и заключение. По результатам общественных слушаний Собрание представителей принимает решение.
5. Организаторы и участники общественных слушаний — Вре- менная комиссия собрания представителей по изучению мне- ния населения для подготовки и проведения общественных слу- шаний по оценке воздействия на окружающую среду объекта ОЭЭ в соответствии с решением муниципального образования; само собрание представителей муниципального образования и инициатор проекта. Участником слушаний может быть любой гражданин РФ, гражданин иностранного государства или лицо без гражданства. На слушания приглашаются представители ор- ганов государственной власти и местного самоуправления, го- сударственных природоохранных и санитарно-эпидемиологиче- ских служб, общественных организаций и средств массовой ин- формации.
6. Документы, представляемые общественности для ознакомле- ния, — документация по проекту, в которую входят предваритель- ный вариант материалов ОВОС и их резюме нетехнического харак- тера, содержащее краткое изложение результатов исследований но ОВОС, адаптированное для неспециалистов. Документация пре- доставляется инициатором/инвестором проекта. Доступ обществен- ности для ознакомления с материалами по оценке воздействия на окружающую среду организуется в помещениях местной админис- трации и в библиотеках. Любой желающий имеет право по указан- ным адресам в установленное время знакомиться с документаци- ей и делать свои замечания и предложения по проекту. Для орга- низации просмотра документации по проекту по указанным адре- сам организуется рабочее место.
7. Порядок информирования населения и приглашаемых сторон о проведении слушаний — не позднее, чем за 30 дней до проведения общественных слушаний в официальных изданиях органов испол- нительной власти, радиопередачах и на информационных стендах помещается объявление, содержащее информацию о сроках и ме- сте доступности документации по проекту, дате и месте проведе- ния общественных слушаний.
8. Основные вопросы, выносимые на слушания, — о влиянии наме- чаемой деятельности на окружающую среду региона, влиянии на- мечаемой деятельности на здоровье населения, влиянии намечае- мой деятельности на социально-экономическую ситуацию в реги- оне, допустимости реализации намечаемой деятельности на дан- ной территории.
9. Порядок проведения слушаний — в президиум общественных слушаний входят председатель, члены президиума и секретариат. В обязанности председателя входят ведение слушаний, контроль за соблюдением регламента, предоставление слова экспертам и уча- стникам. Председатель, члены президиума и секретарь обществен- ных слушаний назначаются временной комиссией.
Слушания проводит президиум на основе выступлений и отве- тов экспертов и участников слушаний, а также представленной документированной информации, письменных заявлений, пред- ложений и замечаний, готовит заключение по общественным слу- шаниям. Членами президиума назначаются лица, имеющие квали- фикацию в сфере охраны окружающей среды и определении допу- стимости реализации хозяйственной деятельности. Членом прези- диума не может быть представитель заказчика/инвестора или раз- работчика проекта, а также лицо, состоящее в трудовых или иных договорных отношениях с указанным заказчиком или разработчи- ком, представитель юридического лица, состоящего с указанным заказчиком или с разработчиком в таких договорных отношениях. Членом президиума не может быть представитель органов государ- ственной власти, местного самоуправления и иных государствен- ных служб, имеющих отношение к выдаче разрешений на реали- зацию намечаемой деятельности.
В обязанности секретариата слушаний входят регистрация учас- тников, составление списка участников, ведение стенограммы и составление на ее основе протокола общественных слушаний.
Экспертами являются специалисты, обладающие достаточной квалификацией для ответа на основные вопросы слушаний. Они заранее знакомятся с основными вопросами слушаний и гото- вят ответы на них, используя имеющиеся материалы ОВОС и другую достоверную информацию. Эксперты выступают на слу- шаниях с подготовленными ответами на основные вопросы и отвечают на вопросы и участников слушаний, возникшие в ходе их выступления. Они делегируются заказчиком и заинтересован- ной общественностью. Заказчик и заинтересованная обществен- ность согласовывают кандидатуры экспертов с временной комис- сией в срок не позднее 15 дней до проведения общественных слу- шаний. Количество экспертов от каждой стороны не может быть более трех. Их кандидатуры утверждаются на заседании временной комиссии в срок не позднее 10 дней до проведения общественных слушаний.
10. Регламент общественных слушаний — выступление заказчика с характеристикой проекта, комментарии экспертов по основным вопросам слушаний и ответы на вопросы президиума, ответы эк- спертов на вопросы участников слушаний (каждый участник слу- шаний имеет право задать, как минимум, один вопрос), выступ- ления участников по предварительной записи. Подведение итогов председателем президиума и оглашение даты готовности текста заключения и протокола слушаний. Заключение публикуется в сред- ствах массовой информации и утверждается собранием представи- телей.
11. Итоговые документы слушании — список участников слуша- ний, стенограмма слушаний и протокол слушаний. В протоколе отражаются основные факты, которые были представлены в ходе публичной дискуссии. Переданные секретарю слушаний докумен- ты регистрируются и оформляются как приложения к протоколу, который должен быть подготовлен в течение пяти рабочих дней с момента проведения слушаний. Протокол подписывается предсе- дателем общественных слушаний и секретарем. Копии протокола направляются заказчику, в администрацию муниципального обра- зования и собрание представителей, в федеральный уполномочен- ный орган по охране окружающей среды, а также в местные об- щедоступные библиотеки. Копия протокола представляется по тре- бованию любым заинтересованным лицам. Оригинал со всеми при- ложениями хранится в собрании представителей, где к нему обес- печивается свободный доступ всех заинтересованных лиц.
12. Заключение президиума по общественным слушаниям проекта — основной результат общественных слушаний, который сообщает- ся широкой общественности и всем заинтересованным лицам.
Заключение готовится президиумом общественных слушаний в течение пяти рабочих дней с момента их проведения. Оно подпи- сывается каждым из членов президиума и передается секретарю слушаний. В случае, если члены президиума не пришли к единому мнению, оформляется особое мнение.
В заключении президиумом даются ответы на основные вопро- сы слушаний. Если вопрос подразумевает возможность однознач- ного утвердительного или отрицательного ответа («да» или «нет»), президиум обязан дать такой ответ, после которого могут следо- вать комментарии, раскрывающие его суть.
Во время подготовки заключения члены президиума не могут использовать информацию о намечаемой деятельности, получен- ную после проведения слушаний. В период подготовки заключения заинтересованные стороны не могут обращаться к членам прези- диума с какими-либо вопросами.
Секретарь направляет копии заключения президиума заказчи- ку, в муниципальное образование, федеральный уполномоченный орган по охране окружающей среды, а также в места, где органи-
зован доступ общественности для ознакомления с проектными материалами.
13. Результаты общественных слушаний — временная комиссия собрания представителей по изучению мнения населения для под- готовки и проведения общественных слушаний обязана предпри- нять усилия для ознакомления широкой общественности с за- ключением президиума общественных слушаний, в частности пу- тем публикации в средствах массовой информации, выступлений по радио, размещения на информационных стендах, рассылки по запросу всем заинтересованным лицам и организациям.
В государственной регистрации заявления о проведении ОЭЭ может быть отказано в случае, если:
она ранее была дважды проведена в отношении объекта;
она проводилась в отношении объекта, сведения о котором со- ставляют государственную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну;
порядок государственной регистрации общественной органи- зации (объединения) не соответствует установленному порядку;
устав общественной организации (объединения), организую- щей и проводящей ОЭЭ, не соответствует требованиям ст. 20 на- стоящего Федерального закона;
требования к содержанию заявления о проведении ОЭЭ, пре- дусмотренные ст. 23 настоящего Федерального закона, не выпол- нены.
Должностные лица органов местного самоуправления несут от- ветственность за незаконный отказ от государственной регистра- ции заявления о проведении ОЭЭ.
Эксперты, принимающие участие в ОЭЭ, получают от заказ- чика техническое задание, во многом, естественно, сходное с за- данием на ГЭЭ. Эксперт обязан выполнить следующее.
1. Ознакомиться с материалами обоснования инвестиций и ОВОС проекта.
2. Определить достоверность и достаточность представленной информации. В случае невыполнения этих условий в дальнейшем не использовать такие данные, а перейти к данным по объектам- аналогам.
3. Рассмотреть качество проведения ОВОС и достоверность этих оценок.
3.1. Достаточность описания существующих природных усло- вий для целей ОВОС.
3.2. Правильность инвентаризации и характеристики источ- ников и факторов воздействия на окружающую среду на всех ста- диях проектного цикла (строительство, развитие инфраструкту- ры, эксплуатация, вывод из эксплуатации, аварии).
3.3. Достоверность оценки значимости воздействий с учетом соответствия стандартам и реакции экосистем.
3.4. Правильность прогноза планируемых воздействий во вре- мени и в пространстве.
3.5. Адекватность оценки предложенных альтернатив, в том числе по размещению и планируемым техническим решениям.
3.6. Адекватность предложенных мер по снижению воздействий.
3.7. Достаточность планируемой системы мониторинга и пос- лепроектного анализа.
4. Проанализировать соответствие технических решений совре- менным требованиям.
6. Определить соответствие намечаемой деятельности и ее по- следствий нормативным правовым актам РФ и международным обязательствам России.
7. Сделать обоснованные выводы о допустимости реализации намечаемой деятельности по экологическим требованиям.
Заключение ОЭЭ направляется специально уполномоченным го- сударственным органам в области экологической экспертизы, осу- ществляющим ГЭЭ, заказчику документации, подлежащей ОЭЭ, органам, принимающим решение о реализации объектов экологи- ческой экспертизы, органам местного самоуправления и может передаваться другим заинтересованным лицам.
Заключение ОЭЭ приобретает юридическую силу после утверж- дения его специально уполномоченным государственным органом. Заключения могут публиковаться в СМИ, передаваться органам местного самоуправления, органам ГЭЭ, заказчикам документа- ции, подлежащей общественной экологической экспертизе, и дру- гим заинтересованным лицам.
При подготовке заключения ГЭЭ экспертной комиссией и при- нятии решения о реализации объекта экспертизы должны рассмат- риваться материалы, направленные в экспертную комиссию ГЭЭ и отражающие общественное мнение.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление