Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нишчая – убежденность




В Нектаре Наставлений Шрила Рупа Госвами советует практикующим преданное служение быть уверенными. Если такой уверенности не достичь, преданный будет продолжать сомневаться. У сомневающиеся не бывает ничего благоприятного. Как они смогут иметь веру в беспримесное преданное служение, если они сомневаются в сердце? В Бхагавад-гите (4.40) говорится:

«Но невежественные и неверующие люди, сомневающиеся в священных писания не обретают сознания Бога; они падают вниз. Для сомневающейся души нет счастья ни в этом мире, ни в следующем». Тот, ктообладает верой, определенно не имеет сомнений, потому что слово вера означает твердую убежденность. Пока в сердце остаются сомнения, там не может быть твердой веры и убежденности. Поэтому верующие живые существа никогда не имеют сомнений. Шри Чайтанья Махапрабху наказал всем Вайшнавам сперва понять три истина – самбандху, абхидхею и прайоджану. Эти три истины состоят из десяти главных тем. Первая состоит в том, что Ведические произведения являются единственным авторитетом. Для того, чтобы установить истину, необходимо принять авторитет. Существует девять реальностей, которые можно познать лишь через Ведический авторитет. Различные писания определяют различные виды доказательств. Некоторые считают таковыми пратйакшу, или непосредственный опыт, некоторые ануману, или логические выводы, некоторые – упанану или аналогии, а третьи предлагают другие виды доказательств. Однако все эти доказательства считаются вспомогательными в Вайшнавских произведениях, провозглашенных Шриманом Махапрабху. Поэтому самосовершенные доказательства, полученные через ученическую преемственность, являются единственным главным авторитетом, который можно принять. Все сущее в этом мире подразделяется на две категории: непостижимое и постижимое. Материальная природа постижима, поскольку ее понимание автоматически пробуждается в ходе мышления. Духовная природа непостижима, потому что она невоспринимаема людьми со скудным запасом знания. Природу непостижимого нельзя постичь без самоосознания. Поэтому для доказательств типа пратьякши, включаемых в категорию логических аргументов, нет доступа к непостижимым предметам. Вот почему Шри Бхакти-расамрита-синдху (цитируя Махабхарату, Удйога-парву) говорит:

«Состояние ачинтьи невозможно установить с помощью логических аргументов. Это то, что лежит за пределами двадцати четырех элементов материальной природы». В это состояние нет доступа пратьякше и анумане. Для того, чтобы познать непостижимую природу, самоосознание является единственным средством. Самоосознание является практически невозможным для обыкновенных людей. Видя ужасное безумие людей, всемилостивейший Верховный Господь проявил Ведические произведения. В Чайтанья Чаритамрите (Мадхйа 20.122, 124, 125) Шри Чайтанья Махапрабху сказал:

«обусловленная душа не может оживить свое сознание Кришны при помощи собственных усилий. Но из беспричинной милости Господь Кришна составил Ведические произведения и дополнения к ним, Пураны. Ведические произведения дают информацию о вечных взаимоотношениях живого существа с Кришной, что называется самбандхой. Когда, поняв эти взаимоотношения, живое существо начинает действовать соответственно, это называется абхидхейей. Возвращение назад домой к Богу – это окончательная цель жизни, называемая прайоджаной. Преданное служение, или чувственная деятельность ради удовлетворения Господа, называется абхидхейей, поскольку она может развить изначальную любовь к Богу живого существа, которая является целью жизни. Эта цель является высшим благом для живого существа и величайшим богатством. Так оно достигает уровня любовного служения Господу».

Для того, чтобы познать непостижимую природу, следует принять лишь Ведический авторитет. В этой связи не может быть никаких иных соображений. Ведическое знание, получаемое через гуру-парампару, называется амнайей. В Ведах описано так много разных тем и наставлений для различных уровней. Среди всех уровней уровень преданного служения является наивысшим. Силой своего преданного служения предшествующие махаджаны пробудились к самоосознанию и таким образом отдельно изложили наставления относительно уровня преданного служения, как они описаны в Ведах. Поэтому Ведические утверждения, которые по описанию предшествующих махаджан описывают квалификацию для совершения преданного служения, называются амнайей, и их необходимо изучить. Невозможно проникнуть в непостижимую природу, не получив милости духовного учителя. Наставления Шри Чайтаньи Махапрабху в этой связи даны в Чайтанья-чаритамрите (Мадхйа, 20.127-136):

«Можно дать следующий пример. Однажды ученый астролог пришел в дом одного бедняка, и, видя его страдания спросил его: «Почему ты печален? Твой отец был очень богатым, но он не рассказал тебе об этом, потому что скончался вдали от дома».

Подобно тому, как слова астролога Сарвагьи принесли новость о сокровище этого бедняка, Ведические произведения наставляют человека относительно сознания Кришны, когда в нем просыпается желание узнать, почему он страдает в этих материальных условиях существования. Благодаря словам астролога была установлена связь бедняка с сокровищем. Подобным образом, Ведические произведения наставляют нас, что наша настоящая связь – это связь со Шри Кришной, Верховной Личностью Бога. Хотя бедняк и узнал о сокровище своего отца, он не мог получить его только благодаря этому знанию. Поэтому астролог должен был рассказать ему о способе, как на самом деле найти это сокровище.

Астролог сказал: «Сокровище зарыто в этом месте. Но если ты будешь рыть с южной стороны, то разбудишь пчел и шершней, и никакого сокровища тебе не видать. Если ты будешь рыть с западной стороны, там живет привидение, которое создаст столько беспокойств, что твои руки даже не прикоснутся к сокровищу. Если ты будешь рыть с северной стороны, то тебя проглотит большая черная змея. Однако, если ты хотя бы немного начнешь рыть с восточной стороны, твои руки немедленно коснутся горшка с сокровищем».

Явленные писания дают заключение, что следует оставить деятельность ради ее плодов, умозрительное знание и систему мистической йоги, и вместо этого принять преданное служение, благодаря которому можно полностью удовлетворить Кришну» (конец цитаты).

Когда человек, желающий совершенства, слушает заключительные выводы о душе от духовного учителя, его сердце становится чистым, и он начинается двигаться к лотосным стопам Кришны. Амнайа – это единственное авторитетное доказательство относительно цели жизни. Следует рассматривать остальные девять реалий в свете этого авторитета, и это понимание проявится в чистом сердце благодаря амнайе. Это называется самоосознанием и составляет основу цели жизни.

Относительно первой реалии, амнайа говорит, что Верховный Брахман, Шри Хари – это единственный Господь и объект поклонения. Его безличная концепция называется Брахманом, что есть ни что иное как сияние Его тела. Это Верховный Господь Хари в одной из Своих экспансий становится Сверхдушой, или правителем, который создает, поддерживает и уничтожает вселенные. Господь Хари – никто иной, как Кришна, Сверхдуша – это никто иной, как Вишну, а сияние Его тела – ничто иное, как Брахман. Обсуждая истину о Всемогущем Господе Хари, человек проясняет все сомнения относительно Верховного Господа. Если эти сомнения не прояснены, то человек будет культивировать знание безличного Брахмана как противоположность материальному знанию. А для того, чтобы понять Сверхдушу, экспансию Господа, занимаются аштанга-йогой. Только когда человек освобождается отвсех сомнений, он обретает неуклонную преданность Кришне.

Согласно знанию амнайи, вторая реалия – следующая: Верховный Господь Хари естественным образом исполнен трансцендентных энергий. Благодаря одной из Своих энергий Он проявляется как неразличимый Брахман. Это Его безличная энергия. Точно также, через Свои бесконечные энергии, включая Брахман и Параматму, Он проявляет Свое превосходство как Верховная Личность Бога. Хотя в Нем содержатся и безличная и личностные энергии, личностные энергии преобладают. Как утверждается в Шветашватара Упанишад:

«Его энергии многогранны, и таким образом Его деяния автоматически совершаются одно вслед за другим». Чистые преданные осознают его духовные энергии в трех категориях – сандхини, самвит и хладини – энергии вечного существования, познания и блаженства.

Относительно третьей реалии, амнайа утверждает, что Верховный Господь Шри Кришна исполнен духовных рас или наслаждений. Своим могуществом эта раса сводит с ума и духовный, и материальный миры. Такова природа Господа Кришны. Поэтому Господь Кришна сказал: «Я источник Брахмана». Благодаря этой верховной расе и материальный, и духовный миры наделены бесконечным многообразием. Раса духовного мира чиста. Раса этого материального мира является Его тенью. И благодаря непостижимой энергии Господа, бесконечные расы духовного мира были проявлены во Вриндаванских играх в этом мире. Чистая духовная душа достойна вкушать духовную расу. Обрести эту верховную расудхарма или долг живого существа. Живое существо обретает это силой своего преданного служения. В достижении Верховного Брахмана нет расы, оно сухое. К нему никогда не следует стремиться. В осознании Параматмы нет проявления расы. Только преданное служение Кришне исполнено расы.

Рассматривая четвертую реалию, амнайа говорит, что живые существа являются крошечными частичками духовного солнца, Кришны, и их бесчисленное множество. Как духовный мир проявляется духовной энергией Кришны, чит, и как материальный мир проявляется низшей, иллюзорной энергией, так и живые существа проявляются частью духовной энергией. Духовная форма Кришны обладает всеми качествами в полной степени, и эти качества естественным образом присутствуют в живых существах в крошечном количестве. Независимая природа Кришны в ничтожном количестве имеется в живых существах. По этой причине живые существа считаются независимыми. В результате этого, все живые существа развили в себе разные наклонности. Благодаря одним наклонностям, живое существо ищет своего собственного счастья, а благодаря другим, оно ищет счастья Кришны. Таким образом живые существа разделяются на две группы – те, кто ищут собственного счастья, и те, кто ищут счастья Кришны. Те, кто ищут счастья Кришны, называются нитья-мукта, а те, кто ищут собственного счастья, называются нитья-баддха. В этой связи, природа непостижимого подчиняется духовному времени. Фактор времени духовной природы – это состояние вечного настоящего. Но в низшей иллюзорной энергии есть три состояния существования – прошлое, настоящее и будущее. Поэтому какие бы соображения не возникали в этой связи, если они связаны с духовным фактором времени, то не будет никаких сомнений. Но если с материальным, то сомнения будут оставаться: Почему чистая духовная душа ищет своего собственного счастья? Если человек выдвигает подобный вопрос, то проявятся сомнения, проистекающие из материального фактора времени. Если человек может оставить такие сомнения, то он может совершать преданное служение. В противном случае будет только непрекращающаяся череда логических аргументов. Если логические аргументы применяются к непостижимой природе, то возникают анартхи.

Учение амнайи относительно пятой реалии таково: Живые существа, ищущие своего собственного счастья, принимают Майю, расположенную поблизости, и таким образом наслаждаются и страдают в тисках материального времени. Карма – ничто иное, как слепое колесо, созданное майей. Те, кто не соприкасаются с Майей, не имеют связи с кармой. Живые существа, ищущие собственного удовольствия, получают от колеса Майи в качестве средств наслаждения грубое и тонкое тела. Это слепое колесо проявляется в бесчисленных формах, но точно так же, как живому существу было легко попасть в него, ему также просто будет покинуть его во время освобождения.

Живые существа, находящиеся в слепом колесе Майи, называются нитйа-баддхами. В этой связи слово нитйа используется в контексте материального времени. Когда, благодаря соприкосновению с духовным, пробуждается духовный фактор времени, тогда их обусловленная природа видится временной. По милости садху, махаджан, и Кришны, и благодаря многих жизней благочестивой деятельности в преданном служении, обусловленная душа достигает блага. Как утверждается в Чайтанья-чаритамрите (Мадхйа 22.45) и Шриад Бхагаватам (10.51.53):

«Благодаря доброй удаче, живое существо становится способным пересечь океан неведения, и когда его срок материального существования сокращается, оно может получить возможность общаться с чистыми преданными. Благодаря такому общению пробуждается его влечение к Кришне. О мой Господь! О непогрешимая Верховная Личность! Когда живое существо, скитающееся по вселенным становится достойным освобождения из материального существования, оно получает возможность общаться с преданными. Когда оно общается с преданными, пробуждается его влечение к Тебе. Ты – Верховная Личность Бога, высочайшая цель самых возвышенных из преданных и Господь вселенной». Благодаря общению с садху, преодолеваются материальные страдания, благодаря милости Кришны человек обретает твердую веру. Тогда, силой своего преданного служения и милости Кришны, живое существо разрывает оковы Майи и обретает служение Кришне. По милости Кришны баддха-мукта-дживы (те, кто обретают свободы от рабства) с легкостью достигают салокйи, обители Кришны, вместе с теми, кто никогда не попадал в Майю, всегда ища счастья Кришны.

Заключение амнайи относительно шестой реалии таково: Господь Кришна и все остальное связано отношениями ачинтйа бхеда-абхеда, непостижимого одновременного единства и различия. Вот почему в Ведах имеется много утверждений, подтверждающих единство, и много, подтверждающих различие. Невежественные люди приходят к заключению, что следует принять лишь одну из частей Вед. По заключению же тех, кто знают истину, следует принимать знание всех Вед. Те, кто имеют жажду к поклонению Господу, узнают из учения амнайи, что Господь Кришна – всепроникающ и недвойственен. Шри Кришна – Абсолютная Истина. Эта Абсолютная Истина обладает всеми энергиями. Хотя живые существа и материальный мир проявляются Его энергиями, все равно Он остается единым целым. Составляющие по своей природе неотличны от Кришны. Но в материальном творении все иное, чем Кришна, является производной от Его энергии, и потому вечно отделено от Него. Это вечное единство и различие естественным образом непостижимо, поскольку лежит за пределами материального разума живого существа. Когда пробуждается духовный разум живого существа, проявляется чистое знание непостижимого единства и различия. Храня твердую веру в утверждения амнайи, по милости Кришны преданные могут с легкостью увидеть истину непостижимого единства и различия. Если для ее понимания мы будем использовать материальные соображения, она становится теоретической. Когда человек обретает знание этих семи реалий через самоосознание и благодаря амнайе, то можно сказать, что он обладает самбандха-гьяной, или знанием своих взаимоотношений с Господом. (ЯНД: Не то в английском переводе, не то в оригинале, вместо шестого положения дано седьмое, а шестое – «уехало». Мы оставляем Вам восстановить его самому (самой)) В ответ на вопросы Шрилы Санатаны Госвами Шри Чайтанья Махапрабху подробно объяснил науку взаимоотношений с Господом. Как дается в Чайтанья-чаритамрите (Мадхья 20.102):

«Кто я такой? Почему я подвержен влиянию тройственных страданий? Если я не буду знать этого, как я смогу обрести благо?» Те, кто желают величайшего блага в форме обретения преданности Кришне, должны задать все эти вопросы своему духовному учителю. Слушая должные ответы на эти вопросы изуст своего гуру, все сомнения прояснятся, и пробудится твердая вера. Не оставляйте размышления,считая их бесполезными. Как утверждается в Чайтанья-чаритамрите (Ади 2.117):

«Искренний ученик не должен пренебрегать обсуждением подобных заключений, считая их спорными, ибо такие обсуждения закаляют ум. Так ум человека привязывается к Шри Кришне».

Среди десяти реалий первые восемь относятся к источнику авторитетных доказательств и нашим взаимоотношениям с Господом. Всю эту информацию можно получить из ответа Шри Чайтаньи Махапрабху Санатане Госвами.

Относительно авторитета, утверждение Шри Чайтаньи Махапрабху дано в Чайтанья-чаритамните (Мадхйа, 20.134):

«Ведические произведения дают информацию о самбандхе, взаимоотношениях обусловленной души с Кришной, абхидхейе, регулируемой деятельности, предназначенной для оживления этих взаимоотношений, и прайоджане, окончательной цели жизни».

Относительно второй основополагающей истины, Чайтанья Махапрабху сказал в Чайтанья-чаритамрите (Мадхйа 20.152, 155, 157):

«О Санатана, пожалуйста услышь о вечной форме Господа Кришны. Он Абсолютная Истина, свободная от двойственности, но пребывающая во Вриндаване как сын Нанды Махараджи. Изначальная Верховная Личность Бога – это Кришна. Его изначальное имя – Говинда. Он исполнен всех достояний, а Его вечная обитель называется Голока Вриндавана. Существует три вида духовных методов понимания Абсолютной Истины – метод эмпирического знания, мистической йоги и бхакти-йога. В соответствии с этими тремя методами, Абсолютная Истина проявляется как Брахмана, Параматма и Бхагаван».

Относительно энергий Кришны Шри Чайтанья Махапрабху сказал в Чайтанья-чаритамрите (Мадхйа, 20.111):

«Господь Кришна естественным образом обладает тремя энергиями, проявляющимися в виде духовной энергии, энергии живого существа и иллюзорной энергии».

Кришна исполнен расы. Как объясняет Шри Чайтанья Махапрабху в Чайтанья-чаритамрите (Мадхйа, 20.153):

«Кришна – изначальный источник и совокупность всего. Он выглядит вечно юным, и Его тело состоит из духовного блаженства. Он – прибежище и Господин всего сущего».

Наставления Шри Чайтаньи Махапрабху относительно неизменного положения живого существа дано в Чайтанья-чаритамрите (Мадхйа 20.108-109):

«По своему изначальному положению живое существо – вечный слуга Кришны. Оно подобно атомной частичке солнечного света или огня».

Относительно обусловленных живых существ Шри Чайтанья Махапрабху дает следующее описание в Чайтанья-чаритамрите (Мадхйа, 22.10, 20.117):

«Живые существа (дживы) разделяются на две категории. Некоторые вечно освобождены, а другие вечно обусловлены. Не помня о Кришне, живое существо с незапамятных времен привлечено внешним аспектом. Поэтому иллюзорная энергия (майа) причиняет ему всевозможные страдания в его материальном существовании».

Относительно освобожденных живых существ Господь говорит в Чайтанья-чаритамрите (Мадхйа 22.11):

«Те, кто вечно освобождены, всегда пребывают в сознании Кришны и несут трансцендентное любовное служение стопам Господа Кришны. Они должны считаться вечными спутниками Кришны, и они вечно наслаждаются трансцендентным блаженством служения Кришне».

Относительно одновременного единства и различия, Чайтанья-чаритамритЧайтанья-чаритамрита (Мадхйа 20.108) говорит:

«Живое существо является пограничной энергией Кришны, проявлением, одновременно единым и отличным от Господа».

Когда благодаря соприкосновению с амнайей взаимоотношения живого существа с Господом оживляются, тогда оно понимает абхидхейу. Преданное служение Шри Кришне является этой абхидхейей. То есть то, что священные писания определяют главной обязанностью, называется абхидхейей. В этой связи Шри Чайтанья Махапрабху говорит в Чайтанья-чаритамрите (Мадхйа 22.17-18):

«Преданное служение Кришне является главной функцией живого существа. Существуют различные методы освобождения обусловленной души – карма, гьяна, йога и бхакти – но все они зависят от бхакти. Но по сравнению с преданным служением все другие методы духовного осознания слабы и ничтожны. Если человек не приходит к преданному служению Господу Кришне, гьяна и йога не могут дать ему желанных результатов».

Садхана-бхакти называется абхидхейей. Эта садхана-бахкти подразделяется на два вида – вайдхи и рагануга. Вайдхи-садхана-бахкти имеет множество различных аспектов. В некоторых местах дается шестьдесят четыре компонента, а в других – девять. Девять аспектов преданного служения провозглашаются в Шримад Бхагаватам (7.5.23):

«Слушание и воспевание трансцендентных имен, образа, качеств, окружения и игр Господа Вишну, памятование их, служение лотосным стопам Господа, совершение поклонению Господу с использованием атрибутов шестнадцати видов, вознесение молитв Господу, служить ему в качестве слуги, считать Господа своим лучшим другом и посвящение всего Ему (другими словами, служение Ему телом, умом и словами) – эти девять методов являются чистым преданным служением».

Когда обусловленное живое существо занимается служением лотосным стопам Кришны своим умом, телом и словами, это называется бхакти. Отличие бхакти от кармы и гьяны очень тонко. Часто компоненты бхакти и кармы выглядят схожими. Когда эти компоненты связываются с отдельными личными желаниями, они превращаются в компоненты кармы. Когда эти компоненты связываются с сухими мыслями о Брахмане, они превращаются в компоненты гьяны. Некоторые из компонентов не связаны ни с кармой, ни гьяной. Лишь плоды кармы, ведущие к служению Кришне называются компонентами бхакти. Плоды кармы, ведущие к собственному наслаждению, называются кармой. Карма, ведущая к слиянию с Господом, называется безличной гьяной. Поэтому Шрила Рупа Госвами описал признаки бхакти в Бхакти-расамрита-синдху (1.1.9) следующим образом:

«Следует нести трансцендентное любовное служение Верховному Господу Кришне с любовью и без желания материальной выгоды посредством кармической деятельности или философских рассуждений. Это называется чистым преданным служением».

Исполнять компоненты преданного служения в соответствии с указаниями видхи, или предписанных правил, называется ваидхи-садхана-бхакти. Служение, совершаемое из спонтанной привязанности к Кришне, называется рага-бхакти. Преданность Враджабаси называется рагатмика, а подражание их преданному служению называется рагануга-бхакти. Вайдхи-бхакти начинается со шраддхи и продолжается вплоть до рати, когда она сливается с рагануга-бхакти. Рагануга-бхакти всегда очень сильна. Это девятый принцип.

В соответствии с утверждениями амнайи, десятый принцип состоит в том, что према является прайоджаной, или высшей целью. Стадии садхана-бхакти вплоть до премы описаны в Чайтанья-чаритамрите (Мадхйа 23.9-13) Шри Чайтаньей Махапрабху следующим образом:

«Если благодаря доброй удаче живое существо развивает веру в Кришну, оно начинает общаться с преданными. Когда, вдохновляемое преданными, оно начинает заниматься преданным служением, оно освобождается от всей скверны, следуя регулирующим принципам, а также слушая и воспевая. Когда оно освобождается от всех нежелательных привычек, в нем пробуждается твердая вера. Когда пробуждается твердая вера в преданное служение, вкус к слушанию и воспеванию также пробуждается. После того, как пробуждается вкус, возникает глубокая привязанность, а из этой привязанности в сердце произрастает семя любви к Кришне. Когда эти экстатические эмоции усиливаются, они называются любовью к Богу. Такая любовь является окончательной целью жизни и источником всего наслаждения».

Те, кто имеют сомнения относительно этих десяти главных учений Шри Чайтаньи Махапрабху, не пригодны для преданного служения. Когда возникают сомнения, преданное служение человека нарушается, желания оскверняются, появляются нежелательные результаты и таким образом все рушится. Поэтому те, кто желают чистого преданного служения, должны совершать преданное служение с твердой убежденностью.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-09; Просмотров: 402; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.