Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие, цели, формы и виды таможенного контроля. Комплексная правовая регламентация таможенного контроля. Личный досмотр как исключительная форма таможенного контроля 2 страница




6. При совершении на таможне предварительных операций кто несет всю валюту ответственности за товары и транспортные средства перед таможенными органами, включая уплату причитающихся при этом таможенных платежей?

7. Необходимо ли подавать в таможенный орган уведомление о пересече­нии таможенной границы при ввозе товаров с территории свободных таможен­ных зон или со свободных складов?

8. Каким образом производится идентификация товаров, доставка которых осуществляется под таможенным контролем?

9. Что такое «доставка товаров под таможенным контролем» и при наличии каких оснований эта процедура может и должна применяться?

10. Являются ли товаросопроводительные документы (счета-фактуры, счета-проформы и др.) средствами таможенной идентификации товаров?

11. Какие грузовые операции могут производиться с товарами при доставке под таможенным контролем и где эти операции должны производиться?

12. Что такое «временное хранение товаров и транспортных средств», чем характеризуется этот таможенно-правовой институт?

13. Всегда ли товары и транспортные средства перед проведением их основного таможенного оформления должны помещаться на склады временного хранения?

14. Каковы сроки нахождения товаров на складах временного хранения и чем они определяются?

15. В каких случаях владелец склада временного хранения и лицо, поместившее товары и транспортные средства на склад, освобождаются от ответственности за уплату таможенных платежей?

16. В каких случаях при перемещении через таможенную границу товаров физическими лицами таможенное оформление таких товаров осуществляется с использованием грузовой таможенной декларации?

17. Каким образом осуществляется принятие таможенным органом грузовой таможенной декларации?

18. Каким образом подлежат исправлению в грузовой таможенной декларации ошибки технического характера (описки), выявленные в ходе производства таможенного оформления товаров и транспортных средств?

19. Могут ли в ГТД вноситься какие-либо изменения и дополнения? Если да, то когда и каким образом?

20. Может ли быть декларантом юридическое лицо?

21. Что означает понятие «таможенный перевозчик»?

22. В чем, на ваш взгляд, основное различие между специалистом по таможенному оформлению и таможенным брокером?

23. Может ли участник внешнеэкономической деятельности расторгнуть договор с таможенным брокером после начала производства таможенного оформле­ния товаров?


 

Тема 4. Таможенный контроль

Вопросы:

1 Понятие, цели, формы и виды таможенного контроля Комплексная правовая регламентация таможенного контроля Личный досмотр как исключительная форма таможенного контроля.

2 Специфика таможенного контроля и таможенного оформления товаров, перевозимых железнодорожным транспортом.

3 Специфика таможенного контроля и таможенного оформления товаров, перевозимых автомобильным транспортом.

4 Специфика таможенного контроля и таможенного оформления товаров, перевозимых морским транспортом. 5. Специфика таможенного контроля и таможенного оформления товаров, перевозимых авиатранспортом.

6 Валютный контроль и компетенция таможенных органов по его осуществлению.

 

Все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу России, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю. Это один из основных принципов их перемещения через границу, о которых мы уже подробно говорили ранее.

Таможенный контроль является одним из средств реализации таможенной политики Российской Федерации и представляет собой совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения участниками таможенно-правовых отношений требований норм таможенного законодательства. Его цели и задачи, а также формы и порядок осуществления регламентированы нормами раздела V ТК РФ.

Перечень основных форм таможенного контроля (их шесть) содер­жится в ст.180 ТК РФ. Перечислим эти формы и кратко охарактеризуем каждую из них.

1. Проверка документов и сведений, необходимых для таможенных целей. Заключается в изучении документов на перемещаемые через таможенную границу товары и транспортные средства, определении соответствия их оформления установленным правилам и может предшествовать другим формам таможенного контроля, таким, как таможенный досмотр, учет товаров и транспортных средств и др.

2. Таможенный досмотр (досмотр товаров и транспортных средств, а также личный досмотр, являющийся исключительной формой таможенного контроля). Заключается в фактической проверке сотрудниками таможенных органов товаров и транспортных средств, международных почтовых отравлений, багажа физических лиц в целях установления законности их перемещения через границу, соответствия данных, указанных в таможенной декларации и иных представленных в таможенный орган документах (таких данных, как наименование товаров, их количество, стои­мость и др.), фактическим данным, а также в целях обнаружения сокрытого перемещения товаров через границу, предотвращения и пресечения нарушений таможенного законодательства Для достижения указанных целей при проведении таможенного досмотра нередко применяются технические средства таможенного контроля (сокращенно – ТСТК), такие, как досмотровая рентгеновская техника, оптико-механические и локационные приборы, приборы контроля носителей аудио-, видеоинформации, информации на магнитных носителях и пр.

Таможенный досмотр может быть выборочным и тотальным (обязательным). Обязательному таможенному досмотру подлежат товары:

а) являющиеся подакцизными товарами или близкими по наименованию в описательной части документов с подакцизными товарами;

б) подлежащие обложению таможенной пошлиной;

в) подпадающие под меры нетарифного регулирования;

г) близкие по наименованию к подлежащим обложению таможенной пошлиной или к подпадающим под меры нетарифного регулирования, когда их классификация по ТН ВЭД вызывает сомнения и устранить эти сомнения можно только путем проведения таможенного досмотра;

д) пересылаемых в международных почтовых отправлениях;

е) в отношении которых имеется оперативная информация, свидетельствующая о перемещении этих товаров с нарушением требований норм таможенного законодательства.

Таможенный досмотр как форму таможенного контроля следует отличать от таможенного осмотра – административного действия должностных лиц таможенных органов, заключающегося в проверке внешнего вида транспортных средств и находящихся в них товаров без вскрытия грузовых помещений, тары либо упаковки на предмет установления законности их перемещения через таможенную границу.

Исключительной формой таможенного досмотра является личный досмотр, проводимый по решению начальника таможенного органа или сотрудника, его замещающего, в отношении физического лица с целью обнаружения сокрытых товаров. Проведение личного досмотра (и именно поэтому он назван исключительной формой таможенного контроля) возможно только в исключительных случаях, когда имеются достаточные основания предполагать, что физическое лицо, следующее через таможенную границу либо находящееся в зоне таможенного контроля или транзитной зоне аэропорта, открытого для международного сообщения, скрывает при себе товары, являющиеся объектами нарушения законодательства России или международного договора с участием России, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы.

Личному досмотру как форме таможенного контроля посвящена от дельная статья Таможенного кодекса РФ (ст.189). А порядок его проведения регламентирован нормами соответствующей инструкции – Инструкции о порядке проведения личного досмотра физических лиц, следующих через таможенную границу Российской Федерации либо находящихся в зоне таможенного контроля или транзитной зоне аэропорта, открытого для международного сообщения (утверждена приказом ГТК России от 22 сентября 1997 года №569; в ред. от 2 февраля 1998 года).

3 Учет товаров и транспортных средств. Проводится в рамках функции по ведению таможенной статистики внешней торговли и специальной таможенной статистики и заключается в систематизированном отражении интересующей информации о товарах и транспортных средствах в специально для этого заведенных регистрационных книгах и журналах, а также на магнитных носителях информации с применением соответствующих программ. Например, существуют журналы регистрации ГТД, журналы по учету оформленных почтово-багажных вагонов на железнодорожных пунктах пропуска, журналы регистрации количества вывозимой из России иностранной валюты и др.

4. Устный опрос физических и должностных лиц. Проводится, как правило, при осуществлении таможенного контроля багажа физических лиц, пересекающих таможенную границу в пунктах пропуска через нее. Заключается в проведении опроса указанных лиц до проведения таможенного досмотра с целью выяснения наличия в их багаже предметов, запрещенных к ввозу в Россию или вывозу из нее, валюты и валютных ценностей, других предметов, перемещение которых через границу возможно только при условии строгого соблюдения установленного для этого порядка, выяснения целей и обстоятельств поездки физического лица. Опрос как форма таможенного контроля применяется и в отношении должностных лиц на предмет выяснения тех или иных обстоятельств, необходимых для проведения таможенного контроля и таможенного оформления товаров и транспортных средств. Как правило, это или сотрудники транспортных организаций, осуществляющих международные перевозки грузов либо пассажиров, или представители иных юридических лиц – субъектов таможенно-правовых отношений.

5. Проверка системы учета и отчетности. Проводится таможенными органами на предприятиях и в организациях, деятельность которых подконтрольна таможенным органам (например, на складах временного хранения), и заключается в совершении действий по установлению соответствия документации о перемещаемых через таможенную границу товарах и транспортных средствах предъявляемым требованиям.

6. Осмотр территорий и помещений складов временного хранения, таможенных складов, свободных складов, свободных таможенных зон, магазинов беспошлинной торговли и других мест, где могут находиться подлежащие таможенному контролю товары и транспортные средства либо осуществляется деятельность, контроль за которой со стороны государства отнесен к компетенции таможенных органов. Заключается в проведении осмотра указанных территорий и помещений на предмет наличия там соот­ветствующего оборудования, охраны и пр. Такой осмотр проводится с целью исключения любой возможности изъятия находящихся там товаров и транспортных средств, минуя таможенный контроль.

Таможенным кодексом РФ предусмотрены и такие формы таможенного контроля, как проверка финансово-хозяйственной деятельности (ст.186 ТК РФ) и инвентаризация товаров и транспортных средств, на­ходящихся под таможенным контролем (ст.197 ТК РФ). И хотя в ст.180 ТК РФ об этих формах таможенного контроля упоминания нет, там все же указано, что таможенный контроль проводится и в других формах, предусмотренных Таможенным кодексом РФ и другими актами законодательства о таможенном деле.

Проверка финансово-хозяйственной деятельности лиц, перемещающих товары и транспортные средства через таможенную границу России, таможенных брокеров и иных лиц, контроль за деятельностью которых возложен на таможенные органы Российской Федерации, проводится в основном с целью получения информации о нарушениях этими лицами таможенного законодательства, если имеются достаточные основания полагать, что в ходе проверки такая информация может быть получена. Порядок и условия проведения такой проверки, как уже упомянуто, регламентированы нормами ст.186 ТК РФ.

Исходя из целей проведения проверка финансово-экономической деятельности лиц – участников внешнеэкономической деятельности подразделяется на плановую и внеплановую. Плановая проверка проводится в основном с целью контроля за соблюдением юридическими лицами – участниками внешнеэкономической деятельности таможенного законодательства, в внеплановая – когда имеются достаточные основания полагать, что эти лица нарушают требования таможенно-правовых норм.

В настоящее время в практической деятельности таможенных органов по таможенному оформлению и таможенному контролю введен в действие так называемый «зеленый коридор» для юридических лиц – участников внешнеэкономической деятельности. Это означает, что любая фирма по желанию может подать в региональное таможенное управление, в регионе деятельности которого она расположена, заявление на получение ею учетной карточки участника внешнеэкономической деятельности. К заявлению должен быть приложен необходимый перечень соответствующих документов. После определенного рода проверки в таможенных органах этой фирме может быть выдана учетная карточка участника внеш­неэкономической деятельности. Пройдя проверку всего один раз (в период получения учетной карты), в дальнейшем эта фирма сможет работать по упрощенной процедуре. Последнее означает, что будут существенно сокращены всевозможные бюрократические проволочки, связанные с проведением всевозможных проверок, в ходе временного хранения товаров на таможне, при декларировании, основном таможенном оформлении и при предварительных таможенных операциях. Но главное -в будущем обладателей таких учетных карт будут намного реже проверять. Введение в 2000 году этой меры значительно упростило механизм исполнения возложенных на таможенные органы функций, поскольку резко сократился круг лиц, деятельность которых необходимо проверять в обязательном порядке. Для примера следует отметить, что на период 1999 года всего в России было зарегистрировано почти 300 тысяч участников внешнеэкономической деятельности и только 23% из них работало постоянно. А выдача подобных учетных карт должна привести к тому, что со временем обязательные проверки необходимо будет проводить лишь в отношении так называемых «фирм-однодневок» либо тех фирм, в выдаче учетных карт которым было отказано в связи с выявленными нарушениями с их стороны таможенных правил

Следует также отметить, что подобное новшество российской таможни по сути является еще одним шагом к таможенной системе, принятой в странах Евросоюза, где зарегистрированный законопослушный участ­ник внешнеэкономической деятельности безналично перечисляет таможенные платежи в бюджет и сообщает при этом свой регистрационный номер, и этого становится вполне достаточно, чтобы его товар без таможенного досмотра, других таможенных процедур и, соответственно, без задержек дошел до пункта назначения.

Помимо проверки финансово-хозяйственной деятельности таможенные органы вправе назначать инвентаризацию товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, в том числе товаров и транспортных средств, в отношении которых таможенный контроль возобновлен после их выпуска. Поручение начальника таможенного органа или его заместителя о проведении инвентаризации товаров и транспортных средств является обязательным к исполнению. Инвентаризация товаров и транспортных средств проводится как таможенным органом самостоятельно либо таможенным органом совместно с лицом, деятельность которого проверяется, так и по поручению таможенного органа – лицом, деятельность которого проверяется.

Проектом нового Таможенного кодекса РФ предусмотрена еще и такая форма таможенного контроля, как проверка исчисления и исполнения обязанностей по уплате таможенных платежей.

При проведении таможенного контроля таможенные органы вправе (и это отражено в ст.187 ТК РФ) использовать те его формы, которые являются достаточными для обеспечения соблюдения действующего законодательства.

Теперь о видах таможенного контроля. В зависимости от различных критериев классификации в таможенном праве принято выделять сле­дующие виды таможенного контроля в зависимости:

– от той или иной формы контроля – документальный таможенный контроль (например, проверка документов и сведений, необходимых для та­моженных целей, проверка системы учета и отчетности и др.) и фактический таможенный контроль (например, таможенный досмотр и др.);

– предмета контроля – таможенный контроль товаров и таможенный контроль транспортных средств;

– направления движения товаров – таможенный контроль импортных (ввозимых), таможенный контроль экспортных (вывозимых) и таможенный контроль транзитных товаров;

С вида транспортных средств – таможенный контроль морских и речных судов, таможенный контроль воздушных судов, таможенный контроль железнодорожного транспорта и таможенный контроль автомобильного транспорта;

– степени участия в осуществлении таможенного контроля таможенных органов сопредельных государств - односторонний таможенный контроль (проводят таможенные органы только одного из сопредельных государств), двусторонний таможенный контроль (проводят таможенные органы обоих сопредельных государств, но раздельно) и совместный таможенный контроль (проводят таможенные органы обоих сопредельных государств вместе и одновременно);

– того, сколько раз товары и транспортные средства подвергаются таможенному контролю, – однократный таможенный контроль и многократный, еще называемый повторным таможенным контролем (применяется, например, в отношении товаров, помещаемых под режим условного выпуска).

Общим принципом таможенного контроля является недопустимость в процессе его проведения причинения неправомерного вреда лицам, их товарам и транспортным средствам. Таможенные органы и их должностные лица, причинившие своими действиями неправомерный вред, несут за это ответственность в соответствии с действующим законодательством. Вред, причиненный правомерными действиями (например, повреждение транспортного средства путем его принудительной остановки для проведения таможенного контроля с помощью специальных средств или огне­стрельного оружия и др.), возмещению не подлежит.

Временные рамки таможенного контроля характеризуются моментом его начала и моментом его окончания. Иными словами, перемещаемые через таможенную границу товары и транспортные средства находятся под таможенным контролем с момента его начала и до момента его окончания в соответствии с избранным таможенным режимом. Таким моментом (моментом начала таможенного контроля) при ввозе товаров и транспортных средств является момент их пересечения таможенной гра­ницы России, а при их вывозе - момент принятия таможенным органом таможенной декларации.

Грузовые и все иные операции с товарами и транспортными средствами, находящимися под таможенным контролем (такие, как взятие проб и образцов, упаковка, переупаковка и т. п.), возможны только с разре­шения таможенных органов.

В ряде оговоренных законом случаев (например, в случае условного выпуска товаров и др.), а также при наличии оснований полагать, что могут быть выявлены нарушения законодательства (в том числе и международных договоров России), контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы, допускается проведение таможенного контроля и после выпуска товаров таможенными органами (так называемый повторный таможенный контроль). В этой связи частью пятой ст.182 ТК РФ предусмотрено, что необходимые для целей таможенного контроля документы должны храниться не менее трех лет.

Таможенным законодательством предусмотрена возможность освобо­ждения отдельных лиц и отдельных видов товаров и транспортных средств от определенных форм таможенного контроля. Правом такого освобождения наделен Председатель ГТК России, а также лицо, его замещающее. В то же время ст.188 ТК РФ содержит перечень товаров и транспортных средств, освобожденных от такой формы таможенного контроля, как таможенный досмотр. Так, в силу закона таможенному досмотру не подлежат:

– личный багаж Президента РФ и следующих вместе с ним членов его семьи;

– личный багаж членов Федерального Собрания РФ и членов Правительства РФ, но только при пересечении ими таможенной границы в связи с исполнением своих депутатских или служебных обязанностей;

– иностранные военные корабли (суда), боевые и военно-транспортные воздушные суда и военная техника, следующая своим ходом.

Освобождение от определенных форм таможенного контроля возможно и в соответствии с международными договорами, участниками которых является Российская Федерация. Так, например, таможенный контроль дипломатической почты осуществляется должностными лицами таможенных органов только путем ее внешнего осмотра (без вскрытия и досмотра),'а также путем проверки соблюдения установленных требований о наличии маркировки и описания почты в курьерском листе.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 968; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.