Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 2. Муниципальное имущество




В соответствии со ст. 50 Закона о МСУ 2003 г. в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное:

1) для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ;

2) для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования;

3) для осуществления отдельных полномочий органов местного самоуправления, передаваемых на основе соглашений между органами местного самоуправления муниципальных районов и поселений, входящих в состав названных районов;

4) для решения вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами и которые не отнесены к вопросам местного значения.

Имущество, являющееся объектом права муниципальной собственности, подразделяется на две группы:

1) имущество, закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями на режиме права хозяйственного ведения и права оперативного управления (имеет в основном социальное (образование, медицина, культура) и производственное значение);

2) имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющее муниципальную казну соответствующего поселения или иного муниципального образования (призвано удовлетворять потребности населения, связанные с проживанием на территории соответствующего поселения или иного муниципального образования, а также финансово и материально обеспечивать деятельность органов местного самоуправления).

Закон о МСУ 2003 г. устанавливает перечень объектов, которые могут находиться в собственности поселений, муниципальных районов, городских округов (ст. 50).

В собственности поселений могут находиться: 1) имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения; 2) автомобильные дороги общего пользования, мосты и иные транспортные инженерные сооружения в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения, а также имущество, предназначенное для их обслуживания; 3) жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда; 4) пассажирский транспорт и другое имущество, предназначенные для транспортного обслуживания населения в границах поселения; 5) имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; 6) объекты, а также пожарное оборудование и снаряжение, предназначенные для обеспечения первичных мер по тушению пожаров; 7) имущество библиотек поселения; 8) имущество, предназначенное для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры; 9) объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения в соответствии с законодательством РФ; 10) имущество, предназначенное для развития на территории поселения физической культуры и массового спорта; 11) имущество, предназначенное для организации благоустройства и озеленения территории поселения, в том числе для обустройства мест общего пользования и мест массового отдыха населения; 12) имущество, предназначенное для сбора и вывоза бытовых отходов и мусора; 13) имущество, включая земельные участки, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения; 14) имущество, предназначенное для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, иной официальной информации; 15) земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности поселения в соответствии с федеральными законами; 16) пруды, обводненные карьеры на территории поселения; 17) имущество, предназначенное для создания, развития и обеспечения охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории поселения; 18) имущество, предназначенное для организации защиты населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; 19) имущество, предназначенное для обеспечения безопасности людей на водных объектах, охраны их жизни и здоровья.

В собственности муниципальных районов могут находиться: 1) имущество, предназначенное для электро- и газоснабжения поселений в границах муниципального района; 2) автомобильные дороги общего пользования между населенными пунктами, мосты и иные транспортные инженерные сооружения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения, а также имущество, предназначенное для их обслуживания; 3) пассажирский транспорт и другое имущество, предназначенные для транспортного обслуживания населения между поселениями на территории муниципального района; 4) имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района; 5) имущество, предназначенное для организации охраны общественного порядка на территории муниципального района муниципальной милицией; 6) имущество, предназначенное для обеспечения общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также предоставления дополнительного образования и организации отдыха детей в каникулярное время; 7) имущество, предназначенное для оказания на территории муниципального района скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов; 8) имущество, предназначенное для утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов; 9) архивные фонды, в том числе кадастр землеустроительной и градостроительной документации, а также имущество, предназначенное для хранения указанных фондов; 10) имущество, включая земельные участки, предназначенное для содержания на территории муниципального района межпоселенческих мест захоронения и организации ритуальных услуг; 11) имущество межпоселенческих библиотек; 12) имущество, необходимое для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, иной официальной информации; 13) земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности муниципального района в соответствии с федеральными законами; 14) пруды, обводненные карьеры, расположенные на территориях двух и более поселений или на межселенной территории муниципального района; 15) имущество, предназначенное для создания, развития и обеспечения охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории муниципального района; 16) имущество, предназначенное для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами по организации досуга и услугами организаций культуры; 17) имущество, предназначенное для развития на территории муниципального района физической культуры и массового спорта; 18) имущество, предназначенное для организации защиты населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; 19) имущество, предназначенное для обеспечения безопасности людей на водных объектах, охраны их жизни и здоровья; 20) объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения в случаях, установленных законодательством РФ.

В собственности городских округов могут находиться все виды имущества, перечисленные выше.

Состав имущества внутригородских территорий городов федерального значения, как уже отмечалось выше, определяется наряду с федеральным законодательством, законами данных городов. Они вправе закреплять за собой виды имущества, которое может находиться в муниципальной собственности, с целью обеспечения единства городского хозяйства.

Кроме того, необходимо отметить, что перечень имущества не является исчерпывающим.

Для управления муниципальным имуществом представительный орган муниципального образования путем принятия нормативных правовых актов устанавливает порядок управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, а исполнительные органы местного самоуправления, исходя из заданного нормативного порядка, непосредственно владеют, пользуются, распоряжаются этим имуществом.

Для профессиональной каждодневной работы с муниципальным имуществом муниципальные образования создают особые структурные подразделения своих администраций (управления, отделы). В некоторых муниципальных образованиях образованы специализированные органы местного самоуправления, наделенные полномочиями по управлению муниципальным имуществом. Так, в городском округе Самара существует Департамент управления имуществом городского округа, который не является структурным подразделением Администрации. Названные подразделения и органы решают следующие основные вопросы:

- управление муниципальным имуществом;

- ведение реестров муниципального имущества;

- осуществление учета материальных средств, переданных в пользование и (или) управление органам местного самоуправления для осуществления отдельных государственных полномочий Российской Федерации и субъекта РФ;

- подготовка проектов нормативных правовых актов о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и муниципальных учреждений, приобретении, использовании и отчуждении муниципального имущества;

- изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах муниципального образования для муниципальных нужд при наличии документов территориального планирования, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами;

- осуществление земельного контроля за использованием земель муниципального образования;

- осуществление полномочий заказчика на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, связанных с решением вопросов местного значения;

- обеспечение поступления в бюджет муниципального образования средств от использования муниципального имущества;

- правовое обеспечение и методическое руководство в области управления и распоряжения муниципальным имуществом;

- защита прав и интересов муниципального образования и органов местного самоуправления, в том числе в судах, административных органах;

- осуществление в пределах своей компетенции необходимых действий по устранению законодательных нарушений и муниципальных правовых актов в сфере управления и распоряжения муниципальным имуществом;

- организация работы по повышению эффективности использования муниципального имущества;

- закрепление муниципального имущества в хозяйственном ведении и оперативном управлении, установление обременения (особые условия) пользования муниципальной собственностью;

- передача муниципального имущества в аренду;

- выступление арендодателем муниципального имущества, входящего в состав казны муниципального образования, стороной в иных договорах о передаче муниципального имущества без изменения его формы собственности;

- принятие решения о предоставлении льгот по договорам аренды в порядке, определенном муниципальными правовыми актами;

- организация и проведение конкурсов по продаже муниципального имущества, включая земельные участки, рекламные места, не завершенные строительством объекты и иное муниципальное имущество;

- участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель при их использовании и охране;

- подготовка проектов правовых актов местной администрации, главы муниципального образования в области земельных отношений;

- осуществление муниципальных целевых программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель;

- управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности муниципального образования;

- обеспечение порядка установления публичных сервитутов в отношении земельных участков;

- участие в осуществлении мер по поддержке формирования и функционирования рынка ценных бумаг, а также развития его инфраструктуры;

- работа по защите имущественных и иных прав и интересов муниципальных предприятий, учреждений;

- решение вопросов о проведении мероприятий по предотвращению несостоятельности муниципальных предприятий, осуществление этих мероприятий, а также участие в реализации процедур по банкротству муниципальных предприятий;

- организация работы по проведению экспертизы и оценке стоимости муниципального имущества;

- осуществление приватизации муниципального имущества в порядке, установленном представительным органом муниципального образования;

- получение, распределение и перечисление средств от приватизации (включая земельные участки) и использования муниципального имущества в соответствии с нормативами, установленными органами местного самоуправления муниципального образования;

- контроль за соблюдением покупателями объектов приватизации и их правопреемниками условий заключенных договоров купли-продажи и в необходимых случаях принятие мер по их расторжению в установленном законодательством порядке;

- подготовка в установленном порядке предложений об изменении условий приватизации объектов;

- предоставление статистических отчетов о ходе приватизации в органы статистики;

- участие в рассмотрении материалов о состоянии задолженности перед муниципальным образованием с целью выявления долгов, требующих принудительного взыскания;

- участие в работе по заключению договоров, проведению их правовой экспертизы.

В целях повышения эффективности управления муниципальным имуществом, обеспечения разнообразных запросов жителей, иных субъектов, органы местного самоуправления могут создавать муниципальные предприятия и учреждения.

ГК РФ и Федеральным законом от 14 ноября 2002 г. №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»[33] предусмотрено создание муниципальных унитарных предприятий следующих видов:

• муниципальные унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения (муниципальные предприятия);

• муниципальные унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления (казенные предприятия).

Согласно ст. 8 закона об унитарных предприятиях основаниями для создания муниципального предприятия могут являться:

- необходимость использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, которое необходимо для обеспечения безопасности Российской Федерации;

- необходимость осуществления деятельности в целях решения социальных задач (в том числе реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам);

Казенное предприятие может быть создано в случае:

- если преобладающая или значительная часть произво­димой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг предназначена для нужд муниципального образования;

- необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена;

- необходимости осуществления деятельности по производству товаров, выполнению работ, оказанию услуг, реализуемых по установленным государством ценам в целях решения социальных задач;

- необходимости осуществления отдельных дотируемых видов деятельности и ведения убыточных производств.

В соответствии с уставом муниципального образования органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждают их уставы, назначают на должность и освобождают от нее руководителей данных предприятий и учреждений, а также заслушивают отчеты об их деятельности.

Кроме того, органы местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, определяют список предприятий (учреждений) на которых отбываются уголовные наказания в виде обязательных работ и исправительных работ.

Органы местного самоуправления от имени муниципального образования субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном федеральным законом.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 1206; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.