КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Геодезическое обеспечение проектирования и строительства автомобильных и железных дорог
2.1.2.1. Дорожные изыскания Различают следующую классификацию дорог в зависимости от значения в общей транспортной сети и интенсивности движения: автомобильные дороги и железные дороги. Автомобильные дороги в свою очередь разделяют на 5 категорий: ¨ I - II категории - это автомагистрали общегосударственного и республиканского значения, связывающие важнейшие экономические районы страны и крупные центры. На дорогах I категории суточная интенсивность движения составляет свыше 6 тысяч автомобилей при основной расчетной скорости 150 км/ч, они имеют по четыре и более полос движения с разделительной полосой между разными направлениями движения. На дорогах II категории суточная интенсивность движения принимается от 3 до 6 тысяч автомобилей при расчетной скорости 120 км/ч и двух полосах движения. ¨ Дороги III категории - республиканского и областного значения при интенсивности движения 1-3 тыс. автомобилей и основной расчетной скорости 100 км/ч. ¨ Дороги IV-V категорий - это автодороги местного значения с небольшой интенсивностью движения и основной расчетной скоростью 80-60 км/ч. Железные дороги подразделяются на три категории. ¨ К дорогам I категории относят железнодорожные магистрали первостепенного значения, обеспечивающие основные общегосударственные транспортные связи внутри страны и с зарубежными странами, наиболее грузонапряженные железные дороги с большими размерами перевозок (более 5 млн.т*км/(км в год)) и большой интенсивностью пассажирских перевозок (10 и более пар поездов дальнего следования в сутки при высоких скоростях движения 150 км/ч). ¨ К дорогам II категории относят железнодорожные линии, обеспечивающие межрайонные грузовые и пассажирские перевозки, дороги со значительной грузонапряженностью и темпами роста перевозок при скоростях движения 120-100 км/ч. ¨ Дороги III категории - это ж/д линии и ветки местного значения с небольшими размерами перевозок (с грузонапряженностью до 2-3 млн.т*км/(км в год) и пассажирским движением до 3 пар поездов в сутки). Технические условия проектирования дорог. Основное требование, предъявляемое к дорожным трассам, - это плавность и безопасность движения с заданными скоростями. В связи с этим на автомобильных и железных дорогах строго регламентируются максимальные руководящие уклоны и минимальные радиусы кривых (табл. 19). На кривых небольших радиусов предельно допустимый уклон смягчают (уменьшают). На железных дорогах это смягчение уклона, выраженное в долях, определяется по формуле: где и K - соответственно угол поворота в градусах и длина кривой в метрах. Так как , где R - радиус кривой в метрах, -радиан в градусах (), то: Таблица19
Например, при руководящем уклоне iр=20%o максимально допустимый уклон на кривой с радиусом R= 700 м следующий:
o Площадки под станции и разъезды, а также крупные парки путей размещают, как правило, на прямых горизонтальных участках и только в трудных условиях допускают размещение разъездов и промежуточных станций на участках с уклонами, не превышающими 20 %о. В последнем случае кривые должны быть обращены в одну сторону, а радиусы кривизны составлять не менее 1000 м для магистральных дорог и 600 м для линий местного значения. Очень часто применяется ландшафтное проектирование дорог - плавное сопряжение элементов трассы и ее гармоничное сочетание с окружающей средой с учетом условий по охране природы. Для ландшафтного проектирования в процессе изысканий производят дополнительную аэрофотосъемку, наземную стереосъемку сложных участков и другие работы, связанные с построением перспективы местности и ландшафтно-архитектурного плана. При проектировании дорог обязательно нужно предусмотреть создание вдоль дорог постоянное геодезическое обоснование надлежащей точности и плотности. Такое обоснование следует развивать в период предпостроечных изысканий в виде теодолитно-нивелирных ходов повышенной точности. В плане предельные ошибки ходов не должны превышать 1:5000; по высоте невязки должны лежать в пределах: , где L - длина хода в км.
Технологическая схема дорожных изысканий: 1. Рекогносцировочные допроектные изыскания для технико-экономического обоснования проекта. А) Дорожно-экономические изыскания: · изучение производительных сил района изысканий; выявление районов тяготения дороги, которые будут реализовать свои транспортные связи через проектируемую трассу; · определение на мелкомасштабных картах наиболее экономичного варианта трассы; примерные подсчеты интенсивности движения на ней; · расчет примерных технических характеристик дороги (категория, число полос движения для автодороги и путей для железной дороги, расчетная скорость движения и т.д.); · изучение условий по охране окружающей среды. Б) Выбор основного направления дороги: · -камеральное трассирование вариантов по топографическим картам (М 1:50000,1:25000); · -составление на сложные участки фотосхем и фотопланов по имеющимся фотоматериалам; · -изучение материалов геологической съемки и разведки прежних лет; · -обзорная аэрофотосъемка в масштабе 1:30000-1:40000 больших переходов и сложных участков; · -сравнение вариантов; · -составление технического задания на проектирование дороги.
2. Детальные проектные изыскания для разработки технического проекта дороги и всех сооружений на ней. А)Выбор оптимального варианта дороги: · -аэрофотосъемка полосы вариантов в масштабе 1:10000-1:15000. Перспективная и панорамная аэрофотосъемка для ландшафтного проектирования; · -построение на полосе трассирования плановой и высотной геодезической основы. Привязка аэрофотоснимков. Топографическое дешифрирование; · -инженерно-геологическая съемка и дешифрирование; · -развитие аналитической фототриангуляции; · -составление инженерно-геологических фотокарт и ландшафтно-архитектурных карт в масштабе аэрофотосъемки; · -камеральное трассирование и проектирование вариантов. Выбор оптимальной трассы. Б) Полевое обследование трассы и согласование: · -вынесение по контурам оптимальной трассы в натуру; · -крупномасштабные стереотопографическая и топографическая съемки площадок, переходов, станций, пересечений, сложных участков; · -крупномасштабная инженерно-геологическая съемка трассы. Гидрометрические работы на мостовых переходах, сбор сведений для расчета искусственных сооружений; · -согласование трассы с землепользователями и заинтересованными организациями.
3. Предпостроечные изыскания для составления рабочих чертежей. А) Детальная разбивка трассы на местности: · полевое трассирование с разбивкой пикетажа и нивелированием; · дополнительная съемка в масштабе 1:500 - 1:1000 с высотой сечения рельефа 0.5 м мостовых переходов и сложных мест; · закрепление главных точек трассы. Б) Построение постоянного геодезического обоснования вдоль трассы: · рекогносцировка хода на расстоянии 30-50 м от трассы и закрепление пунктов совмещенными ж/б знаками через 400-500 м; · проложение теодолитно-нивелирной магистрали повышенной точности. В) Разведочные работы: · инженерно-геологическая разведка трассы; · геодезическая привязка геологоразведочных выработок и гидростворов; · детальная разведка карьеров строительных материалов, съемка карьеров. Г) Камеральная обработка материалов. Составление плана и профилей. 2.1.2.2. Восстановление дорожной трассы Перед началом строительных работ выполняют восстановление трассы: · инструментальное восстановление пикетажа с контрольным промером линий и углов и с детальной разбивкой кривых; · контрольное нивелирование по пикетажу с дополнительным сгущением сети рабочих реперов; · проверка осей искусственных сооружений; · закрепление трассы и осей искусственных сооружений с выносом знаков крепления за пределы зоны земляных работ. При восстановлении трассы может быть проведено некоторое ее корректирование и улучшение расположения на местности для уменьшения объема земляных работ и улучшения устойчивости отдельных сооружений. Все изменения, внесенные при восстановлении трассы, передаются в проектную организацию. Точность геодезических работ при восстановлении трассы должна быть не ниже точности этих работ на стадии детальных изысканий. При восстановлении трассы производится отвод и закрепление на местности полосы отчуждения.
2.1.2.3. Разбивка земляного полотна Автодорожное полотно состоит из проезжей части, обочин, откосов и кюветов (рис.1). Ширина проезжей части может быть 6 -15 м в зависимости от категории дороги. Для укрепления проезжей части с обеих сторон ее устраивают обочины шириной 2 - 3.75 м. К обочинам примыкают откосы. Линия, отделяющая обочины от откосов, называется бровкой дорожного полотна. Проектные высоты даются в продольном профиле по бровке. Рисунок 188 - Дорожное полотно
2.1.2.4. Камеральное трассирование Под трассой понимается пространственное положение взаимосвязанной с рельефом местности продольной оси проектируемого линейного сооружения. Оптимальной для данного участка местности считается трасса, которая отвечает следующим условиям: · обеспечивает строительство и надежную эксплуатацию линейного сооружения с заданными характеристиками; · удовлетворяет ограничениям, накладываемым нормами проектирования; · имеет технико-экономические показатели, оптимизирующие значение численного критерия эффективности. Трассирование - решение технико-экономической задачи по выбору оптимальной трассы между опорными точками на участке местности или его модели при заданном уравнении поверхности земли f(x, y, H) = 0, инженерно-геологических, гидрологических, природоохранных и других условиях. В результате камерального трассирования получают план трассы (проекцию трассы на горизонтальную плоскость) и продольный профиль (вертикальный разрез по оси трассы). На плане трасса состоит из прямых участков, сопряженных между собой круговыми кривыми (рис. 189). Рисунок 189 - Трасса в плане В продольном профиле трасса состоит из линий поперечного уклона при необходимом соединении между собой вертикальными круговыми кривыми (рис.190). Рисунок 190 - Продольный профиль трассы При проектировании стремятся проложить наиболее короткий вариант трассы между заданными точками начала и конца трассы и с уклонами, не превышающими предельные значения для данной категории дорог. В зависимости от условий местности камеральное трассирование выполняют способом попыток или способом построения линий с заданными уклонами. Способ попыток применяют в основном для равнинной местности. По намеченной по карте трассе составляют продольный профиль с проектной красной линией. Анализируя профиль, выявляют места, в которых трассу целесообразно сместить вправо или влево, чтобы отметки местности ближе подходили к проектным отметкам. Эти участки трассы вновь трассируют и составляют улучшенный вариант трассы. Расположение трассы в равнинной местности определяется контуром препятствий, т.е. расположением населенных пунктов, препятствующих проложению трассы. Если средний уклон местности меньше допустимого, то в высотном отношении трассу ведут вольной кривой, на встречающихся препятствиях делаются углы поворота для обхода его. Для проектирования более коротких трасс придерживаются следующих условий: · трассирование выполняют напрямую - от препятствия к препятствию, т.е. выбирают углы поворота против препятствий и располагают препятствие внутри угла поворота; · угол поворота трассы стремятся иметь не более 30 градусов, т.к. такие углы незначительно удлиняют трассу; · радиус кривых выбирают по возможности большим; · при пересечении оврагов к тальвегу не спускаются, а переходят сразу на другую сторону, засекая одноименные горизонтали; · в местах, где расстояние между горизонталями больше, чем проектная величина заложения, направление выбирают свободно; · пересечение рек, магистралей выполняют под углом 90 градусов; · необходимо обходить крупные населенные пункты, территории горных разработок, лесные массивы, c/х угодья и т.д. В отличии от проектирования на равнинной местности, направление трассы в горной или резко пересеченной местности определяется ее рельефом, т.к. уклоны в данном случае значительно превосходят уклоны трассы. Построение линий заданного уклона (ход раствором циркуля) в случае, если уклон местности превосходит уклон трассы, выполняется следующим образом: · вычисляют величину заложения между горизонталями для заданного уклона: , где h - высота сечения рельефа; · если трассу провести по линии нулевых работ, то достаточно раствором циркуля, равным а из начальной точки трассы засекать ближайшие горизонтали в направлении к конечной точки трассы до тех пор, пока не прейдете к конечной точке трассы (рис. 191): Рисунок 191 - “Ход раствором циркуля” В результате таких построений получится очень много углов поворота, что приводит к потребности спрямить трассу. Пусть l - длина трассы фактическая, l’ - длина, рассчитанная по допустимому уклону (максимальная длина трассы), тогда: В зависимости от удлинения различают следующие виды трасс: а) извилина, т.е. S - образная трасса (рис. 192): Рисунок 192. б) заход трассы в боковую долину (рис. 193): Рисунок 193. в) петля (рис. 194): Рисунок 194. г) спираль (рис. 195): Рисунок 195 – Виды трасс На спрямленной трассе по измеренным углам поворота и выбранным радиусам закруглений размечают главные точки кривых (вписывают кривые) и прямые вставки, разбивают пикетаж, по горизонталям определяют “черные” отметки пикетажа и характерных точек перегиба местности. Составляют продольный профиль трассы, затем проводят проектную линию трассы (красную) и в местах, где получены большие объемы земляных работ, трассу корректируют.
Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 3943; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |