Финансирование ОЭЭ осуществляется за счет собственных средств общественных организаций (объединений), общественных экологических и других фондов, целевых добровольных денежных взносов граждан и организаций, а также за счет средств, выделя- емых в соответствии с решением соответствующих органов мест- ного самоуправления.
Процесс взаимодействия с заинтересованными сторонами в ходе экологической оценки включает так называемые консультации. Они подразумевают взаимодействие с заинтересованными сторонами
или источниками информации — государственными органами, научно-исследовательскими организациями и т.д. Процесс кон- сультаций, вопросы, которые должны быть предметом обсужде- ния в его ходе, круг его участников, как правило, регламентиро- ваны нормативными документами.
Учет мнения населения при формировании и обсуждении за- ключения ОЭЭ важен со следующих точек зрения.
1. Участие общественности может обеспечить согласование ин- тересов различных групп, вовлеченных в планирование и осуще- ствление намечаемой деятельности или затрагиваемых ее возмож- ными воздействиями. Возникающие при этом противоречия меж- ду интересами этих групп являются наиболее частым источником конфликтов, развивающихся вокруг проекта. Поэтому одной из основных целей участия населения в процессе ОЭЭ служит выра- ботка взаимоприемлемых решений и уменьшение конфликтности проекта в целом.
2. Общественное участие может использоваться в качестве инст- румента решения различных задач ЭО, таких как выявление воз- можных воздействий, изучение социальной значимости проекта и определение наиболее значимых воздействий, изучение альтерна- тив, планирование природоохранных мероприятий. В целом обще- ственное участие должно содействовать улучшению качества при- нимаемых решений.
3. Участие общественности в процессе ЭО представляет само- стоятельную ценность, поскольку является инструментом осуще- ствления прав граждан.
Современные информационные технологии позволяют прово- дить общественные слушания Деклараций о намерениях, экологи- ческих обоснований проектов, результатов ОВОС или непосредствен- но общественную экспертизу в виртуальном пространстве, путем телеконференций, обсуждений в Интернете. Например, Калининг- радское региональное отделение Российского геологического об- щества проводило опрос в Интернете (неофициальную ОЭЭ) по ОВОС проекта обустройства Кравцовского нефтяного месторожде- ния (Д-6), выполненную ООО «ЛУКойл— Калининградморнефть».
Опрос проводился в рамках общественных обсуждений проекта. Суть опроса сводилась к заполнению типовой анкеты. Заключение по результатам опроса было оглашено на общественных слушани- ях по ОВОС проекта.
В анкете сообщались сведения об эксперте, его квалификации и области профессиональных интересов. Каждый эксперт высказы- вал мнение о предварительных материалах по ОВОС; оценивал степень проработки вопросов, формулировал замечания и пред- ложения по следующей схеме.
1. Принцип минимизации экологического ущерба (степень реализа- ции в проекте). Этот принцип является одним из основных такти-
ческих элементов в природоохранной стратегии инвестора, кото- рый при подготовке материалов к ОВОС данного проекта исходит из концепции «нулевого сброса». Принцип минимизации эколо- гического ущерба в представленных материалах провозглашается с начала и до конца. Насколько он будет реализован в проекте — судить затруднительно из-за сугубо качественных оценок эколо- гических опасностей и возможных экологических ущербов. При составлении тома ОВОС необходимо исходить из количественных оценок.
Пока можно говорить о том, что у составителей данных мате- риалов есть стремление минимизировать экологические ущербы. Однако эффективно это можно сделать лишь в рамках теории эко- логического риска. Пока оценки экологических рисков на основных этапах реализации инвестиционного замысла отсутствуют (обус- тройство платформы, прокладка трубопровода, бурение, назем- ные работы) или декларируются (например, объем аварийных раз- ливов для ледостойкой стационарной платформы указан в размере более 10 м3 без обоснования).
Основные источники экологического риска: нарушение обуст- ройства скважин, нефтегазовые перетоки и истечения, одиночная нитка трубопровода (надо — труба в трубе), в том числе на песча- ном берегу, факелы, очистные сооружения, накопители отходов, инсинератор нефтесодержащих отходов на комплексном нефтя- ном терминале. Почти все эти источники упомянуты в представ- ленных материалах, даже предусмотрены исследования перетоков и естественного истечения углеводородов на дне моря.
2. Оценка воздействия на морскую среду и сушу (полнота, досто- верность). Описание воздействия на морские и наземные экосис- темы выполнено достаточно полно и корректно. Достоверность оценки воздействий на конкретные компоненты окружающей среды определяется полнотой и метрологическими характеристиками ис- следований, результаты которых использованы. Недостатком явля- ется разновременность получения привлекаемых результатов (не учтен временной дрейф данных): работы 1988—1991 гг., комплек- сные экспедиции 1991 и 1994 гг.
Противоречиво описаны уровни загрязнения морских вод и донных осадков: среднее загрязнение воды нефтепродуктами 0,020 мг/л — в этом случае должно развиваться активное загряз- нение донных осадков, то же с фенолами (больше ПДК, но не больше фона). Ничего не говорится о загрязнении береговой зоны и ландшафтов вдоль трассы трубопровода, на земельном отводе комплексного нефтяного терминалов и вокруг него. Отсутствуют конкретные сведения об используемых реагентах, обороте шла- мов, их токсичности. Не раскрыта (нет ссылки) технология пере- работки буровых шламов в инертный грунт. Судить о достаточно- сти нельзя.
Мало сведений о наземной части промысла, условиях проклад- ки (кроме переходов через реки) трубопровода, количестве конт- рольных постов, организации технологического контроля и эко- логического мониторинга, регламентах штатной работы нефтесбор- ного пункта и комплексного нефтяного терминала.
3. Экологическая политика 000 «ЛУКойл — Калининградморнефть» (соответствие современным требованиям к охране окружающей сре- ды). Экологическая политика ООО «ЛУКойл —Калининградмор- нефть» соответствует современным требованиям по охране окружа- ющей среды, опирается на рациональные принципы природополь- зования и будет реализовываться природоохранной службой пред- приятия в рамках системы управления охраной окружающей среды.
4. Экологический мониторинг (предложения к будущей програм- ме). Программа экологического мониторинга нуждается в значи- тельном усовершенствовании.
Невнятно описан технологический мониторинг буровых и тру- бопровода; операторского контроля на насосных станциях недо- статочно, перспективно применение волоконно-оптического дат- чика (Германия);
Основной бич нефтепроводов — скайлинг (обрастание изнут- ри) в результате деятельности железо- и серобактерий с последу- ющим разрывом; требуются две нитки (для профилактики и ава- рийных ситуаций); предусмотренных мер (прочистка скребками и поршнями, добавка ингибиторов коррозии, среди которых долж- ны быть биоциды) недостаточно.
За разливами нужен всепогодный и непрерывный контроль (объез- ды на катере — рутинны и неэффективны): цифровые камеры теп- лового (8— 13 мкм), ближнего инфракрасного (0,8— 1,0 мкм) и уль- трафиолетового (0,3 — 0,4 мкм) диапазонов применительно к за- даче постоянного мониторинга участков акваторий, потенциаль- но опасных с точки зрения разливов нефтепродуктов, с целью опознания разливов нефтепродуктов на ранних стадиях их появле- ния по данным наблюдений в различное время суток; регистрация в реальном масштабе времени с записью на запоминающее устрой- ство, обнаружение нефтяных пленок заданного размера (плошади и толщины), индикация пленок, поступающих от бункеровочного терминала, наличие автоматизированного алгоритма анализа ава- рийного сигнала.
Мониторинг качества морской воды надо вести автоматизиро- ванной станцией на платформе и в буях — постами автоматизиро- ванного контроля, доведя плотность исследований до уровня из- менчивости изучаемых процессов. Гидрохимический контроль це- лесообразно выполнять только автоматизированными средствами измерений, чтобы обеспечить его непрерывность по отношению к техногенным воздействиям (приборы фирмы «Люмекс», станция «Тритон-Центурион» и др.).
Необходим мониторинг наземных трубопроводов: в траншей- ном исполнении трубопровод может контролироваться автомобиль- ным или вертолетным инфракрасным сканером с цифровой запи- сью на видеоспектрометр, газоанализатором и рядом других опе- ративных мониторинговых систем.
5. Меры по предотвращению аварийных разливов нефти (полнота и эффективность). Предусмотрены недостаточные превентивные меры против разливов в море и на берегу. Для повышения надеж- ности технологических элементов комплекса необходимы: проклад- ка двух ниток трубопровода, труба в трубе, лазерный контроль с помощью волоконно-оптического датчика. Требуется организация постоянного мониторинга участков акватории, потенциально опас- ных с точки зрения разливов нефтепродуктов, с целью их опозна- ния на ранних стадиях появления по данным наблюдений в раз- личное время, суток и любую погоду. Не предусмотрены меры по защите прибрежных зон от внутриводных разливов и по защите дюнных комплексов на берегу.
6. Плановые мероприятия по ликвидации аварийных разливов неф- ти (полнота и эффективность). Предусмотренные сроки ликвида- ции разливов (до 24 ч) слишком велики, поскольку тяжелая нефть или мазуты через сутки после попадания в воду испаряют летучие фракции и образуют скопления сгустков нейтральной плавучести. приобретая способность перемещаться внутриводно.
Необходимы расчеты и моделирование растекания нефти, по- скольку, скорее всего, пятно будет двигаться к берегу и может достичь мелководья (менее 2 м), где нефтесборщик работать не сможет. Следовательно, все заповедные зоны таких участков аква- тории, берега и дно будут покрыты нефтепродуктами.
Не менее опасны разливы на песчаном берегу.
7. Резюме. Проведена профессиональная грамотная работа по обес- печению минимизации экологических рисков обустройства неф- тепромысла.
Рассмотрены типовые технические решения по защите морской среды от нефтезагрязнений. Большинство из них являются вполне достаточными для достижения поставленной цели. Однако два об- стоятельства вынуждают говорить о необходимости принятия до- полнительных мер. Эти обстоятельства — существующие высокие техногенные нагрузки на экосистемы Балтийского моря и непос- редственная близость промысла к национальному парку «Куршс- кая коса». В таких обстоятельствах обычных превентивных мер мо- жет оказаться недостаточно. Выше были указаны рекомендуемые дополнения.
Также нуждается в усовершенствовании система технологичес- кого контроля и мониторинга морской и наземных экосистем пу- тем применения современных аппаратурно-методических комплек- сов (в терминологии XЕЛКОМ — наилучших достигнутых техноло-
гий), особенно учитывая длительный период эксплуатации про- мысла.
При разработке ОВОС необходимо проанализировать источни- ки и величину экологических рисков.
Достоинства уже проделанной к составлению ОВОС работы:
1) инвестор планирует создать современное высокотехнологич- ное и экологичное предприятие;
2) основные технические решения выполнены с полным уче- том экологических ограничений;
3) используются правильные базовые природоохранные прин- ципы;
4) предусмотрены борьба со скайлингом трубопроводов, про- мышленная централизованная переработка отходов;
5) запланированы подземные переходы трубопроводов через речные преграды и многие другие природосберегающие меры.
Основные дополнения при разработке ОВОС имеет смысл внести в следующие разделы:
1) конструктивное усложнение трубопроводов для повышения их надежности;
2) оценка экологической обстановки вдоль наземного трубо- провода, на нефтесборных пунктах и комплексном нефтяном тер- минале, что позволит конкретизировать экологические ограниче- ния, систему мониторинга и природоохранные мероприятия;
3) экологический мониторинг (предложения к будущей про- грамме);
4) меры по предотвращению аварийных разливов нефти в си- стеме «нефтесборные пункты — комплексный нефтяной терминал»;
5) меры по предотвращению аварийных разливов нефти в сис- теме «нефтесборные пункты — комплексный нефтяной терминал»;
6) плановые мероприятия по ликвидации аварийных разливов нефти на море и на берегу.
Все предложения, которые сделаны в настоящем заключении, направлены исключительно на усиление экологичности производ- ства. Они несколько увеличат затраты на природозащитные меры, но в будущем эти расходы окупятся сторицей и повысят рента- бельность нефтедобычи.
Использование современных форм электронных коммуникаций (вплоть ло телеконференций), безусловно, способно повысить эффективность общественных слушаний, обеспечить всестороннее квалифицированное обсуждение сильных и слабых сторон проекта и даже усовершенствует процедурные аспекты (например, прото- кол слушаний будет представлять объективный сборник ориги- нальных высказываний). В итоге общественные обсуждения от фазы эмоциональных непрофессиональных высказываний перейдут к подготовке научно и инженерно обоснованного документа, кото- рый в значительной мере облегчит и проведение ГЭЭ.
Контрольные вопросы
1. Кто может быть участником общественной экологической экспер- тизы?
2. Каковы, с вашей точки зрения, потенциальные выгоды и потери, связанные с участием общественности?
3. Перечислите наиболее эффективные методы информирования об- щественности об окончательном решении по результатам экологической оценки.
4. Каково должно быть содержание этой информации?
5. В каком порядке проводится ОЭЭ в соответствии с требованиями Федерального закона «Об экологической экспертизе»?
6. Кто может быть участником общественных слушаний?
7. Что является результатом общественных слушаний?
8. Каковы могут быть мотивы отрицательного заключения обществен- ной экологической экспертизы?
Упражнения
1. Но материалам данной экспертизы составьте предложения для За- ключения ОЭЭ обсуждавшегося в разд. 10.3 проекта. Используйте матери- алы прил. 1, 2.
2. Подготовьте проект Заключения ГЭЭ рабочего проекта но организа- ции демонтажа (разборки) существующего здания старой хлорной фаб- рики па территории целлюлозно-бумажного комбината ОАО «Светогорск». Используйте материалы прил. 1, 2.
Исходные данные следующие. Целлюлозно-бумажный комбинат «Све- тогорск» выпускает беленую целлюлозу. Многие годы для отбелки целлю- лозы использовался элементарный хлор и другие хлорсодсржащие реа- генты, такие как гипохлорит и двуокись хлора. Рассматриваемый объект является пятном ртутного загрязнения почвогрунтов, потенциальным источником вторичного ртутного загрязнения атмосферного воздуха на территории и, вероятно, источником загрязнения грунтовых вод соеди- нениями ртути. Ртуть использовалась для получения хлора (электролиз на ртутном катоде). В составе работ предусматривается разборка строитель- ных конструкций существующих зданий; мониторинг на содержание рту- ти в разбираемых конструкциях; погрузка материалов от разборки в спец- трапспорт, с предварительной классификацией по ПДК; проверка состо- яния фундаментов. При наличии в теле фундаментов проемов или трещин производится их засыпка, обработка спецсоставом и бетонирование. За- тем вся площадь застройки накрывается бетонным покрытием, обеспечи- вается сток дождевых вод; вывоз материалов от разборки в зависимости от загрязненности на местный полигон ТБО или полигон промышленных отходов.
Вариант ответа следующий. «Материалы и документы рабочего проек- та... по объему и содержанию соответствуют правовым актам, а также нормативным документам, регламентирующим требования к охране окру- жающей среды. По результатам рассмотрения представленных материалов и с учетом положительных заключений госнадзорных и госконтрольных органов экспертная комиссия одобряет рабочий проект... и считает, что
предложенные в нем технические решения могут служить основой для его выполнения.
Результаты мониторинга партий отходов, подготовленных к транспор- тировке на захоронение отходов с определением класса опасности, на- правлять в Главное Управление природных ресурсов и охраны окружаю- щей среды МПР России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области».
Список литературы
Федеральный закон «Об экологической экспертизе от 23.11-95 № 174-ФЗ (с изменениями на 15.04.98).
Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о по- рядке проведения государственной экологической экспертизы» от 11.06.96
№ 698.
Приказ Госкомэкологии России «Об утверждении «Регламента прове- дения государственной экологической экспертизы» от 17.06.97 № 280.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление