КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
На этапах максимальной реализации индивидуальных возможностей
И их ориентация на втором и третьем этапах многолетней подготовки (М.М. Булатова, Н.Ж. Булгакова. В.Н. Платонов).................................................. 155 13.1. Предварительный отбор и ориентация пловцов............................................ 155 13.2. Промежуточный отбор и ориентация пловцов............................................... 159 Глава 14. Основной и заключительный отбор и ориентация пловцов и сохранения достижений (НЖ. Булгакова, В.Н. Платонов, К.П. Сахновский).. 168 14.1. Основной отбор и ориентация пловцов на этапе максимальной реализации индивидуальных возможностей 168 14.2. Заключительный отбор и ориентация пловцов на этапе сохранения достижений..................................................................... 171 Глава 15. Построение многолетней подготовки (В.Н. Платонов, К.П. Сахновский)............................................................................. 173 15.1. Общие основы многолетней подготовки........................................................ 173 15.2. Максимальные тренировочные и соревновательные нагрузки и подведение к ним пловца в процессе многолетней подготовки.............. 186 15.3.Динамика нагрузок и соотношение работы различной направленности в процессе многолетней подготовки 188 15.4. Особенности различных этапов многолетней подготовки пловцов......... 194 Глава 16. Построение подготовки в течение года (В.Н. Платонов, М.М. Шабир)...................................................................................... 204 16.1. Общие основы построения годичной подготовки....................................... 205 16.2. Двухцикловое планирование............................................................................... 211 16.3. Трехцикловое планирование................................................................................ 228 16.4. Четырехцикловая система.................................................................................. 230 16.5. Пятицикловое планирование............................................................................. 242 16.6. Шести- и семицикловая система.......................................................................... 245
Глава 17. Непосредственная подготовка к главным соревнованиям года (В.Н. Платонов)........................................................... 254 17.1. Непосредственная подготовка к Играм Олимпиад и чемпионатам мира..................................................................................................... 254 17.2. Подготовка к главным соревнованиям посредством серии подготовительных соревнований 265 17.3. Особенности подготовки в течение 2 — 4 недель, предшествующих главным соревнованиям 267 17.4. Предстартовая подготовка....................................................................................... 267 Глава 18. Построение программ тренировочных занятий (А.А. Драгунов, В.Н. Платонов, С.А. Фесенко)................................................ 274 18.1. Общие основы построения программ тренировочных занятий............................. 274 18.2. Программы занятий спринтеров................................................................................. 281 18.3. Программы занятий пловцов, специализирующихся на средние дистанции........... 284 18.4. Программы занятий стайеров..................................................................................... 285 Глава 19. Построение программ микроциклов (В.Н. Платонов, ЮМ. Шкребтий)..................................................................................... 287 19.1. Виды микроциклов и построение втягивающих микроциклов............................. 287 19.2. Построение ударных микроциклов............................................................................. 288 19.3. Построение восстановительных и подводящих микроциклов................................. 299 19.4. Построение соревновательных микроциклов............................................................ 305 Глава 20. Силовая подготовка (В.Н. Платонов)................................ 307 20.1. Виды силовых качеств и основные направления силовой подготовки... 307 20.2. Тренировочные режимы и методы, применяемые в процессе силовой подготовки................................................................................................... 311 20.3. Силовая подготовка на суше....................................................................................... 320 20.4. Повышение способностей к реализации силового потенциала при плавании и силовая подготовка в воде................................................................ 328 20.5. Контроль силовых качеств....................................................................................... 335 Глава 21. Скоростная подготовка (Л.А. Драгунов, В.Н. Платонов)... 343 21.1. Виды скоростных способностей и средства скоростной подготовки..... 343 21.2. Методика скоростной подготовки................................ 348 21.3. Контроль скоростных способностей.............................. 353 Глава 22. Развитие выносливости (ММ. Булатова, В.Н. Платонов)................ 354 22.1. Виды выносливости и факторы, ее определяющие................................................ 354 22.2. Развитие общей выносливости................................................................................. 360 22.3. Развитие специальной выносливости....................................................................... 361 22.4. Совершенствование важнейших компонентов специальной выносливости............ 365 22.5. Контроль выносливости........................................... V^^^....................................... 376 Глава 23. Развитие гибкости (В.Н. Платонов)................................... 382 23.1. Виды и методика развития гибкости.......................................................................... 382 23.2. Контроль гибкости....................................................................................................... 393 Глава 24. Развитие координационных способностей (ММ. Булатова, В.Н. Платонов)................................................................. 395 24.1. Виды и методика развития координационных способностей.................................... 395 24.2. Контроль координационных способностей............................................................. 400 Глава 25. Средства восстановления и стимуляции работоспособности (В.Н. Платонов)................................................... 403 25.1. Характеристика средств восстановления и стимуляции работоспособности......... 405 25.2. Фармакологическое обеспечение стимуляции работоспособности и восстановительных процессов............................................................................... 412 25.3. Основные направления использования средств управления работоспособностью и восстановительными процессами 421 25.4. Планирование средств восстановления и стимуляции работоспособности в процессе подготовки пловцов 424 Глава 26. Питание в системе подготовки пловцов (В.Д. Попов, В.Л. Смульский)....................................................................................... 427 26.1. Энергетические траты и суточная потребность в энергии у пловцов..................................................................................................................... 427 26.2. Питание пловцов в различные периоды годичной подготовки................................ 430 26.3. Особенности базисного питания стайеров и спринтеров и их питания перед соревнованиями........................................................................... 433 26.4. Особенности питания юных пловцов...................................................................... 435 26.5. Особенности питания женщин..................................................................................... 436 26.6. Регулирование массы тела и питание....................................................................... 437 26.7. Фармакологическое обеспечение подготовки пловцов............................................ 440 Глава 27. Естественная и искусственная гипоксия в системе подготовки пловцов (ММ. Булатова, В.Н. Платонов)...................... 445 27.1. Срочная и долговременная адаптация организма спортсмена к горным условиям...................................................................................................... 445 27.2. Формы гипоксической тренировки............................................................................ 450 27.3. Оптимальная высота для горной подготовки............................................................ 452 27.4. Срочная акклиматизация спортсменов при подготовке в горах.............................. 454 27.5. Особенности реакклиматизации и деадаптации после возвращения в условия равнины....................................................................................................... 456 27.6. Искусственная гипоксическая тренировка в системе подготовки пловцов........... |......................................................................................................... 457 27.7. Тренировка в горах в системе годичной подготовки пловцов.............................. 459 27.8. Тренировка в горах в системе непосредственной подготовки к главным соревнованиям........................................................................................... 466 ГЛАВА 28. Пловец в условиях нарушения циркадных ритмов (М.М. Булатова)..................................................................................... 469 28.1. Суточные изменения состояния организма........................................................... 469 28.2. Тренировка и соревнования в различное время суток.......................................... 470 28.3. Десинхронизация циркадных ритмов организма после дальних перелетов............................................................................................. 471 28.4. Временная адаптация спортсменов после дальних перелетов............................. 474 ГЛАВА 29. Заболевания и травматизм у пловцов (Б. Мак-Аллистер, А.В. Ричардсон).............................................................. 478 29.1. Травмы и заболевания опорно-двигательного аппарата........................................... 478 29.2. Болевые ощущения в области плечевого сустава.................................................. 482 29.3. Болевые ощущения в области коленного сустава.................................................. 485 29.4. Болезни уха................................................................................................................... 486 29.5. Заболевания глаз....................................................................................................... 487 29.6. Бронхоспазм, вызванный физической нагрузкой.................................................. 488 Литература........................................................................................ 490 б ПРЕДИСЛОВИЕ Плавание — один из наиболее массовых и популярных видов спорта. Он включает шесть дисциплин — вольный стиль, брасс, на спине, баттерфляй, комплексное плавание, эстафеты. Плавание является вторым после легкой атлетики видом спорта по количеству разыгрываемых медалей. На чемпионате мира 1998 г. медали были разыграны в 36 видах соревнований, а на Играх XXVII Олимпиады 2000 года спортсмены будут стартовать в 32 видах. Подготовка пловцов высшего класса, способных устанавливать мировые рекорды, добиваться побед в крупнейших соревнованиях, ведется во многих странах мира. Только в течение последнего десятилетия чемпионами Игр Олимпиад и мира становились пловцы из США, Австралии, России, Германии, Китая, Украины, Венгрии, Ирландии, ЮАР, Финляндии, Канады, Испании, Японии, Новой Зеландии, Бельгии, Коста-Рики, Польши, Швеции, Нидерландов, Франции. Уже одного этого факта достаточно, чтобы убедиться, сколь высока конкуренция и сколь эффективной должна быть методика подготовки пловцов, которая позволила бы им включиться в борьбу за мировые рекорды, победы в Играх Олимпиад, чемпионатах мира и Европы. С удовлетворением следует отметить, что несмотря на огромные трудности, которые сегодня переживает спорт в странах, расположенных на территории бывшего СССР, специалистам этих стран удалось добиться значительных результатов в подготовке пловцов высокого класса, в основном сохранить систему воспитания спортивного резерва и другие достижения советской школы плавания, учесть опыт подготовки сильнейших зарубежных пловцов, найти перспективные пути повышения эффективности работы в новых социальных условиях. Свидетельством этого является ряд имен спортсменов, подготовленных в России и Украине в последние годы и добившихся выдающихся результатов на международной арене. В их числе, в первую очередь, следует назвать А. Попова, Д. Панкратова (Россия), Д. Силантьева, Я. Клочкову, С. Бондаренко (Украина). Вполне понятно, что с каждым годом эффективность подготовки пловцов все в большей мере определяется уровнем знаний тренеров, владением ими тонкостями технического, тактического, функционального и психологического совершенствования спортсменов. Следует отметить, что в последние годы уровень и объем специальных знаний в этой области резко возросли. Во-первых, этот период характеризуется плодотворной научно-исследовательской работой в области морфологии и физиологии, биомеханики и биохимии спортивного плавания. Интересные и практически ценные знания были получены при разработке структуры соревновательной деятельности пловцов; путей оптимизации системы контроля, управления и моделирования в системе спортивной подготовки; методики развития различных двигательных качеств — силы,
выносливости, скоростных способностей, гибкости, координации; эффективных вариантов спортивной техники, методики психологической подготовки; оптимальной структуры многолетней и годичной подготовки, методики построения важнейших элементов структуры процесса подготовки — этапов, периодов, различных циклов, занятий. Естественно, что обобщение этой информации, ее систематизация, доведение до уровня практических рекомендаций и внедрение в практику — действенный путь повышения качества подготовки пловцов высокого класса. Во-вторых, огромные возможности для совершенствования системы знаний в области подготовки пловцов высокого класса таит опыт плавательных центров различных стран мира, в которых воспитаны выдающиеся спортсмены последних лет. Здесь накоплена поистине уникальная информация. Ведь вполне естественно, что в системе подготовки выдающихся пловцов сконцентрирован положительный опыт внедрения самого передового, что есть в арсенале организационно-методических и материально-технических достижений современного плавания. Поэтому обобщение опыта подготовки сильнейших пловцов мира позволяет существенно расширить и обогатить систему знаний о подготовке пловцов высокого класса. Все это мы пытались учесть при написании данного учебника. В основу его содержания положено обобщение современного знания в двух направлениях развития спортивного плавания: • научная разработка всех важнейших*компо-нентов системы спортивной подготовки пловцов высокой квалификации; • практика подготовки выдающихся пловцов последних десятилетий в различных странах, отражающая достижения наиболее известных школ, руководимых ведущими тренерами и представленных победителями и призерами Игр Олимпиад и чемпионатов мира и Европы. Особое^" внимание обращено на наиболее сложные и иногда противоречивые положения спортивной подготовки, что потребовало привлечения большого фактического материала, подтверждающего выдвигаемые положения. Авторы стремились не только обобщить сведения о современной методике подготовки пловцов, но и увязать их в стройную систему, так как лишь при этом возможно использование таких сведений для действительно научного управления процессом совершенствования пловцов. Разработкой системы подготовки пловцов занимаются специалисты различных стран. В определенных направлениях наибольших успехов дос- тигли специалисты США. Особенно велики их достижения в изучении и совершенствовании техники плавания. Другие стороны системы подготовки пловцов всесторонне и глубоко разработаны европейскими специалистами, в первую очередь, из Германии, Украины, России. Это относится к различным аспектам спортивного отбора, ориентации, контроля и управления, построения многолетней и годичной подготовки, структуры микроциклов, занятий и др. Для того чтобы содержание книги включало наиболее современное и объективное знание, к ее подготовке привлечены авторы из разных стран — Украины, России, США, Канады, Туниса, хорошо известные в мире специалисты, всесторонне владеющие информацией и имеющие глубокие знания в конкретной области. Авторы стремились к тому, чтобы содержание материала опиралось на результаты новейших научных исследований, опыт передовой практики, достижения в смежных научных дисциплинах — общей теории спорта, кинезиологии, гидродинамике, специальных ответвлениях физиологии, морфологии, биохимии, медицины, психологии. Поэтому в каждой главе представлен фактический материал, подтвержденный эффективными результатами. Предлагаемый учебник состоит из 6 частей, включающих 29 глав. Первая часть посвящена анализу техники плавания. В ней содержится современная информация об основах техники, перспективных направлениях ее совершенствования. Подробно рассмотрены техника гребка при плавании различными способами, техника старта, поворота, финиша, проанализированы принципиальные положения технического совершенствования пловцов. Во второй части впервые подробно рассмотрена теория и методика соревнований, соревновательной деятельности и соревновательных нагрузок пловцов. Представлен углубленный подход к изучению структуры соревновательной деятельности, анализируются структура соревновательной деятельности пловцов высокого класса, направления тактического совершенствования пловцов, варианты тактики, применяемые спортсменами высокого класса. В третьей части дана общая характеристика системы отбора и ориентации пловцов, методика их отбора на всех этапах многолетнего совершенствования. Особое внимание уделено методике ориентации подготовки пловцов, позволяющей максимально раскрыть индивидуальные резервы каждого спортсмена. Четвертая часть посвящена подробному рассмотрению системы построения процесса подго-
товки пловцов. Подробно освещены различные стороны многолетней подготовки пловцов. Вопросы их годичной подготовки рассмотрены в связи с проблемой интенсивной соревновательной деятельности в течение большей части года. Особое внимание уделено непосредственной подготовке пловцов высокого класса к главным соревнованиям года, их предстартовой подготовке. Подробно изложена методика построения программ тренировочных занятий и микроциклов. В пятой части дана характеристика двигательных (физических) качеств и физической подготовки пловцов. Рассмотрены основы структуры различных двигательных качеств — силовых, скоростных, выносливости, гибкости, координационных способностей. Приведена методика развития различных двигательных качеств, контроля за эффективностью их развития. В шестой части представлены сведения, относящиеся к так называемым внешним (внетрени-ровочным и внесоревновательным) факторам, играющим важную роль для обеспечения результативности процесса подготовки пловцов к соревнованиям. Рассматриваются средства восстанов- ления и стимуляции работоспособности в системе подготовки пловцов, особенности их питания. Изложены основы применения естественной (тренировка в горных условиях) и искусственной гипоксии в подготовке пловцов. Затронута проблема влияния циркадных ритмов на эффективность подготовки, временной адаптации спортсменов после дальних перелетов. Отдельная глава посвящена анализу заболеваний и специфического травматизма у пловцов. Эта книга является самой крупной и разносторонней работой по теории и методике подготовки пловцов высокого класса из всех, когда-либо издававшихся у нас в стране и за рубежом. Авторы уверены, что учебник окажется полезным не только для студентов вузов физического воспитания и спорта, готовящихся к тренерской карьере, тренеров по плаванию, но может вызвать интерес и у специалистов других циклических видов спорта (гребля, беговые дисциплины легкой атлетики, конькобежный спорт и др.), а также спортивных врачей, научных работников и, конечно, спортсменов высокой квалификации. Владимир Платонов ОБАВТОРАХ АБСАЛЯМОВ Т.М. (Россия) — кандидат педагогических наук, доцент, заместитель начальника управления науки Министерства Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму. БУЛАТОВА М.М. (Украина) — доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой информатики и передовых технологий Национального университета физического воспитания и спорта Украины. БУЛГАКОВА Н.Ж. (Россия) — доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой плавания Российской государственной академии физической культуры. ДРАГУНОВ Л.А. (Украина) — кандидат педагогических наук, доцент кафедры олимпийского и профессионального спорта Национального университета физического воспитания и спорта Украины. КОЛВИН С. (Канада) — один из ведущих в мире специалистов по плаванию. Бывший технический директор Канадской ассоциации плавания, обладатель сертификата Американской ассоциации тренеров по плаванию за выдающиеся достижения. МАГЛИШО Э.У. (США) — доктор философии, профессор Калифорнийского университета в Бейкерсфильде, автор широко известных в мире публикаций по технике плавания. МАК-АЛЛИСТЕР Б.П. (США) — профессор Университета Северного Иллинойса. Медицинский координатор Водного центра университета Индианы, тренер национальной сборной команды США по плаванию. ПЛАТОНОВ В.Н. (Украина) — доктор педагогических наук, профессор, ректор Национального университета физического воспитания и спорта Украины, заведующий кафедрой олимпийского и профессионального спорта. ПОПОВ В.Д. (Украина) — профессор, заведующий лабораторией спортивной медицины экстремальных состояний Государственного научно-исследовательского института физической культуры и спорта. РИЧАРДСОН А.Б. (США) — доктор медицины, один из наиболее известных в мире специалистов в области профилактики и лечения травм у пловцов. САХНОВСКИЙ К.П. (Украина) — доктор педагогических наук, профессор, заведующий лабораторией программирования процесса подготовки спортсменов Государственного научно-исследовательского института физической культуры и спорта. СМУЛЬСКИЙ В.Л. (Украина) — доктор педагогических наук, профессор, заведующий лабораторией специального питания Государственного научно-исследовательского института физической культуры и спорта. ФЕСЕНКО С.Л. (Украина) — кандидат педагогических наук. ШАБИР М.М. (Тунис) — кандидат педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой теории спортивной тренировки Тунисского института физической культуры. ШКРЕБТИЙ Ю.М. (Украина) — кандидат педагогических наук, профессор, проректор Национального университета физического воспитания и спорта Украины. ШУБЕРТ М. (США) — один из наиболее известных в мире тренеров по плаванию, тренер олимпийской сборной США по плаванию (1976—1988 гг.), старший тренер известных в мире плавательных центров "Мишон Вьехо Нададорес" (Калифорния) и "Мишон Бей" (Флорида).
глава 1
Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 754; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |