Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 2. Муниципальные выборы




Муниципальные выборы - это форма прямого волеизъявления жителей муниципального образования, осуществляемого в соответствии с Конституцией РФ, законами субъектов Федерации и уставами муниципальных образований в целях формирования выборных органов местного самоуправления и (или) наделения полномочиями выборных должностных лиц местного самоуправления.

Муниципальные выборы проводятся, во-первых, в целях формирования представительного органа муниципального образования и иных выборных органов (контрольного и др.), и, во-вторых, в целях избрания главы муниципального образования и иных выборных должностных лиц местного самоуправления.

Выделяют следующие виды муниципальных выборов: а) основные выборы, которые можно подразделить на очередные и досрочные выборы; б) повторные выборы; в) дополнительные выборы.

Очередные муниципальные выборы проводятся в связи с истечением срока полномочий органа или должностного лица местного самоуправления. Срок полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления определяется уставом муниципального образования и не может быть менее двух и более пяти лет.

Досрочные муниципальные выборы проводятся в случаях досрочного прекращения полномочий выборных органов и должностных лиц местного самоуправления.

Повторные муниципальные выборы проводятся в том случае, если основные выборы были признаны несостоявшимися, недействительными либо кандидат, избранный по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, не сложил с себя полномочия, не совместимые со статусом депутата, а кандидат, избранный на должность выборного должностного лица, - полномочия, не совместимые со статусом выборного должностного лица, а также в других установленных законом случаях.

Дополнительные муниципальные выборы назначаются в одномандатном избирательном округе в случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по указанному избирательному округу, а в определенных случаях - и в многомандатном округе.

Правовое регулирование муниципальных выборов осуществляется:

- Федеральным законом от 12 июня 2002 г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»;

- Федеральным законом от 27 ноября 1996 г. №142-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» (при нарушениях конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления);

- Федеральным законом от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

- законодательными актами субъектов Российской Федерации. В каждом российском субъекте действуют специальные законы о муниципальных выборах или избирательные кодексы. Так, в Самарской области приняты: Закон Самарской области «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования» от 23 мая 2006 г. № 57-ГД[38] и Закон Самарской области «О выборах главы муниципального образования, другого выборного должностного лица местного самоуправления» от 10 декабря 2003 г. № 112-ГД[39].

Федеральное избирательное законодательство закрепляет фундаментальные принципы организации и проведения выборов, призванные обеспечить их демократический, свободный и периодический характер в Российской Федерации.

Муниципальные выборы проводятся на основе следующих принципов:

1) всеобщее избирательное право;

2) принцип равного избирательного права;

3) принцип прямого голосования;

4) принцип тайного голосования;

5) участие гражданина в муниципальных выборах является свободным и добровольным;

6) открытость и гласность муниципальных выборов;

7) муниципальные выборы являются обязательными, периодическими и проводятся в сроки, обеспечивающие соблюдение сроков полномочий выборных органов и должностных лиц местного самоуправления;

8) судебная защита избирательных прав и свобод участников муниципальных выборов.

Одной из особенностей муниципальных выборов является возможность участия в них иностранных граждан. На основании международных договоров РФ и в порядке, установленном законом, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах, а также участвовать в местном референдуме на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации.

Закон о МСУ 2003 г. устанавливает, что законом субъекта Федерации определяются виды избирательных систем, которые могут применяться при проведении муниципальных выборов,и порядок их применения.

Под избирательной системой понимаются условия признания кандидата, кандидатов избранными, списков кандидатов - допущенными к распределению депутатских мандатов, а также порядок распределения депутатских мандатов между списками кандидатов и внутри списков кандидатов.

При проведении муниципальных выборов могут использоваться: а) мажоритарная избирательная система; б) пропорциональная избирательная система; в) смешанная избирательная система (пропорционально-мажоритарная).

В соответствии с Законом о МСУ 2003 г. (ст. 23) муниципальные выборы назначает представительный орган муниципального образования.

Решение о назначении выборов в органы местного самоуправлениядолжно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия. При назначении досрочных муниципальных выборов указанные сроки, а также сроки осуществления иных избирательных действий могут быть сокращены, но не более чем на одну треть.

Муниципальные выборы организуют и проводят избирательные комиссии. К избирательным комиссиям, организующим и обеспечивающим подготовку и проведение муниципальных выборов, относятся: а) избирательные комиссии муниципальных образований; б) окружные избирательные комиссии; в) участковые избирательные комиссии.

Вмешательство в деятельность избирательных комиссий со стороны законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, иных граждан не допускается.

Избирательная комиссия муниципального образования,организующая подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления, является муниципальным органом, но не входит в структуру органов местного самоуправления. Срок полномочий данной комиссии составляет четыре года.

Избирательная комиссия муниципального образования не позднее чем за 80 дней до истечения срока, в который должны быть назначены выборы, определяет схему одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов. Соответствующий представительный орган муниципального образования утверждает схему избирательных округов не позднее чем за 20 дней до истечения срока, в который должны быть назначены выборы.

Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей не позднее чем за 45 дней до дня голосования образуются избирательные участки из расчета не более чем три тысячи избирателей на каждом участке.

Выдвижение кандидатов (списков кандидатов) и их регистрация -важный этап муниципальных выборов, целью которых является формирование органов местного самоуправления, способных эффективно, действенно решать стоящие перед муниципальными образованиями задачи. Федеральный закон предусматривает возможность реализации гражданином своего пассивного избирательного права путем непосредственного выдвижения либо в составе списка кандидатов.

Непосредственное выдвижение кандидатовв представительный орган муниципального образования (иной выборный орган местного самоуправления), на должность главы муниципального образования (иного выборного должностного лица местного самоуправления) может быть осуществлено путем: а) самовыдвижения; б) выдвижения избирательным объединением.

Период, в течение которого осуществляется выдвижение кандидатов, списков кандидатов при выборах в органы местного самоуправления, а также сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов (либо используются иные формы поддержки выдвижения), должен составлять не менее 20 дней.

Регистрация кандидатов, списков кандидатов осуществляется избирательной комиссией муниципального образования (либо соответствующими окружными комиссиями) при наличии заявления (заявлений) о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу, а также представленных в соответствии с законом сведений о размере и источниках доходов и имуществе.

Подписи избирателей в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов собираются в порядке, который определяется законом. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, списков кандидатов, устанавливается законом субъекта Федерации и не может превышать 2% от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа, но не может быть менее 10 подписей (в многомандатном избирательном округе оно не может превышать 2% от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, поделенного на число депутатских мандатов, но также не может быть менее 10 подписей). Установление квоты на сбор подписей на части территории муниципального образования не допускается.

Подписи могут собираться со дня, следующего за днем получения комиссией уведомления о выдвижении кандидата, заверения списка кандидатов.

В соответствии с законом осуществляется проверка соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20% от установленного законом необходимого для регистрации кандидата, списка кандидатов числа подписей избирателей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия).

Важной гарантией реализации гражданами пассивного избирательного права является устанавливаемый Федеральным законом исчерпывающий перечень оснований отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов и исключения кандидата из заверенного списка кандидатов по решению избирательной комиссии (отсутствие у кандидата пассивного избирательного права; недостаточное число достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата; сокрытие кандидатом сведений о неснятой и непогашенной судимости либо о гражданстве иностранного государства, и т.д.).

Время начала и окончания голосования на муниципальных выборах устанавливается законом субъекта Федерации и не может составлять согласно рамочному Федеральному закону менее десяти часов. Как правило, субъекты Федерации устанавливают, что голосование проводится с 8 до 20 часов по местному времени. Соответствующие избирательные комиссии оповещают избирателей о месте и времени голосования не позднее чем за 20 дней до дня голосования через средства массовой информации или иным способом, а при проведении досрочного и повторного голосования - в порядке и сроки, которые предусмотрены законом, но не позднее чем за пять дней до дня голосования.

Каждый избиратель голосует лично, голосование за других избирателей не допускается.

Законом субъекта Федерации может быть предусмотрена возможность голосования избирателем на выборах с помощью открепительного удостоверения, которое он получает в соответствующей избирательной комиссии.

Подсчет голосов избирателей осуществляется открыто и гласно с оглашением и соответствующим оформлением в увеличенной форме протокола об итогах голосования.

Согласно Федеральному закону выборы признаются соответствующей избирательной комиссией несостоявшимися в случае, если:

а) менее чем два списка кандидатов при голосовании за списки кандидатов получили согласно закону право принять участие в распределении депутатских мандатов;

б) за списки кандидатов, получившие согласно закону право принять участие в распределении депутатских мандатов, было подано в сумме 50 или менее процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по единому избирательному округу. Законом указанный процент может быть повышен;

в) все кандидаты выбыли при проведении повторного голосования;

г) законом предусмотрено проведение повторного голосования, а в бюллетень на общих выборах были включены два кандидата, и ни один из них не получил необходимое для избрания число голосов избирателей.

Законом субъекта Федерации не могут устанавливаться дополнительные основания признания выборов несостоявшимися.

Соответствующая избирательная комиссия признает итоги голосования, результаты выборов недействительными в случаях, если:

а) допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью опреде­лить результаты волеизъявления избирателей;

б) они признаны недействительными на части избирательных участков, списки избирателей на которых на момент окончания голосования в совокупности включают не менее чем одну четвертую часть от общего числа избирателей, внесенных в списки избирателей на момент окончания голосования в соответствующем избирательном округе;

в) по решению суда.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 4828; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.