Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Европейская система защиты прав человека




Договорные органы и учреждения по правам человека

В рамках ООН постоянно действуют экспертные органы, созданные на основе универсальных международных договоров в области прав человека. Это так называемые «договорные органы», их в настоящее время шесть.

Первый договорной Комитет был создан в 1970 г. в соответствии с Международной конвенцией о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г. (ратифицирована Республикой Беларусь (в то время БССР) 8 апреля 1969г.). Это Комитет по ликвидации расовой дискриминации, состоящий из 18 экспертов, избираемых тайным голосованием государствами – участниками Конвенции. Срок полномочий членов Комитета 4 года, ратифицирован Республикой Беларусь (в то время БССР) 8 апреля 1969 г. Беларусь не сделала заявление о признании компетенции Комитета по ликвидации расовой дискриминации в соответствии со ст. 14 Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации. В связи с этим комитет не должен принимать никаких сообщений от Беларуси, касаясь невыполнения положений Конвенции.

Комитет по правам человека создан в 1977 г., в соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах 16 декабря 1966 г. (ратифицирована Республикой Беларусь (в то время БССР) 12 ноября 1973 г.). Он состоит из 18 членов, избираемых государствами – участниками Пакта тайным голосованием сроком на 4 года. В соответствии со ст. ст. 40 – 45 Пакта, Комитет призван изучать доклады государств – участников о принятых ими мерах по обеспечению прав человека, признаваемых в Пакте, и о прогрессе, достигнутом в использовании этих прав, а также выполнять определенные функции по урегулированию споров между государствами – участниками относительно выполнения ими своих обязательств по Пакту, если эти государства признают для себя компетенцию Комитета. Кроме того, в соответствии с Факультативным протоколом к Пакту, Комитет рассматривает сообщения от лиц, являющихся жертвами нарушения государством какого-либо из прав, изложенных в Пакте, при соблюдении следующих условий: государство, чей гражданин подал жалобу в Комитет, является участником Пакта и первого Факультативного протокола; для лица, подавшего жалобы, исчерпаны все доступные внутренние средства правовой защиты. Республика Беларусь 30 сентября 1992 г. присоединилась к первому Факультативному протоколу и сделала заявление о признании компетенции Комитета по правам человека. Граждане Республики Беларусь, в связи с этим, могут обращаться с индивидуальными жалобами в Комитет по правам человека, если исчерпаны все доступные внутренние средства правовой защиты.

Комитет по ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин создан в 1982 г. в соответствии со ст.17 Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, принятой 18 декабря 1979 г. (ратифицирована Республикой Беларусь (в то время БССР) 4 февраля 1981г.). Он состоит из 23 экспертов, избираемых государствами – участниками тайным голосованием сроком на 4 года. Комитет рассматривает все вопросы дискриминации в отношении женщин, поступившие жалобы, сотрудничает с государствами-участниками Конвенции в разрешении этих жалоб и представляет ежегодный доклад Генеральной Ассамблее ООН о проделанной работе, с предложениями и рекомендациями общего характера на основе изучения докладов, информаций, получаемой от государств.

Комитет, однако, не уполномочен рассматривать индивидуальные жалобы о нарушениях прав, изложенных в Конвенции.

Комитет по экономическим, социальным и культурным правам создан в 1985 г. Экономическим и Социальным Советом для выполнения положений изложенных в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 16 декабря 1966 г. (ратифицирована Республикой Беларусь (в то время БССР) 12 ноября 1973 г.). Он состоит из 18 экспертов.

Комитет изучает доклады, представленные ему государствами – участниками, о принятии ими мер и прогрессе, достигнутом в соблюдении прав, признаваемых в данном Пакте, оказывает содействие ЭКО СОС в выполнении им функций по контролю за осуществлением Пакта. Комитет также осуществляет толкование Пакта, с целью наиболее полного и точного раскрытия смысла его статей, что имеет большое практическое значение.

Комитет против пыток, создан в 1987 г. в соответствии со ст.17 Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 10 декабря 1984 г. (ратифицирована Республикой Беларусь (в то время БССР) 13 марта 1987 г.). Однако, при подписании Конвенции Республика Беларусь сделала оговорку, которая была подтверждена при ратификации, о том, что Республика Беларусь не признает компетенцию Комитета против пыток, определяемых статьей 20 Конвенции.

Комитет состоит из 10 экспертов, избираемых на совещании государств – участников тайным голосованием сроком на 4 года.

Последний (по времени) договорной орган – это Комитет по правам ребенка создан в 1991 г. в соответствии со ст. 43 Конвенции о правах ребенка 20 ноября 1989 г. (ратифицирована Белоруссией 1 октября 1990 г.). Он состоит из 10 экспертов избираемых государствами – участниками на своих совещаниях из числа своих граждан тайным голосованием сроком на 4 года. Комитет запрашивает у государств – участников Конвенции информацию о выполнении ими требований Конвенции, о фактическом положении детей в стране, собирает и анализирует информацию о положении детей в различных странах, вырабатывает соответствующие рекомендации и один раз в два года через ЭКО СОС представляет доклад Генеральной Ассамблее ООН со своими предложениями и рекомендациями.

Региональные системы защиты прав человека явились существенным дополнением к универсальному механизму защиты прав человека, основанному на общих договорах и международном сотрудничестве государств – членов ООН.

В настоящее время региональные защиты прав человека созданы на всех континентах планеты за исключением Азии.

В соответствии с Уставом ООН региональные организации должны были создаваться для мирного разрешения местных споров, а также для принятия принудительных мер под руководством Совета Безопасности ООН к государствам, которые грубо нарушали права человека. Однако в последствии одной из важных задач этих организаций стала защита прав и основных свобод человека на региональном уровне.

 

 

Совет Европы, созданный 5 мая 1949 г. – старейшая Европейская региональная организация, одной из целей которой является защита прав человека и основных свобод. Это Европейская организация межправительственного и парламентского сотрудничества. В настоящее время в Совет Европы входит 47 государств, в том числе и бывшие республики Советского Союза (Россия, Молдова, Украина, Грузия и три прибалтийские республики – Литва, Латвия, Эстония). Беларусь в 1993г. подала заявку на вступление в Совет Европы.

Целью Совета Европы, как записано в 1 статье его Устава «является достижение большого единства меду его членами во имя защиты и осуществления идеалов и принципов, являющихся их общим достоянием, и содействие их экономическому и социальному прогрессу».

Органы Совета Европы:

Комитет министров состоит из министров иностранных дел государств – членов СЕ. Комитет министров проводит периодические заседания не менее двух раз в год – перед открытием и в начале каждой сессии Парламентской Ассамблеи. Местонахождения – Страсбург.

Комитет «рассматривает меры, направленные на достижение цели Совета Европы, включая заключения конвенций и соглашений и проведение правительствами единой политики в отношении конкретных вопросов». (ст. 15 Устава) Заключения Комитета министров могут быть сделаны в форме рекомендации правительствам членам СЕ.

Парламентская Ассамблея (до июля 1974 г. была Консультативная Ассамблея) – политический, совещательный орган состоит из парламентариев стран – членов, определенным процентным образом представленных. Например, от России их 18, Украины 12, а от Люксембурга 3. Парламентская Ассамблея ежегодно проводит очередную сессию, продолжительность которой не должна превышать один месяц. Парламентская Ассамблея дает рекомендации государствам – членам и Комитету министров по вопросам, относящимся к компетенции СЕ и по любому вопросу, отвечающему целям СЕ. В последнее время – 636 членов (318 Председателей, 318 их заместителей).

Секретариат – постоянно действующий орган состоит из Генерального секретаря, заместителя Генерального секретаря и персонала (около 1800 сотрудников). Генеральный секретарь и его заместитель назначаются Парламентской Ассамблеей по рекомендации Комитета министров. Его функция – обеспечивать деятельность Комитета министров и Парламентской Ассамблеи.

Конгресс местных и региональных властей Европы. В нем представлены местные и региональные органы стран – участниц, для того, чтобы не было отрыва местной власти от интеграционной деятельности Совета Европы. Состоит из палаты местных властей и палаты регионов.

На современном уровне права и свободы человека в основном закреплены в документах, принятых в рамках Совета Европы – Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и Европейской социальной хартии 1961 г.

Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод была принята 4 ноября 1950 г. в Риме и вступила в силу 3 сентября 1953 г.

Позднее Конвенция была дополнена и изменена протоколами (всего было принято 12 протоколов, но в силу вступило 11 протоколов, из них Протокол №9 отменен, а протокол №10 не действует). Конвенция состоит из преамбулы и трех разделов. В преамбуле подчеркивается, что «целью Совета Европы является достижение большего единства между его членами и что одним из средств достижения этой цели является поддержание и дальнейшее осуществление прав человека и основных свобод». В преамбуле также закреплено, что Конвенция принимает во внимание Всеобщую декларацию прав человека 10 декабря 1948 г. и что эта Декларация имеет целью обеспечить всеобщее и эффективное признание и осуществление провозглашенных в ней прав. В первом разделе закреплены основные гражданские и политические права, во втором – предусматривает создание Европейского Суда, а третий раздел содержит прочие положения (подписание, ратификацию, денонсацию, оговорки и др.).

Конвенция определила меры и средства защиты прав людей, находящихся на территории государств – членов Совета Европы. Важнейшими инструментами достижения этой цели были Европейская комиссия по правам человека и Европейский Суд по правам человека в Страсбурге, которые наделялись полномочиями по рассмотрению жалоб, как государства, так и отдельных лиц, неправительственных организаций и групп лиц о нарушении их прав участниками Конвенции.

1 мая 1994 г. в целях упрощения процедуры рассмотрения жалоб члены Совета Европы приняли Протокол №11 к Конвенции, который вступил в силу 1 ноября 1998 г., после подписания его всеми членами Совета Европы. Согласно этому Протоколу, Европейская комиссия по правам человека упразднялась, и для контроля за соблюдением прав и основных свобод человека создавался один юрисдикционный орган – Европейский Суд по правам человека, действующий на постоянной основе. В связи с этим любая страна, вступающая отныне в Совет Европы, должна внести в свое законодательство необходимые изменения, вытекающие из процедурного права, создаваемого решениями Суда по правам человека.

Европейский Суд по правам человека в соответствии с Конвенцией и протоколов к ней признается главной инстанцией, осуществляющей защиту прав и свобод человека в рамках Совета Европы. В ведении Суда находятся также все вопросы, касающиеся толкования и применения положений Конвенции и протоколов к ней.

Судьи избираются Парламентской Ассамблеей из числа трех кандидатов, представленных государствами – участниками, на шесть лет с правом переизбрания. Полномочия судей прекращаются по достижении ими 70 лет. Число судей входящих в состав Суда, равно числу государств – участников Конвенции. В составе Суда не должно быть более одного судьи одного и того же гражданства. Судьи участвуют в работе Суда в личном качестве, не представляя интересы государств, гражданами которых они являются. Суд формирует палаты, в которых непосредственно рассматриваются дела. Палаты формируются из 7 судей – малые палаты и из 17 судей – большие палаты, которые рассматривают наиболее серьезные вопросы, связанные с толкованием Конвенции и протоколов к нему, их интерпретацией, а также дела, которые переданы большой палате на рассмотрение по требованию сторон. Решения Суда обязательны для государств – участников, и за их исполнением наблюдает Комитет министров Совета Европы. Согласно ст.34 Конвенции, подать жалобу в суд о нарушениях Конвенции любым из государств – участников могут также любое частное лицо, неправительственная организация или группа лиц. Государства обязуются никоим образом не препятствовать эффективному использованию этого права.

Необходимо отметить, что перед тем, как жалоба будет подана в Суд, необходимо соблюсти некоторые условия:

Предметом жалобы могут быть только права, гарантируемые Конвенцией или протоколами к ней;

Жалоба может исходить только от потерпевшей стороны. Когда жалобу подает объединение лиц, каждый должен доказать свои конкретные личные претензии;

Жалоба должна быть подана не позднее чем через 6 месяцев после окончательного рассмотрения вопроса компетентным национальным государственным органом;

Для признания жалобы приемлемой по существу, заявителем должны быть исчерпаны все внутригосударственные средства защиты своего права, и, прежде всего судебные средства такой защиты.

Решения Суда принимаются большинством голосов присутствующих членов и являются окончательным и обжалованию не подлежат.

Важность, новизна и ценность Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод заключается в следующем:

- это первый международный документ на Европейском уровне по правам человека, который носил обязательный нормативный характер;

- в ней содержится реальный механизм, обеспечивающий выполнение прав и свобод человека, закрепленных в Конвенции и Всеобщей декларации, прав человека;

- впервые человек стал субъектом международного права;

- ни Конвенция, ни решения Европейского Суда не запрещают давать государствам – участникам иное толкование положений Конвенции, если они будут направлены на более эффективную защиту прав и свобод, т.е. государство – участник может установить более высокий уровень защиты прав по сравнению с Конвенцией.

Европейская социальная хартия от 18 октября 1961 г. вступила в силу в 1965 г. Если в Конвенции закреплялись в основном гражданские и политические права, то в Хартии – социальные права и свободы. Это такие права и свободы как:

Право на безопасные и справедливые условия труда, справедливое вознаграждение за труд, право на свободу объединений, право на особую защиту женщин и молодежи, на социальное обеспечение, на жилье и т.д.

В последующем, 3 мая 1996 г., Европейская социальная хартия была пересмотрена и дополнена, т.е. принята в новой редакции.

В рамках Совета Европы также была принята Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания 1987 г. и протоколы к ней. Данным документом учреждался Комитет по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания. Механизм реализации основан не на судебной форме защиты, а на базе взаимных посещений государств – участников. При этом каждое государство – участник данной Конвенции обязано разрешать посещения любого места в пределах своей юрисдикции, где содержатся лица, лишенные свободы органами государственной власти. Посещения должны совершаться после извещения посещаемого государства, но в сроки, о которых заранее не уведомляется.

Важное значение для обеспечения прав человека и основных свобод имеет также деятельность Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) (с 1975 по 1994 г. эта организация называлась Совещанием по безопасности и сотрудничеству в Европе) – самой представительной Европейской региональной организацией, насчитывающей 56 государств – участников, в том числе США и Канаду. Республика Беларусь является членом ОБСЕ с 1992г. Важнейшей задачей ОБСЕ является обеспечение индивидуальных и коллективных прав и свобод людей. В итоговом документе Венской встречи 1986 г. представителей государств – участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, принятом 19 января 1989 г. закреплено «Государства – участники признают, что содействие развитию экономических, социальных, культурных прав, также как и гражданских и политических прав, имеет первостепенное значение для человеческого достоинства и для достижения законных стремлений каждой личности».

Таким образом, к концу ХХ века сложилась самая развитая из всех региональных систем – Европейская система защиты прав человека. Это наиболее успешная система в области защиты прав и свобод, т.к. поставленные цели реализует и развивает постоянно.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 1801; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.