Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие, принципы и виды (формы) правотворчества




Правотворчество и систематизация НПА.

1.понятие, принципы, виды правотворчества.

2.стадии законодательного процесса.

3.юридическая техника.

4.пробелы и коллизии в праве.

5.систематизация НПА и её виды.

 

Правотворчество - целенаправленная деятельность, государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан по созданию (принятие, отмена и изменение) НПА.

 

принципы:

1) законности - требование точного и неукоснительного соблюдения законов всеми, кто занимается такой деятельностью.

2) демократизма - подготовка проектов законодательных актов должна осуществляться на демократической основе, включая в себя учёт и анализ общественного мнения. Проекты законодательных актов должны выноситься на всенародное обсуждение.

3) принцип профессионализма

4) эффективности правотворчества - означает достижение определенной цели.

5) планирования правотворческой деятельности

6) приоритетности

7) признание высшей ценностью прав и свобод человека и гражданина

8) гласности - прежде всего означает, что процессы, связанные с принятием законов, открытые.

9) единства юридической терминологии

 

виды (формы) правотворчества:

1. законотворчество - процесс создания законов. имеет особенности: осуществляется данная форма только законодательными органами государственной власти; она осуществляется в определенных стадиях.

2. подзаконное - осуществляется Президентом, Правительством РФ, органами исполнительной власти (в том числе и на уровне субъектов). не имеет стадий, однако может иметь процедуры согласований. каждый орган сам определяет порядок подготовки, согласований, рассмотрения проектов актов, их принятие и подписание.

3. правотворчество органов местного самоуправления. осуществляется и регулируется федеральным законом.

4. прямое правотворчество (непосредственное правотворчество граждан) - осуществляется посредством референдума. характеризуется рядом признаков: 1) оно проводится по инициативе групп граждан, населения. 2) итоги референдума не подлежат какому-либо утверждению и обладают высшей юридической силой. 3) подготовка и проведение референдума возлагается на государственные органы, избирательные комиссии, комиссии референдума.

5. договорное правотворчество - деятельность государственных органов по заключению публично-правовых договоров. особенность: согласование интересов сторон и добровольность.

6. локальное правотворчество - между различными организациями и учреждениями. уставы, положения.

 

Стадии законодательного процесса:

1. стадия законодательного процесса - законодательная инициатива (законодательный почин) - это закреплённое в КРФ право определённых субъектов внести предложение об издании закона и соответствующий законопроект в законодательный орган. Право законодательной инифиативы порождает у законодателя обязанность рассмотреть предложение и законопроект, но принять его или отклонить - это уже не обязанность, а право законодателя. ст. 104 ч. 1 - право законодательной инициативы: президенту, совету федерации, членам совета федерации, депутатам гос. думы, правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ, Конституционному суду, Высшему Арбитражному и Верховному суду по вопросам их ведения. Высший надзор осуществляет прокуратура. У ген. прокурора права законодательной инициативы нет. У нас прокурору на уровне субъектов федерации даётся право законодательной инициативы.

2. стадия законодательного процесса - обсуждение законопроекта - начинается в Гос. Думе и начинается с заслушивания доклада представителя субъекта, который внёс законопроект. Определены условия внесения законопроекта в Гос. Думу.

1 чтение - представленного ответственным комитетом Гос. Думы обсуждаются основные положения законопроекта, целесообразность принятия и общая концепция законопроекта. По завершении первого чтения может быть принято решение: принять или отклонить законопроект. Это решение объявляется постановлением.

2 чтение - обсуждаются и ставятся на голосование учтённые и отклонённые ответственным комитетом поправки к законопроекту. Идёт обсуждение и ставит на голосование как учётнные так и отклоённые Ответственным комитетом поправки к законопроекту. Ответственный окмитет с участием правового управления аппарата Гос. Думы устраняют внутренние противоречия и осуществляют редакционную правку законопроекта.

3 чтение - проводится голосование по окончательному варианту текста закона. В 3 чтении не допускается внесение поправок, обсуждение статей, глав, разделов. При необходимости внести изменение в текст законопроекта депутаты возвращаются к обсуждению данного занопороекта во втором чтении (по этому случаю выноситя поставновление).

3. стадия - принятие закона, она распадается на 3 подстадии:

А) принятие закона Гос. Думой

Б) одобрение закона Советом Федерации

В) подписание закона президентом РФ

Здесь различается либо жэто ФЗ либо ФКЗ.

ФЗ принимаются простым большинством голосов от общего числа депутатов Гос. Думы (50% +1 голос), а если ФКЗ - принят, если проголосовала не мене 2/3 голосов от общего числа депутатов Гос. Думы.

В течение 5 дней закон передаётся на рассмотрение в Совет Федерации. Это началась подстадия одобрения Совета Федерации.

ФЗ считается одобренным, если за него проголосовало более половины от общего числа членов Совета Федерации, либо если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации. ФКЗ - он считается принятым, если был одобрен большинством (не менее 3/4 голосов) от общего числа членов Совета Федерации. Ели закон не одобрен Советом Федерации, то:

1. Гос. Дума в установленном порядке вновь рассматривает данный закон

2. в случае несогласия Гос. Думы с решением Совета Федерации закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее 2/3 от общега числа депутатов Гос. Думы. ОДобренный закон в течение 5 дней поступает к президенту РФ и начинается стадия подписания президентом РФ.

Президент РФ в течение 14 дней с момента поступления подсписывает закон и обнародует его, но он может и отклонить ФЗ, если не согласен с его содержанием, но ФКЗ он отклонить не может. Президент РФ возвращает ФЗ, если нарушена процедура его принятия. В этом случае Гос. Дума и совет Федерации в установленном порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении закон будет одобрен в ранне принятой редакции большинством не менее 2/3 от общего числа депутатов Гос. Думы и членов Совета Федерации. Он подлежит подписанию президентом РФ в течение 7 дней и обнародованию.

4. стадия - опубликование закона (официальное). Не опубликованные законы применяться не могут. ФКЗ и ФЗ подлежат официальному опубликованию в течение 7 дней после их подписания президентом РФ. Официальное издание, где публикуется законопроект - Российская газета, с 99 года - Парламентская газета, Собрание законодательных актов РФ. Официальная хронологическая инкорпорация.

 

Юридическая техника:

Английский учёный - Френсис Бекон в 1620 году он писал о краткости юридического языка и считал это аксиомой. Язык юридический должен быть кратким и точным, чтобы не овзникало поводов к неоднозначному его толкованию. Разарботка инкорпорации. Вслед за Фресисом подхватывает Шарль Луи Монтескье "О духе законов", говорит о принципах изложения законов: простота слога, определённость нормативного материала и сжатость. Иеримия Бентам - следующий учёный, "Тактика законодательных собраний", какие правила должны учитываться пр исоставлении законов, структура законодательных актов - это было значителньое продвижение в области юр. техники; Родольф Иеринг - немецкий учёный "Юридиечская техника", он первый сформулировал термин юр. техника, он изобрёл закон бережливости в прве, именно он ввёл много других правил в составлении законов, которых не было в работах до него. Он дал классификацию правил состалвения законов, выделли в них группы, давал понятия многих элементов юр. техники, напр., правовая фикция. Правовая фикция - это юр. ложь, освещённая необходимостью.

Юр. техника - это совокупность правил, приёмов, способов подготовки, составления, оформления юридических документов, их систематизациии учёта. Цель юр. техники:

1. рационализация юр. деятельности

2. достижение ясности, простоты, унифицированности юр. документов

Виды юр. техники:

1. законодательная (правотворческая) техника:

2. техника систематизации нормативных актов

3. техника индивидуальных актов (или актов применения права)

 

Законодательная (правотворческая) техника:

Правило законодательной техники можно разделить (условно) на 3 группы:

1. правила, относящиеся к внешнему оформлению нормативных актов (каждый нормативный акт должен иметь необходимые реквизиты)

2. правила, относящиеся к содержанию и структуре нормативного акта

- первое содержательное правило: однородность правового регулирования (нормативный акт должен иметь определённый предмет эвулирования, иначе эффективность такого акта будет снижаться); полнота правового регулирования (надо проработать хорошо акт, чтобы избежать пробелов); требование законности; отсутствие декларативности правового документа (отсутствие пафосности правового документа), то есть желание придать значимость к тому или иному акту приводит к демагогии; официальность стиля правовых документов (строгость стиля, нельзя использовать афоризмы, неологизмы,чеканность стиля, беспристрастность, нейтральность, то есть стиль официального документа).

- правила по структуре: крупные нормативные акты (как правило кодифицированые) могут состоять из 2 частей, не считая титула: вводная часть(преамбула) и постановляющей; нормы более общего хаарктера должны помещаться в начале НПА; однородные нормы должны выделяться, излагаться компактно, без разброса в разных частях нормативного акта; в крупных нормативных актах нормы должны обособляться в главы, разделы, части и все они должны иметь название; каждая глава НПА состоит из статей, кототрые могут подразделяться на части (пункты, параграфы); нумерация статей должна быть сплошной(194 прим - если примечание 1, если 2 - 194 два).

3. правила и приёмы изложения норм права или(группа правил называется язык нормативных актов). Норму права следует излагать кратко, чётко и определённо.

1. формулировки норм права должны облаать определённой страдантностью и грамматическим единообразием, то есть терминология должна быть единой

2. в нормативном акте должны использоваться общепризнанные в науке и практике термины

3. следует избегать иностранных слов

4. форма предложения должна быть определённой (имеет право, обязан, запрещено, разрешено - основные нормативные высказывания)

Основные элементы юр. техники:

1. Юр. конструкции - это создаваемая с помощью абстрактного мышления модель общественного отношения (его типовая схема), элементы которой увязаны между собой.

2. правовые презумпции - это предположение о наличии или об отсутствии предметов, фактов, основанные на связи между ними, подтверждённое жизненной практикой. (самая дренвяя презумпция - знания о законе и праве, рне знание закона не освобождает от ответственности).

3. правовая фикция - это не истинное или не существующее положение, существуюшее в законодательстве (объявление человека умершим или безвестно отсутствующим - датой смерти будет значится дата принятия решения, если судимость снята или погащена - человек считается не судимым).

4. правовые аксиомы - это общепризнанные истины, не требующие доказательств, находящие либо прямое либо косвенное отражени в нормах права. (никто не может давать показания против себя, своего родственника или супруга и т.д.)

5. некоторые выделяют ещё терминологию

 

Пробелы и коллизи права:

Что такое пробелы? Пробел - это отсутствие нормы права, полное или частичное, необходимой для урегулирования общественных отношений правового характера.

Причины наличия пробелов:

1. сознательное умолчание законодателя по соответсвующему вопросу, связанное необходимостью принятия соответствующей нормы в будущем

2. недостаточная проработанность концепции закона и нарушение правил юр. техники

3. отставание права - возникновение новых общественных отношений, а право не успевает за их регулированием.

 

Устранение пробелов:

1. правотворчество - принятие, отмена, изменение - это основной способ устранения пробелов

2. способы преодоления пробелов -

2.1 аналогия закона - это когда проприменительное решение принимается на основе действующей правовой нормы, регулирующей сходные общественные отношения.

2.2 субсидиарное применение права - это разновидность аналогии закона; это правоприменительное решени выноситя на основе правовой нормы другой отрасли права. Первоначально аналогичную норму нужно искать в той же области права, а потом только в других.

2.3 аналогия права - правоприменитеольное решение выносится на основе общих принципов права

Требования к использованию аналогии:

1. применение аналогии не допустимо, если она прямо запрещена законом (напрмиер, в уголовном праве), либо в тех случаях, когда закон связывает наступление правовых последствий с действиями конкретной нормы

2. принятия решения об использовании института аналогии возможно лишь в случае полного отсутствия нормы права либо её составной части.

3. использование аналогии возможно лишь в том случае, когда существенные признаки анализируемого не урегулированного правом общественного отношения имеют сходства с отношениями, регламентированными праву.

4. вынесенное с использованием института аналогии решение не должно противоречить положениям действующего законодательства. В процессе принятия решения по аналогии сначала осуществляется поиск необходимой нормы в НПА той же отрасли права, затем в иных отраслях права и только после этого возможно обращение к общим принципам права.

 

Коллизионные нормы (коллизии в праве):

Юр. коллизия - это противоречия между НПА, регулирующими одни и те же оьщественные отношения. Способы разрешения коллизий:

1. основной способ - правотворчество, либо принятие нового НПА, либо отмена, либо изменение

2. систематизация законодательства

3. референдумы

4. толкование

5. переговорный процесс через согласительные комиссии

6. международные процедуры и т.д.

 

Виды коллизий и его способ разрешения:

1. между КРФ и иными НПА - правила юридической силы, в пользу юр. силы

2. между законами и подзаконными актами - юр. силы в пользу законов

3. между общефедеральными актами и актами субъектов РФ - правила предмета ведения.

4. между актами одного и то же органа - по времени, применяется акт, принятый позже

5. между актами, принятыми разными органами - акт, обладающий большей юр. силы.

6. между общим и специальным актом - если они приняты 1 органом, то применяется специальный акт, если они приняты разными органами - то применяется общий.

 

Систематизация законодательства:

Систематизация законодательства - это деятельность, направленная на совершенствование и упорядочение действующего законодательства путём его внешней и внутренней обработки в целях поддержания его системности и обеспечения субъектов права необходимой информацией.

Значение систематизации: Сперанский был первым кто попробовал систематизировать законодательство "Полное собрание законов Российской империи". После Сперанского было издано полное собрание законов СССР, конец 70х годов - 50 томов.

1. необходимое условие эффективности правотворческой деятельности, которое способствует лдикцидации пробелов и коллизий в праве

2. предпосылка эффективности правового воспитания (в том числе юридического образования)

3. является действенным способом обеспечения субъектов права необходимой правовой информацией; позволяет оперативно находить и правильно толковать норму права.

 

Виды (формы) систематизации законодательства:

1. учёт законодательства - это сбор, хранение и поддержание в контрольном состоянии необходимых НПА. Информации о них, создании информаци онно - поисковых систем, обеспечивающих нахождение необходимой информации в массиве актов, взятых на учёт. Результат учёта: журналы учёта, создание картотек, информационно-поисковые системы.

Принципы организации учёта:

1. полнота информационного фонда

2. достоверности информации

3. удобство пользования

Способы учёта:

1.) хронологический (по датам принятия)

2. алфавитно-предметный

3. системно-предметный

2.)кодификация - называют коренную, как внешнюю, так и внутреннюю переаботку действующего законодательства, путём подготовки и принятия нового кодифицированного акта, могут этим заниматься только правотворческие органы государства

мы получаем: кодифицированный акт (кодекс)

Признаки кодифицированного акта:

1. закрепляет нормы, регулирующие наиболее важные вопросы общественной жизни, определяющие иерархические основы той или иной отрасли законодательства

2. регулируют значительную и достаточно обширную сферу общественных отношений

3. единый внутреннее связанный документ

4. рассчитан на длительный срок действия

5. имеет значительный объеём и сложную структуру

6. представляет собой определнный этап совершенствования законодательства, поскольку охватывает как ранее действовашие нормы права, так и вновь созданные

 

Виды кодифицированных актов:

1. основые законодательства о нотариате 1933 года

2. кодекс

3. устав может иметь кодификационное значение, например, воинский устав

4. положение тоже может носить кодифицированный характер, как правило регламентируются вопросы деятельности органов

5. правила

 

Инкорпорация - нормативно правовые акты объединяются полностью, либо частично в различные сборники в определённом порядке без изменения их формы и содержания. Данным положением инкорпорация отличается от кодификации. Кто может заниматься инкорпорацией - правотворческие органы и неправотворческие органы, то есть любой субъект права. Что получаем в результате инкорпорации - сборники, собрания, своды (3 норматированных акта). Чем сборник отличается от собрания.

Сборник - это инкорпорированное издание НПА, а также тематическое издание НПА, произведённое уполномоченным на то гос. органом (но не высшим органом), либо неофициальными субъектами систематизации.

Собрание - это инкорпорированное издание НПА высших органов гос. власти и управления.

Свод - это собрание всего действующего законодательства за определённый период.

 

Виды инкорпораций:

1. по субъекту:

-официальная - осуществляется от имени и по поручению либо санкции правотворческого органа, который утверждает или иным образом официально одобряет подготовленный сборник

-неофициальная - осуществляется разными субъектами, не имеющими специальных полномочий для осуществления данной деятельности.

2. по способу упорядочнения:
-предметная НПА (сборник законодательных актов о транспорте, о здравохранении и т.д.)

-хронологическая - НПА располагаются по времени издания (собрание законодательства РФ - официальная хронологическая инкорпорация)

3. по объёму:

-генеральная - систематизируются всё законодательство страны (или субъектов федерации)

-частичная - регулирует определённый круг вопросов (систематизируются законодательные акты экологического характера)

 

Консолидация - это устранение множественности НПА, принятых по одному вопросу путём сведения их в один новый укрупнённый акт. Ею могут заниматься только правотворческие органы. В результате получаем новый сводный НПА, при этом содержание нормативного массива остаётся неизменным, а раннее действовавшее НПА утрачивают юридическую силу (особенно характерно для Франции).

 

Реализация права:

1. Понятие реализации и её формы




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 1560; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.062 сек.