КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Самостоятельность в решении вопросов развития науки, культуры и других сфер жизнедеятельности общества
Согласно статье 15 Конституции Республики Беларусь: «Государство ответственно за сохранение историко-культурного и духовного наследия, свободное развитие культур всех национальных общностей, проживающих в Республике Беларусь». Историко-культурное наследие народа Республики Беларусь, созданное им является его достоянием, неотъемлемой частью достижения мировой цивилизации. Ее духовные, художественные и документальные ценности создают необходимые условия духовного, интеллектуального и экономического развития общества. Идентификация, охрана, сохранение, популяризация, передача поколениям историко-культурных ценностей является святой обязанностью государства, делом чести ее гражданина. Историко-культурными ценностями являются наиболее отличительные материальные объекты и нематериальные проявления человеческого творчества, которые имеют выдающиеся духовные, эстетические и документальные достоинства и взяты под охрану государства. Законодательством предусматривается классификация историко-культурных ценностей, учет и охрана историко-культурного наследия. Также к признакам суверенитета относятся: · верховенство Конституции и законов Республики Беларусь. Данный признак отражается в Конституции Республики Беларусь, где сказано, что «На территории Республики Беларусь устанавливается верховенство Конституции Республики Беларусь и законов Республики Беларусь. Все граждане и лица без гражданства, государственные органы, предприятия, учреждения и организации, находящиеся или действующие на территории Республики Беларусь, обязаны исполнять законодательство Республики Беларусь». Это значит, что государство, все его органы и должностные лица могут осуществлять свою деятельность только в пределах Конституции и принятого в соответствии с ней законодательства (ст. 7 Конституции); · наличие собственной республиканской экономической базы. Недра, воды, леса составляют исключительную собственность государственного назначения; · наличие собственной избирательной системы, права проводить республиканские и местные референдумы: - в них могут участвовать только граждане Республики Беларусь; - финансирование выборов и референдумов со стороны иностранных организаций и отдельных физических лиц иностранного государства запрещается; · собственный спектр прав и обязанностей, определенных Конституцией и законодательными актами Республики Беларусь. Республика Беларусь предоставляет определенные права иностранным гражданам и требует от них выполнения определенных обязанностей; · наличие возможности предоставления убежища преследуемым в других государствах за политические, религиозные убеждения или национальную принадлежность (без автоматического предоставления гражданства); · наличие в Республике Беларусь своих наград: - орденов: «Честь Отечества» - 3 степеней, «Франциска Скорины», «Воинской славы» (для военнослужащих); - медалей: «За отвагу» (для военнослужащих), «За безупречную службу» (для военнослужащих) -3 степеней; - государственной премии; обладание международной правосубъектностью. Международным сообществом выработаны принципы цивилизованных отношений между государствами, которых они придерживаются (Например, Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, принятая Генеральной Ассамблеей ООН от 24 декабря 1970г.). · признание личности, её прав и свобод в качестве высшей цели государственного суверенитета. Ст. 3 Декларации провозглашает «Государственный суверенитет Республики Беларусь утверждается во имя высшей цели - свободного развития и благополучия, достойной жизни каждого гражданина республики на основе обеспечения прав личности в соответствии с Конституцией Республики Беларусь и её международными обязательствами». Важнейшим элементом конституционно-правового статуса Республики Беларусь как суверенного государства является защита суверенитета и территориальной целостности Отечества. Суверенитет предполагает способность государства гарантировать обеспечение своей внешней и внутренней безопасности. Под гарантиями суверенитета следует понимать материальные, организационные и правовые условия и предпосылки, делающие реальностью существование независимого государства. Организационные гарантии — создание и эффективное функционирование системы органов государства, целью которых является обеспечение суверенитета и охрана территориальной целостности государства, незыблемости его границ, водного и воздушного пространства. Эту задачу выполняют пограничные войска, таможенные органы, органы МВД, органы государственной безопасности. Юридические и правовые гарантии — это наличие нормативной правовой базы, регулирующей данную сферу правоотношений, заключение международных мирных договоров, отказ от политики вмешательства в дела других государств, нейтралитет, соблюдение норм международного права. Согласно ст. 79 Конституции Республики Беларусь, Президент гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обязан обеспечивать политическую экономическую стабильность, преемственность, взаимодействие органов государственной власти; наличие Парламента, Совета Министров, местных органов управления и самоуправления и других государственных органов; наличие в республике системы судов, в том числе Конституционного, призванных гарантировать истину, в том числе сохранять суверенитет Республики Беларусь.
Экономические и материальные гарантии суверенитета Республики Беларусь:создание экономических предпосылок для стабильно работающей экономики; наличие определенной территории; наличие природных ресурсов; профицитный бюджет, позволяющий выделять необходимые средства для нужд обороноспособности в целях защиты суверенитета и территориальной целостности; право народа владеть землей, ее недрами, другими природными ресурсами; верховенство Конституции и законов на территории страны. Политические гарантии. Демократия осуществляется на основе многообразия политических институтов, идеологий и мнений. При этом согласно ст. 4 Конституции, идеология политических партий, религиозных или иных общественных объединений, социальных групп не может устанавливаться в качестве обязательной для граждан. Также можно выделить дипломатические гарантии суверенитета нашего государства: -наличие собственных дипломатических представительств, консульств; -республиканское представительство Республики Беларусь в международных организациях; -право заключать международные соглашения с зарубежными странами. Таким образом, признаками суверенитета можно назвать основополагающие начала, на которых базируется суверенитет государства, а гарантиями суверенитета выступают разнообразные материальные, организационные, правовые, политические, экономические и дипломатические условия, делающие возможным существование независимого государства. Другими словами признаки – это то, на чем базируется суверенитет, а гарантии – условия, при которых суверенитет осуществляется. § 4. Участие Республики Беларусь в работе международно-правовых организаций (ООН, ОБСЕ, ЕС и др.)
Приоритетное место во внешней политике Республики Беларусь занимает многосторонняя дипломатия, продвижение и защита своих интересов в международных и универсальных организациях. Республика Беларусь является одним из государств – основателей Организации Объединенных Наций и полноправным ее членом с 1945 г. Беларусь активно сотрудничает с ООН и ее учреждениями (ЮНЕСКО, МОТ, ВОЗ и другие), участвует в программе развития ООН с 1965 г., других программах, конференциях, фондах. Беларусь поддерживает политику ООН в области сохранения международного мира и безопасности, по борьбе с международным терроризмом людей, по предотвращению распространения оружия массового уничтожения, сокращения и ликвидации имеющихся арсеналов и т.д. Республика Беларусь имеет свое постоянное представительство в ООН (с сентября 1958 г.), через которое мировая общественность знакомится с культурой, достояниями, менталитетом белорусского народа. После провозглашения независимости Республики Беларусь в 1991 г. сложились принципиально новые условия во взаимоотношениях с организациями и учреждениями, входящими в ООН. Например, взаимоотношения Беларуси и Международной организации труда (МОТ) в настоящее время носят многоплановый характер. Дальнейшее расширение взаимодействия Республики Беларусь с МОТ, использование ее опыта, разрешение накопившихся вопросов во взаимоотношениях с этой международной организацией соответствует национально-государственным интересам Республики Беларусь. Существенные связи Республики Беларусь с Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), членам которой наша страна является с февраля 1992 г. Политический диалог со странами Запада сосредоточен именно в рамках ОБСЕ. Усилия белорусской стороны в области взаимодействия с ОБСЕ направлены на укрепление всех составляющих сотрудничества в формате этой организации, содействие ее прогрессивному реформированию, в первую очередь по пути более полного учета интересов каждого государства-участника. Дипломатические отношения между Республикой Беларусь и Европейским союзом (ЕС) были установлены в августе 1992 г. В марте 1995 г. в Брюсселе было подписано соглашение «О партнерстве и сотрудничестве между Беларусью и Европейским союзом». Значимым событием в белорусско-европейских отношениях стало открытие в 2008 г. Представительства Комиссии Европейских сообществ в Минске. Беларусь вовлечена в реализацию трех программ трансграничного сотрудничества ЕС: «Польша – Украина – Беларусь», «Латвия – Литва – Беларусь» и регион Балтийского моря. Республика Беларусь стремиться к конструктивному сотрудничеству с ЕС на равных условиях, а в перспективе стать полноправным членам Европейского союза. Беларусь является членом Движения неприсоединения (ДН), рассматривая ДН в качестве стабилизирующего центра силы, способного лечь в фундамент многополярного мира. Членство в Движении создает дополнительную возможность для продвижения инициатив Беларуси в ООН. Вместе с партнерами по Движению Беларусь противостоит практике применения «двойных стандартов» в мировой политике, выступает за построение справедливого международного экономического порядка, эффективную интеграцию развивающихся стран и стран с переходной экономикой в мировую хозяйственную архитектуру, укрепляет веру в уникальность и разнообразие путей политического, социально-экономического и культурного развития человечества. Республика Беларусь является полноправным участникам совета Евро-атлантического партнерства и программы «Партнерства ради мира». Интересам Беларуси отвечает по шаговое углубление практического взаимодействия с НАТО, прежде всего, в деле пресечения перемещения через белорусскую территорию контрабанды, нелегальных мигрантов, оружия, наркотических средств.
Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 775; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |