КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сущность, цели, задачи и организация внутрифирменного предпринимательства
Говоря о внутрифирменном предпринимательстве, речь идет о создании в рамках предприятия, даже государственного, предпринимательских структур, обладающих высокой степенью активности, в том числе инновационной, гибкостью в отношении изменений внешней среды. Предприятие в целом может функционировать вовсе не на основе предпринимательских принципов, но отдельные составляющие предприятия могут функционировать на основе предпринимательского подхода к выполнению профессиональных обязанностей. Под внутрифирменным предпринимательством понимают самостоятельную творческую деятельность коллективов структурных подразделений или отдельных работников, направленную на получение дополнительной прибыли. Сущность его состоит в организации в крупных компаниях внутрифирменных подразделений (производство) для эффективного использования ресурсов и достижения высоких конечных результатов. В основе внутрифирменного предпринимательства лежит интеллектуальная деятельность энергичных, инициативных работников, нацеленная на осуществление важных инновационных проектов. С социально-психологических позиций внутрифирменное предпринимательство можно охарактеризовать как средство для реализации потребностей личности в самовыражении, независимости, улучшении материального положения и т.д. Таким образом, внутрифирменное предпринимательство – это соединение потребностей и предпринимательских возможностей личности и организации. Цель внутрифирменного предпринимательства – повышение эффективности базовой организации в результате более рационального использования производственных ресурсов, отходов основного производства, побочной продукции на основе деловой активности работников, быстрой реализации инновационных проектов. Основные задачи внутрифирменного предпринимательства: · полное и эффективное использование факторов производства, побочной продукции, естественных природных запасов и т.д. · получение дополнительных финансовых ресурсов для поддержки и развития базовой организации; · создание условий для разработки и внедрения новых прогрессивных технологий производства; · расширение ассортимента и улучшение качества выпускаемой продукции, работ и услуг; · закрепление квалифицированных работников, повышение их творческой и деловой активности; · повышение уровня материального благосостояния персонала, престижности работы и др. Развитие внутрифирменного предпринимательства и соблюдение главных принципов менеджмента, что является его неотъемлемой особенностью, среди которых - изучать запросы покупателя, по достоинству оценивать каждого работника, поощрять дух соревновательности, позволяют компаниям добиться устойчивых успехов. Основная роль в организации и функционировании внутрифирменных предпринимательских структур отводится интрапренеру – предпринимателю, добившемуся реализации своих новаторских идей, принесшему организации дополнительные доходы и действующему внутри данной корпорации как владелец подразделения. Интрепренер должен обладать определенным набором качеств: · социально-психологических – развитое воображение, творческие способности, целеустремленность, лидерство, коммуникабельность, умение сплотить коллектив; · профессиональных – глубокие знания, широкий профессиональный кругозор, умение организовывать работу команды и т.д. Внутрифирменное предпринимательство может успешно развиваться, если в организации-учредителе будут созданы условия, позволяющие интрапренеру проявить свой инновационный, творческий потенциал. в то числе сеть поддержки интрапренеров. Важнейшее слагаемое сети – финансовое обеспечение рискованных проектов. Это могут быть общекорпоративные средства на научные разработки, средства предпринимательских подразделений, специальные инновационные фонды. Иногда интрапренерам разрешается выпускать собственные акции и размещать их внутри предприятия, расширяя тем самым круг лиц, заинтересованных в успешной реализации проекта. Второе слагаемое сети поддержки – организационное обеспечение внутрифирменного предпринимательства. Базовые предприятия могут создавать специальные структурные подразделения – отделы нововведений, консультационные службы. В их задачи входит выявление инициативных творческих работников, ценных научно-технических идей, проведение их научно-технической экспертизы, поддержка наиболее ценных проектов, позволяющих получить наибольший эффект с минимальными издержками. Иногда сами инновационные отделы могут наделяться правами создания интрапредприятий и распоряжения специализированными инновационными фондами осуществления творческих проектов. Руководители предприятий иногда поощряют «скрытое» интрапренерство: уменьшается контроль за работниками, им предоставляется возможность самостоятельного использования части рабочего времени, научное оборудование и материалы для выполнения задач по проекту. Важное условие развития внутрифирменного бизнеса – высокое вознаграждение интрапренеров, их защита от бюрократии. Для успешного развития внутрифирменного предпринимательства необходимы следующие общие условия: · свобода в распоряжении финансовыми и материально-техническими ресурсами, необходимыми для реализации предпринимательского проекта; · возможность проведения собственной кадровой политики и осуществления мотивации работников, необходимых для реализации проекта; · распоряжение частью прибыли, полученной от реализации проекта; · принятие на себя части риска при осуществлении проекта. В практике хозяйствования сложились следующие способы организации интрапренерства: · образование внутрифирменного производства на основе одного из структурных подразделений базового предприятия; · создание новой предпринимательской структуры на базе свободных ресурсов предприятия-учредителя; · организация предпринимательских структур полностью за счет средств интрапренеров или инновационных фондов предприятия; · покупка интрапренером производственных объектов и их трансформация в предпринимательские структуры. Становление интрапренерства проходит через следующие основные этапы: 1. Анализ потребности организации в создании дополнительного бизнеса и его возможностей по развитию этого бизнеса. На этом этапе проводится анализ работы базового предприятия, выявляются наиболее важные проблемы, анализируются сложившаяся специализация производства, уровень спроса на продукцию и каналы ее реализации, выявляются потребности в освоении дополнительной продукции (работ и услуг), определяются материально-технические, финансовые, кадровые возможности для интрапренества, устанавливаются резервы использования оборудования, площадей, сырья, трудовых ресурсов. По доступности для интрапренера выделяют следующие виды резервов: · имеющиеся свободные резервы: неиспользуемые площади, оборудование, техника, сырье, находящиеся в отпуске без сохранения содержания работники, неспользуемые запасы и т.д.; · плохо используемые площади, техника, занятые неполный день или месяц работники; · неинтенсивно используемые ресурсы. После выявления резервов разрабатывают мероприятия по их использованию в новых предпринимательских структурах. 2. Разработка бизнес-плана, предложенного интрапренером проекта. На этом этапе проводится следующая работа: · составление резюме с кратким изложением сущности, целей, задач, ожидаемых результатов; · разработка производственной программы; · планирование потребности в производственных ресурсах; · составление плана маркетинга; · разработка стратегии финансирования. При составлении бизнес-плана рассматривают несколько вариантов реализации проекта и выбирают оптимальный. 3. Организационно-правовое оформление предпринимательских структур. В качестве вариантов организационно-правового статуса могут рассматриваться: · хозрасчетные подразделения, работающие на принципах самоокупаемости в составе организационной структуры базового предприятия; · внутрихозяйственные кооперативы, малые предприятия, дочерние общества, функционирующие в рамках предприятия-учредителя на принципах самофинансирования; · предпринимательские структуры, обладающие полной финансовой самостоятельностью, действующие вне состава головного предприятия, но связанные с ним системой договорных отношений, - закрытое акционерное общество (ЗАО), общество с ограниченной ответственностью (ООО), товарищества на вере и другие. 4. Формирование материально-технической базы внутрифирменного предпринимательства: · подбор (получение) или покупка интрапренером помещения; · получение от учредителя в аренду, по договору лизинга или покупка оборудования; · строительство собственных производственных объектов; · закупка сырья, материалов, заключение договоров на новые поставки. Работа интрапренера с персоналом включает: · подбор и найм работников, заключение с ними трудовых контрактов; · обучение персонала новым технологиям; · организацию рабочих мест; · расстановку работников по рабочим местам; · составление графиков работы; · разработку и утверждение положения по оплате труда. 5. Организация внутрифирменных (внутрихозяйственных) экономических отношений. В основу этих отношений должен быть положен договор интрапренера с администрацией предприятия на поставку продукции или выполнение работ и услуг. Могут быть и другие варианты: например договор на аренду здания, оборудования, техники заключается с администрацией предприятия, договор на выполнение ремонтных работ, технических мероприятий или реставрацию запасных частей – со структурными подразделениями. Кроме того, интрапренеры могут вступать в экономические отношения с внешними заказчиками, самостоятельно заключать договоры и своими силами реализовывать произведенную продукцию. На начальном этапе наиболее приемлем для интрапренера договор с администрацией предприятия-учредителя. Согласно договору администрация обязуется своевременно принять и оплатить продукцию по ценам договоренности; в ее обязанности входит также обеспечение предпринимательской структуры за плату необходимыми материальными ресурсами, техникой, оборудованием, консультирование, оказание помощи в ремонте, строительстве и т.д. В свою очередь интрапренеры обязуются осуществлять предпринимательскую деятельность не в ущерб основному производству, своевременно поставлять продукцию (работы и услуги), оплачивать арендуемые помещения, технику, используемые материальные ресурсы (воду, электроэнергию, отходы основного производства, побочную продукцию. Важный элемент системы экономических отношений субъектов интрапренерства – взаиморасчеты. Согласно договору расчеты ведут в соответствии с количеством и качеством реализуемой (обмениваемой) продукции. Ценовой механизм строится в зависимости от применяемой на предприятии системы внутрифирменных отношений и степени самостоятельности интрапренеров. Например, структурное подразделение предпринимателей, работающее на принципах самоокупаемости, реализует продукцию предприятию по внутрихозяйственным расчетным ценам, установленным на уровне нормативной себестоимости с добавлением 8-10% прибыли. Предпринимательские структуры, работающие в рамках организационной структуры предприятия на принципах самофинансирования, реализуют свои товары по внешним рыночным ценам или по внутрихозяйственным планово-расчетным ценам, установленным на уровне нормативной себестоимости единицы продукции с добавлением 35-40% прибыли. За приобретаемые товарно-материальные ценности интрапренеры рассчитываются по действующим на предприятии планово-расчетным ценам. При этом планово-расчетные цены на материальные ресурсы собственного производства устанавливаются на уровне фактической их себестоимости с учетом качества. Покупные ресурсы – стройматериалы, запасные части, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы и т.д. – оцениваются по стоимости приобретения, включая внутрихозяйственную наценку, то есть расходы по доставке, хранению и выдаче со склада. Услуги вспомогательных обслуживающих подразделений оплачиваются по внутрихозяйственным планово-расчетным ценам. Например применяются следующие единицы планово-расчетных цен: в автопарке – за один тонно-километр, 1 автомобиле-час, за 1 ч пользования машиной техпомощи, сварочным агрегатом, за 1 нормо-час работы ремонтного рабочего, 1 час пользования оборудованием. Используемые предпринимательской структурой природные запасы – глина, мел, речной песок – оцениваются по стоимости их заготовки, транспортировки, хранения. Оплату за побочную, сопряженную продукцию, бракованные изделия устанавливают с учетом ценности этого сырья и возможности его практического использования в производства. Оплата интрапренерами этой продукции ведет к снижению издержек основного производства предприятия-учредителя.
Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 509; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |