Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

С аналогичными органами зарубежных стран по уголовным делам 2 страница




В соответствии с ч. 4 ст. 457 УПК РФ если запрос не может быть исполнен, то полученные документы возвращаются с указанием причин, воспрепятствовавших его исполнению, через орган, его получивший, либо по дипломатическим каналам в тот компетентный орган иностранного государства, от которого исходил запрос.

После выяснения наличия или отсутствия в запросе тех обстоятельств, которые могут повлечь отказ в его исполнении, компетентный российский орган принимает решение об объеме исполнения данного запроса (удовлетворить полностью или частично), о характере производства необходимых для исполнения следственных и иных процессуальных действий.

Второй этап. Все запрашиваемые процессуальные действия производятся в порядке, установленном уголовно-процессуальным законом, за исключением случаев, когда просьба запрашивающей стороны о применении норм своего процессуального законодательства удовлетворяется. В любом случае компетентные государственные органы руководствуются полномочиями, предусмотренными российским уголовно-процессуальным законом <1>. При применении процессуальных норм запрашивающего государства производство следственных или иных процессуальных действий, требующих санкции прокурора или судебного решения, осуществляется на основании официальных документов запрашивающей стороны, т.е. получение соответствующего разрешения от компетентных российских органов не требуется. При этом запрашивающее государство должно представить текст процессуального закона (п. 1 ст. 8 Кишиневской конвенции).

--------------------------------

<1> Табалдиева В.Ш. Уголовно-процессуальный статус следственного аппарата - субъекта применения правовых норм о международной правовой помощи по уголовным делам // Российский следователь. 2003. N 12. С. 10.

 

Уголовно-процессуальные нормы запрашивающего государства могут применяться в порядке оказания правовой помощи лишь при условии, что они не противоречат принципам российского законодательства, основным исходным положениям, которые определяют сущность организации и деятельности российских государственных органов по возбуждению, расследованию, рассмотрению и разрешению уголовных дел.

Таким образом, решение вопроса о возможности производства процессуальных действий в порядке оказания правовой помощи зарубежным государствам по законодательству этих стран предполагает конкретный анализ указанных норм для установления степени их соответствия содержанию, целям и российским правовым принципам.

Отметим, что существенной проблемой эффективного сотрудничества при оказании правовой помощи по уголовным делам является отсутствие регламентации как в международно-правовых актах, так и в УПК РФ конкретных сроков исполнения запросов. В связи с этим представляется невозможным проконтролировать работу компетентных органов запрашиваемого государства по исполнению российских запросов, а также ускорить сроки направления ответов по ним.

Несмотря на то что Генеральные прокуроры стран - участниц СНГ на встрече в г. Москве 18 февраля 1992 г. условились об общих принципах взаимодействия и сотрудничества по уголовно-правовым вопросам между правоохранительными ведомствами, а также установили, что международные ходатайства по уголовным делам выполняются безотлагательно, но в любом случае - не позднее месяца, на практике не все субъекты СНГ придерживаются указанной договоренности. Многие государства по непонятным причинам, а иной раз по формальным основаниям необоснованно затягивают дачу официальных ответов на ходатайства запрашивающих учреждений иностранных государств <1>.

--------------------------------

<1> Орлова Н.А. Проблемы подготовки и исполнения международных следственных поручений (ходатайств) об оказании правовой помощи по уголовным делам, возбужденным таможенными органами РФ, на территории иностранных государств // Актуальные проблемы прокурорского надзора за исполнением законов на транспорте и в таможенном деле: Сборник статей / Под ред. Т.А. Дикановой. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2001. С. 40.

 

В Российской Федерации в соответствии с Указанием Генеральной прокуратуры РФ от 20 января 1993 г. N 1/20 "Об изменении порядка выполнения ходатайств об оказании правовой помощи" для следователей был установлен месячный срок исполнения международных поручений. Однако в 1998 году это указание было отменено.

На сегодняшний день по данным международно-правового отдела СК при МВД России сроки исполнения международных поручений в РФ, с учетом объема и сложности их исполнения, равны 2 - 3 месяцам по странам СНГ и не менее 6 месяцам по странам дальнего зарубежья, а, например, для США и других государств, расположенных на американском континенте, срок исполнения запроса составляет от 12 - 14 до 20 и более месяцев. Указанные сроки превышают те, что установлены уголовно-процессуальным законодательством для производства по уголовному делу, что нередко приводит к необоснованному затягиванию расследования.

При решении данной проблемы Карасева Е.В. предложила отнести направление и исполнение запросов о правовой помощи "к разряду неотложных следственных действий, так как сроки получения результатов в основном зависят от своевременности и соблюдения установленного международными договорами порядка направления" <1>.

--------------------------------

<1> См.: Карасева Е.В. Процессуальные аспекты международного сотрудничества органов предварительного следствия при МВД Российской Федерации: Дис.... канд. юрид. наук. М., 1999. С. 97.

 

В научной литературе <1> в качестве срока исполнения запроса о правовой помощи предлагается установить один месяц с момента его получения центральным компетентным органом запрашиваемого государства. В случае невозможности исполнения поручения в срок запрашиваемая сторона должна официальным письмом уведомить о причинах несвоевременного исполнения. Это позволит должностному лицу запрашивающей стороны сослаться на него как на официальное основание при продлении сроков производства предварительного следствия по уголовному делу. Однако на практике такого уведомления не происходит, так как оно законодательно нигде не закреплено.

--------------------------------

<1> См., напр.: Мазаева Н.Н. Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства Российской Федерации в стадии предварительного расследования: Дис.... канд. юрид. наук. М., 2004; Бирюков П.Н. Международное уголовно-процессуальное право и правовая система Российской Федерации: теоретические проблемы: Дис.... д-ра юрид. наук. Воронеж, 2001. С. 147.

 

Отметим, что по линии Интерпола запросы правоохранительных органов иностранных государств классифицируются по степени их срочности: "срочно", "обычно", "не срочно". Причина или объяснение той или иной степени срочности должна быть указана в документе, направленном в НЦБ Интерпола.

НЦБ Интерпола должно организовать исполнение запроса, полученного из НЦБ Интерпола иностранных государств, в следующие сроки: "срочно" - в течение 24 часов; "обычно" - возможно быстрее, в течение 10 суток; "не срочно" - возможно быстрее, в течение 30 суток <1>.

--------------------------------

<1> Приказ МВД РФ N 684, Минюста РФ N 184, ГТК РФ N 560, ФСБ РФ N 353, ФСНП РФ N 257, ФПС РФ N 302 от 26 июня 2000 г. "Об утверждении инструкции об организации информационного обеспечения сотрудничества правоохранительных и иных государственных органов Российской Федерации по линии Интерпола" // Сборник основных организационно-распорядительных документов Генпрокуратуры РФ. 2004. Том 1.

 

Поскольку международно-правовыми актами, а также УПК РФ конкретные сроки исполнения иностранными государствами запросов об оказании правовой помощи не определены, то в запросе может содержаться лишь просьба о производстве следственного или иного процессуального действия в кратчайшие сроки. Весьма эффективным было бы предусмотреть в международных договорах максимально возможные сроки исполнения запросов о правовой помощи. При этом, если немедленное исполнение запроса может помешать уголовному преследованию или иному производству, осуществляемому в запрашиваемом государстве, то это государство после консультации с запрашивающей стороной может отложить исполнение запроса или связать его исполнение с соблюдением условий, определенных в качестве необходимых <1>.

--------------------------------

<1> См.: пункт 5 ст. 7 Постановления Правительства РФ от 29.06.1995 N 653 "О заключении соглашений о сотрудничестве между Министерством внутренних дел Российской Федерации и компетентными ведомствами иностранных государств".

 

В соответствии со ст. 62 Кишиневской конвенции поручения об оказании правовой помощи по уголовным делам исполняются в срок, предусмотренный законодательством запрашиваемого государства. В уголовно-процессуальном законодательстве Российской Федерации этот срок не установлен.

Опрос практических работников показал, что в 80% случаев срок исполнения ими международных поручений составил в среднем от 10 до 20 дней, в зависимости от объема запрашиваемой помощи.

Третий этап. После выполнения поручения следственный орган, исполнявший поручение, направляет составленные при этом процессуальные документы, а также полученные предметы и материалы в учреждение юстиции РФ, которое направляет данные материалы учреждению юстиции запрашивающего государства, если иное не предусмотрено международными договорами. Если правовая помощь не могла быть оказана, учреждение юстиции иностранного государства уведомляется об обстоятельствах, которые воспрепятствовали ее оказанию.

В соответствии с ч. 3 ст. 453 УПК РФ центральными органами для осуществления взаимодействия российских следователей и прокуроров с соответствующими органами и должностными лицами иностранных государств в рамках оказания правовой помощи являются: Верховный Суд РФ, Министерство юстиции РФ, Министерство внутренних дел РФ, Федеральная служба безопасности РФ, Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, Генеральная прокуратура РФ.

Однако следует отметить, что контакты по направлению и исполнению запросов о правовой помощи только через центральные органы в значительной степени увеличивают сроки их выполнения. Рассмотрение запросов о правовой помощи из-за направления их через Генеральную прокуратуру РФ достигает, как выше указывалось, 6-ти месяцев. Данное обстоятельство не способствует качественному расследованию преступлений.

Заметим, что в договорной практике всегда было стремление установить такой порядок взаимоотношений государства, который способствовал бы оперативности.

Ученые-процессуалисты также высказываются о целесообразности непосредственного сношения (на уровне прокуратур субъектов РФ) между государствами по вопросам оказания правовой помощи. Так, по мнению И.И. Лукашука, государства заинтересованы в том, чтобы дела их граждан за рубежом решались местными органами, а не поднимались на дипломатический уровень, осложняя межгосударственные отношения <1>.

--------------------------------

<1> См.: Лукашук И.И. Международное право в судах государств. СПб., 1993. С. 7.

 

За установление прямых контактов следственных органов высказывался и А.И. Бастыркин <1>.

--------------------------------

<1> См.: Бастыркин А.И. Взаимодействие внутригосударственного и международного права в сфере советского уголовного судопроизводства: Автореф. дис.... д-ра юрид. наук. Л., 1987. С. 22.

 

По мнению Е.В. Карасевой, необходимо дальнейшее упрощение этой процедуры, то есть внесение в практику процедуры принятия соответствующих решений на уровне первых руководителей правоохранительных органов регионов. Это позволило бы практическим работникам более оперативно проводить процессуальные действия <1>.

--------------------------------

<1> См.: Карасева Е.В. Процессуальные аспекты международного сотрудничества органов предварительного следствия при МВД Российской Федерации: Дис.... канд. юрид. наук. М., 1999. С. 80 - 81.

 

Упрощение порядка сношений государств при оказании правовой помощи по уголовным делам позволит сократить сроки исполнения запросов, что, несомненно, положительно отразится на сроках расследования уголовных дел и их качестве.

Таким образом, при направлении запроса, в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством РФ и нормами соответствующего международного договора РФ, необходимо в полной мере учесть особенности оформления такого запроса, изложить объем и характер требуемой помощи, чтобы избежать некачественного исполнения либо вообще отказа в исполнении данного запроса иностранным государством.

 

§ 3. Вызов граждан с территории иностранных государств

для производства следственных и иных

процессуальных действий

 

При производстве по уголовному делу может возникнуть необходимость в вызове свидетеля, потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика, их представителей, а также эксперта, находящихся за пределами Российской Федерации, для производства следственных или иных процессуальных действий. Причем вызваны они могут быть лишь тем должностным лицом, в производстве которого находится уголовное дело.

Запрос о вызове таких лиц оформляется и направляется в соответствии со ст. ст. 453, 454 УПК РФ.

Процессуальный статус вызываемого лица должен быть оформлен соответствующим процессуальным документом: постановлением (определением) о признании потерпевшим; постановлением о привлечении в качестве гражданского ответчика; постановлением (определением) о признании гражданским истцом; повесткой о вызове свидетеля; постановлением о назначении судебной экспертизы, повесткой о вызове эксперта <1>.

--------------------------------

<1> Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. Д.Н. Козак, Е.Б. Мизулина. М.: Юристъ, 2003. С. 736.

 

Международное право содержит особые правила в отношении участников уголовного процесса, которые специально приглашаются для участия в следственных действиях с территории страны их пребывания. В таких случаях в соответствии с международными договорами РФ на иностранных свидетелей распространяется иммунитет.

Европейской конвенцией 1959 г. иммунитет рассматривается как освобождение от уголовной ответственности лица (вне зависимости от его гражданства, а также процессуального статуса), прибывшего для допроса или участия в иных следственных действиях на территорию запрашивающего государства по приглашению (повестке) последнего.

К указанным лицам относятся не только граждане страны, куда направлено поручение о вызове, но и граждане других государств, находящиеся в ее границах. По отношению к Российской Федерации все они являются иностранцами. На них полностью распространяются конституционные гарантии в области прав и свобод человека, а также права, предусмотренные соответствующими нормами УПК РФ в отношении участников уголовного процесса. Но обязанности этих иностранцев существенно отличаются от предусмотренных нормами УПК РФ для лиц, в том числе иностранцев, находящихся в России <1>.

--------------------------------

<1> См.: Волженкина В.М. Применение норм международного права в российском уголовном процессе (проблемы теории и практики): Дис.... канд. юрид. наук. М., 1999. С. 132.

 

Принцип добровольности не распространяется на те случаи, когда повестка с вызовом на территорию РФ вручается собственным гражданам, находящимся за границей, через дипломатические или консульские представительства. В этом случае гражданин, получивший вызов о явке в соответствующие органы своего государства, обязан явиться по вызову.

Основным вопросом, изначально решаемым государством при рассмотрении запроса о содействии в явке лиц на территорию запрашивающего государства, является наличие достаточных гарантий защиты прав лиц, чьи показания необходимы. Данные гарантии включают иммунитеты и меры по обеспечению на территории запрашивающего государства физической безопасности лиц, вызываемых для дачи показаний <1>.

--------------------------------

<1> См.: Милинчук В.В. Взаимная правовая помощь по уголовным делам: общие условия оказания и формы (действующая практика и перспективы развития): Дис.... канд. юрид. наук. М., 2001. С. 81.

 

Другими словами, если запрос содержит ходатайство о вызове свидетеля, потерпевшего, эксперта, гражданского истца, гражданского ответчика, их представителей, проживающих на территории запрашиваемой страны, то в нем должны содержаться гарантии, что эти лица не могут быть на территории Российской Федерации привлечены в качестве обвиняемых, взяты под стражу, не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты любым другим мерам принуждения. Эти граждане не предупреждаются об уголовной ответственности за отказ и дачу ложных показаний. В отношении их исключена уголовная ответственность за дачу заведомо ложных показаний по делу, по которому они вызваны, а также за совершение ими преступлений в период их пребывания на территории Российской Федерации в связи с вызовом до истечения привилегий.

Действие иммунитета прекращается, если явившееся по вызову лицо, имея возможность покинуть территорию РФ до истечения непрерывного срока в 15 суток с момента, когда его присутствие более не требуется должностному лицу, вызвавшему его, продолжает оставаться на этой территории или после отъезда возвращается в Российскую Федерацию. В этот срок не засчитывается время, в течение которого эти лица не по своей вине не могли покинуть территорию Российской Федерации (ч. 2 ст. 9 Минской конвенции 1993 г.).

В случае совершения таким лицом преступления в пределах РФ за время его пребывания по вызову следственные органы РФ обязаны возбудить уголовное дело по факту совершенного деяния и проводить расследование без его участия. При наличии достаточных оснований выносится постановление о привлечении его в качестве обвиняемого, избрании меры пресечения и готовятся документы для направления требования о выдаче на основе международного договора. Но исполнение процессуальных решений, несмотря на нахождение обвиняемого в пределах Российской Федерации, производится только после отъезда обвиняемого в страну своего пребывания и только на основе международного договора по общим правилам выдачи.

В соответствии с международным и российским законодательством для дачи показаний могут быть вызваны лица, находящееся под стражей на территории иностранного государства, при условии что эти лица передаются на территорию Российской Федерации временно для совершения действий, указанных в запросе о вызове. Запрос направляется через Генеральную прокуратуру РФ. При этом следует иметь в виду, что в передаче такого лица может быть отказано, если: 1) содержащееся под стражей лицо не дает согласие на передачу его в РФ; 2) если присутствие такого лица необходимо для уголовного судопроизводства на территории иностранного государства; 3) если передача может продлить срок содержания его под стражей (ч. 1 ст. 11 Европейской конвенции).

Условия передачи лица определяются в каждом конкретном случае в соответствии с международными договорами или письменными обязательствами на основе принципа взаимности.

Доставленное лицо содержится под стражей и после проведения с ним российской стороной запрашиваемых действий должно быть немедленно доставлено обратно.

Процессуальные действия с участием явившихся по вызову лиц, либо лиц, содержащихся под стражей и доставленных в Россию на время, производятся в порядке, установленном УПК РФ, с учетом их иммунитетов.

Аналогичные привилегии распространяются и на российских граждан, вызванных для участия в следственных действиях за рубеж.

Среди российских ученых существуют разногласия относительно принципа добровольности явки лиц с территории запрашиваемых государств для производства следственных и иных процессуальных действий в Российской Федерации.

Так, например, Л.Н. Галенская полагает, что если государство взяло на себя по договору определенные обязательства по оказанию правовой помощи, оно должно их выполнить. Добровольность же явки вызываемых лиц ставит под сомнение возможность выполнения договорных обязательств по оказанию правовой помощи путем предоставления свидетелей и экспертов - граждан иностранных государств - участников договоров о правовой помощи <1>.

--------------------------------

<1> См.: Галенская Л.Н. Международная борьба с преступностью. М., 1972. С. 13.

 

С данной точкой зрения согласна и О.И. Александрова <1>.

--------------------------------

<1> См.: Александрова О.И. Уголовно-процессуальные и криминалистические особенности возбуждения и расследования уголовных дел с участием иностранных граждан: Дис.... канд. юрид. наук. М., 2001. С. 78.

 

По мнению В.М. Волженкиной, применение неприкосновенности к вызванным иностранным гражданам в значительной мере сужает доказательственную базу, ограничивает круг доказательств, а в некоторых случаях ставит под сомнение их достоверность. В связи с чем представляется нецелесообразным вызывать иностранных граждан для производства следственных действий на территорию России. Следует использовать право направления поручения государству, где находятся такие лица, и по возможности подробно аргументировать просьбу <1>.

--------------------------------

<1> См.: Волженкина В.М. Нормы международного права в российском уголовном процессе. СПб.: Юридический центр Пресс; Санкт-Петербургский юридический институт Генеральной прокуратуры РФ, 2001. С. 176.

 

Иной точки зрения придерживается Д.К. Бекешев, который, рассматривая вопрос о добровольности явки лиц по вызову запрашивающего государства, предлагает предусмотреть в УПК РФ "ответственность российских граждан за отказ явиться в судебно-следственные органы зарубежного государства для дачи показаний, если возможность вызова предусмотрена международным договором" <1>.

--------------------------------

<1> См.: Бекешев Д.К. Взаимодействие органов дознания и следствия стран СНГ при расследовании преступлений: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. М., 1996. С. 19.

 

Однако такая постановка вопроса нарушает конституционные права граждан, поскольку ни одним международным договором не устанавливается обязательность явки лиц, вызываемых по просьбе запрашивающего государства. Общее правило вызова указанных лиц, находящихся за пределами Российской Федерации, заключается в добровольности их явки (ст. ст. 8 и 12 Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам). Более того, международными договорами предусматриваются гарантии защиты прав лиц, чьи показания необходимы.

Полностью противоположную позицию занимает Н.Н. Мазаева, которая полагает, что "наличие подобной неприкосновенности у лиц, вызываемых в рамках сотрудничества из другого государства, как раз и является важным условием для их добровольного, открытого и всестороннего содействия расследованию преступления на территории РФ. А это в свою очередь способствует наиболее полному исследованию обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу" <1>.

--------------------------------

<1> См.: Мазаева Н.Н. Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства Российской Федерации в стадии предварительного расследования: Дис.... канд. юрид. наук. М., 2004. С. 131.

 

Принцип добровольности явки лиц, необходимых для производства следственных или иных процессуальных действий, а также гарантии, которые берет на себя запрашивающее государство в связи с таким вызовом, прежде всего предназначены для того, чтобы: 1) обеспечить защиту лица, согласившегося прибыть в запрашивающее государство; 2) соблюсти интересы запрашиваемого государства, которое в таком случае обеспечивает защиту своего суверенитета, и юрисдикцию в отношении собственных граждан.

В связи с этим при необходимости получения показаний лиц, находящихся за рубежом, наиболее эффективным и менее затратным является направление запроса в иностранное государство с просьбой провести следственные или иные процессуальные действия с указанными лицами, либо, при возможности, использование новых технологий, в частности видеоконференцсвязи.

 

§ 4. Производство отдельных следственных действий

при исполнении запроса о правовой помощи

 

Объем правовой помощи, предусматриваемый международными договорами РФ, широк. В одних соглашениях <1> четко очерчивается круг процессуальных действий, производимых в порядке оказания правовой помощи. Другие ограничивают и объем правовой помощи, и перечень действий, реализуемых в рамках ее оказания <2>. В-третьих, объем процессуальных действий расширен за счет "иных действий, связанных со сбором доказательств" <3>. В ст. 453 УПК РФ указано, что "при необходимости производства на территории иностранного государства допроса, осмотра, выемки, обыска, судебной экспертизы или иных процессуальных действий, предусмотренных настоящим Кодексом...", вносится запрос об их производстве.

--------------------------------

<1> Минская конвенция 1993 г., Кишиневская конвенция и др.

<2> Договор между РФ и США о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1999 г.

<3> Договор между РФ и КНР о правовой помощи по гражданским и уголовным делам 1992 г.

 

Среди ученых процессуалистов были предложены различные классификации действий реализуемых в процессе оказания правовой помощи.

В зависимости от законодательного закрепления таких действий, имеет место разграничение их на предусмотренные: 1) международными договорами; 2) международными договорами и внутригосударственным законодательством; 3) внутригосударственным законодательством.

О.И. Александрова указывает, что все действия по договорам о правовой помощи можно разделить на несколько групп. Во-первых, они могут быть разделены на действия собственно процессуальные, т.е. предусмотренные российским процессуальным законодательством, и действия, порядок производства которых регламентируется вневедомственными нормативными актами Прокуратуры РФ, МВД РФ и других правоохранительных органов <1>.

--------------------------------

<1> Александрова О.И. Уголовно-процессуальные и криминалистические особенности возбуждения и расследования уголовных дел с участием иностранных граждан: Дис.... канд. юрид. наук. М., 2001. С. 56.

 

В.В. Щербаков всю совокупность действий, которые обеспечивают межгосударственное сотрудничество по уголовным делам, разделяет на следующие группы:

1) действия, порождающие оперативно-розыскные и административные отношения (в частности, составление и пересылка документов, вручение документов в связи с производством уголовного дела в другом государстве);

2) действия, которые порождают уголовно-процессуальные отношения (в частности, допрос свидетелей, обвиняемых, проведение обысков, наложение ареста на имущество, изъятие вещественных доказательств и обращение с ними для иностранного уголовного дела, а также задержание и заключение под стражу лиц) <1>.

--------------------------------

<1> См.: Щербаков В.В. Реализация норм международного права в деятельности органов предварительного расследования: Дис.... канд. юрид. наук. М., 2004. С. 139.

 

Указанная классификация наиболее удачная. Более подробно рассмотрим особенности действий, порождающих уголовно-процессуальные отношения. При этом следует иметь в виду, что такие особенности существуют тогда, когда в следственном действии принимают участие иностранные граждане, либо когда в запросе о правовой помощи содержится просьба о производстве следственного действия, не предусмотренного российским законодательством, либо просьба о применении норм иностранного государства.

Наиболее распространенным следственным действием в процессе оказания международной правовой помощи является допрос.

Допрос при осуществлении международного сотрудничества по уголовным делам может осуществляться путем:

направления запроса о производстве допроса на территории иностранного государства;

исполнения запроса иностранного государства о производстве допроса на территории Российской Федерации;

вызова граждан с территории иностранного государства;

проведения видеоконференцсвязи.

При необходимости производства на территории иностранного государства допроса суд, прокурор, следователь вносит запрос о его производстве компетентным органом или должностным лицом иностранного государства.

В запросе о производстве допроса на территории иностранного государства помимо сведений, содержащихся в ст. 454 УПК РФ, целесообразно сообщать:

цель допроса;

конкретный перечень вопросов, по которым необходимо допросить лицо. Вопросы должны быть построены просто, доступно, корректно и по существу. При этом желательно заранее предусмотреть предполагаемые варианты ответа допрашиваемого и в указанный перечень включить дополнительные вопросы, обеспечивающие получение более детальной и полной информации;

целесообразность использования конкретной процедуры или условий, соблюдение которых необходимо для Российской Федерации. Такая ситуация может возникнуть при направлении запроса в те государства, где правовая система отличается от правовой системы России. Так, например, в странах системы общего права не предусмотрено формального предварительного расследования. В связи с этим в данных государствах допрос свидетелей вне судебного разбирательства не проводится. Вместо этого сотрудниками полиции осуществляется опрос и представляется краткий отчет о его результатах без подписи опрашиваемого лица и обычно без указания времени и места опроса <1>. Поэтому в ряде случаев в запросе по поручению российской стороны желательно указать, какие реквизиты должны быть включены в исполненное поручение. В качестве приложения к запросу рекомендуется выслать бланк допроса;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 561; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.