Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и характерные черты конституционного строя, их соотношение и структура




Защита и реализация Конституции Республики Беларусь

Общая характеристика, содержание, основные принципы построения действующей Конституции

Порядок принятия, вступления в силу и внесения изменений в Конституцию Республики Беларусь

Конституция представляет собой единый, обладающий особыми юридическими свойствами правовой акт, посредством которого народ учреждает основные принципы устройства общества и государства, определяет субъекты государственной власти, механизм ее осуществления, закрепляет охраняемые государством права и свободы гражданского общества, человека и гражданина.

 

 

Первая Конституция суверенной Республики Беларусь была принята Верховным Советом Республики Беларусь 12-го созыва 15 марта 1994 г. и вступила в силу с момента опубликования 30 марта 1994 г. Принятию Конституции предшествовал долгий процесс обсуждения проекта Конституции (Конституционная комиссия была создана еще в 1990г.), рассмотрено было много писем, предложений, откликов, замечаний.

Выступая в июле 1994 г. на торжественном заседании, посвященном Дню независимости, Александр Лукашенко подчеркивал, что «принятая депутатами Конституция – вершина их законотворческой деятельности». И далее: «Одной из самых знаменательных особенностей Конституции Республики Беларусь является приоритет прав человека над правами общества, нации и государства…». Это свидетельствует, что власть была, наконец, вынуждена признать правоту слов Кастуся Калиновского: «Не народ для урада, а урад для народа».[4]

24 ноября 1996 года в Конституцию Республики Беларусь путем референдума были внесены существенные изменения и дополнения, изменившие по существу государственное устройство Республики Беларусь, в результате чего Беларусь превратилась из парламентско-президентской республики в президентско-парламентскую республику. Изменения и дополнения в Конституцию вступили в силу с момента опубликования в газете «Звязда» 27 ноября 1996 года.

На республиканском референдуме 17 октября 2004г. в ст. 81 Конституции были внесены изменения и дополнения, которые вступили в силу 17 ноября 2004г. так, из ст. 81 Конституции были исключены указания, что одно и тоже лицо не может быть президентом более двух раз.

В редакции Конституции 1996г. нет прямого указания, что парламент правомочен принимать и изменять Конституцию (Ст. 83 Конституции в редакции от 15 марта 1994г. в п.2 определяла что, Верховный Совет Республики Беларусь принимает и изменяет Конституцию). В ст. 140 Конституции (в ред. 1996 г) закреплено, что «Конституция, законы о внесении в нее изменений и дополнений, о введении в действие указанных законов, акты о толковании Конституции считаются принятыми, если за них проголосовало не менее двух третей от полного состава каждой из палат Парламента». Таким образом, можно сделать вывод, что новую конституцию может принять Парламент.

Вопрос об изменении и дополнении Конституции рассматривается палатами Парламента по инициативе Президента или не менее 150 тысяч граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом (ст. 138 Конституции).

Закон о внесении изменений и дополнений в Конституцию может быть принят после двух обсуждений и одобрений Парламентом с промежутком не менее трех месяцев.

Изменения и дополнения Конституции могут быть проведены через референдум. Решение об изменении и дополнении Конституции путем референдума считается принятым, если за него проголосовало большинство граждан, внесенных в списки для голосования.

Разделы I «Основы конституционного строя», II «Личность, общество, государство», IV «Президент, Парламент, Правительство, Суд», VIII «Действие Конституции Республики Беларусь и порядок ее изменения» могут быть изменены только путем референдума.

Изменения и дополнения Конституции Парламентом не производятся в период чрезвычайного положения, а также в последние шесть месяцев полномочий Палаты представителей.

Конституция Республики Беларусь 1994 г. в отличие от предшествующих, ввела институт толкования Конституции. Речь идет об официальном толковании, имеющем юридическую силу и обязательном для всех правоприменяющих субъектов. Цель толкования заключается в том, чтобы юридически точно определить, как понимать норму Конституции, допустимо ли ее расширительное применение.

Законы о толковании Конституции принимает Парламент по инициативе Президента либо по инициативе не менее 150 тысяч граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом (ст. 97, ст. 98 Конституции).

 

 

 

Конституцию справедливо называют Основным Законом государства, это своего рода «закон законов». В ней закрепляются исходные принципы и важнейшие функции государства, устанавливаются пределы правового регулирования общественных отношений, определяется характер взаимоотношений государства с гражданином и т.д. Конституция является юридической базой для развития всех отраслей права.

Конституция Республики Беларусь провозгласила впервые человека, его права, свободы и гарантии их реализации высшей ценностью и целью общества и государства. Конституция возлагает на государство ответственность перед гражданином за создание надлежащих условий для свободного и достойного развития личности.

Впервые в истории Беларуси на конституционном уровне закреплена идея правового государства. В Конституции изложены основополагающие принципы формирования правового государства – принцип верховенства права, принцип разделения властей, принцип взаимной правовой ответственности государства и гражданина, принцип судебной защиты прав личности и др.

Конституция Республики Беларусь состоит из преамбулы, 9 разделов и 8 глав, включающих в себя 146 статей.

Преамбула Конституции имеет важнейшее юридическое значение. В преамбуле провозглашаются: приверженность белорусского народа к общечеловеческим ценностям, принципы народного и национального суверенитета, утверждение прав и свобод каждого гражданина и обеспечение гражданского согласия, устои народовластия и правового государства.

Первый раздел «Основы конституционного строя» закрепляет установление определенных начал устройства общества и государства, определяет сущностное содержание правового воздействия на все сферы общественных отношений, все стороны социальной реальности. По целенаправленности нормы данного раздела призваны обеспечить системное закрепление концептуальных идей, признанных основополагающими для данного общества и государства.

Совокупность норм данного раздела по своим функциям является определяющей для всех других разделов. Они играют направляющую роль для всего конституционно-правового регулирования.

Второй раздел «Личность, общество, государство» закрепляет правовое воздействие на общественные отношения в основном путем провозглашения, признания государством естественными, неотчуждаемыми права и свободы человека, закрепляет взаимоотношения государства и личности. В качестве субъекта права здесь выступает человек, гражданин, личность.

Права и свободы, закрепленные в белорусской Конституции, соответствуют важнейшим международно-правовым актам в этой сфере: Всеобщей Декларации прав человека, Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах, Международному пакту о гражданских и политических правах и другим, а также реализуют международные стандарты в области прав и свобод человека.

Третий раздел «Избирательная система. Референдум» состоит из двух глав. 1 глава «Избирательная система» и 2 глава «Референдум» (народное голосование).

Первая глава третьего раздела закрепляет основные принципы участия граждан Республики Беларусь в выборах.

Вторая глава регулирует основные положения назначения и проведения республиканских и местных референдумов в Республике Беларусь.

Четвертый раздел «Президент, Парламент, Правительство, Суд», состоит из 4-х глав и закрепляет основы организации, деятельности системы органов государственной власти Республики Беларусь, их компетенцию, функции, взаимодействие, правовое положение.

Пятый раздел определяет нормы, относящиеся к местному управлению и самоуправлению. Здесь закрепляются наиболее важные принципы организации и деятельности, полномочий местных Советов, исполнительных и распорядительных органов, их взаимоотношения с другими властными структурами.

В шестом разделе содержатся нормы, регламентирующие деятельность двух государственных органов - Прокуратуры и Комитета государственного контроля. Органы Прокуратуры, имеющие строгую централизацию, призваны осуществлять надзор за точным и единообразным исполнением законов, декретов и указов, иных нормативных актов подведомственными Правительству и некоторыми другими органами, а также предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами.

На органы Комитета государственного контроля возложен контроль за исполнением бюджета, использованием государственной собственности и некоторые другие вопросы.

Раздел VII содержит нормы, касающиеся финансово-кредитной системы Республики Беларусь.

Важнейшее значение для определения места и роли Конституции, формирования всей правовой системы с учетом иерархии нормативных актов имеет раздел VIII. В нем решаются вопросы действия Конституции и порядка ее изменения.

Заключительные и переходные положения помещаются в разделе IX Конституции. Ранее они содержались в Законе от 15 марта 1994 «О порядке вступления в силу Конституции Республики Беларусь». Данный раздел Конституции позволил правовыми средствами обеспечить «переход» к реализации тех норм, которые не могли быть исполнены сразу с введением в действие Конституции в редакции 1996г. В этом разделе закреплены нормы, посвященные особенностям формирования, сохранения полномочий ранее созданных и вновь предусмотренных государственных органов.

Весь текст Конституции и ее положения необходимо трактовать в системной взаимозависимости, и ее структурных элементов и норм.

 

Прочность конституционного строя в решающей степени зависит от соблюдения конституционных норм всеми органами государственной власти, должностными лицами и гражданами.

Демократическое государство обязано обеспечить соблюдение Конституции и ее защиту от любых посягательств. Наиболее грубые и опасные нарушения Конституции наказываются в уголовном порядке. Это призывы к свержению или изменению конституционного строя Республики Беларусь (ст. 361 Уголовного кодекса Республики Беларусь), заговор с целью захвата государственной власти (ст. 357 Уголовного кодекса Республики Беларусь), надругательство над государственными символами (ст. 370 Уголовного кодекса Республики Беларусь), преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина (Глава 23 Уголовного кодекса Республики Беларусь).

Целями охраны Конституции служит положение ч. 3 ст. 5 Конституции, закрепляющее запрет создания и деятельности политических партий, а равно других общественных объединений, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя. Аналогичный запрет введен относительно религиозных организаций (ст. 16 Конституции).

Каждый, кто находится на территории Республики Беларусь, обязан соблюдать ее Конституцию (ст. 52 Конституции). Требования соблюдать Конституцию не сводятся только к их конституционным обязанностям, а имеет более широкое конкретное содержание, которое вытекает из общего смысла, роли и функции Конституции.

От каждого требуется:

- уважать конституционные права и свободы других лиц;

- подчиняться правовым актам, изданным конституционными органами государственной власти;

- уважать конституционный порядок.

Эти минимальные требования законопослушания необходимы для жизнеспособности Конституции. Хотя они и носят пассивный характер, но предполагают воздержание от тех или иных действий против Конституции.

Анализ норм Конституции свидетельствует, что в охране Конституции участвуют все органы государственной власти и их должностные лица. Так, в соответствии со ст. 59 Конституции государство обязано принимать все доступные ему меры для создания внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией. А государственные органы, должностные лица и иные лица обязаны в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности.

Особая роль в защите Конституции принадлежит Президенту Республики Беларусь, так как в ст. 79 Конституции закреплено, что он является гарантом Конституции. При вступлении в должность Президент приносит присягу, в которой клянется «соблюдать и защищать Конституцию Республики Беларусь» (ст. 83 Конституции).

Особую роль в охране Конституции и обеспечении ее соблюдения играет Конституционный Суд Республики Беларусь. Конституционный Суд разрешает дела о соответствии Конституции всех нормативных актов государства (законов, декретов, указов и т.д.), осуществляет ряд полномочий, призванных обеспечить неуклонное соблюдение Конституции.

Конституция имеет прямое действие и действует на всей территории Республики Беларусь и любые ее нарушения влекут ответственность в соответствии с белорусским законодательством.

 

1. Ларин, А.Ю. Конституционное (государственное) право России. Учебник / А.Ю. Ларин. – Москва: Книжный мир, 2006г. – 400 с.

2. Масловская, Т.С. Конституционное право Республики Беларусь: ответы на экзаменац. вопр. / Т.С. Масловская. – 3-е изд., перераб. – Минск: Тетрасистемс, 2009. – 224с.

3. Чудаков, М.Ф. Конституционное (государственное) право зарубежных стран / М.Ф. Чудаков. - Минск, 1998.

4. Чудаков, М.Ф. Конституционное развитие в Республике Беларусь в свете изменений общественного и государственного строя. Советский период (текст): пособие / М.Ф. Чудаков. – Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2005. – 51 с.


РАЗДЕЛ III. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ЕГО ОСНОВ

 

Общественный строй или устройство – это исторически конкретная организация общества, представляющая собой единую систему общественных отношений, обусловленных определенным уровнем производительных сил, производственных, политических, идеологических, правовых и других отношений, а также соответствующим им учреждений. Эта система отличается характерными особенностями общественного сознания и традициями людей в разных сферах жизни и охраняется государством и правом.

Общественный строй постоянно находится под воздействием государства, которое создается обществом для защиты своих общих интересов, в частности для охраны общественного строя. Но, государство, приобретая самостоятельность, зачастую становится над обществом, подчиняя интересы общества интересам аппарата государственной власти, располагающего мощными средствами принуждения.

Государство оказывает воздействие на общественный строй своей политикой, т.е. организованной и целенаправленной деятельностью государственных органов, учреждений и должностных лиц. Эта деятельность исходит из определенным образом понятых общественных потребностей. Таким образом, форма общественного строя во многом определяется государством, следовательно, субъективным фактором. Подчас государство используется для волюнтаристского преобразования общественного строя, когда воздействие оказывается не только на его форму, но и на содержание.

