Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Утсаха – энтузиазм




Шесть принципов, благоприятных для преданного служения

В своем Нектаре Наставлений Шрила Рупа Госвами описал атйахару, прайасу, праджалпу, ниямаграху и лаулью как пагубные для преданного служения. Мы уже описали каждый из этих элементов по отдельности. В третьей шлоке он упоминает шесть компонентов, благоприятных для преданного служения:

утсахан нашчайад дхаитйат
тат-тат-карма-правартанат
санга-тйагат сато вриттех
шадбхир бхактих прасидхйати

«Существует шесть принципов, благоприятных для совершения преданного служения: 1) утсаха, энтузиазм; 2) нишчайа, совершать усилия с убежденностью; 3) дхаирйа, терпение; 4) тат-тат-карма-правартана, действовать в соответствии с регулирующими принципами (такими как слушание, воспевание и памятование о Кришне); 5) санга-тйага, оставить общество непреданных и 6) сато вриттех или садху-вритти, следовать по стопам предшествующих ачарьев. Эти шесть принципов несомненно гарантируют абсолютный успех в чистом преданном служении».

ЯНД: Когда я начал перечитывать и переводить «Шри Бхактьялоку», то на ум пришла мысль: как Кришна замечательно все устроил – эта работа Бхактивинода Тхакура является обзором всего предшествующего материала по философии сознания Кришны. Так оно и должно быть: абхидхейа или практика – должна быть критерием истины (самбандхи). Эта работа блестящим образом показывает как философия должна не просто оставаться голой теорией, но ощутимым образом формировать нашу практическую жизнь и деятельность. Это хорошо! Шрила Прабхупада говорил, что повторение необходимо для хорошего усвоения. Так что, читая, Вы можете сами себя проверить, насколько хорошо Вы усвоили предшествующий материал. Если смысл этой работы и всех встречающихся в ней терминов понятен, значит материал усвоен хорошо.

Без утсахи человек начинает пренебрегать поклонением. Пренебрежение порождается бездействием, апатией или безразличием. Лень и заторможенность называются бездеятельностью. Когда порождается утсаха, лень и заторможенность не могут оставаться. Заторможенность – это отсутствие желания работать. Эта заторможенность противоречит природе духа. Если человек позволит этой бездеятельности оставаться в теле или сердце, то как он сможет совершать преданное служение? Состояние апатии развивается от невнимательности. Следует практиковать преданное служение без отклонения. Это предписано в Бхагавад-гите (6.23):

«Поистине, это и есть настоящая свобода от всех страданий, возникающих от соприкосновения с материальным. Человек должен заниматься йогой с решимостью и верой и не отклоняться с этого пути». В комментарии к этому стиху Шрила Баладева Видйабхушана Махашайа сказал: «Человек становится безразличным к той деятельности, к которой чувствует себя неквалифицированным». Преданное служение должно совершаться с таким настроением. Относительно бхакти-йоги в Шримад Бхагаватам (11.20.7-8) сказано:

«Из этих трех путей, гьяна-йога, путь философских рассуждений, рекомендуется тем, кто питают отвращение к материальной жизни и таким образом отрешены от обыкновенной деятельности ради ее плодов. Те, кто не испытывают отвращения к материальной жизни, стремясь исполнить еще множество желаний, должны искать совершенства на пути карма-йоги. Если так или иначе, благодаря доброй удаче, человек развивает веру в слушание и воспевание Моей славы, такой человек, не питая ни чрезмерного отвращения, ни привязанности к материальной жизни, должен достигнуть совершенства через путь бхакти-йоги». Смысл этого утверждения следующий: Для тех, кто обрели безразличие к материальной деятельности, но еще не осознали духовную деятельность, что может оставаться в их сердцах кроме безразличия? Для них высшим достижением является недвойственная брахма-гьяна. Для тех, кто не обрели безразличия к материальной деятельности вследствие недостатка духовной реализации, нет иного способа очистить сердце, иначе чем через карма-йогу. Те, кто осознали духовную деятельность и поняли, что материальная деятельность ничтожна, достигают безразличия ко всей материальной деятельности. Они принимают некоторую материальную деятельности для поддержки своего духовного пробуждения, но не питают привязанности к такой деятельности. Пропорционально степени, в которой они обсуждают духовные темы в преданности, в них в качестве внешнего результата пробуждается свобода от общения с материей. Признаки преданного даны в Шриааью Бхагватам (11.20.27-28):

«Пробудив веру в повествования о Моей славе, питая отвращение ко всей материальной деятельности, зная, что все чувственные наслаждения ведут к несчастьям, но все еще будучи неспособным отречься от всех чувственных удовольствий, Мой преданный должен оставаться в радостном расположении духа и поклоняться Мне с огромной верой и убежденностью. Даже если Мой преданный иногда и занимается чувственными наслаждениями, он знает, что все чувственные наслаждения ведут к прискорбным результатам, и искренне раскаивается в такой деятельности». Карма возникает из вожделения, гьяна – из безразличия, а бхакти возникает из веры в Верховного Господа.Человек, который обрел веру, естественным образом питает отвращение к материальной деятельности. Он принимает без привязанностей лишь ту деятельность, которая благоприятна для того, чтобы увеличить его веру в Господа. Без материального тела невозможно культивировать преданное служение. Поэтому нет никакого блага в том, чтобы отрекаться от деятельности, необходимой для поддержания физического тела, думая, что она является источником страданий и вожделения. Поэтому хотя преданные и наслаждаются плодами такой деятельности, которая является источником страданий для других, они относятся к ним как совершенно ничтожным. Они поклоняются Кришне с преданностью и твердой верой на фоне наслаждения плодами своей деятельности, предпринимаемой для удовлетворения жизненных потребностей. Те, кому нравится наслаждаться результатами материальной деятельности, называются привязанными. Те, кто пренебрежительно относятся к результатам кармы, но принимают лишь то, что благоприятно для преданного служения, называются непривязанными. Хотя они непривязаны к материальной деятельности, они с энтузиазмом работают в «преданнской» жизни. Метод прогресса для практикующего преданное служение описан в Шримад Бхагаватам (11.20.29-30, 35):

«Когда разумный человек постоянно занимается поклонением Мне посредством преданного служения, как это Мной описано, его сердце утверждается во Мне. Так все материальные желания в сердце разрушаются. Узел в сердце разрубается, все опасения рассыпаются на куски, и цепь кармической деятельности оканчивается, когда они видят Меня как Верховную Личность Бога. Говорится, что полная непривязанность является высочайшей степенью свободы. Поэтому тот, у кого нет личных желаний, и кто не ищет личного вознаграждения, может достичь любовного преданного служения Мне». Смысл этого таков: Бесполезно пытаться отдельно уничтожить невежество и вожделение в сердце. Но невежество, вожделение, кармическая деятельность, все сомнения и материальное рабство – разрушаются по милости Господа в ходе культивирования преданного служения. Усилия карми и гьяни не дают таких результатов. Поэтому когда человек становится нейтральным, оставляя прочие желания и надежды, он обретает чистое преданное служение Кришне.

Мы не должны терять энтузиазм из-за того, что нам не хватает сил, чтобы разрушить реакции кармы. В самом начале преданного служения садхака должен иметь веру с полным энтузиазмом. Один чистый Вайшнавский ачарья написал, что процесс бхаджана-крийи, практики преданного служения, бывает двух видов – ништхикта, устойчивым, и аништхита, непостоянным. С верой следует обучаться преданному служению под милостивым руководством садху, а когда он достигает стадии твердой веры, он начинается заниматься устойчивым преданным служением, ништхой. Пока он не достиг этого устойчивого преданного служения, его служение остается непостоянным. На этой стадии преданного служения проявляются шесть признаков: утсаха-майи, ложная самоуверенность; гхана-тарала, импульсивные усилия; вйудха-викалпа, нерешительность; вишайа-сангара, борьба с чувствами; нийамакшама, неспособность следовать обетам и таранга-рангини, наслаждение побочными продуктами бхакти.

В Шри Хари-бхакти-виласе невнимательность считается одним из оскорблений святого имени. В этой работе невнимательность описывается словом прамада. Шри Хари-нама-чинтамани далее подразделяет эту невнимательность на три вида. Апатия, бездеятельность и отклонение внимания – являются тремя видами невнимательности. До тех пор, пока человек не освободится от этих трех видов невнимательности, он не сможет совершать преданное служение вовсе. Даже если он оставит все остальные намапарадхи, если он невнимателен, он никогда не сможет обрести влечения к святым именам. Если у человека есть энтузиазм в начале преданного служения, и этот энтузиазм не остывает, то он никогда не будет апатичным, ленивым или отвлекаться во время повторения святых имен. Поэтому энтузиазм – это единственное, что поддерживает все виды преданного служения. С энтузиазмом совершая преданное служение, человек в очень короткое время может оставить служение аништхита и таким образом обрести ништху. Поэтому Шрила Рупа Госвами сказал: Пробудив веру, человек становится достойным совершать преданное служение. Тогда он получает возможность общаться с преданными. Общаясь с преданными, человек начинает заниматься преданным служением. В начале в таком служении ништха, или твердая вера, отсутствует из-за анартх, сокрушающих сердце. Однако все анартхи разрушаются, благодаря преданному служению, совершаемому с энтузиазмом. Чем больше анартх разрушено, тем в большей степени пробуждается ништха.

Слово шраддха, несомненно, означает веру, но энтузиазм – это сама жизнь ништхи. Вера без энтузиазма не имеет смысла. Многие люди думают, что обладают верой в Бога. Но поскольку у них нет энтузиазма, их вера не имеет смысла. Поэтому из-за недостатка садху-санги они не совершают преданное служение.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-09; Просмотров: 569; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.