Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы лекционного занятия № 1. Тема 35. Транспортные и экспедиционные обязательства




Тема 35. Транспортные и экспедиционные обязательства.

ЛЗ –6 часов (3-4 недели)

Цель занятия: рассмотреть и закрепить основные положения о транспортных обязательствах и о договорах перевозки пассажиров и грузов, транспортной экспедиции.

Ключевые слова: прямое сообщение, линейное сообщение, смешанное сообщение, общественный возчик, организационный договор, буксировка.

 

1. Понятие транспортных обязательств. Источники правового регулирования транспортных обязательств.

2. Транспортные организации. Управление транспортом.

1. В обширном российском законодательстве о транспорте выделяется та его часть, которая регулирует гражданско-правовые отношения. Ядром, образующим систему таких отношений, является договор перевозки. Перевозка - это вид предпринимательской деятельности, направленный на перемещение грузов, пассажиров и их багажа по договору между транспортными организациями - перевозчиками и их клиентурой - пассажирами, грузоотправителями.

Однако процесс перемещения не исчерпывается отношениями, возникающими из договора перевозки. К числу транспортных договоров в широком смысле должны быть отнесены и обязательства, имеющие иную юридическую природу, но опосредующие организацию и обеспечение перевозок, всего транспортного процесса. Среди них - обязательства по подаче транспортных средств, договоры об организации перевозок, фрахтования, соглашения между организациями различных видов транспорта при перевозках в прямом смешанном сообщении, договоры транспортной экспедиции и др.

В сферу перевозочных отношений не входят магистральные трубопроводы. Согласно п. 2 ст. 548 ГК к отношениям, связанным с поставкой газа, нефти, воды, применяются правила о договоре энергоснабжения.

Важнейшие нормы российского законодательства, определяющие основы правового регулирования перевозочных отношений на всех видах транспорта, содержатся в Общей части обязательственного права ГК и части второй ГК, где имеется особая гл. 40 "Перевозка" и гл. 41 "Транспортная экспедиция". Положения этих глав ГК конкретизируются и развиваются специальными актами транспортного законодательства - прежде всего это транспортные уставы и кодексы. Из существа ст. 71 Конституции РФ и п. 2 ст. 784 ГК следует, что все они должны иметь статус федеральных законов.

В Российской Федерации действуют УЖТ, КТМ, КВВТ, Воздушный кодекс, Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта.

Для перевозок пассажиров и багажа особое значение имеет Закон о защите прав потребителей, а для перевозок грузов - Федеральный закон от 30 июня 2003 г. "О транспортно-экспедиционной деятельности". Нормы, относящиеся к перевозкам, содержатся в иных законах РФ.

По отдельным вопросам транспортной деятельности принимаются акты Правительства РФ. Постановлением Правительства РФ от 18 мая 2001 г. N 384 утверждена Программа структурной реформы на железнодорожном транспорте. Проведение этой реформы, в частности, потребовало разработки Правил оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, которые были утверждены постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2003 г. N 703.

Важнейшей составляющей транспортного законодательства являются правила перевозок, которые на основании и в развитие транспортных уставов и кодексов подробно регулируют взаимоотношения транспортных организаций с их клиентурой, определяют порядок выполнения основных транспортных операций, особенности различных видов перевозок, в том числе в смешанном сообщении.

Некоторые наиболее важные условия перевозок, в частности, касающиеся прав граждан - потребителей транспортных услуг или деятельности естественных монополий на транспорте, устанавливаются актами Правительства РФ. Среди них Правила оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Они утверждены постановлением Правительства РФ от 2 марта 2005 г. N 111.

В большинстве остальных случаев правила перевозок утверждаются Минтрансом России. Согласно Воздушному кодексу перевозчики вправе также устанавливать свои правила перевозок при условии, что они не будут ухудшать положение клиентуры по сравнению с общими правилами. На отдельных видах транспорта правила перевозок приняты в период, предшествовавший обновлению российского транспортного законодательства, и поэтому применяются в части, не противоречащей ему.

Кроме правил перевозок на транспорте издаются тарифные руководства - сборники, в которых публикуются утвержденные в установленном порядке тарифы, ставки сборов за работы и услуги транспорта, правила их применения, перечни станций и портов, открытых для осуществления транспортных операций, и др.

Нормы транспортного законодательства преимущественно носят императивный характер. Это объясняется необходимостью защиты интересов огромного числа потребителей, а также сложностью технологий эксплуатации транспорта, массовостью операций и рисками, связанными с использованием транспортных средств, которые, как известно, являются источником повышенной опасности. По этим же причинам большое распространение на транспорте имеет "формулярное право", а договор перевозки, как правило, является договором присоединения. Хотя принцип свободы договора закреплен п. 2 ст. 784 ГК и во многих случаях применяется на практике, роль соглашения сторон договора перевозки как источника их прав и обязанностей фактически серьезно ограничена.

Единообразному применению норм транспортного законодательства способствует работа высших судебно-арбитражных органов РФ. Так, Пленумом ВАС РФ принято постановление от 6 октября 2005 г. N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации".

Перевозки, осуществляемые российскими транспортными предприятиями в международном сообщении, как правило, регулируются международными конвенциями и соглашениями. Положения внутреннего транспортного законодательства РФ к таким перевозкам применяются только в том случае, если международным договором РФ это предусмотрено или необходимо в силу имеющихся в нем пробелов.

2. Перевозчиком может быть только коммерческая организация или индивидуальный предприниматель, наделенные правом осуществлять перевозки. Уставы наиболее крупных транспортных организаций утверждаются Правительством РФ.

Транспортные организации выполняют перевозки только при наличии у них лицензий на соответствующий вид деятельности, а владельцы воздушных судов, кроме того, должны получить сертификат (свидетельство) эксплуатанта. Выдача лицензий и сертификатов транспортным организациям осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор), которая находится в ведении Минтранса России. Срок действия лицензии не может быть менее 5 лет

В силу п. 1 ст. 789 ГК перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица.

Органам исполнительной власти субъектов РФ предоставлено право вводить государственное регулирование тарифов на перевозки грузов морским, внутренним водным и воздушным транспортом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также на перевозки пассажиров в местном (пригородном) сообщении.

Помимо транспортных предприятий в практическом осуществлении перевозок важную роль играют иные предприятия и организации каждой из отраслей транспорта. На железнодорожном транспорте в ходе структурной реформы появляется новый участник транспортного процесса - владелец инфраструктуры. Им, согласно ст. 2 УЖТ, может быть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, эксплуатирующий технологический комплекс (железнодорожные пути общего пользования, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и системы управления движением, здания, сооружения и оборудование, обеспечивающие функционирование этого комплекса).

Организации - владельцы инфраструктуры железнодорожного транспорта, транспортные терминалы, порты, аэропорты, органы управления движением и др. - выполняют на основе договоров, заключаемых с транспортными компаниями-перевозчиками, важные технические и коммерческие функции. На праве оперативного управления или хозяйственного ведения за этими организациями закреплены элементы технологического комплекса (инфраструктуры) соответствующего вида транспорта. Хотя в этой области не исключено наличие других форм собственности, указанные организации в своем большинстве являются государственными унитарными предприятиями или федеральными учреждениями, их услуги отнесены к сфере деятельности естественных монополий и предоставляются в установленном законом порядке. Деятельность этих организаций лицензируется, правила и цены (тарифы), по которым они оказывают большинство своих услуг, а также различные сборы регулируются Правительством РФ и устанавливаются Федеральной службой по тарифам.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 392; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.