Современные конституции, закрепляющие основы общественного строя, определяют, прежде всего: основы экономических отношений, основы социальных отношений, основы политических отношений, основы культурно-духовных отношений.

Следовательно, структура общественного строя складывается из четырех основных подсистем, которые сами представляют собой системы общественных отношений в соответствующих сферах жизни общества.

Такими подсистемами являются:

а) экономические отношения;

б) социальные отношения (в узком смысле слова);

в) политические отношения;

г) духовно-культурные отношения.

Эта классификация, как и любая другая, разумеется, условна.

Далеко не всегда возможно провести четкую грань, например, между отношениями экономическими и социальными. А уже политический момент при государственной организации общества присутствует практически в большинстве общественных отношений или, во всяком случае, во многих из отношений, отнесенных к другим группам.

Каждая подсистема тесно взаимодействует с остальными подсистемами общественного строя, причем это именно взаимодействие, а не одностороннее воздействие одной подсистемы (например, экономической) на другие.

Общественный строй характеризуется особыми принципами (базовыми началами), лежащими в основе взаимоотношений человека, общества и государства.

Следует согласиться с некоторыми учеными-юристами, которые считают, что общественный строй является не государственно-правовой категорией, а, скорее социально-политическим понятием, охватывающим всю сумму социальных отношений в обществе. [5]

Как общественный, так и государственный строй (устройство государства как политического института) могут быть и не конституционным. Только тогда, когда государство воздействует на общественный строй, прежде всего, посредством установления или санкционирования правовых норм, опираясь при этом на Конституцию и иные легальные источники права, реализует принципы приоритета прав и свобод человека и гражданского общества, можно говорить о конституционном строе, т.е. понятия «общественный строй» и «конституционный строй» - следует разграничивать.

Для того чтобы государство не становилось над обществом оно должно подчиняться праву. Это подчинение должно быть обеспечено определенными гарантиями. Эти гарантии в своей совокупности обеспечивает такую форму или такой способ организации общества и государства, который может быть назван конституционным строем.

Конституционный строй – как справедливо отмечает Г.А. Василевич, можно рассматривать в двух аспектах; а) в формальном смысле – как любое устройство государства и общества на основе Конституции; и б) в смысле содержательном – как общественный и государственный строй, отвечающий критериям (признакам) конституционализма[6]. В этом втором смысле далеко не все страны, имеющие конституции, обладают конституционным строем.

Конституционный строй при таком подходе следует рассматривать как целостную систему социально-правовых отношений и институтов, обеспечивающую права и свободы человека и гражданина, а также подчинение государства праву и Конституции.

Конституционное право регламентирует лишь основы конституционного строя – основополагающие принципы устройства государства, общества и их отношений с человеком и гражданином. Вся дальнейшая регламентация общественных отношений является отражением, конкретизацией и развитием этих основополагающих принципов. В Конституции Республики Беларусь основам конституционного строя посвящен первый раздел «Основы конституционного строя».

Таким образом, под основами конституционного строя Республики Беларусь понимаются главные устои государства, его основные принципы, которые призваны обеспечить Беларуси характер конституционного государства.

К числу основ конституционного строя, согласно Конституции Республики Беларусь относятся, прежде всего, основы, присущие каждому конституционному государству. В их число входят демократизм, выражающийся в народном суверенитете; разделение властей; верховенство права; идеологический и политический плюрализм. Основу конституционного государства составляет и признание государством человека, его прав, свобод и гарантии их реализации высшей ценностью и целью общества и государства. Такой основой является и правовое государство, воплощением которого является конституционное государство и социальное рыночное хозяйство, в рамках которого в основном осуществляется производство и распределение товаров и благ.

С этими основами неразрывно связаны и такие черты, как социальное государство, главной задачей которого является претворение в жизнь закрепленных правом принципов социального равенства.

Среди основ конституционного строя, закрепленных Конституцией Республики Беларусь, имеются также суверенность Беларуси, ее унитарная форма устройства и республиканская форма правления.

Конституционные принципы существуют не сами по себе, они в совокупности конституируют государство и потому должны рассматриваться только во взаимосвязи. Эти принципы могут дополнять и корректировать друг друга, а, следовательно, все они находятся во взаимозависимости.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 1026; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.