Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Таможенный режим транзита товаров




В международном праве под транзитом понимается следование через территорию какого-либо государства иностранных товаров, багажа, транспортных средств, международных почтовых отправлений, путь которых через территорию государства транзита является лишь частью полного маршрута, начинающегося и заканчивающегося вне ее пределов. Иными словами, транзит – это перемещение чего-либо через территорию страны между двумя точками ее государственной границы.

В российском таможенном праве транзит (транзит товаров) – это таможенный режим, при котором товары перемещаются под таможен­ным контролем между двумя таможенными органами Российской Федерации, в том числе через территорию иностранного государства, без взимания таможенных пошлин, налогов, а также без применения к товарам мер экономической политики.

Основу правовой регламентации таможенного режима транзита товаров составляют нормы главы 6 ТК РФ. Наряду с положениями Таможен­ного кодекса РФ, правила регулирования таможенного режима транзита могут также устанавливаться международными соглашениями Российской Федерации, постановлениями Правительства РФ и ведомственными нормативно-правовыми актами ГТК России.

Последние играют весьма важную роль в регулировании режима транзита, поскольку с их помощью до таможенных органов (а часто также и до участников внешнеэкономической деятельности) доводится конкретный порядок применения отдельных норм ТК РФ, законов, указов Президента РФ и решений Правительства РФ, положений международных соглашений Российской Федерации, касающихся комментируемого таможенного режима. Кроме того, ГТК России, в силу закрепленной за; ним компетенции, реализует свое право на издание нормативных правовых актов и самостоятельно регламентирует отдельные вопросы приме­нения режима транзита.

В целях учета перемещаемых по стране грузов транзит товаров осуще­ствляется с разрешения таможенного органа, выдаваемого на основе за­явления на транзит.

Разрешение на транзит дает таможенный орган отправления товаров, то есть таможенный орган, в котором начинается процедура транзита товаров. В отдельных случаях, например, при транзите подакцизных товаров, перевозимых автотранспортом, разрешение выдается только после внесения причитающихся денежных средств на депозит таможенного органа или предъявления банковской гарантии.

Существует ряд условий помещения товаров под таможенный режим транзита: товары должны оставаться в неизменном состоянии, кроме изменений вследствие естественного износа или убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения, и не использоваться для каких-либо целей, кроме целей транзита, а также не являться товарами, запре­щенными к перемещению через территорию России.

Имеется и ограничение по срокам транзита, то есть по времени нахождения товара на территории России: исходя из возможностей транспортного средства, намеченного маршрута и других условий, это время должно определяться из расчета не более одного месяца на каждые 2000 км.

Если у таможенных органов имеются сомнения в том, что перевозчик товаров или транспортное средство не могут гарантировать нормальной доставки товаров, таможенный орган вправе допустить помещение това­ров под таможенный режим транзита лишь при условии надлежащего оборудования транспортного средства, применения таможенного сопровождения или перевозки товаров таможенным перевозчиком, обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов внесением причитающихся сумм на депозит таможенного органа отправления.

Ответственность за транзит товаров несет перевозчик. Это означает, что при выдаче без разрешения таможенного органа Российской Федера­ции товаров либо недоставлении их в таможенный орган назначения или утраты он должен уплатить таможенные платежи, которые подлежали бы уплате при таможенных режимах выпуска аналогичных товаров для свободного обращения или экспорта соответственно.

Таможенные пошлины не уплачиваются в следующих случаях:

– при уничтожении или безвозвратной утрате товаров вследствие аварии или действия непреодолимой силы;

– возникновении недостачи в силу естественного износа или убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения;

– выбытии товара из владения вследствие неправомерных, по законодательству Российской Федерации, действий органов или должностных лиц иностранного государства (ст.40 ТК РФ).

Таможенным кодексом четко регламентированы также обязанности перевозчика в случае выгрузки товаров при аварии или в случае действия непреодолимой силы (ст.39 ТК РФ).

Все расходы в перечисленных ситуациях несет перевозчик, таможенные органы Российской Федерации их не возмещают.

За таможенное оформление при помещении под режим транзита товаров и транспортных средств, перемещаемых в качестве товара, взима­ются таможенные сборы в российских рублях в размере 0,1% таможенной стоимости товаров.

Товары в течение всего времени их транзитной перевозки, то есть по­ка они остаются под режимом транзита, находятся под таможенным кон­тролем. Использование тех или иных форм (способов) проведения тамо­женного контроля, степень «жесткости» применяемых мер определяются необходимостью обеспечения соблюдения таможенного законодательства и обстоятельствами каждого конкретного случая его применения.

Завершается действие таможенного режима транзита товаров после доставки, представления товаров (и документов на них) в установленные сроки в таможенный орган назначения и проведения соответствующих таможенных процедур. Контроль за соответствием заявленных сведений о товаре и фактических данных о нем осуществляется, как правило, путем его досмотра и (или) проведения инвентаризации (ст.197 ТК РФ). Идентификация товаров, находящихся под режимом транзита, может проводиться путем наложения пломб, печатей, нанесения маркировки, идентификационных знаков (ст.185 ТК РФ). В определенных случаях идентификации подлежат и транспортные средства, осуществляющие транзитную перевозку товаров. Так, в соответствии с Конвенцией МДП автомобили, выполняющие транзитную перевозку товаров, снабжаются специальной табличкой – TIR. В дополнение к этому таможенный орган может потребовать надлежащим образом оборудовать транспортное средство.

Таким образом, регламентация таможенного режима транзита, уста­новленная в ТК РФ, создает достаточно гибкую основу для применения режима с учетом потребностей конкретных категорий бенефициаров, специфики различных способов транспортировки, особых свойств отдельных товаров и т.п. Это, в свою очередь, позволяет выделить типовые формы его использования. В основе такой классификации лежит опреде­ленная совокупность общих для данной формы признаков, например:

– использование специальных документов (декларации, единые формы международных таможенных документов и т.п.);

– использование общих способов таможенного обеспечения, условий и размеров гарантий и т.д.;

– специфические способы (формы) осуществления таможенного контроля.

Регламентация таможенного режима транзита товаров не устанавливает каких-либо специальных ограничений, касающихся номенклатуры, количества, предназначения товаров, которые могут быть помещены под режим транзита. Ограничение сферы применения режима транзита так же, как и в случаях использования иных режимов, основано на общем правиле, установленном ст.20 ТК и допускающем запрет на перемещение через таможенную границу определенных товаров.

 

Рекомендуемая литература:

1. Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации / Под. ред. А.Н. Козырина. М.: Спарк, 1996.

2. Таможенное право: Учебник / Отв. ред. д-р юрид. наук, проф. А.Ф. Ноздрачев. М.: Юристь, 1998.

3. Бобков В.Б. Таможенное законодательство Российской федерации: Сборник «АО Терминал А.Г». М., 1993.

4. Демченко А.А. Организация и управление в системе таможенных органов: Курс лекций. М.: РИО РТА, 1997.

5. Егиазарова В.В. Правовое регулирование таможенных режимов // Налоговый вестник, 1999, № 2.

6. Исследование проблем таможенного дела: Сборник научных трудов адъюнктов и соискателей РТА. Вып. 1. М.: РИО РТА, 1998.

7. Козырин А.Н. Таможенные режимы. М.: Статут, 2000.

8. Основы таможенного дела: Уч. пособие в 7 вып. Вып. II: Организация и технология таможенного контроля / Науч. ред. А.Г. Васильев, Е.Ф. Галанжин, А.Ф. Ленартович. М.: РИО РТА, 1995.

9. Основы таможенного дела: Учебник / Под. общ. ред. В.Г. Драганова. М.: Экономика, 1998.

10. Регулирование внешнеэкономической деятельности и эволюция таможенной политики России: Тезисы докладов международной научно-практической конфе­ренции (22-23 октября 1996 года). М.: РИО РТА, 1996

11. Таможенное дело России: Сборник документов и материалов. М.: Автор, 1996.

12. Тимошенко И.В. Таможенное право. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов н/Д: Феникс, 2001.

13. Тимошенко И.В. Таможенное регулирование ВЭД. М.: Бератор-Пресс, 2003.

14. Таможенное право: Курс лекций. Особенная часть. М.: Экономика, 1999.

15. Халипов С.В. Таможенное право (Таможенное регулирование внешне­экономической деятельности). М.: Зерцало-М, 2001.

16. Чмель Г.П. Малая таможенная энциклопедия / Под. ред. В.Г. Драганова. М.: АОЗТ «Центр экономики и маркетинга», АОЗТ «Терминал А.Г.», 1997.

 

Нормативно-правовые акты:

1. Таможенный кодекс РФ от 18 июня 1993 года №5221-1 (в ред. от 30 июня 2002 года) // Российская газета, 1993, 21 июля.

2. Постановление Правительства РФ от 23 октября 1993 года №1067 «Об установлении таможенного режима вывоза товаров для представительств Российской Федерации за рубежом» // Собрание актов Президента и Правительства РФ, 1993, №44. Ст.4204.

3. Постановление Правительства РФ от 25 ноября 1994 года №1290 «Об установлении таможенного режима вывоза отдельных товаров в государства – бывшие республики СССР» // Собрание законодательства РФ, 1994, №32. Ст.3354.

4. Постановление Правительства РФ от 9 июля 2001 года №524 «Об установлении таможенного режима перемещения припасов» // Российская газета, 2001, 17 июля.

5. Приказ ГТК России от 9 декабря 1993 года №525 «Об утверждении Положения о таможенном режиме реимпорта товаров» (в ред. от 10 октября 2002 года) // Российские вести, 1994, №12.

6. Приказ ГТК России от 18 мая 2000 года №411 «Об утверждении Положения о таможенном режиме отказа в пользу государства» // Российские вести, 2000, №123.

7. Приказ ГТК России от 10 января 2000 года №3 «Об утверждении Положения о таможенном режиме уничтожения» (в ред. от 27 декабря 2001 года) // Российские вести, 1994, №133.

8. Приказ ГТК России от 5 сентября 1997 года №543 «Об утверждении Положения о таможенном режиме переработки на таможенной территории» (в ред. от 25 июня 2002 года) // Курьер (Приложение к газете "Российские вести"), 1997, №34.

9. Приказ ГТК России от 23 июля 1999 года №468 «Об утверждении Положения о таможенном режиме магазина беспошлинной торговли» (в ред. от 10 октября 2002 года) / Российская газета, 2000, 9 февраля.

10. Указание ГТК России от 6 апреля 1994 года №01-12/274 «О применении таможенных режимов переработки» (в ред. от 10 марта 2000 года) / Российские вести, 1994, №89.

11. Распоряжение ГТК России от 28 декабря 1999 года №01-14/1454 «О таможенных режимах и особенностях перемещения товаров, учитываемых таможенной статистикой внешней торговли России (таможенный склад)» // Таможенный вестник, 2000, №3.

12. Распоряжение ГТК России от 14 января 2000 года №01-99/48 «Об ограничении применения таможенного режима переработки товаров под таможенным контролем» (в ред. от 24 декабря 2001 года) // Таможенный вестник, 2000, №4.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Кому предоставлено право выбирать таможенный режим в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации?

2. Каковы основания для классификации таможенных режимов?

3. Сколько составляют таможенные сборы за таможенное оформление товаров, помещаемых под режим выпуска для свободного обращения?

4. Какие товары не могут быть помещены под режим реимпорта?

5. Дайте определение таможенному режиму реэкспорта.

6. Кем и какие максимальные сроки могут быть установлены применительно к режиму временного ввоза (вывоза)?

7. В чем отличие режимов таможенного склада от магазина беспошлинной торговли?

8. Куда направляются отходы, образовавшиеся в результате уничтожения товаров?

9. Какие документы используются при различных способах транспортировки товаров в соответствии с режимом транзита?

10. Кто может выступать в качестве владельца свободного склада и каков срок хранения товаров на таких складах?

11. В чем основное сходство и основные различия режимов переработки?

12. Какие товары могут быть помещены под таможенный режим перемещения припасов?


 

Тема 3. Таможенное оформление

Вопросы:

1. Понятие, цель, место, время, язык и виды таможенного оформления.

2. Предварительные операции. Доставка товаров под таможенным контролем. Временное хранение и порядок его осуществления.

3. Основное таможенное оформление (декларирование): понятие, функции и формы, необходимая документация. Виды деклараций. Место декларирования и сроки подачи таможенной декларации.

4. Декларант, его права и обязанности. Иные участники таможенного оформления: таможенный брокер, специалист по таможенному оформлению и таможенный перевозчик. Их права и обязанности. Лицензирование деятельности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 1060; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.