Зловоние; шумовое загрязнение и вибрация; внешняя безопасность и риск; качество воздуха (пыль, НОХ, SО2, углево- дороды); выбросы в воду (локальные); выбросы в почву; отходы на окружаю- щей территории
Использование основных источников энергии; выбросы парниковых газов, в особенности СО2 и хлор-фторуглеродов; закислснис: выбросы SО2 и N0x.; различные виды отходов; выбросы в между народные воды (например, загрязнение рек Рейн или Маас); выбросы в атмосферу (пыль, углеводороды); стратегический запас чистой грунтовой воды (питьевой и технологиче- ской)
Территория
Используемая площадь поверхности земли; воспри- нимаемые ценности: например, структуры и элементы, геологические проявления, культурно- исторические проявления
«Пользовательская» цен- ность; незастроенные участки, компактность, многократное использо- вание, инвестиционные затраты, многофункцио- нальность, фрагментация и пр.; будущая ценность территории: потенциал введения, разработка, резервация, чувствитель- ность к функциональным изменениям, постоян- ство, пространственная структура и пр.
Заповедные территории
Природная площадь поверх- ности; восприятие заповед- ной территории
Биоразнообразие на дан- ной территории; качество природных процессов
нении и усилении биоразнообразия, а в случае территорий — о «потребительской» и будущей ценности такой территории (кото- рая должна будет выполнять другие функции в будущем, если воз- никнет такая необходимость).
На территории порта Роттердама выделяют три разные «системы», для которых существуют проблемы — «порт», «город» и «дельта».
«Порт» — это образное определение промышленной и порто- вой деятельности на рассматриваемой территории. «Город» — это образное определение всего, что имеет отношение к среде обита- ния (жилые дома и магазины) на данной территории. Наконец, «дельта» — это образное определение для заповедной и рекреаци- онной зон. Каждая из трех систем важна для РRМ и имеет свою собственную «проблемную зону»:
порт — нехватка места;
город — ухудшающаяся среда обитания и некоторые экономи- ческие проблемы;
дельта — отсутствие рекреационной и заповедной зон.
Разработка концепции «качества среды обитания» была прове- дена в рамках стратегической ЭО. Она потребовала определенного времени и подробных консультаций с различными сторонами. Ра- бочая группа Тhе Епvirоптепt апd thе Living Еnvirоптеnt («Окружа- ющая среда и среда обитания») первой взяла на себя инициативу в разработке этой концепции. В эту группу входит ряд сервисных структур министерств жилищного строительства, физического пла- нирования и окружающей среды, транспорта и общественных ра- бот и экономики, а также Департамент по охране окружающей среды провинции Южная Голландия. Рабочая группа подготовила «Тематический документ по окружающей среде и среде обитания», в рамках которого была начата разработка Концепции качества среды обитания. В частности, была предпринята попытка найти различные индикаторы. Их можно будет использовать в дальней- шем, в процессе принятия решений, например для ОВОС.
Была проведена конференция с участием местного населения, экологических и природоохранных организаций и ряда экспертов. Затем состоялся целый ряд конференций совместно с рабочей груп- пой «Окружающая среда и среда обитания», на которых понятия «качество жизни» и «устойчивость» получили дальнейшее уточне- ние.
Наконец, была организована конференция на стратегическом уровне с участием руководителей различных организаций, уча- ствующих в РКМ. Все это позволило в конечном итоге сформули- ровать концепцию «качества среды обитания», которая стала важ- ным подспорьем в окончательном выборе подхода и принятия ре- шений в дальнейшем.
Принятый подход был реализован в рамках нескольких поли- тических документов, подготовленных в процессе принятия реше- ний. Промежуточный меморандум РRМ оп Соиrsе стал документом в поддержку устойчивого развития порта. В рамках стратегического документа Towards а Sustаinablе, Епtеrprising Маinроrt представления голландского правительства получили дальнейшее развитие в при-
ложении к порту. Исходной точкой стала устойчивость и связь между различными проблемами, характерными для порта, города и дельты. В меморандуме была обрисована желательная ситуация для этих трех систем и приведены различные варианты решения или опти- мизационные процедуры. Последние стали отправной точкой для разработки спецификаций в проектах РR.М. В частности, речь шла о реализации промышленной экологии в порту. В конечном итоге индикаторы и основные политические предположения были вне- сены в итоговый документ стратегической ЭО.
В результате были выработаны отправные точки для процесса принятия решений. Это стало самой лучшей гарантией стимулиро- вания устойчивого развития порта Роттердама и решения проблем «узких мест» для порта, города и дельты. Так, например, в рамках рекомендаций создание заповедной и рекреационной зон площа- дью 750 га сочетается с сооружением промышленной площадки. Оба проекта рассматриваются как одна разработка территории, что позволит покрыть строительные и текущие затраты, связан- ные с заповедной зоной.
Муниципалитет Роттердама (в частности, Управление порта Роттердама) в сотрудничестве с природоохранными и экологи- ческими организациями подготовил пакет мер, направленных на создание более сильной и дифференцированной экономики, ка- чественно лучшей заповедной зоны и процветающего города. Это программа общего регионального развития, в рамках которой цент- ральным является вопрос о том, каким образом усиление разви- тия главного порта может благоприятно сказаться на развитии ре- гиона Роттердама.
Исходно проект РRМ былразработан с целью решения дефи- цита площадей в порту, но применение интегрального подхода к стратегической ЭО привело к выявлению «узких мест» в порту, которые следует рассматривать в связке с проблемами города (про- блемы экономического характера) и дельты (дефицит заповедных и рекреационных зон). Следовательно, расширение зоны решения привело к расширению перечня затрагиваемых проблем. Работа по формированию концепции «качества среды обитания» велась в рам- ках тесного сотрудничества (консультаций) с различными заинте- ресованными сторонами, что обеспечило соответствующее «зак- репление» в политическом процессе.
Контрольные вопросы
1. Каковы основные цели стратегической ЭО?
2. В чем отличие стратегической ЭО программы и ОВОС проектного уровня?
3. Каковы отличия между стратегической ЭО градостроительных пла- нов, национальных стратегий, проектов законодательных актов?
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление