![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Организации занятия
Рабочее пространство и позиции участников при разной форме
ТЕМА 10. РЕБЕНОК ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК СУБЪЕКТ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Игра - это средство моделирования и воссоздания в специально созданных условиях отношений между людьми; это деятельность, которая служит усвоению социального опыта (А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин). Ведущее значение игры в дошкольном возрасте определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что она удовлетворяет его основные потребности; в недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности (труд, учение); игра в наибольшей мере способствует психическому развитию ребенка. Особенности детской игры: 1- Свобода и самостоятельность детей в игре. Проявляются в выборе игры, ее содержания, ролей, в добровольности объединения с другими детьми, в свободе вхождения и выхода из игры. 2- Саморегуляция действий, поступков, поведения играющих. Игра регулируется определенными правилами, которые регламентируют порядок игровых действий, правила поведения, взаимоотношений. 3- Творческий характер игровой деятельности - творчество проявляется в выборе роли, сюжета, игрушек, предметов-заместителей. 4- Эмоциональная насыщенность игры - ребенок в игре проживает обыгрываемые события, получает удовольствие, снимает напряжение, передает свои чувства другим, отображает их в разных ролях. 5- Игра не имеет материально выраженного результата, в отличие от продуктивных видов деятельности (изобразительной, трудовой). Ценность игры - в возможности развития в ней всех возрастных новообразований дошкольников. 6- Два вида отношений между детьми в игре как основа организации детского общества: игровые отношения (определяются содержанием, правилами игры); реальные отношения (проявляются по поводу игры: сговор на игру, распределение ролей, выход из конфликта, установление правил). 7- Логическая и временная последовательность развития игры - обеспечивается наличием прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры. Подходы зарубежных и отечественных исследователей к проблеме классификации игр детей дошкольного возраста. Ф. Фребель в основу классификации положил принцип дифференцированного влияния игр: • на развитие ума - умственные игры, • на развитие вне шн их органов чувств - сенсорные игры, • на развитие движений - моторные игры. П. Ф. Лесгафт делил игры на две группы: имитационные (подражательные) - самостоятельные творческие игры; подвижные игры (игры с правилами). Н. К. Крупская выделила игры, придуманные самими детьми, - творческие игры; игры, придуманные взрослыми, - игры с правилами. В. В. Давыдов выделяет два основных вида детских игр: игры со скрытыми правилами - сюжетно-ролевые игры (правила определяются сюжетом и ролью); игры с открытыми (фиксированными) правилами - дидактические, подвижные, развивающие, большинство музыкальных игр, игры-забавы. Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова в классификацию детских игр включают: сюжетные игры (индивидуальные и коллективные); игры с правилами (формализованная деятельность с четко определенными и обязательными для выполнения правилами: шансовые игры, игры на физическую компетенцию, смешанный тип игр - требуются и физическая, и умственная компетентность и присутствует элемент удачи). Современная педагогическая классификация детских игр: ■ игры творческие (со скрытыми правилами): режиссерские, сюжетноролевые, театрализованные, строительные; ■ игры с фиксированными правилами: подвижные, дидактические.
С. Л. Новоселова разделяет детские игры на 3 класса на основании представления о том, по чьей инициативе возникает игра. 1- й класс игр - игры, возникающие по инициативе детей (самостоятельные). Они делятся на сюжетные самодеятельные (сюжетно- отобразительные, сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные) и игры-экспериментирования (с природными объектами, явлениями, материалами, животными, игрушками и предметами, общения с людьми). 2- й класс игр - игры, возникающие по инициативе взрослых (организованные): обучающие (автодидактические, сюжетнодидактические, подвижные, музыкальные, учебно-предметные, дидактические игры); досуговые (интеллектуальные, игры-забавы, развлечения, театральные, праздничные, карнавальные, компьютерные). 3- й класс игр - игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса (народные): обрядовые (культовые, семейные, сезонные); тренинговые (интеллектуальные, адаптивные, сенсомоторные); досуговые (игрища, тихие, забавляющие, развлекающие). В теории и практике наблюдается стирание грани между самодеятельными и обучающими играми. Новая классификация поможет воспитателю выработать верную стратегию применения игры в воспитательном процессе ДОУ. ТЕМА 11. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ С СЕМЬЕЙ Своеобразие общественного и семейного воспитания. Задачи воспитания в условиях семьи и ДОО отличаются соотношением эмоционального и рационального компонентов: в семье преобладает эмоциональный компонент, в общественном воспитании доминирует рациональный. В ДОО цели, принципы, содержание воспитания имеют научную базу, обозначены в программных документах, а в семье часто носят несформулированный характер, отличаются субъективизмом, варьируются в зависимости от ценностных ориентаций родителей, их педагогической культуры. В каждой семье складывается своя индивидуальная воспитательная система, методы семейного воспитания отличаются большей естественностью, индивидуальной обращенностью педагогических воздействий. Семья для ребенка является наименее ограничивающим и наиболее мягким типом социального окружения, тогда как в ДОО взаимосвязь субъектов воспитания определяется функциональными обязанностями. Воспитание в семье отличается глубоким эмоциональным, интимным характером, постоянством и длительностью воспитательных воздействий, объективными возможностями для включения ребенка в разнообразные виды деятельности. В условиях ДОО ребенок имеет возможность приобрести опыт общения, навыки ин ици ативной деятельности. Современные подходы к взаимодействию ДОО и семьи. К новым подходам взаимодействия педагогов и родителей относятся: - учет личного опыта родителей: важно заинтересовать родителей рассматриваемыми проблемами, опираться на имеющийся у них положительный опыт воспитания, не поучать их; учитывать запросы и пожелания родителей в приобретении информации. - вариативность содержания, форм и методов образования родителей, использование методов формирования педагогической рефлексии и активизации родителей: анализ педагогических ситуаций, решение педагогических задач, анализ родителями собственной воспитательной деятельности, метод домашних заданий (например, сочинение на тему «Мой ребенок»), игровое моделирование поведения (проигрывание ситуаций, например, «Успокойте плачущего ребенка»); просмотр видеороликов с записью занятий, различных режимных моментов; игры (О. Л. Зверева, Т. В. Кротова). Традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия ДОУ и семьи. Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Традиционные формы подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.
Нетрадиционные формы - формы общения с родителями, которые построены по типу телевизионных и развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями.
Нетрадиционные формы сотрудничества с семьей эффективны, если уделять внимание педагогическому содержанию мероприятий, а не развлекательной стороне. ТЕМА 12. ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАБОТЕ ДОУ И ШКОЛЫ Преемственность - это закономерность развития, предполагает связь того, что достигнуто, и того, что служит дальнейшему развитию. Содержание преемственности в работе ДОУ и школы включает:
В 1996 Коллегия Минобразования РФ зарегистрировала преемственность как главное условие непрерывного образования. Ведущий принцип преемственности на этапах дошкольного и начального образования - приоритет личностного развития ребенка. На современном этапе понятие преемственность включает в себя следующие характеристики: интегративные (взаимопроникновение целей, содержания, ценностей, технологий); эмоциональные (приоритет положительных эмоций в процессе обучения, воспитания, развития); деятельностные (связь ведущих видов деятельности); содержательные (преемственность между знаниями об окружающем и способами познания); коммуникативные (развитие диалогических способов познания, культуры общения).
Условия эффективности взаимосвязи ДОО со школой: постоянство связей определенных ДОУ с определенными школами; долгосрочность сотрудничества; наличие плановости и системы в работе; реальность, содержательность и конкретность плана сотрудничества ДОО и школы. Варианты решения проблемы преемственности в современных условиях.
2. Раннее предметное обучение дошкольников (школы раннего развития, прогимназии, группы подготовки к школе на базе ДОО, общеобразовательных школ, учреждений дополнительного образования). Черты организации раннего предметного обучения: 1- Увеличение количества занятий с разными специалистами, функциональный характер отношений с ними. 2- Уплотненность режима дня, сокращение времени на свободную деятельность. 3- Изменение характера общения со сверстниками, отчуждение детей друг от друга, ревностно-отрицательные отношения между детьми. 4- Изменение отношений с родителями: утрата эмоционального контакта, ориентированность на успеваемость ребенка. 5- Изменение системы требований к ребенку, предъявление требований успеваемости, тогда как дошкольный возраст является сензитивным периодом для формирования ценностного отношения к себе и другим. 6- Изменение внутренней поз ици и ребенка, отождествление своей личности с результатами своей учебы («Я плохой, я плохо учусь»). Условия эффективности раннего предметного обучения: S Обучение дошкольников на основе игры и других видов детской деятельности, в рамках которых происходит становление предпосылок учебной деятельности. S Обеспечение постепенного перехода детей от свободных форм деятельности к регламентированным. S Подготовка ребенка к овладению деловым стилем отношений со взрослым и сотрудничеством со сверстниками. S Разработка и улучшение программного обеспечения (программы должны быть нацелены на личностный рост ребенка). S Интеграция предметных областей знаний (ИЗО и речь, ИЗО и музыка, математика и конструирование, экология и социализация и др.). РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА: а) основная литература 1. Бабунова Т.М. Дошкольная педагогика. - М., 2007. 2. Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. Дошкольная педагогика. - М., 2005. 3. Дошкольное образование. Словарь терминов / Сост. Виноградова Н.А. и др. - М., 2005. 4. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М., 2011. 5. Смирнова Е.О. Педагогические системы и программы дошкольного воспитания. - М., 2005. б) дополнительная литература 1. Авдулова Т.П. Психология игры: современный подход. - М., 2009. 2. Амонашвили Ш.А. Гуманная педагогика. Актуальные вопросы воспитания и развития личности. - М., 2010. 3. Арапова-Пискарева Н. О проблемах преемственности, подготовки к школе и раннего обучения // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 5. 4. Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного возраста. - М., 2005. 5. Буре Р.С. Детский сад: некоторые проблемы гуманизации педагогического процесса // Дошкольное воспитание. - 1991. - № 10. 6. Буре Р.С. Когда обучение воспитывает. - СПб., 2002. 7. Доронова Т.Н., Соловьева Е.В., Жиличкина А.Е., Мусиенко С.И. Дошкольное учреждение и семья - Единое пространство детского развития. - М., 2001. 8. Дошкольная педагогика / Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. - М., 1988. Ч. 1, Ч. 2. 9. Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. - М., 2009. 10. Игра дошкольника / Под ред. С.Л. Новоселовой. - М., 1989. 11. Калина И. О проекте методических рекомендаций по отнесению дошкольных образовательных учреждений к определенному виду // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 9. 12. Ковалева Г., Литвин Л. «Не навреди!» или придет ли предметная система в детский сад // Дошкольное воспитание. - 1996. - № 1. 13. Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. - 1989. - № 9. 14. Кудрявцев В. Дошкольное и начальное образование - единый развивающийся мир // Дошкольное воспитание. - 2001. - № 6. 15. Кудрявцев В.Т., Алиева Т. Еще раз о природе детской субкультуры // Дошкольное воспитание. - 1997. - № 3-4. 16. Мухаметзянов Р. Детский сад - начальная школа: о некоторых аспектах преемственности // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 6. 17. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. - М., 2001. 18. Новоселова С.Л. О новой классификации детских игр // Дошкольное воспитание. - 1997.- № 3. 19. Новоселова С.Л. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации. - М., 1995. 20. Петровский В.А., Кларина Л.М., Смывина Л.А., Стрелкова Л.П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. - М., 1993. 21. Скоролупова О.А. ФГТ в дошкольном образовании. Типовое положение о ДОУ (2012). - М., 2012. 22. Скоролупова О., Федина Н. О комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса в дошкольном образовании // Дошкольное воспитание. - 2010. - № 5. 23. Скоролупова О., Федина Н. Образовательные области основной общеобразовательной программы дошкольного образования // Дошкольное воспитание. - 2010. - № 7. 24. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений / Под ред. Т.И. Ерофеевой. - М., 1999. 25. Солодянкина О.В. Сотрудничество ДОУ с семьей. - М., 2004. 26. Умственное воспитание детей дошкольного возраста / Под ред. Н.Н. Поддъякова, Ф.А. Сохина. - М., 1984. 27. Усова А.П. Обучение в детском саду / Под ред. А.В. Запорожца. - М., 1981. 28. Фельдштейн Д.И. Детство как социально-психологический феномен и особое состояние развития // Вопросы психологии. - 1998. - № 1. 29. Чепель Т., Яковенко Т. Новые подходы к проблеме преемственности детского сада и школы в новых условиях // Дошкольное воспитание. - 1993. - № 9. 30. Чумичева Р.М. Проектирование системы непрерывного дошкольного и начального образования на интегративной основе // Детский сад от А до Я. - 2004. - № 6. в) комплексные образовательные программы для ДОУ 1. Детство: Программа развития и воспитания дошкольников. - СПб., 2011. 2. Из детства - в отрочество: Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей 4-7 лет / Т.Н. Доронова, Л.Г. Голубева, Н.А. Г ордова и др. - М., 2003. 3. Истоки: базисная программа развития ребенка-дошкольника. - М., 2001. 4. Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа. - М., 2001. 5. Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста / Под ред. Л.А. Парамоновой. - М., 2004. 6. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - 2-е изд. - М., 2009. 7. Радуга: Программа воспитания, образования и развития детей дошк. возраста в условиях дет. сада / Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон, Е.В. Соловьева и др.; науч. рук. Т.Н. Доронова. - М., 2003.
Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 547; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |