Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Таможенные режимы таможенного склада и магазина беспошлинной торговли 1 страница




Понятие таможенного режима. Виды таможенных режимов. Классификация таможенных режимов

Таможенный режим является одним из основных и наиболее важных инструментов таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности. Это обусловлено тем, что в соответствии с Таможенным кодексом РФ (ст.22) все товары и транспортные средства перемешаются через таможенную границу Российской Федерации в строгом соответствии с заявленным таможенным режимом.

Таможенный режим является разновидностью правового режима, под которым в юридической литературе понимается особый порядок регулирования, который выражен в комплексе правовых средств, характеризующих сочетание взаимодействующих между собой дозволений и запретов, а также позитивных обязываний, создающих особую направленность регулирования (в данном случае – направленность на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу).

Таможенный кодекс РФ определяет понятие таможенного режима как совокупность положений, определяющих статус товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, для таможенных целей (п.12 ст.18).

Выбор того или иного таможенного режима является прерогативой лица, перемещающего товары, и оказывает влияние как на возможность либо невозможность перемещения отдельных категорий товаров через таможенную границу Российской Федерации, так и на порядок производства их таможенного оформления и таможенного контроля, на размер и порядок уплаты таможенных платежей, а также определяет круг действий как вышеупомянутых лиц либо их представителей, так и таможенных органов и их должностных лиц в отношении таких товаров. С его помощью определяются:

– порядок перемещения товаров через таможенную границу в зависимости от их назначения и целей такого перемещения;

– условия нахождения товаров на таможенной территории Российской Федерации либо вне ее;

– права и обязанности бенефициара (заявителя) таможенного режима;

– дополнительные требования, предъявляемые в отдельных случаях к статусу товаров либо лицу, их перемещающему.

Действующий Таможенный кодекс РФ (ст.23) содержит 15 видов таможенных режимов:

1) выпуск для свободного обращения;

2) экспорт;

3) реимпорт;

4) реэкспорт;

5) транзит;

6) временный ввоз/вывоз;

7) переработка на таможенной территории;

8) переработка под таможенным контролем;

9) переработка вне таможенной территории;

10) магазин беспошлинной торговли;

11) свободная таможенная зона;

12) свободный склад;

13) таможенный склад;

14) уничтожение;

15) отказ в пользу государства.

Каждый таможенный режим имеет свою определенную внутреннюю структуру, отражающую его содержание и представляющую собой совокупность условий, требований и ограничений, характерных именно для этого таможенного режима.

В статье 23 ТК РФ отсутствует упоминание о том, что приведенный в ней перечень таможенных режимов является исчерпывающим. И это сделано законодателем отнюдь не случайно. Вполне очевидно, что в стране с «переходной экономикой», каковой является Российская Федерация, вполне может возникнуть ситуация, требующая наличия в ее таможенном законодательстве также и других, не предусмотренных в «основном таможенном законе» на момент его принятия, таможенных режимов. И такие ситуации в нашей стране уже возникали.

Одним из примеров может служить таможенный режим, получивший условное наименование «американский грант», положения которого охватывали порядок таможенного оформления и контроля товаров, ввозимых в Россию в соответствии с Программой обеспечения жильем увольняемых в запас или отставку российских военнослужащих за счет безвозмездной субсидии (гранта) Правительства США, и который был впоследствии отменен.

Помимо этого, в целях обеспечения нормального функционирования дипломатических и торговых представительств, а также консульских учреждений Российской Федерации, Правительством РФ 23 октября 1993 года был введен и успешно применяется и поныне таможенный режим вывоза товаров для представительств Российской Федерации за рубежом. Кроме того, в ноябре 1994 года к общему списку таможенных режимов добавился еще один – режим вывоза отдельных товаров в государства – бывшие республики СССР, под который могут быть помещены отдельные товары, предназначенные для обеспечения деятельности расположенных на территории бывших советских республик лечебных, спортивно-оздоровительных и иных учреждений социальной сферы, имущество которых относится к федеральной или государственной собственности субъектов Российской Федерации. А в июле 2001 года список таможенных режимов пополнился еще одним – таможенным режимом перемещения припасов. Данный таможенный режим предназначен для упорядочения перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров, необходимых для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания транспортных средств (морских, речных и воздушных судов, железнодорожных поездов и др.), в соответствии с международными нормами и общепринятой практикой.

Таким образом, перечень таможенных режимов не является исчерпывающим, и в настоящее время в Российской Федерации их существует 18.

В соответствии со ст.25 ТК РФ лицо вправе выбрать любой из указанных таможенных режимов или изменить его на другой независимо от характера, количества, страны происхождения или назначения товаров и транспортных средств, если иное не предусмотрено каким-либо актом законодательства Российской Федерации по таможенному делу, включая и сам Таможенный кодекс РФ. А поскольку выбранный таможенный режим юридически фиксируется при оформлении таможенной декларации, то фактически право выбора таможенного режима принадлежит декларанту, которым согласно п.10 ст.18 ТК РФ является «лицо, перемещающее товары, и таможенный брокер (посредник), декларирующие, представляющие и предъявляющие товары и транспортные средства от собственного имени».

Одним из условий, определяющих возможность помещения тех или иных товаров под определенный таможенный режим, является статус таких товаров. Так, например, товары, запрещенные к ввозу в Российскую Федерацию, не могут быть помещены под таможенные режимы выпуска для свободного обращения, таможенного склада, магазина беспошлинной торговли и отказа в пользу государства. Обязательными условиями помещения товаров под таможенный режим выпуска для свободного обращения являются уплата таможенных платежей, а также соблюдение в отношении таких товаров мер экономической политики и иных предусмотренных законодательством ограничений.

Правовая регламентация порядка и условий применения каждого таможенного режима строится на основе соответствующих норм раздела II ТК РФ, Закона РФ «О таможенном тарифе», ряда иных федеральных законов («О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» и др.), международных конвенциях и межправительственных соглашениях (Стамбульская конвенция 1990 года о временном ввозе товаров и др.), различного рода подзаконных нормативно-правовых актах (указах Президента РФ, постановлениях Правительства Российской Федерации, нормативных актах ГТК России и ряда иных ведомств).

В статье 22 ТК РФ сказано, что «перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации производится в соответствии с их таможенными режимами в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом». А ст.24 ТК РФ гласит: «В случае, когда настоящим Кодексом не предусмотрены положения, регулирующие отдельные вопросы применения таможенных режимов. Правительство РФ и ГТК России в пределах своей компетенции вправе впредь до принятия соответствующих законодательных актов Российской Федерации определять особенности правового регулирования таможенных режимов...». На практике это означает, что использование того или иного таможенного режима регламентируется специальными положениями об этих режимах, утвержденными приказами ГТК России (например, приказом ГТК России от 23 июля 1999 года №468 «Об утверждении Положения о таможенном режиме магазина беспошлинной торговли» (в ред. от 10 октября 2002 года) и др.).

Положение о конкретном таможенном режиме разрабатывается на основе соответствующих статей Таможенного кодекса РФ и, как правило, охватывает все аспекты помещения товаров и транспортных средств под конкретный таможенный режим.

Классификация таможенных режимов, то есть подразделение их на те или иные группы, в литературе проводится по-разному. Так, в зависимости их от роли и места в общем процессе хозяйственной деятельности таможенные режимы можно условно разделить на две группы:

1. Режимы, для которых характерен общий (то есть без каких-либо изъятий и ограничений) порядок применения таможенных средств и методов регулирования. Сюда относятся выпуск для свободного обращения, экспорт, реимпорт, реэкспорт, то есть режимы, с экономической точки зрения выступающие как относительно самостоятельные и завершенные коммерческие операции;

2. Режимы, в отличие от первых, характеризующиеся более гибким использованием инструментов таможенно-правового регулирования и выступающие своего рода результатом их адаптации к разнообразным потребностям участников внешнеэкономической деятельности. Предоставление этих таможенных режимов носит целевой (допускается использование товаров только в строго определенных, предусмотренных таможенным режимом целях) и индивидуализированный характер (разрешение на использование таможенного режима дается строго индивидуально и только при наличии экономического обоснования проведения предполагаемых режимом операций).

Из перечисленных в Таможенном кодексе РФ таможенных режимов сюда следует относить: транзит, таможенный склад, магазин беспошлинной торговли, переработку на таможенной территории, переработку под таможенным контролем, временный ввоз (вывоз), свободную таможенную зону, свободный склад, переработку вне таможенной территории Их именуют еще как «экономические» таможенные режимы, поскольку они предоставляют их бенефициарам заранее определенные экономические выгоды и преимущества в форме полного или частичного освобождения от уплаты (либо возврата ранее уплаченных) таможенных платежей, а также неприменения к товарам мер экономической политики.

Отдельной группой здесь стоят таможенные режимы уничтожения товаров и отказа от товаров в пользу государства.

Экономические таможенные режимы можно, в свою очередь, поделить на режимы, непосредственно отвечающие интересам:

– торговли (таможенный склад, магазин беспошлинной торговли);

– промышленности (все виды режимов переработки);

– международных перевозок (сюда относится режим транзита).

Классифицировать таможенные режимы можно и совсем иным образом.

1. Группа таможенных режимов, применяемых при совершении основного объема внешнеторговых операций по продаже российскими лицами Товаров в другие страны либо по приобретению для нужд российских потребителей товаров за рубежом: выпуск для свободного обращения, реимпорт, экспорт, реэкспорт, временный ввоз/вывоз, а также свободная таможенная зона и свободный склад.

2. Группа таможенных режимов, применению которых сопутствует осуществление таможенными органами определенного рода операций в интересах соответствующих лиц и оказание этим лицам определенного рода услуг: таможенный склад и магазин беспошлинной торговли.

3. Группа таможенных режимов, применение которых необходимо в целях осуществления таможенного контроля за товарами, предназначен­ными для переработки как в Российской Федерации, так и за ее пределами: переработка на таможенной территории, переработка под таможенным контролем и переработка вне таможенной территории.

4. Группа таможенных режимов, применение которых необходимо в целях обеспечения российских дипломатических и иных организаций за рубежом необходимыми материальными ресурсами, а также в целях обеспечения деятельности российских учреждений научно-производ­ственной и социальной сферы в странах бывшего СССР: вывоз товаров для представительств Российской Федерации за рубежом и вывоз отдельных товаров в государства - бывшие республики СССР.

5. Группа таможенных режимов, применение которых обусловлено невозможностью или неэффективностью реализации отдельных товаров на российском рынке либо невозможностью или нецелесообразностью их вывоза за рубеж: уничтожение товаров и отказ от товаров в пользу государства.

6. Отдельным элементом выделяют таможенный режим транзита товаров, применение которого осуществляется в целях доставки товаров из одного государства в другое через территорию Российской Федерации без взимания таможенных пошлин и применения мер экономической политики, способствует развитию мировых внешнеторговых связей и обеспечивает не только загрузку транспортных артерий страны и стимулирование их развития, но и формирование внутренней добавленной стоимости за счет перевозки товаров.

Таможенный режим перемещения припасов следовало бы, на наш взгляд, отнести к группе под номером 4 (к режимам вывоза товаров для представительств Российской Федерации за рубежом и вывоза отдельных товаров в государства – бывшие республики СССР), а саму эту группу переименовать и обозначить как группу таможенных режимов обеспечительного характера, поскольку помещаемые под них товары так или иначе предназначены для обеспечения той или иной деятельности. Причем объединяет все эти таможенные режимы еще и то, что действующим Таможенным кодексом РФ изначально все они предусмотрены не были.

При этом следует отметить, что, в конце концов, любая группировка таможенных режимов по тем или иным группам является весьма условной и служит прежде всего для уяснения их роли и места в весьма слож­ном и многогранном механизме таможенного регулирования, а также для более детального их изучения и удобства изложения.

 

2. Таможенные режимы выпуска для свободного обращения, реимпорта, экспорта, реэкспорта, временного ввоза/вывоза. Режимы свободной экономической зоны и свободного склада

Выпуск товаров для свободного обращения – таможенный режим, при котором ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации товары остаются постоянно на этой территории без обязательства об их вывозе с этой территории (ст.30 ТК РФ). Этот режим является одним из наиболее часто применяемых и характерен для импортных контрактов – поставок из-за границы товаров для реализации их на внутреннем рынке России. При этом в соответствии с п.2 ст.18 ТК РФ выпущенные в свободное обращение в Российской Федерации иностранные товары с момента их выпуска рассматриваются таможенным законодательством уже как российские.

Помещению ввозимых в Россию товаров под таможенный режим выпуска для свободного обращения (как, впрочем, и под другие таможенные режимы) предшествует предварительная подача заинтересованным в этом лицом (лицом, непосредственно перемещающим товары, или декларантом, выступающим от его имени) в таможенный орган заявления об использовании данного таможенного режима с указанием цели перемещения – выпуск для свободного обращения. Далее таможенный орган либо предоставляет разрешение на выпуск товаров, либо отказывает в этом (например, если товары относятся к перечню запрещенных к ввозу в Россию или по каким-либо иным соображениям).

Содержание таможенного режима выпуска товаров для свободного обращения, а также условия помещения товаров под этот таможенный режим закреплены нормами главы 4 ТК РФ. Помимо положений Таможенного кодекса, правовые нормы, касающиеся режима выпуска товаров для свободного обращения, содержатся также и в иных актах российского законодательства, издаваемых Правительством РФ и ГТК России (таковых большинство).

Обязательными условиями выпуска товаров для свободного обращения в соответствии со ст.31 ТК РФ являются:

а) уплата в отношении товаров таможенных пошлин, налогов и внесение иных таможенных платежей;

б) соблюдение мер экономической политики и других ограничений.

Таможенно-тарифное регулирование ввоза товаров осуществляется системой мер (методов), основанных на использовании ценового фактора воздействия на внешнеторговый оборот, которая включает в себя применение ввозных таможенных пошлин, иных налогов, уплата которых является условием помещения ввозимых товаров под режим выпуска для свободного обращения.

Ввозные таможенные пошлины являются традиционным и по-прежнему одним из наиболее эффективных способов регулирования внешнеэкономической деятельности. Ставки ввозных таможенных пошлин зависят не только от вида перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации товаров (их классификации по ТН ВЭД), но и от страны происхождения этих товаров. Минимальными ставками (именуемыми базовыми) облагаются товары, происходящие из государств, с которыми в торговле с нашей страной установлен режим наибольшего благоприятствования (таковых стран на сегодня более 120).

Базовые ставки ввозных таможенных пошлин уменьшаются в два раза в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран – пользователей схемой преференций Российской Федерации. В отношении товаров, происходящих из наименее развитых стран – пользователей схемой преференций Российской Федерации, базовые ставки не применяются вовсе. А вот товары, происходящие из государств, которым Россия не предоставляет режима наибольшего благоприятствования либо страна происхождения которых не установлена, облагаются максимальными ввозными таможенными пошлинами (базовые ставки, увеличенные вдвое).

Помимо этого, ввозимые в Россию товары подлежат обложению налогом на добавленную стоимость (НДС), а некоторые из них – также и акцизами. Порядок взимания НДС и акцизов регулируется нормами Налогового кодекса РФ (главы 21, 22).

За таможенное оформление товаров (кроме товаров не для коммерческих целей), помещаемых под режим выпуска для свободного обращения, взимаются таможенные сборы в размере 0,15% от стоимости товаров (0,1% в рублях и 0,05% в иностранной валюте) – это общий порядок, установленный в ст.114 ТК РФ. Таможенные сборы за таможенное оформление товаров не для коммерческих целей взимаются в валюте Российской Федерации (российских рублях) в размере 0,1% от таможенной стоимости оформляемых товаров.

Размер указанных таможенных сборов, а также порядок их уплаты, валюта платежа могут изменяться по различным правовым основаниям (в силу закона, по решениям Правительства РФ либо на основе правовых актов ГТК России) в зависимости от категории лиц, перемещающих товары, их предназначения, цели помещения под таможенный режим.

Другое условие помещения товаров под таможенный режим выпуска для свободного обращения – это соблюдение в отношении этих товаров мер экономической политики и других ограничений (именуемых в целом мерами нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности).

В соответствии с п.17 ст.18 ТК РФ меры экономической политики -это ограничения на ввоз в Россию и вывоз из нее товаров и транспортных средств, установленные исходя из соображений экономической политики Российской Федерации и которые могут включать в себя квотирование, лицензирование, установление минимальных и максимальных цен, а также другие меры регулирования взаимодействия российской экономики с мировым хозяйством.

Наиболее важное значение среди мер нетарифного регулирования, используемых в России, имеют количественные ограничения, лицензи­рование, сертификация качества (контроль за безопасностью) ввозимых товаров.

В статье 15 Федерального закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» установлено, что вывоз из России и ввоз товаров в Россию осуществляются без количественных ограничений. Однако как исключительная мера такие ограничения все же могут вводиться Правительством РФ в следующих целях:

– для обеспечения национальной безопасности России;

– выполнения международных обязательств России с учетом состояния ее внутреннего товарного рынка;

– защиты внутреннего рынка РФ исходя из ее национальных интересов.

Количественные ограничения на ввоз товаров в Россию и их лицензирование распространяются пока в основном на продукцию военного и так называемого «двойного назначения» (которые, например, можно использовать как для производства электроэнергии на атомных электростанциях, так и для производства ядерного оружия массового поражения), наркотические средства и психотропные вещества, лекарства, химические средства защиты растений и т.д. Перечни таких товаров определяются в специально принимаемых указах Президента РФ и постановлениях Правительства РФ.

Следующая мера – сертификация товаров. Так, приказом ГТК России от 23 мая 1994 года №217 был утвержден Порядок ввоза на территорию Российской Федерации товаров, подлежащих обязательной сертификации. В соответствии с установленным порядком осуществления контроля за безопасностью товаров, ввозимых на территорию России, иностранные товары должны соответствовать требованиям безопасности, которые устанавливаются ГОСТами России.

Подтверждение безопасности ввозимых товаров осуществляется путем предъявления таможенному органу, осуществляющему таможенное оформление, сертификата качества. Установление соответствия ввозимых товаров требованиям безопасности может осуществляться:

– по правилам российской системы сертификации и выдачи соответствующего документа (сертификата) уполномоченными на то органами (организациями) в России;

– на основе сертификата, выданного экспортеру за рубежом, при условии, что такое подтверждение признается в России.

В целом же, довольно лаконично и четко сформулированные условия помещения товаров под режим выпуска для свободного обращения (уплата таможенных пошлин, налогов и иных платежей, соблюдение мер экономической политики и других административного рода ограничений) на практике образуют весьма сложный механизм использования целой системы инструментов регулирования ввоза товаров на таможенную территорию России в указанном режиме – режиме выпуска товаров для свободного обращения.

В случае же если по какой-либо причине (например, в результате изменения конъюнктуры рынка) у собственника, владельца или иного лица, ввозившего иностранные товары на таможенную территорию России, может возникнуть необходимость их вывоза обратно за пределы таможенной территории России, то перемещение таких товаров- через таможенную границу осуществляется в порядке таможенного режима реэкспорт товаров, регламентированного нормами главы 15 ТК РФ.

Реимпорт (то есть обратный ввоз из-за границы отечественных товаров, не подвергшихся там переработке) – таможенный режим, при котором российские товары, вывезенные с таможенной территории Российской Федерации в соответствии с таможенным режимом экспорта, ввозятся обратно в установленные сроки без взимания таможенных пошлин, налогов, а также без применения к таким товарам мер экономической политики.

Представляется, что можно обозначить – сферу применения режима. К товарам, которые не могут помещаться под режим реимпорта, относятся:

– иностранные товары;

– российские товары, вывезенные с таможенной территории России в соответствии с иными, чем режим экспорта, видами таможенных режимов;

– российские товары, которые хотя и были вывезены в соответствии с режимом экспорта, но обратный ввоз которых осуществляется по истечении установленных предельных сроков для реимпорта;

– товары, запрещенные к ввозу в Российскую Федерацию и вывозу за ее пределы в соответствии с нормами российского законодательства.

Дополнительные требования, ограничивающие сферу применения данного таможенного режима, определяют, что помещаемые под режим реимпорта товары должны быть:

– товарами, вывезенными в соответствии с режимом экспорта с таможенной территории страны (до 31 декабря 1991 года – Союза CCР или с 1 января 1992 года – Российской Федерации);

– российскими товарами до момента их экспорта, то есть российскими («советскими» до 31 декабря 1991 года) «по происхождению», либо иностранного происхождения, но выпущенными на таможенной территории России (бывшего СССР) для свободного обращения с уплатой всех таможенных платежей;

– товарами, ввозимыми обратно на российскую таможенную территорию в течение 10 лет с момента вывоза, при этом моментом вывоза считается день принятия таможенной декларации (при ее отсутствии – день пересечения таможенной границы), а датой ввоза считается день принятия таможенным органом последнего документа, необходимого для таможенных целей;

– товарами, находящимися в том же состоянии, в котором они были в момент вывоза.

Допускается изменение состояния реимпортируемых товаров, произошедшее вследствие естественного износа или убыли при нормальных условиях их транспортировки, хранения, а также в результате проводимых с ними операций по обеспечению сохранности товаров, мелкому ремонту и т.д., но при условии, что стоимость данных товаров, определяемая на момент вывоза, не увеличилась в результате таких операций. При этом естественность износа (убыли) и нормальные условия транспортировки и хранения определяются стандартами и иными действующими в России нормативными актами, относящимися к данной категории товаров, а для сравнения стоимости товаров на момент вывоза и их стоимости на дату ввоза используется соответствующее выражение их цены в долларах США.

В случае повреждения либо иного ухудшения товаров вследствие аварии или действия непреодолимой силы такие товары также могут быть помещены под режим реимпорта. Однако при этом необходимо подтверждение факта аварии и действия непреодолимой силы, причем способом, не вызывающим сомнений у должностных лиц таможенного органа в подлинности и достоверности.

Аналогичным способом должны быть установлены (подтверждены) идентичность товаров, вывезенных ранее в соответствии с режимом экспорта, и товаров, помещаемых под режим реимпорта, факт и момент их вывоза, а также то, что товары являются российскими. Обязанность доказывания этих обстоятельств возлагается на заинтересованное лицо.

Как правило, подтверждением указанных обстоятельств, в частности факта и момента вывоза товаров, служит таможенная декларация. При ее отсутствии и при неподтверждении даты вывоза «не вызывающим сомнений способом» моментом вывоза товара российского происхождения (до 31 декабря 1991 года - Союза ССР) считается день изготовления товара. В случае отсутствия документов, в которых указан день изготовле­ния товара, может быть произведена экспертиза.

Особый интерес для предпринимателя представляют такие условия предоставления режима реимпорта, как допустимость использования за пределами России реимпортируемых товаров в производственных или иных коммерческих целях, а также возможность помещения товаров под режим реимпорта любым лицом вне зависимости от того, кто вывозил ранее эти товары

Помещаемые под таможенный режим реимпорта товары должны пройти таможенное оформление.

В случае если при нахождении товаров за пределами России их состояние изменилось, декларант должен оформить соответствующий документ, который становится приложением и неотъемлемой частью грузовой таможенной декларации (подробнее об этом документе позднее), по которой проводится таможенное оформление реимпортируемых товаров.

За таможенное оформление помещаемых под режим реимпорта товаров взимаются таможенные сборы в общем порядке.

Законодательством предусматривается, что при обратном ввозе товаров на территорию России в соответствии с режимом реимпорта подлежат возврату суммы вывозных таможенных пошлин и налогов. Кроме указанных сумм, в случаях, определяемых Правительством РФ, взимаются также проценты по ставкам, устанавливаемым Банком России по предоставляемым им кредитам.

Экспорт товаров – таможенный режим, при котором товары вывозятся за пределы таможенной территории Российской Федерации без обязательства об их возвращении обратно (ст.97 ТК РФ). Аналогичное определение экспорта содержится и в Федеральном законе «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» (ст.7), приравнивая к экспорту также и отдельные коммерческие операции без вывоза товаров с таможенной территории России (в частности, операции, предусматривающие закупку иностранным лицом товаров и российского лица и передачу его другому российскому лицу для переработки с целью последующего вывоза продуктов переработки за границу).

Правовую основу таможенного режима экспорта товаров составляют нормы главы 14 ТК РФ, нормы Закона РФ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле». Федерального закона «Об экспортном контроле», а также нормы других законов и множества всевозможного рода подзаконных актов.

Таможенным кодексом РФ (ст.98, 99) установлены следующие обязательные требования для экспорта товаров:

– уплата вывозных таможенных пошлин и иных таможенных платежей;

– соблюдение мер экономической политики;

– вывоз товаров в неизменном их состоянии с момента принятия таможенной декларации, за исключением случаев изменения состояния товаров вследствие их естественного износа или убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения.

Вывозные таможенные пошлины – это разновидность таможенных пошлин, взимаемых при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу. Согласно ст.3 Закона РФ «О таможенном тарифе» вывозные таможенные пошлины, а также нетарифные меры внешнеэкономического регулирования «являются исключительно мерами оперативного регулирования внешнеэкономической деятельности на территории Российской Федерации».

Предусмотренные Таможенным кодексом РФ, Законом РФ «О таможенном тарифе» вывозные таможенные пошлины Постановлением Правительства РФ от 1 апреля 1996 года №479 были отменены в силу стремления России к вступлению во Всемирную торговую организацию, в рамках которой экспортные пошлины в странах – ее участницах не применяются. Такая ситуация продолжалась до января 1999 года, когда Правительство РФ в целях стабилизации экономической ситуации в стране, вызванной финансово-экономическим кризисом августа 1998 года, и пополнения доходной части федерального бюджета опять ввело экспортные пошлины на нефть, нефтепродукты, природный газ, кокс, уголь, смолы, медь, никель и целый ряд иных видов экспортируемых из России природных ресурсов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 582; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.