Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Механизмы и пути передачи возбудителей инфекционных заболеваний




Локализация возбудителя в организме Механизмы передачи Пути передачи
Желудочно –кишечный тракт Фекально- оральный Водный, алиментарный, контактно – бытовой
Дыхательная система Аэрозольный (аэрогенный) Воздушно – капельный, воздушно – пылевой
Кровь Трансмиссивный(насекомыми) Инокуляционный(при укусе), контаминационный(втирание в кожу риккетсий с выделениями вшей при сыпном тифе)
Поверхность кожи или слизистых оболочек Контактный Прямой, непрямой(через предметы)
Кровь, слизистые оболочки вертикальный Внутриутробно(трансплацентарный), во время беременности и родов.

 

Эпидемиология — наука о закономерностях, лежащих в основе возникновения, распространения инфекционных болезней в человеческом коллективе и мерах профилакти­ки, борьбы с ними.

Эпидемиология изучает эпидемический процесс - слож­ное социально-биологическое явление. Эпидемический про­цесс обусловливается непрерывностью взаимодействия трех его звеньев:

1) источника возбудителей инфекционных болезней;

2) механизма передачи возбудителей;

3) восприимчивости населения.

Эпидемический процесс проявляется в виде эпидеми­ческих очагов, с одним или несколькими случаями болез­ни или носительства.

Эпидемический очаг — это место пребывания источни­ка инфекции в окружающей его территории, в тех преде­лах, в которых он способен в данной конкретной обста­новке, при данной инфекции передавать заразное начало окружающим.

Очаг считается ликвидированным, когда в его пределах исчезает заразное начало.

Источник инфекции - первое звено эпидпроцесса.

Источником возбудителей инфекционной болезни явля­ется организм (человек, животное), в котором данный воз­будитель нашел свою естественную среду обитания, гдк он живет, размножается, накапливается и откуда выделяет­ся жизнеспособным.

Из источника инфекции возбудитель попадает в све­жий организм, благодаря соответствующим механизмам передачи.

Источником могут быть: больной человек, бактерионо­ситель, реконвалесцент, животные, птицы.

Вторым звеном эпидемического процесса является ме­ханизм передачи возбудителей, т. е. способ, при помощи которого происходит передача возбудителя зараженного организма в восприимчивый организм.

Патогенные микробы в процессе эволюции выработали способность проникать в организм через определенные тка­ни. Место их проникновения получило название входных ворот инфекции. После проникновения возбудитель лока­лизуется в определенных органах и системах. В зависимо­сти от локализации возбудителя, способы выведения его из организма сохраняют свое постоянство. Это позволило выделить четыре основных механизма передачи инфекци­онных заболеваний.

1. Фекалъно-оралъный механизм. Возбудитель локали­зуется в кишечнике человека, выведение его из организма происходит с испражнениями. Внедрение возбудителя в здоровый организм происходит через рот.

2. Воздушно-капельный механизм. Возбудитель лока­лизуется на слизистых верхних дыхательных путей. Вы­деление возбудителя происходит с выдыхаемым воздухом, с капельками мокроты, слизи, при кашле, чихании, раз­говоре. Заражение же происходит при вдыхании инфици­рованного воздуха.

3. Трансмиссивный путь передачи. Возбудитель лока­лизуется в крови, естественный путь передачи происходит через кровососущих насекомых. Возможен искусственный путь передачи, возникающий при переливаниях крови и ее препаратов, парентеральных медицинских манипуля­циях.

4. Контактный механизм передачи. Возникает при ло­кализации возбудителя на кожных покровах и слизистых оболочках. Заражение происходит при непосредственном

контакте с больным человеком или его личными вещами. Внедрение возбудителей в организм здорового человека происходит через кожу и слизистые оболочки.

Следует выделить трансплацентарный механизм пере­дачи, т. е. от матери к плоду. Через плаценту передаются такие инфекции, как сифилис, ВИЧ-инфекция, цитомегало-вирусная инфекция, токсоплазмоз, коревая краснуха и т. д.

После выделения возбудителя инфекции из организма до внедрения в другой организм микроорганизмы нахо­дятся какое-то время во внешней среде. Очень длительное нахождение возбудителя во внешней среде является для него губительным. Чтобы вызвать заболевание, микробы должны быть перенесены жизнеспособными в здоровый организм. Эти функции «переносчиков» берут на себя эле­менты внешней среды, т. е. факторы передачи.

Для фекально-орального механизма наиболее специа­лизированными факторами следует считать воду, пище­вые продукты, почву, загрязненные руки, различные пред­меты обихода, мух.

При воздушно-капельном механизме передачи — воз­дух, предметы обихода (например, учебники, игрушки, посуду, белье и т. д.).

При трансмиссивном механизме передачи — живые пе­реносчики (вши, блохи, комары, клещи, москиты), а так­же через медицинский инструментарий при парентераль­ных вмешательствах.

При контактном механизме передачи — одежда, го­ловные уборы, расчески, общие туалеты, ванные. К кон­тактному механизму передачи следует отнести половой путь.

Третье звено эпидцепи - восприимчивый организм, об­щающийся с источником инфекции. Восприимчивость лю­дей к инфекционному заболеванию зависит от иммунной прослойки. Иммунную прослойку составляют люди, пере­болевшие данной инфекцией, и люди вакцинированные.

Внедрение, размножение и другие проявления жизнеде­ятельности возбудителя в организме человека вызывают различные изменения, ответно включаются защитно-адап-

тационные силы организма и вырабатывается иммунитет, т. е. невосприимчивость. Чем больше людей, имеющих иммунитет, т. е. составляющих иммунную прослойку, тем меньше инфекционная заболеваемость среди населения.

Из предшествующего изложения звеньев эпидемиологи­ческого процесса можно ясно представить и пути приоста­новки действия каждого из этих звеньев. Выключение од­ного из элементов эпидемического процесса или всех трех элементов позволяет ликвидировать очаг инфекции.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 8610; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.