КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Динамика становления высшего спортивного мастерства
Принципиальная значимость выявления благоприятной на начальном и базовых этапах многолетнего спортивного совершенствования динамики становления мастерства обусловлена распространенным во многих странах форсированием подготовленности юных спортсменов. Общая продолжительность этих этапов у спортсменок, в среднем, на полтора года меньше (рис. 15.3), что отражает опережающее становление их мастерства. У спринтеров общая продолжительность этих этапов несколько больше, что связано с меньшим темпом естественного формирования функциональной основы их успехов. Наибольшая — 8 — 9 лет — продолжительность подготовки, ГЛАВА 15 Построение многолетней подготовки
предшествующей этапу максимальной реализации индивидуальных возможностей у мужчин, специализирующихся в вольном стиле на 50, 100 и 200 м, брассе и баттерфляе, т.е. в тех дисциплинах, где успех во многом обусловлен уровнем ско-ростно-силовых качеств. У подавляющего большинства пловцов этих специализаций она варьировала от 8 до 12 лет. Наименьшая продолжительность такой подготовки — 6 — 7 лет — у женщин, специализирующихся в вольном стиле на длинные дистанции, успех которых во многом связан с достижением спортсменками максимума эффективности аэробного энергообеспечения уже к 16—18 годам. Быстрое становление мастерства характерно не только для представителей отдельных специализаций, но и тех пловцов, которые до начала подготовки в плавании занимались другим видом спорта. Например, стремительному совершенствованию олимпийского чемпиона Сергея Фесенко, победителей и призеров крупнейших соревнований Владимира Шеметова и Татьяны Курниковой предшествовала начальная подготовка в гимнастике. Быстрому восхождению к вершинам мастерства немецких пловчих шестикратной олимпийской чемпионки Кристин Отто и двукратной олимпийской чемпионки Хайке Фридрих предшествовали занятия легкой атлетикой, трехкратного олимпийского чемпиона американца Джима Монтгомери — занятия баскетболом, а его
ЧАСТЬ 4 Построение процесса подготовки пловцов соотечественника чемпиона мира Энди Коэна — теннисом и легкой атлетикой. И подобных примеров немало. Существенно отличается динамика становления высшего мастерства пловцов разного пола и различной специализации и на этапе максимальной реализации индивидуальных возможностей (табл. 15.1). У женщин возраст достижения этого этапа, в среднем, почти на два года меньше, чем у мужчин, а у стайеров меньше, чем у спринтеров. Вместе с тем с учетом существенного "повзросления" сильнейших пловцов в 90-е годы целесообразно ориентироваться на следующий возраст начала этапа максимальной реализации индивидуальных возможностей: для женщин, специализирующихся на 50, 100 и 200 м и в комплексном плавании, — 17—Шлет; для специализирующихся в вольном стиле на 400 и 800 м — 16—17 лет; для мужчин, специализирующихся на 50, 100 и 200 м, - 18-19 лет, а для специализирующихся на 400 и 1500 м - 17-18 лет. Продолжительность этапа максимальной реализации индивидуальных возможностей у женщин, в среднем, почти на год меньше, чем у мужчин, а* прирост результатов на этапе существенно больше (рис. 15.4). Однако сопоставление этих данных, относящихся к середине 70-х годов, с подобными, относящимися к 90-м годам (табл. 15.2), отражает существенные изменения в ходе восхождения к вершинам мастерства и, в частности, заметное уменьшение его зависимости от специализации и пола пловцов, что во многом объяснимо "внешними" факторами и, прежде всего, побуждающим к продолжению спортивной карьеры серьезным материальным стимулированием. Определенное значение имеет и общее снижение темпов прироста спортивных достижений, а также возрастающая сложность подготовки полноценной замены выдающимся мастерам. Так, вплоть до 1980 г. олимпийской победе на дистанции 1500 м вольным стилем, как правило, сопутствовало установление чемпионом мирового рекорда. Однако отсутствие впоследствии полноценной замены позволило Владимиру Сальникову победить в 1988 г. с результатом, значительно уступающим его рекорду. Подобная ситуация сложилась и в 1996 г., когда Кирен Пер-кинс победил в плавательном марафоне с результатом, почти на 15 с
ГЛАВА 15 Построение многолетней подготовки
уступающим его высшему мировому достижению. Женщины достигают примерно равного с мужчинами уровня мастерства, будучи на два года моложе (рис. 15.5), быстрее продвигаются к своей индивидуальной вершине, о чем свидетельствует более резкая динамика их результатов (рис. 15.6) и существенно меньшее представительство олимпийских финалисток в числе сильнейших пловцов мира в предшествующие* Играм годы (рис. 15.7, 8). Почти 70 % финалисток Игр еще за три года до них не входили в мировую "пятидесятку", в то время как там представительствовали уже более половины финалистов. Десятки раз олимпийских побед добивались спортсменки, не "входившие" в число 50 сильнейших в мире еще за год до Игр. Например, представительницы знаменитой советской школы плавания брассом Галина Прозуменщикова (1964г.), Марина Кошевая (1976 г.) и Лина Качюшите (1980 г.). И лишь
Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 466; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |