Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Потребности и ресурсы: проблема экономического выбора




Отличия режима списка от режима формы

Отличия режима Мастера от режима Конструктора

Режим Мастера, это автоматический режим, в котором компьютер предлагает выбор вариантов для создания соответствующего объект. В режиме Конструктора пользователь все делает сам без «подсказок», но зато может все делать по своему вкусу, а не выбирать из предложенных вариантов.

В режиме списка информация из БД выводится на экран в виде строк и столбцов (напоминает электронную таблицу).

В режиме формы в каждый момент видна только одна запись из БД, просмотр остальные можно просмотреть пролистывая записи по порядку.

Термином «потребность» обычно обозначают объективные нужды людей в определенных условиях, обеспечивающих их жизнь и развитие. Английский социолог А. Маслоу представил все возможные челове­ческие потребности в виде иерархической структуры:

    Рис.1. Пирамида Маслоу - потребности самореализации   - потребности в уважении и самоуважении (потребности престижа)   - социальные потребности (в любви, дружбе, общении   - потребности безопасности и защиты - физиологические потребности (в пище, воде, жилище, одежде, продолжении рода

Человек при удовлетворении своих потребностей передвигается с более низких ступеней на более высокие. Потребности удовлетворяются с помощью потребительских благ.

Если потребности общества безграничны, то ресурсы наоборот, ограниченны. К ресурсам, а именно факторам производства, относятся: труд, земля, капитал, предпринимательская деятельность. В последнее время к факторам производства некоторые ученые стали относить информацию и знания.

Таблица 1. Факторы производства

Фактор производства Доход от фактора
труд зар.плата
земля рента
капитал %
предпринимательская способность прибыль

 

2. Типы экономических систем. Типы собственности. Приватизация.

 

Три основные вопроса экономики: Что производить, как производить, для кого?В разных экономических системах они решаются по-разному.

Традиционная экономика — экономическая система, в которой выбор осуществляется согласно традиции или обычаю. Традиционная, основана на натуральном хозяйстве. В ней производство, обмен и распределение основаны на обычаях и традициях. Продукты производятся для собственного потребления, разделение труда осуществляется по полу и возрасту, низкий уровень производительной силы. Обмен осуществляется в натуральной форме. Имеется два фактора производства: земля и человек. Используются неэкономические методы принуждения. Удовлетворение потребностей на уровне выживания. На вопрос «что производить», традиционное общество отвечает: «то же, что и раньше». «Как производить?» — так же. «Для кого?» — для себя (общины). Элементы традиционной экономики можно обнаружить практически в любой системе. Так, на предприятиях, функционирую­щих в современной рыночной экономике, существуют собственные тра­диции, корпоративная культура, рутинные технологии и пр.

Административно-командная экономика - экономическая система, в которой выбор всех экономических агентов сильно ограни­чен, личный интерес подчиняется общественному. Плановая (командная), в основе лежит плановое хозяйство. Существует общественная собственность на средства производства. Для системы характерно централизованное планирование, строгая иерархия управления, оплата производится по труду, а не по результатам труда. На вопрос «что производить», она отвечает «то же, что и раньше, плюс должен быть экономический рост». Основными черты: подчинение по­требления производству, отсутствие материальных стимулов, нормированное распределение и при­крепление поставщиков к потребителям, искаженность цен и пропорций производства, массовый товарный дефицит на фоне уничтожения мате­риальных ценностей, теневые потоки корректирующего характера.

Рыночная экономика — экономическая система, в которой про­изводитель, потребитель, государство осуществляют свободный (слабо ограниченный) выбор, руководствуясь личной выгодой (доходом, по­лезностью). На вопросы «что производить» и «как производить» ответы однозначны: «то и так, чтобы получить максимум чистой прибыли». «Для кого производить?» - для внешнего потребителя. Но не для любого, а который платит больше денег. Свобода выбора становится основой конкуренции. Роля правительства ограниченна. Рыночная экономика основана на частной собственности и пре­обладании частного интереса и по способу организации представляет собой спонтанный порядок, возникший главным образом на принципе добровольности

Смешанная экономика — экономическая система, в основе ко­торой лежит один из указанных выше типов, но в то же время вклю­чающая элементы из других типов систем. Эти элементы не конфлик­туют друг с другом и даже взаимно дополняют, а сама система находит­ся в относительно устойчивом равновесии. Товары и услуги производятся как государством, так и частными компаниями. Государство активно участвует в перераспределении доходов, реализации социальных программ, определении законодательных норм экономической жизни, регулирование денежно-кредитной системы.

Собственность в экономическом смысле - это реальные отношения между людьми по присвоению и хозяйственному использованию всего имущества.

Таблица 2. Виды собственности

Вид собственности Достоинства Недостатки
Частная Стимулирует разви­тие - НТП, способствует эффективному использованию ресурсов. Порождает проблему внешних эффектов (например, экология). Не решает проблему производства чистых общественных благ.
Общественная В особых условиях обеспечивает при­оритет общих целей над частными и спо­собствует совмест­ному выживанию, противостоянию внешней угрозе Порождает проблему сверх­ потребления, эффект «безби­летника» - получение общественного блага без участия в его создании.  
Государственная Обеспечивает произ­водство обществен­ных благ Порождает проблему рентоориентированного поведения чиновников (использование полномочий в личных целях). Неэффективное использование ресурсов.

Приватизация — одно из направлений разгосударствления собст­венности, заключающееся в передаче ее в частную собственность отдельных граждан и юридических лиц.

 

3. Выбор потребителя. Полная и предельная полезность. Закон убывающей пре­дельной полезности и его экономический смысл. Правило максимизации полезности.

 

Общая или совокупная полезность (TU) – это удовлетворение, полученное в результате потребления общего количества блага за определенный период времени.

Предельная или маржинальная полезность (MU) – это полезность, полученная в результате потребления дополнительной единицы блага, т.е. полезность конкретной единицы блага.

Рассчитывается, как:. Величина предельной полезности зависит: во-первых, от имеющегося запаса данного блага (парадокс «воды и алмазов»); во-вторых, от степени насыщения потребностей в нем. Закон убывающей предельной полезности: По мере увеличения количества потребляемого блага степень насыщения потребностей растет, а прирост полезности с каждой новой единицей блага уменьшается. Поэтому каждая последующая потребляемая единица блага обладает меньшей предельной полезностью. Когда потребитель полностью насыщается его предельная полезность становиться равна нулю. Когда TUmax → MU = 0 Рис. 2. Закон убывающей предельной полезности

 

4. Бюджетное ограничение. Равновесие потребителя. Оптимальный потребительский выбор. Вывод функции спроса.

 

Оптимальный потребительский выбор заключается в максимизации функции полезности рационального потребителя в условиях ограниченных ресурсов. Функция полезности максимизируется в том случае, когда денежный доход полностью распределяется таким образом, что каждый дополнительный рубль, затраченный на приобретение любого блага, приносит одинаковую предельную полезность:

Ограниченность денежного дохода, в пределах которого осуществляется потребительский выбор, называется бюджетным ограничением. Функция бюджетного ограничения состоит в том, что она очерчивает предел покупательной способности личного дохода: , где I – доход, X и Y – товары.

Таким образом, чтобы определить какое количество товаров должен приобрести потребитель, действуя как рациональный, в рамках своего денежного дохода, необходимо сопоставить функцию максимизации полезности с бюджетным ограничением:

Рис.3. Оптимальный потребительский выбор

5. Спрос. Величина спроса. Закон спроса. Неценовые факторы спроса.

 

Спрос – это разное количество товаров, которое захотят купить потребители при разном уровне цен. Изменение спроса связано с действием неценовых факторов.

Величина спроса – это количество товаров, которое готовы купить потребители в определенное время по определенной цене. Величина спроса зависит только от цены (ценовых факторов).

Рис.4. Функция спроса Закон спроса отражает обратную зависимость между изменениями в ценах и количеством товара. Поэтому кривая спроса имеет отрицательный наклон. Линейная функция спроса имеет вид: Qd = Qo – k•P, k = ∆Q/∆P  

Неценовые факторы, влияющие на спрос:

1.Уровень доходов покупателей.

2. Число покупателей на рынке.

3. Наличие взаимосвязанных товаров и цены на них. Если товары-субституты (товары-заменители, например, масло и маргарин), то увеличение цены одного из них ведет к росту спроса на другой, и наоборот. Если товары-комплементы (товары-дополнители, например, пленка и фотоаппарат), то при повышении цены на один товар спрос на другой падает, и наоборот.

4. Предпочтения покупателей (вкусы, мода, сезон).

5. Потребительские ожидания.

 

6. Выбор производителя. КПВ. Альтернативная стоимость. Сравнительное преимущество.

С помощью одних и тех же ресурсов можно производить разные продукты, но ввиду их ограниченности перед производителем встает вопрос: что производить, а чем пожертвовать? Решение данного вопроса дает кривая производственных возможностей (КПВ).

КПВ - это кривая, показывающая различные комбинации двух товаров или услуг, которые могут быть произведены при полном и наиболее эффективном использовании ресурсов и неизменной технологии.

Альтернативная стоимость – то количество блага, от которого приходится отказываться во имя получения единицы другого блага.

Сравнительное преимущество – способность производить товар или услугу с более низкой альтернативной стоимостью. Благодаря действию принципа сравнительного преимущества КПВ является выпуклой линией.

Рис. 5. КПВ Точки, находящиеся на КПВ соответствуют полному и эффективному использованию ограниченных ресурсов (т.А, т.В). Точки, находящиеся под КПВ означают неполное или неэффективное использование ресурсов (т.C, т.D). Точки, находящиеся за КПВ недостижимы при данном уровне ресурсов и применяемой технологии (т. Е, т. F). Существует два способа достижения т. Е, т. F.

 

7. Предложение. Величина предложения. Закон предложения. Неценовые факторы предложения.

 

Предложение – это разное количество товаров и услуг, представленных производителями к продаже при разных значениях цены. Изменение предложения связано с действием неценовых факторов.

Величина предложения – это конкретное количество товаров, которое производитель готов продать по определенной цене. Величина предложения зависит только от цены (ценовых факторов).

Рис.6. Функция предложения Закон предложения отражает прямую зависимость между изменениями в ценах и количеством предлагаемого товара. Поэтому кривая предложения имеет положительный наклон. Линейная функция предложения имеет вид: Qs = Qo + k•P, k = ∆Q/∆P  

Неценовые факторы, влияющие на предложение:

1. Издержки производства (цены на ресурсы)

2. Используемые технологии

3. Государственные налоги и дотации

4. Число продавцов на рынке и степень монополизации продавца

5. Ожидание производителей.

8. Рыночное равновесие и случаи отклонения от него.

 

Рыночное равновесие – это ситуация, когда планы покупателей и продавцов на рынке полностью совпадают, так что при данной цене вся предложенная продукция будет распродана.

Рис.7. Рыночное равновесие т.Е – точка равновесия. Цена, уравновешивающая спрос и предложение называется равновесной (Ре), а соответствующий ей объем – равновесным объемом (Qe). Рыночный механизм действует таким образом, что любое отклонение от равновесного состояния саморегулируется.

Отклонения от равновесия:

а) Если цена устанавливается выше равновесной (Р1>Ре), то Qd < Qs, возникает избыток товаров на рынке, равный величине Qs – Qd Рис.11. Избыток товаров
б) Если цена устанавливается ниже равновесной (Р2<Ре), то Qd > Qs, возникает дефицит товаров на рынке, равный величине Qd - Qs   Рис.12. Дефицит товаров

9. Издержки производства. Валовые, средние и предельные издержки.

Издержки производства – это затраты предприятия на приобретение необходимых ресурсов.

Издержки производства подразделяются на общие, средние и предельные.

Общие издержки (ТС) – это сумма затрат, понесенных при производстве общего объема всей выпускаемой продукции.

Средние издержки (АС или АТС) – издержки, приходящиеся на единицу выпускаемой продукции.

Предельные издержки (МС) – это издержки, приходящиеся на каждую дополнительную, вновь производимую единицу продукции. . Анализ предельных издержек помогает находить оптимальный объем производства, при котором прибыль максимальна.

Анализ издержек производства существенно отличается от периода их исследования:

1. Краткосрочный период – это период времени, в течение которого фирма не может изменить по своему усмотрению объем привлекаемых производственных мощностей. В таком периоде издержки делятся на постоянные и переменные.

Постоянные издержки (FC) – это издержки, величина которых не зависит от объема выпускаемой продукции. (Например, арендные платежи, амортизационные отчисления, проценты за кредит, налоги на недвижимость, з/п управленческого персонала (т.е. те работники, которые получают фиксированный оклад) и т.д.)

Переменные издержки (VC) – это издержки, величина которых зависит от объема выпускаемой продукции. (Например, затраты на сырье, материалы, топливо, энергию, транспортные услуги, з/п наемных работников (т.е. те работники, которые получают сдельную з/п).

Рис. 13. Издержки производства TC = FC + VC Средние постоянные издержки (AFC) Средние переменные издержки (AVC) AC = AFC + AVC

2. Долгосрочный период – это период времени, в течение которого фирма может изменить по своему усмотрению объем привлекаемых производственных мощностей. В таком периоде все издержки переменные, а отрасль может менять число своих фирм. Поскольку фирма может изменить все свои параметры, то она стремиться расширить производство, снижая средние издержки. Эффективным называется такой размер продукции, при котором долгосрочные средние издержки минимальны.

10. Правило максимизации прибыли. Нахождение оптимального объема производства.

 

Валовый доход (TR) – это сумма дохода, полученная фирмой от продажи определенного количества продукции. TR = P×Q

Предельный доход (MR) – это прирост валового дохода, приходящийся на дополнительную единицу проданного товара.

Прибыль в рыночном хозяйстве выступает одним из видов факторных доходов, как вознаграждение предпринимателя. Pr = TR – TC

Два правила определения оптимального объема производства (максимизации прибыли):

1. Оптимальный объем производства – это объем, при котором прибыль максимальна, т.е. при котором разница между TR и TC наибольшая.

2. Оптимальный объем производства достигается при условии MR = MC.

Рентабельность – это отношение прибыли к себестоимости, т.е. к общим затратам предприятия. Рентабельность = Pr / TC

11. Рынок совершенной конкуренции, его характерные черты.

Роль конкуренции в том, что она является механизмом регулирования общественного производства, достижения равновесия в рыночной экономике.

Характерные черты рынка совершенной конкуренции:

1) неограниченное число участников конкуренции, абсолютно свободный доступ на рынок и такой же выход из него. В результате доля каждого отдельного производителя в общем объеме отраслевого производства незначительна.

2) Абсолютная мобильность всех факторов производства, т.е. возможность в любой момент освободиться от излишних производственных ресурсов или привлечь дополнительные.

3) Продавцы и покупатели независимы, что исключает возможность каких-либо соглашений по контролю рынка.

4) Свободный доступ всех экономических агентов к информации.

5) Абсолютная однородность выпускаемой продукции, т.е. отсутствие торговых марок, фирменных знаков (вся продукция одинакова)

6) Ни один из участников свободной конкуренции не в состоянии воздействовать на рыночную цену.

12. Рынок монополистической конкуренции, его характерные черты.

1) Относительно большое число производителей на рынке. Каждая фирма обладает относительно небольшой долей рынка.

2) Относительно легкое вступление в отрасль.

3) Каждый продукт имеет отличительные особенности.Дифференциация продукции проводится к тому, чтобы придать своему товару отличительные особенности. Отличия могут быть и мнимые, путем рекламы, торговых марок и т.п.

4) Конкурентная борьба сосредотачивается не только на цене, но и на неценовых факторах.

5) Каждая фирма имеет очень ограниченный контроль над рыночной ценой.

13. Рынок олигополии, его характерные черты. Стратегии олигополистов.

1) Высокий уровень концентрации производства в отрасли, т.е. сосредоточение отраслевого производства на нескольких фирмах (от 2 до 10; от 2 до 5 – жесткая олигополия, от 6 до10 – аморфная олигополия)

2) Всеобщая взаимозависимость фирм

3) Достаточно высокие барьеры вступления в отрасль:

§ Эффект масштаба производства (экономический барьер), т.е. наличие значительного начального капитала в высококонцентрированных областях экономики (автомобильное, металлургическое производство).

§ Доступ к редким источникам сырья

§ Значительный расход на рекламу и др.

4) В зависимости от характера выпускаемой продукции различают чистую (производит однородный товар) и дифференцированную (производит разнородный товар) олигополию.

Возможны две основные формы поведения фирм в условиях олигополистических структур:

1) Картель — это объ­единение фирм, согласующих свои решения по поводу цен и объ­емов продукции так, как если бы они слились в чистую монопо­лию.

2) Ценоваявойна — это цикл постепенного снижения существующего уровня цен с целью вытеснения конкурентов с олигополистического рынка.

14. Рынок монополии, его характерные черты. Виды монополий.

1) на рынке существует только один продавец продукции, олицетворяющий собой всю отрасль.

2) Выпускаемый продукт уникален, нет близких заменителей.

3) Монополист контролирует цену и объем поставок продукции на рынок.

Возникновение монополии связано с наличием ряда барьеров, препятствующих другим фирмам входить на этот рынок. Барьеры:

1. собственность на не воспроизводимые и редкие природные ресурсы (естественный барьер – алмазы, газ, нефть).

2. Правительственная лицензия на определенные виды деятельности

3. Авторские права и патенты изобретателям.

4. Эффект масштаба производства (экономический барьер), т.е. наличие значительного начального капитала в высококонцентрированных областях экономики

5. Нелегальные методы борьбы с потенциальными конкурентами (юридический барьер).

3 основных вида монополий:

(1) Естественная возникает в том случае, когда конкурентная борьба либо неосуществима, либо снижает экономическую эффективность, например, Газпром, РЖД, Элекроснабжение, метрополитен.

(2) Искусственная возникает и поддерживается с помощью внеэкономических методов (патенты, лицензии от правительства), например, Microsoft, атомная энергетика.

(3) Экономическая возникает в ходе конкурентной борьбы и имеет временный характер.

 


Таблица 3. Сравнительная характеристика конкурентных рынков

Критерии Совершенная конкуренция Несовершенная конкуренция
Монополистическая конкуренция Олигополия Монополия
Число фирм очень много много несколько одна
Размер фирмы как правило, мелкие мелкие и средние средние и крупные крупная
Тип продукта однородный дифференцированный однородный или дифференцированный уникальный
Контроль над ценой отсутствует некоторый, но в довольно узких рамках ограничен взаимной зависимостью; при тайном сговоре значительный значительный, ограничен только кривой спроса
Условия вступления на рынок очень легкие, препятствия отсутствуют сравнительно легкие существенные препятствия для вступления на рынок Вступление на рынок блокировано барьерами
Неценовая конкуренция отсутствует значительный упор на рекламу, торговые знаки, марки и т.д. Очень типично, особенно при дифференцированном продукте Публичное демонстрирование значимости
Примеры продукция сельского хозяйства производство одежды, обуви, косметики, кондитерских изделий производство автомобилей, стали, авиалинии Газовая отрасль, метрополитен, железная дорога

Монопсония означает тип рыночной структуры, характеризующийся множеством продавцов и единственным покупателем одного товара. (Примером может быть военная промышленность, где единственный покупатель – государство).

15. Зарождение макроэкономики как науки. Необходимость государственного регулирования экономики. Структура макроэкономики.

Впервые рынок показал свою несостоятельность в конце 20-х годов XX века. В это время большинство развитых стран пережи­вали жесточайший за всю историю человечества кризис перепроизвод­ства, который в последующем в некоторых странах (Германии, Испа­нии, Италии) привел к власти национал-социалистов. В США этот кри­зис получил название «великой депрессии» (1929-1933). Несмотря на все заверения рыночно ориентированных правительств, оказалось, что преодолеть кризис без жестких мер со стороны государства невозмож­но. Способность рыночной экономики к саморегулированию была по­ставлена под сомнение.

Основатель ГРЭ В это время появляется новое направление экономической мысли - кейнсианство, основателем которого стал профессор английского Кем­бриджа, старший помошник президента Рузвельта Дж. М. Кейнс (1883-1946) (основное произведение - «Общая теория занятости, процента и денег» — 1936). Кейнс обосновал идею дискретного (циклического) вмешательства гос-ва в эконо­мику и даже предложил конкретную программу выхода из кризиса, в основе которой лежало искусственное стимулирование совокупного спроса методами государственной политики. AD = C + G + I + Xn. Для достижения потенци­ального ВВП государство должно

управлять эффективным спросом. Ввиду действия основного психологического закона, размером потреб­ления (С) управлять достаточно сложно. На инвестиционный спрос можно воздействовать с помощью увеличения предложения денег, чтодолжно привести к снижению реального процента. Прямое уве­личение государственных расходов () (дефицитный госбюджет) или управление чистым экспортом () с помощью валютного курса. По мнению Дж. М. Кейнса важной проблемой рыночной экономики, которую может решить только грамотная политика государства, является подверженность экономики циклическим колебаниям. Во всех этих случаях приходит на помощь государство.

Благодаря использованию идей Кейнса в экономической программе Ф. Рузвельта экономика США смогла выйти из «великой депрессии» и сохранить черты рыночной экономики. После Второй мировой войны теоретическая концепция и практические реко­мендации Кейнса явились руководством к действию правительств ве­дущих развитых стран Западной Европы.

 

16. СНС. Валовый внутренний продукт, его особенности, способы расчета.

Макроэкономические показатели объединены в систему национальных счетов (СНС). Её центральными показателями являются валовой внутренний продукт (ВВП) и Валовой национальный доход (ВНД).

ВВП - это совокупная стоимость конечных товаров и услуг, произведенных на территории страны за год.

Существует 3 метода измерения ВВП:

1. Метод добавленной стоимости (производственный метод). Добавленная стоимость – это валовая продукция предприятия минус текущие материальные издержки. В отечественной практике этот показатель называется условно чистой продукцией.

Таблица 4. Расчет добавленной стоимости

Отрасли Валовая выручка Добавленная стоимость
Овцеводческая ферма    
Переработка шерсти   40 (100 – 60)
Пошив костюмов   25 (125 – 100)
Итого    

 

2. Метод расчета ВВП по расходам (метод конечного использования). ВВП по потоку расходов включает следующие статьи:

1. Конечные расходы потребителей – С.

2. Конечные расходы органов государственного управления – G.

3. Валовые частные инвестиции – Ig. (Ig = In + А).

4. Чистый экспорт – это сальдо экспорта и импорта (экспорт-импорт) – Xn.

ВВП = C + Ig + G + Xn

3. Метод расчета ВВП по доходам (распределительный метод).

Включает следующие статьи:

1 ст.– заработная плата (з/п) наемных рабочих,

2 ст. – прибыль фирм и корпораций,

3 ст. – доходы некорпоративных предприятий, находящихся в индивидуальной или семейной собственности и доходы самостоятельных работников (например, художников),

4 ст. – рентные платежи, т.е. доходы, получаемые владельцами собственности,

5 ст. - % на ссудный капитал, т.е. выплаты поставщикам денежного капитала,

6 ст. – косвенные налоги – это незаработанный доход, который получает государство для своего собственного содержания,

7 ст. – амортизационные отчисления – они не связаны с выплатой индивидуальных доходов, но они позволяют предприятиям аккумулировать часть денежного дохода для приобретения новых основных фондов в будущем.

Методы считаются равноценными и дают одинаковую величину ВВП.

ВНД – это совокупная стоимость конечных товаров и услуг, произведенных национальными предприятиями, независимо от места их нахождения (в своей стране или за рубежом). Таким образом, ВНД = ВВП + факторные доходы (поступления) резидентов из-за границы – факторные доходы нерезидентов в данной стране.

17. Показатели уровня жизни в стране. Потребительская корзина. Номинальный, реальный и потенциальный ВВП. Дефлятор ВВП. Понятие экономического роста.

Для оценки уровня жизни применяются следующие показатели:

Ø ВВП на душу населения,

Ø Стоимость потребительской корзины

Ø Оценка ООН

Для определения прожиточного минимума используется метод потребительской корзины, который рассчитывается Госкомстатом РФ и включает 156 наименований товаров и услуг.

Потребительская корзина — минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. Для сравнения, потребительская корзина в США состоит из 300 продуктов и услуг, во Франции — 250, Англии — 350, Германии — 475. Стоимость потребительской корзины пересчитывается несколько раз в год, раз в 5 лет пересматривается ее состав товаров и услуг. Для различных категорий - детей, рабочих, пенсионеров - пересчет происходит отдельно. В каждом регионе стоимость потребительской корзины различна. Первую потребительскую корзину сформировала Федеральная служба государственной статистики (Росстат) совместно с Международным валютным фондом в 1992 году. Позже 31 марта 2006 года были приняты нормативы, которые закреплены Федеральным законом № 44-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации». На основе стоимости потребительской корзины определяется минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Нижегородская обл. – МРОТ в 2013г = 7140 руб.

Номинальный ВВП измеряется в текущих рыночных ценах ().

Реальный ВВП измеряется в базисных рыночных ценах, т.е. это ВВП, очищенный от влияния инфляции ().

Отношение (номинальный ВВП/реальный ВВП) = дефлятор ВВП: показывает увеличение ВВП за счет роста цен, а также на сколько выросли цены в текущем году по отношению к базисному году.

Потенциальный ВВП - это ВВП при полной занятости ресурсов (идеальный показатель для данной экономики, к которому нужно стремиться).

Экономический рост — это относительное изменение реального ВВП в общем объеме или на душу населения в течение какого-либо пе­риода времени по сравнению с сопоставимым периодом в прошлом.

Темп роста рассчитывается:

18. Макроэкономическое равновесие на рынке благ: модель AD-AS. Случаи его нарушения: падение AD (эффект храповика). Причины неэластичности цен в сторону снижения.

Пересечение кривых AD и AS определяет равновесный уровень цен (Р) и равновесный объем национального производства (Y).Кейнсианский и неоклассический подходы равновесия объединяются в модели AD-AS (рис. 5.1).

- (, ) - кейнсианское равновесие (равновесие при неполной занятости);

- (, ) - переходное равновесие (равновесие при наличии свободных ресурсов);

- (, ) - неоклассическое равновесие (равновесие) при полной занятости, где - потенциальный ВВП.

Снижение AD. Эффект храповика - тенденция к сохранению неизменности цен в случае сокращения совокупного спроса. Храповик – это механизм, который позволяет крутить колесо только вперед, но не назад. Цены, после того, как они выросли, становятся не гибкими, т. е. они не возвращаются к своему первоначальному значению.

P – const; Y ↓ c Y1 до Y2 Рис. 15. Падение совокупного спроса Совокуп-й спрос ↓ с АД1 до АД2. След-но, Y1 должен ↓ до Y* и Р1 ↓-ся до Р*, но в краткосрочном периоде цены не ↓-ся также легко, как и растут. В эк-ке сохр-ся уровень цен = Р1, в этом случае возникает новая ситуация макроэк-го равновесия (точка Е2) и новый объем производства Y2. В этом случае произойдет изменение кривой AS, т.е. Кейнсианский отрезок кривой сдвигается вверх. Причины стабильности цен: 1) З/П работников не ↓-ся (ТК); 2) Коллективные договоры с профсоюзом (не позволяют снижать ЗП); фирмы монополии не снижают цены на ресурсы.

19. Цикличность как закономерность экономического развития. Понятие экономического цикла, его фазы.

Теория циклов является теорией эк. динамики, объясняющей движение экономики в целом. Динамика макроэкономических процессов в экономике характери­зуется неравномерностью ее развития. Спад чередуются подъемами деловой активности. Колебательная экономическая динамика наблюда­ется уже в течение 180 лет. Первые экономические кризисы датируются 1825 годом в Англии и 1840 г. в Германии. Американский экономист И. Шумпетер отмечал, что эволюция по своей сути процесс, который движется циклами.

Рис. 16. Экономический цикл Если представить экономический цикл графически, то можно выде­лить4 фазы. 1. Кризис (рецессия, спад), т. е. резкое сокращение объемов производства. Он характеризуется падением цен, уменьшением спроса, зато­вариванием продукции, сокращением инвестиций, безработицей, кри­зисом неплатежей, массовым банкротством. Выживают только сильные предприятия, обладающие современной технологией и низкими из­держками производства.  

Обычно спад продолжается недолго более длительным кризис выглядит тогда, когда его объединяют с последую­щей депрессией.

2. Депрессия (стагнация), когда спад производства останавливается, и происходит процесс приспособления экономики к новым услови­ям. Производство осуществляется в малом объеме. Товарные запасы сокращаются. Предприниматели еще не рискуют вкладывать средства в развитие бизнеса, хотя цены и условия хозяйственной жизни стабили­зируются. Сохраняется высокий уровень безработицы.

3. Оживление, наблюдается тенденция к увеличению производства. Начинаются инвестиции в бизнес, уменьшается безработица, оживле­ние, как правило, охватывает отрасли, производящие средства производства. Создаются новые предприятия. Оживление заканчивается достижением предкризисного уровня ВНП. Затем начинается рост эко­номики.

4. Подъем (бум), наблюдается бурный рост экономики. Возникают массы новых товаров. Поток инвестиций достигает максимальной ве­личины. Наблюдается рост объема производства, сокращается безработица. Подъем деловой активности выводит экономику на новый уровень ВВП и заканчивается началом нового падения объемов производства. Таким образом, начинается новый экономический цикл.

20. Инфляция, ее сущность, виды. Закон денежного обращения. Причины инфляции.

Инфляцияinflation» - от итальянского слова «inflatio», что означает «вздутие»)— снижение покупательной способности денег, в связи с переполнением каналов денежного обращения и выражающаяся в виде повышении общего уровня цен в стране (рис.17а) или всеобщего товарного дефицита (рис. 17б).

E2  

Рис. 17а. Рост цен

Рис. 17б. Товарный дефицит

 

Процессом, противоположным инфляции, является дефляция (deflation) – устойчивая тенденция снижения общего уровня цен.

Закон денежного обращения: Количество денег в обращении (вне банковской системы) определяется с помощью уравнения количественной теории денег:

M×V = ∑P×Q

где M – количество денег в обращении, V – скорость обращения денег, под которой понимается количество оборотов, которое делает в среднем за год одна денежная единица, P- общий уровень цен, Q – реальный ВВП. Произведение P×Q – это номинальный ВВП.

Виды инфляции (по темпам роста цен)

1. Ползучая, или умеренная (рост цен до 10% в год). Может считаться позитивным явлением, если сопровождается ростом деловой активности и отражает процессы инвестирования, внедрения новых технологий и выпуска новых видов продукции.

2. Галопирующая (до 200% вгод). Обычно периоды взлета цен на отдельные товарные группы чередуются с периодами их относительной стабильности. Так как динамика цен на разные товары и услуги не совпадает во времени, в целом наблюдается относительно плавная повышательная тенденция общего уровня цен, в которой можно обна­ружить только сезонные колебания.

3. Гиперинфляция (рост цен составляет 50% и более в месяц). Гиперинфляция - неуправляемый процесс, подогреваемый самовоспроизводящимися инфляционными ожиданиями. Во время гиперинфляции наблюдается бегство от денег, а цены пересматриваются практически каждый день.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 626; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.