Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теории происхождения государства у восточных славян




Часа

План:

1. Восточнославянские племена: происхождение, расселение, особенности культуры.

2. Теории происхождения государства у восточных славян.

3. Предпосылки образования Древнерусского государства.

 

1. Восточнославянские племена: происхождение, расселение, особенности культуры.

 

В первом тысячелетии до н.э. славяне еще не выделились в самостоятельную этническую группу. Предположительно предки славян входили в балто-славянскую языковую общность, занимавшую территорию к югу от линии Западная Двина – Ока. На севере они соседствовали с финно-угорскими, а на юге – с иранскими массивами. В начале I тысячелетия из единой балто-славянской общности выделилась праславянская группировка, которая относилась к индоевропейской языковой семье.

Термин «славяне» появился в VI веке и служит свидетельством возникновения этнической общности. Античные авторы упоминают славян под именем венедов, готские хронисты называли их антами, византийцы - склавинами. Прародиной славян была Центральная и Восточная Европа, точнее, земли от Эльбы до Днепра, от Одера на западе до Карпатских гор на востоке. Ряд исследователей считает, что праславянский язык начал складываться позднее, в середине I тыс. до н.э.

Великое переселение народов, происходившее с IV по VII вв., существенно изменило этническую картину мира. Начиная с V - VI вв. праславяне селятся на территории от южного побережья Балтийского моря на севере до Дуная на юге, от Вислы и Одера на западе до среднего Днепра и Дона на востоке. Они дошли до верховьев Волги, до Адриатики, проникли на Пелопоннес и в Малую Азию.

В последней четверти I тыс. славянская общность распалась на три ветви: восточную, западную и южную. На Балканах расселились южные славяне, в Центральной Европе – западные.

Восточные славяне занимали территорию от Карпатских гор до Средней Оки на западе, и верховьев Дона на востоке, от Невы и ладожского озера на севере до Среднего Поднепровья на юге. Славяне вступали в контакт с немногочисленными финно-угорскими и балтийскими племенами. Происходил процесс ассимиляции народов.

В VI – IX вв. восточные славяне объединились в общности, племенные союзы, имевшие уже не только родовой, но и территориально-политический характер.

В летописном рассказе о расселении славянских племен названо полтора десятка объединений восточных славян. Рассказ летописи был подтвержден археологическими раскопками в XIX веке. Археологи отметили совпадение данных раскопок, характерных для каждого племенного союза, с летописным указанием на место его расселения.

Поляне – «жители полей» - жили в лесостепи по среднему течению Днепра. Северяне – между устьями рек Десны и Росси в городах Новгород Северский, Северский Донец. Полочане жили между реками Западная Двина и Полота. Дреговичи (от слова «дрягва» - болото) жили в районе Беларуси, между реками Припять и Западная Двина. Древляне – жители древесных чащоб, лесов – жили в районе г. Искоростень, на правобережье Днепра. Радимичи жили между реками Сож и Десна. Вятичи располагались по рекам Ока и Москва. Ильменские словене – вокруг озера Ильмень. Бужане и волыняне располагались к югу от реки Буг. Уличи населяли междуречье Днепра и Прута. Тиверцы жили между Днепром и Южным Бугом. Белые хорваты занимали северную часть западных склонов Карпат.

Летописцы отмечают неравномерность развития отдельных племен. В центре повествования летописцев – земля полян, которую также называли «Русь». Историки полагают, что так звали одно из племен, жившее по реке Рось и давшее имя племенному союзу, историю которого наследовали поляне. Это лишь одно из возможных объяснений термина «Русь». Вопрос о происхождении этого названия до конца не выяснен.

Летописец XII века Нестор выделял самое развитое племя полян, которые занимали плодородные земли Среднего Поднепровья с благоприятным климатом и торговлей по Днепру.

В землях новгородских, где была разветвленная водная транспортная система, бурно развивалось мореходство, торговля, различные ремесла, пушной промысел, рыбная ловля.

В лесных чащах, где жили древляне, вятичи, дряговичи, ритм хозяйственной жизни был замедленным, так как тяжело было осваивать земли для пашни, лугов.

В ходе расселения славян на территории Восточной Европы закладывались предпосылки для формирования древнерусской народности. Особенности расселения влияли на становление государственности, характер социально-экономического и политического строя.

Основным занятием славян было земледелие. Это подтверждается археологическими раскопками, обнаружившими семена злаков и огородных культур.

Орудия были примитивными, и ведение хозяйства требовало огромных затрат труда. С этим мог справиться только коллектив, поэтому большую роль в деревне играла община – «мир», или вервь (от слова «веревка», которой измеряли землю при разделах).

Поднепровские славяне занимались не только земледелием, но и скотоводством, коневодством, рыболовством, охотой, бортничеством (сбором меда).

К моменту образования государства у восточных славян на смену родовой общине пришла территориальная, или соседская, община. Каждая община владела определенной территорией, на которой жили несколько семей. Приусадебная земля, скот, инвентарь составляли личную собственность каждого общинника. В общем пользовании находились пахотная земля, луга, леса, водоемы.

Общественная структура у восточных славян в VIII- IX вв. строилась на простых принципах «свой - чужой» и «свободный – несвободный». Эксплуатация соплеменников исключалась. Рабы формировались из пленных и их потомков. Во главе рода стояли старейшины, во главе племени – князь и совет старейшин. Все важнейшие вопросы племени решались на народных собраниях – вече. Для ведения боевых действий выбирались вожди – наиболее смелые и удачливые воины. Существовало ополчение. Во главе их стояли тысяцкие, сотские. Особой военной организацией была дружина, которая появилась в VI- VII вв. и делилась на старшую и младшую.

Значительную роль в формировании того или иного этноса играет духовная культура. Важнейшими компонентами этой культура являются язык и религия. Древние славяне были язычниками.

Язычество – это ранняя форма религиозного освоения мира, религия, существовавшая у разных народов до принятия ими христианства или ислама.

Языческие религии представляет собой политеизм - многобожие.

Сначала славяне верили в злых и добрых духов, поклонялись Матери – земле, почитали леса и рощи как жилища богов и духов. Обожествляя природу, славяне населяли ее мифологическими существами.

В образе домового представлялась язычнику жизнь дома, леший изображал жизнь леса, те явления, которые человек не мог постигнуть, в образе водяного представлена жизнь воды. Особо важные культовые действия совершались в честь бога Солнца – Даждьбога и бога ветра – Стрибога. От их союза происходил необходимый для жизни плод – хлеб. Сварог был верховным божеством славян и олицетворял собой небо.

Позднее значительное развитие в верованиях и обрядах получает культ предков, который связывался с богом Родом, который олицетворял начало жизни, продолжение рода. С культом Рода был связан культ богини Макоши – хозяйки рога изобилия, матери-земли, а также Лады – покровительницы весенней силы. Скотоводству покровительствовал бог Велес.

Затем формируется иерархия богов и создается их пантеон, главным богом которого был бог Перун. Он изображался наподобие человека, у которого в руках был многоценный камень, словно огонь, и ему приносились жертвы. Во многих городах были воздвигнуты идолы этого бога. Перуном клялись, заключая торговые и военные договоры. К богам славяне обращались с помощью магических заклинаний, а свои просьбы сопровождали обрядами и жертвоприношениями.

В VI – X вв. возникли святилища.

Святилища - крупные культовые центры

На обнаруженных археологами городищах находились специальные капища.

Капища - вымощенные камнем площадки, где ставились идолы, совершались моления и приносились жертвы.

В целом верования древних славян представляли собой довольно сложную мировоззренческую систему, в которой нашли свое выражение весь накопленный опыт, знания и нравственные устои становящегося русского этноса.

 

Самые ранние летописи начинали свое изложение истории русского государства с княжения Кия, считавшегося основателем города Киева и Киевского княжества.

В IX веке сложились два крупных объединения славянских племен – поляне с центром в Киеве, и словены, кривичи и финно-угры в районе озера Ильмень. Последние были соседями

скандинавского племени варягов.

Сфера реального проникновения отрядов варягов-шведов в славяно-финские земли была ограничена тремя северными озерами: Чудским, Ильменем и Белоозером. Столкновения с местным населением происходили с переменным успехом. Часто варяги использовались на Руси как наемная военная сила.

Если признать варягов создателями государственности для славян, трудно объяснить то обстоятельство, что государственным языком Руси был не шведский, а русский. Договоры с Византией писались на языках греческом и русском. Частые межплеменные ссоры привели к тому, что возникла необходимость в единой, сильной власти.

Норманнская теория происхождения Древнерусского государства.

В IX веке племена викингов завоевали Ирландию и Северную Англию, осадили Париж и первыми из европейцев достигли берегов Северной Америки. Освоив реки Восточно-Европейской равнины, они дошли до Хазарии и Византии, не встретив на славянских землях большого сопротивления. Чтобы воевать с Хазарией и Византией, викинги стали привлекать славянскую знать и племенное ополчение.

Славянские и финские племена в 862 г., согласно летописной легенде, призвали княжить на своих землях трех варяжских князей – братьев Рюрика, Синеуса и Трувора: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Да подите княжить и володеть нами». Монах-летописец Нестор в своем труде «Повесть временных лет» (XII в.) сообщает: «И избралось трое братьев со своими родами и взяли с собой всю русь, и пришли и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус – на Белоозере, а третий, Трувор – в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля». Рюрик согласился защищать призвавшие его племена от врагов, разбирать их споры, княжить по старому обычаю и правде. Власть над Новгородом и окрестными славянскими землями перешла в руки варяжских князей. После смерти братьев Рюрик объединил их владения и положил начало княжеской династии Рюриковичей.

Легендарный летописный рассказ о призвании варягов послужил основанием для появления норманнской теории возникновения Древнерусского государства. Впервые она было сформулирована немецкими учеными Г.Ф. Миллером и Г.З. Байером, приглашенными для работы в Россию в XVIII веке. «Норманнисты» исходят из положения об исконной отсталости русского народа, который не способен к самостоятельному историческому творчеству. Оно возможно, по их мнению, только под иноземным руководством и по иноземным образцам.

Антинорманнская теория происхождения государства.

Вторая группа исследователей (антинорманнисты) не признает норманнского происхождения русских князей. Антинорманнисты настаивают на их славянском, хазарском, финском, балтском или даже готском происхождении. Горячим сторонником этой теории был М.В. Ломоносов.

Что касается сюжета с призванием варягов на княжение в Новгород, то он весьма сложен. Остается открытым вопрос: были ли славянские, и финские племена завоеваны норманнами или сами призвали варягов? Летописные данные, иностранные источники, археологические сведения говорят о скандинавском происхождении первых князей Древней Руси. Другой вопрос – создали ли они российскую государственность?

На это с полным основанием можно дать отрицательный ответ. Если Рюрик и был реальной исторической личностью, то его призвание на Русь следует рассматривать как ответ на реальную потребность в княжеской власти русского общества того времени. Варяжскую династию призвали на уже существующий «стол», чтобы защитить местных жителей от набегов чужих племен. У самих варягов государственность отсутствовала. Таким образом, сам факт пребывания варяжских дружин на службе у славянских князей, их участия в жизни Руси не вызывает сомнения, как и постоянные взаимные связи между скандинавами и Русью. Однако нет следов сколько-нибудь заметного влияния варягов на экономические и социально-политические институты славян, а также на их язык и культуру. Археологи отмечают, что количество варягов на Руси было невелико. Не обнаружено и каких-либо данных о колонизации Руси варягами.

В современную эпоху доказана научная несостоятельность норманнской теории, объясняющей возникновение Древнерусского государства как результат иноземной инициативы.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 5919; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.