Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вертхеймер (Wertheimer) Макс. Совпавшая с началом второй мировой войны смена поколений в наиболее известных научных школах привела к замедлению




Совпавшая с началом второй мировой войны смена поколений в наиболее известных научных школах привела к замедлению, а затем и почти полному прекращению развития их теоретической мысли. Все это, вместе с интенсивно идущим накоплением эмпирического материала во многих новых научно-практических центрах, вскоре подготовило почву для нового кризиса психологии.

Тем не менее, блестящая эпоха школ оказалась весьма непродолжительной. Редкая из школ надолго пережила своих создателей. Кроме того, каждая из них работала только в одном, наиболее характерном для нее русле. Отстаивая приоритетность своих взглядов, школы неизбежно двигались в расходящихся направлениях, все более теряя друг друга из вида. В итоге, если одним из главных пороков системы Вундта была бедность связей, устанавливаемых ею между различными психическими явлениями, то для дальнейшей психологии все более заметным ограничением стала возрастающая узость проблематики, капсулирующая теорию в рамках замкнутого круга процессов и неизбежно превращающая ee в частный объяснительный принцип.

Благодаря своим реальным достижениям, а также в связи с обострившимся интересом общества к ее возможностям, в этот период психология оказывается в центре всеобщего внимания. Впервые многие ее направления становятся действующими технологиями, постепенно входящими в повседневную жизнь.

К сожалению, все эти неблагоприятные обстоятельства не позволили гештальтпсихологам завершить построение целостной психологической системы, хотя предпосылок для этого у них, возможно, было больше чем у представителей любой другой школы психологии. В итоге, в середине 20 века, вскоре после завершения научной деятельности признанных лидеров гештальтизма - Вертгеймера, Коффки, Левина - продуктивная работа созданной ими школы замирает.

Тем не менее, завершить создание целостной психологической теории, гештальтпсихология не сумела. Но, несмотря на это и уже отмеченный недостаток внимания к анализу элементов образуемой системы и связей между этими элементами, гештальтпсихологи оказались одними из первых, кто теоретически и экспериментально доказал универсально-системный характер природных закономерностей. Не случайно их исследования во многом определили взгляды основателей нового системного направления в науке от Л. фон Берталанфи до Н. Винера.

Исходя из этих базовых представлений, К. Левин развил стройную психологическую концепцию, позволившую ему и его ученикам оригинальным образом сформулировать и решить целый ряд важных психологических задач, включая проблемы волевого и полевого поведения, запоминания завершенного и незавершенного действия и т.п.

Ключевым понятием теории К. Левина стало фундаментальное физическое понятие о динамическом поле, каждый элемент которого находится во взаимосвязи с другими элементами и характеризуется определенной напряженностью. Причем поле, пребывающее в стационарном состоянии, характеризуется балансом напряженностей составляющих его элементов, и нарушение этого баланса приводит в действие механизмы восстановления баланса.

Одним из самых плодотворных исследователей, чьи идеи непосредственно вытекали из психологии гештальта и продолжали ее, был Курт Левин. Для него казалось более важным не прямое заимствование у точных наук приемов и способов описания действительности, а восприятие их стиля мышления.

Модифицируя мысль О. Конта о стадиях развития науки, Левин выделял в качестве первой стадии «спекулятивную» науку, основывающую свое знание о мире на нескольких универсальных догматах. Затем, считал Левин, наступает описательная стадия, задачей которой является регистрация фактов или элементов научного знания. Последняя стадия – конструктивная. На этой стадии наука раскрывает фундаментальные законы, не только объясняющие мир, но и позволяющие прогнозировать частные и единичные явления.

Вклад К. Левина в развитие собственно психологической проблематики сосредоточился, в основном, в области изучения мотивационных процессов, на которые он распространяет понятие динамического поля. Согласно его теории в основе любой человеческой активности лежат потребности, которые могут быть как биологического, так и социального происхождения, образуясь в актуальной ситуации благодаря интересам, целям и намерениям личности. Последний класс потребностей Левин назвал квазипотребностями. Потребности и квазипотребности создают особое психологическое поле, с присущей ему напряженностью. Удовлетворение потребности представляет собой разрядку напряженности. Любые предметы, оказавшиеся в психологическом поле, нарушают баланс напряженностей и либо притягивают к себе (положительная валентность), либо отталкивают (отрицательная валентность).

Сама гештальтпсихология разделила судьбу большинства других школ психологии, вступив с середины 30-х годов в фазу своего постепенного угасания. Не будучи отвергнутой как несостоятельное научное направление, она стала жертвой социальных катаклизмов 20 века. Прагматичная культура американских университетов, на которую в этот период Вертгеймер, Коффка и Кёлер были вынуждены сменить привычную среду классического немецкого университета, оказалась недостаточно восприимчивой к весьма сложным теоретическим конструктам этих исследователей. Более того, непривычная терминология гештальтистов, использование ими понятий типа “психологического поля”, нередко вызывало недоверие позитивистски настроенных американских ученых, порождая подозрение в спекуляциях на модной физической терминологии. Примером этому может служить резкая критика использования понятие поля вне физической науки, данная «отцом» американской атомной бомбы, знаменитым физиком Робертом Оппенгеймером. Об этом случае рассказывает в своей «Истории психологии» М.Г. Ярошевский. Он замечает, что когда, выступая на собрании Американской психологической ассоциации, Оппенгеймер сказал, что науке известна физическая теория поля, но с термином «психологическое поле» он никакой идеи соединить не может, в зале раздались смех и аплодисменты.

***

По прошествию почти столетия может показаться, что напряженная теоретическая работа в психологии в конце 19 – начале 20 веков закончилась почти безрезультатно: большинство появившихся теоретических схем не выдержало испытания временем. Разумеется, это было бы очень поверхностным взглядом. С системной точки зрения, это была первая фаза развития новой науки. Этап интенсивного развития системы, которому предшествовала прафаза образования (вычленения) элементов будущей системы, объединенных под названием источников экспериментальной психологии.

При этом закономерно идет борьба между «центрами кристаллизации» новой науки, подобно тому, как на аналогичной стадии развития египетской или греческой культуры, периоду создания общенационального культа, предшествовала ожесточенная борьба между местными культами. Другая аналогия – семь мудрецов, стоящих у истоков греческой философии и основатели важнейших психологических школ – Вундт, Джемс, Фрейд, Павлов, Кюльпе, Титченер и Вертгеймер.

(1880 — 1943)

Один из основателей и главный теоретик гештальтпсихологии. Родился в Праге, учился в Берлинском университете. В 1904 г. получил докторскую степень в Вюрцбургском университете у О. Кюльпе. Работал в ряде университетов Германии и Центральной Европы. Во время первой мировой войны разрабатывал гидроакустические приборы для немецких подводных лодок. С 1929 г. Вертгеймер работал профессором университета во Франкфурте-на-Майне. С 1933 г. жил в эмиграции, в Нью-Йорке, работая в школе социальных исследований. В 1921 совместно с К. Коффкой и В. Кёлером основал журнал «Психологические исследования», где публиковались работы по гештальтпсихологии. Вертгеймер распространил принципы гештальтпсихологии на процессы мышления, которое объяснял как процесс последовательной смены гештальтов, разных типов видения ситуации под воздействием естественно возникшей или специально поставленной задачи. Решение задачи, согласно Вертгеймеру, наступает при совпадении структуры видения ситуации и объективной структуры самой ситуации.

Кёлер (Кöhler) Вольфганг

(1887 — 1967)

Выдающийся немецкий психолог, один из основателей гештальтпсихологии. Родился в Таллине. Учился в университетах Берлина, Бонна, Тюбингена на различных факультетах (в т. ч. занимался физикой под руководством М. Планка). Получив в 1909 г. докторскую степень, работал в университете Франкфурта-на-Майне, где вместе с М. Ветргеймером и К. Коффкой заложил основы гештальтпсихологии. В годы первой мировой войны работал на зоологической станции на острове Тенерифе в Атлантическом океане, изучая интеллект человекообразных обезьян. Имеются сведения о том, что работа с приматами была для Келера лишь прикрытием его разведывательной деятельности в интересах Германского генерального штаба. Истинной целью его присутствия на Тенерифе, возможно, был сбор данных о передвижениях кораблей противника, чьи морские коммуникации пролегали поблизости от острова. Хотя Келер в Америке отказывался обсуждать эту тему, известно, что в его лаборатории на Тенерифе находилась мощная радиоаппаратура, разрушенная им после окончания войны.

Тем не менее, с какими бы целями Келер не прибыл на остров, там он провел классические эксперименты, позволившие установить один из важнейших законов гештальтпсихологии – закон инсайта. Согласно этому закону принятие решения в нестандартной ситуации осуществляется в три этапа: в начале следует попытка решить задачу известными способами (на основе прежнего гештальта); затем наступает этап осознания несостоятельности этих попыток и, как следствие, отказ от деятельности. Смысл этого этапа в разрушении прежнего гештальта, «расчистки строительной площадки». Наконец, когда прежнее восприятие ситуации преодолено, наступает инсайт – внезапное озарение благодаря возникшему новому восприятию ситуации или новому гештальту.

Вернувшись в 1920 г. в Германию, Келер с 1922 г. работал профессором психологии и философии в Гёттингенском и Берлинском университетах, занимал пост директа института психологии в Берлине. В 1929 г. выходит его наиболее важный теоретический труд – «Гештальт психология». Этот, самый плодотворный, период его жизни закончился в 1933 г. со сменой политического руководства Германии и эмиграцией из страны почти всех его коллег. В последующий период, несмотря на попытки новой власти привлечь его на свою сторону, Келер неоднократно публично критиковал руководство Германии за преследование ученых-евреев. В 1935 г. Келер эмигрировал в США, где в течение продолжительного времени работал профессором в колледже г. Принстона.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-26; Просмотров: 425; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.