Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правление Владимира I Святославича. Крещение Руси




 

В период княжения Владимира I (980-1015) положение Руси упрочилось.

Все земли восточных славян объединились в составе Киевской Руси. Владимир перенёс центр тяжести в своей деятельности с организации дальних грабительских походов на упрочение власти Киева над восточнославянскими племенами.

Создалось единое русское государство, выступившее субъектом огромного евразийского региона, в котором находились такие мощные государства, как Византия и Арабский халифат.

Переход к оседлой жизни в столице стал серьезным шагом в направлении феодализации государства. Монархи того времени в основном управляли своими странами из столиц. Владимир также, хотя и совершал военные походы, никогда не оставался на завоеванных землях, и возвращался в Киев.

При князе Владимире оформилась структура государства. Происходило дальнейшее укрепление государственного аппарата. Девять своих сыновей он посадил на княжение в крупнейших центрах Руси: Вышеслава он направил в Новгород, а после его смерти послал туда третьего сына Ярослава, Бориса отправил в Ростов, в землю вятичей, Глеба – в Муром, Святослава – в Древлянскую землю, Всеволода – во Владимир на Волыни, Мстислава – в далекую Тмутаракань на Таманском полуострове. Святополк, родившийся от Ярополка и усыновленный Владимиром, был отослан в Туров.

Продолжил Владимир и внешнюю политику своего отца, его интересовали земли по Дунаю. Поход против Болгарии был успешен, но русские не рискнули закрепиться там и заключили с Болгарией мир. Князь Владимир успешно воевал с Византией, Польшей, кочевниками-печенегами.

Для организации обороны от печенегов Владимир соорудил несколько оборонительных сооружений с системой крепостей по рекам Десна, Осетр, Трубеж, Сула, Стугна – это была первая в истории засечная черта. Для защиты Руси Владимир сумел привлечь племена из северной части.

При Владимире древнерусское государство вступило в период своего наивысшего расцвета: усилились международный авторитет Руси и феодальная власть внутри страны, совершались успешные завоевательные походы, развивалась культура и ремёсла.

Владимир I провёл две религиозные реформы: унификацию язычества и принятие христианства. И язычество, и христианство в равной мере были основаны на вере в сверхъестественные силы, управляющие миром. Князь Владимир был крупным государственным деятелем своего времени. Он уже давно осознавал, что языческий пантеон не соответствует политическим и духовным потребностям государства. В 980 г. Владимир предпринял первую религиозную реформу, суть которой состояла в попытке объединения разнородных богов всех племен Руси в единый пантеон во главе с княжеским богом Перуном. Однако попытка потерпела неудачу. Языческому богу противостояли другие языческие боги, которым поклонялись славянские и неславянские племена Древней Руси. Язычество не обеспечивало этнокультурного единства всех племен и земель Руси. Историческая практика показала, что это единство лучше других обеспечивают так называемые мировые религии: христианство и ислам.

Православные историки связывают проникновение христианства на территорию Руси с миссионерской деятельностью апостола Андрея Первозванного в I веке, который после смерти, Воскресения и Вознесения Иисуса Христа направился проповедовать его учение в Византию, а затем «прошел Черным морем до Днепра и Днепром вверх до Киева, а от Киева далее до Великого Новгорода». Исторических источников, подтверждающих версию миссионерской деятельности апостола Андрея Первозванного, не существует, но, согласно источникам, княгиня Ольга была христианкой, также христианами были и некоторые дружинники князя Владимира. Русские христиане не подвергались никаким гонениям со стороны язычников.

Важнейшую роль в формировании Руси как крупнейшего европейского государства, в развитии ее экономических, политических, семейных связей с Европой и Византией сыграло принятие в 988 г. князем Владимиром христианства. Христианство стало государственной религией Киевской Руси.

Принятие христианства имело огромное значение для всего русского общества:

Крещение Руси не следует расценивать как чисто религиозный акт. Владимир осуществил государственную реформу, выразив объективные потребности общественного развития. Он стремился создать государство, ничем не уступающее развитым феодальным монархиям Европы. Единая религия должна была служить целям объединения древнерусского общества. Ведь заняв киевский «стол», Владимир оказался во главе непрочного объединения славянских племен, стабильность которого требовала постоянного применения военной силы. Христианство должно было цементировать это объединение.

Князь Владимир повел себя как мудрый политик, приняв христианство в восточном варианте, стремясь добиться авторитета и статуса у Византии, но, не превращаясь в ее политического и духовного вассала. Принятие византийского варианта христианства - православия - способствовало созданию мощного централизованного государства. Христианство было принято по настоянию и в интересах правящей верхушки государства. русских князей устраивала византийская традиция главенства светского правителя над церковным владыкой.

В принятии христианства просматривалась историческая перспектива. Язычество не давало человеку того стремления к духовному, нравственному совершенствованию, какое предоставляло христианство. Но процесс христианизации означал ломку сложившегося образа жизни, мировосприятия, культуры, быта, поэтому христианизация повсеместно встречала сопротивление населения. Владимиру, его дружинникам, родовой знати пришлось приложить немало усилий, а иногда и применить силу для того, чтобы утвердить христианские обряды.

Значительным культурным переворотом было введение письменности. Славянская азбука появилась на Руси в начале X века. Было введено летописание, стали создаваться первые школы.

Переход в христианство способствовал отмиранию пережитков родового строя. В первую очередь это сказалось в отношении брачного права – вместо многожёнства утвердился моногамный брак.

Началось каменное строительство. Приглашенные из Византии мастера возводили каменные здания и храмы, расписывали их, украшали мозаикой. В 996 г. в Киеве было окончено строительство каменного собора святой Богородицы (Десятинной церкви).

Темп обновления всех сторон жизни стал чрезвычайно высоким. Укреплялись связи с христианствами странами. Если раньше восточные славяне были в глазах Запада «варварами», то теперь они становились единоверцами. Русь была включена в европейский христианский мир, а значит, стала равноправным элементом европейского цивилизационного процесса.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 2602; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.