Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Динамика становления высшего спортивного мастерства




Принципиальная значимость выяв­ления благоприятной на начальном и базовых этапах многолетнего спортивного совершенствования динамики становления мастерства обусловлена распространенным во многих странах форсированием подготовленности юных спортсме­нов. Общая продолжительность этих этапов у спортсменок, в сред­нем, на полтора года меньше (рис. 15.3), что отражает опережа­ющее становление их мастерства.

У спринтеров общая продолжи­тельность этих этапов несколько больше, что связано с меньшим темпом естественного формирова­ния функциональной основы их ус­пехов. Наибольшая — 8 — 9 лет — продолжительность подготовки,



ГЛАВА 15 Построение многолетней подготовки



 


 


предшествующей этапу максималь­ной реализации индивидуальных возможностей у мужчин, специали­зирующихся в вольном стиле на 50, 100 и 200 м, брассе и баттерфляе, т.е. в тех дисциплинах, где успех во многом обусловлен уровнем ско-ростно-силовых качеств. У подавля­ющего большинства пловцов этих специализаций она варьировала от 8 до 12 лет. Наименьшая продол­жительность такой подготовки — 6 — 7 лет — у женщин, специализи­рующихся в вольном стиле на длин­ные дистанции, успех которых во многом связан с достижением спортсменками максимума эффек­тивности аэробного энергообеспе­чения уже к 16—18 годам.

Быстрое становление мастер­ства характерно не только для


представителей отдельных специа­лизаций, но и тех пловцов, которые до начала подготовки в плавании занимались другим видом спорта. Например, стремительному совер­шенствованию олимпийского чем­пиона Сергея Фесенко, победите­лей и призеров крупнейших сорев­нований Владимира Шеметова и Татьяны Курниковой предшество­вала начальная подготовка в гим­настике. Быстрому восхождению к вершинам мастерства немецких пловчих шестикратной олим­пийской чемпионки Кристин Отто и двукратной олимпийской чемпи­онки Хайке Фридрих предшество­вали занятия легкой атлетикой, трехкратного олимпийского чемпи­она американца Джима Монтгоме­ри — занятия баскетболом, а его


ЧАСТЬ 4 Построение процесса подготовки пловцов


соотечественника чемпиона мира Энди Коэна — теннисом и легкой атлетикой. И подобных примеров немало.

Существенно отличается дина­мика становления высшего мастер­ства пловцов разного пола и различной специализации и на этапе максимальной реализации индиви­дуальных возможностей (табл. 15.1).

У женщин возраст достижения этого этапа, в среднем, почти на два года меньше, чем у мужчин, а у стайеров меньше, чем у спринтеров. Вместе с тем с учетом существенно­го "повзросления" сильнейших плов­цов в 90-е годы целесообразно ори­ентироваться на следующий возраст начала этапа максимальной реализа­ции индивидуальных возможностей: для женщин, специализирующихся на 50, 100 и 200 м и в комплексном плавании, — 17—Шлет; для специа­лизирующихся в вольном стиле на 400 и 800 м — 16—17 лет; для муж­чин, специализирующихся на 50, 100 и 200 м, - 18-19 лет, а для специализирующихся на 400 и 1500 м - 17-18 лет.

Продолжительность этапа мак­симальной реализации индивиду­альных возможностей у женщин, в среднем, почти на год меньше, чем у мужчин, а* прирост результатов


на этапе существенно больше (рис. 15.4).

Однако сопоставление этих дан­ных, относящихся к середине 70-х годов, с подобными, относящимися к 90-м годам (табл. 15.2), отражает существенные изменения в ходе восхождения к вершинам мастер­ства и, в частности, заметное умень­шение его зависимости от специа­лизации и пола пловцов, что во мно­гом объяснимо "внешними" факто­рами и, прежде всего, побуждаю­щим к продолжению спортивной карьеры серьезным материальным стимулированием. Определенное значение имеет и общее снижение темпов прироста спортивных дости­жений, а также возрастающая сложность подготовки полноценной замены выдающимся мастерам. Так, вплоть до 1980 г. олимпийской побе­де на дистанции 1500 м вольным стилем, как правило, сопутствовало установление чемпионом мирового рекорда. Однако отсутствие впос­ледствии полноценной замены поз­волило Владимиру Сальникову победить в 1988 г. с результатом, значительно уступающим его ре­корду. Подобная ситуация сложи­лась и в 1996 г., когда Кирен Пер-кинс победил в плавательном мара­фоне с результатом, почти на 15 с



ГЛАВА 15 Построение многолетней подготовки



 


 


уступающим его высшему мирово­му достижению.

Женщины достигают примерно равного с мужчинами уровня мас­терства, будучи на два года моложе (рис. 15.5), быстрее продвигаются к своей индивидуальной вершине, о чем свидетельствует более резкая динамика их результатов (рис. 15.6) и существенно меньшее представи­тельство олимпийских финалисток в числе сильнейших пловцов мира в предшествующие* Играм годы (рис. 15.7, 8).


Почти 70 % финалисток Игр еще за три года до них не входили в мировую "пятидесятку", в то вре­мя как там представительствовали уже более половины финалистов. Десятки раз олимпийских побед добивались спортсменки, не "вхо­дившие" в число 50 сильнейших в мире еще за год до Игр. Например, представительницы знаменитой советской школы плавания брас­сом Галина Прозуменщикова (1964г.), Марина Кошевая (1976 г.) и Лина Качюшите (1980 г.). И лишь






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 466; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.