КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Эдвард Келлог Стронг-младший
Родился в 1884 г. в Сиракузах (штат Нью-Йорк). Степень бакалавра по биологии получил в Калифорнийском университете (1906 г.). Там же, спустя три года защищает магистер- скую диссертацию. Доктор психологии (Колумбийский университет, 1911). Позднее ра- ботает в качестве профессора психологии и образования в колледже Георга в Нешвиле. В армии с 1917 г. Занимается вопросами отбора и обучения военного персонала. После окончания войны работает профессором в Институте Карнеги, возглавляет департамент профессионального обучения (1919). Руководитель Бюро по образовательным исследо- ваниям (1921). Его исследованиями этого периода закладывается фундамент американ- ской прикладной психологии. Позднее Стронг занимает место профессора психологии школы бизнеса при Стэнфордском университете (1927). Его имя стало синонимом с раз- работанным им бланком профессиональных интересов (1927). Уходит в отставку в 1943 г., но не прекращает работы, совершенствуя свою методику измерения профессиональных интересов. Свидетельством тому является вышедшая в 1955 г. книга, посвященная про- фессиональным интересам молодежи. Умер в 1963 г.
(конвульсии и амнезия) и психастеноидного (навязчивые идеи и страх). Был так- же создан «Опросник умственной гигиены» Вудвортс—Хаус. В 1924 г. Л. Марстон пополняет перечень опросников своим, предназначенным для диагностики интроверсии—экстраверсии (20 вопросов, по которым дети, на- чиная с двухлетнего возраста, могли быть соответствующим образом охарактери- зованы в зависимости от ответов, данных их родителями). Братья Флойд и Гордон Олпорт предложили проводить рейтинг черт личнос- ти и представлять полученные результаты в виде профиля (1921-1922). Они зна- ли о том, что Торндайк установил (1920) существование halo effect («эффект ним- ба»), присущего рейтинговым оценкам (тенденция к выставлению только высо- ких или низких баллов по всем шкалам). Тем не менее Гордон Олпорт полагал (1921), что следует использовать рейтинговые шкалы ввиду отсутствия иных объективных методов оценки личности. Фолкер предлагает для оценки личности тест (1921), состоящий из списка слов (Х-0 тест). Обследуемый должен был вычеркнуть слова в соответствии со сле- дующими инструкциями: слова, которые имеют неприятное значение; наиболее явно ассоциируются с предложенным ключевым словом; относятся к предметам беспокойства обследуемого; обозначают негативные моральные качества. Одна- ко оказалось, что этот тест имеет низкую надежность и достоверность. Более того, никто не знал, как толковать полученные результаты. Тесты Довней для диагностики «воли-темперамента» появились в 1919 г. и послужили стимулом для многочисленных исследований. Джуна Довней (1875- 1932) пыталась измерить импульсивность, волеизъявление, решительность, на- стойчивость, внимательность к деталям и соответственно антиподы этих качеств. Она пыталась выполнить все это, определяя время, которое затрачивает ребенок на написание фразы «Соединенные Штаты Америки» с нормальной скоростью, затем — как можно быстрее, затем — почерком, который как можно больше отли- чается от обычного почерка, и, наконец, как можно медленнее, но не переставая двигать карандаша. Было еще восемь других задач, большинство из которых были построены на выполнении письменных заданий. Оказалось, что тесты «воли—тем- перамента» Довней дифференцировали группы правонарушителей и законопо- 36 Глава 1. История психодиагностики. Введение
Родился в 1884 г. в Цюрихе. Выбрав своей специальностью меди- цину, он обучается в университетах Нейбурга, Цюриха, Берлина и Берна. С первых лет обучения его внимание привлекает психи- атрия, которую он изучает под руководством знаменитого Блей- лера,а в 1912г. получает ученую степень за исследование, посвя- щенное галлюцинациям. Роршах работал в ряде психиатрических клиник Швейцарии, а в 1913 г. судьба приводит его в Россию, где он работает психотерапевтом в одной из частных подмосковных клиник. Многое в короткой жизни Роршаха связано с Россией, и это не случайно, поскольку его спутницей жизни еще в 1910 г. становится россиянка Ольга. На формирование научных взгля- дов Роршаха большое влияние оказывали идеи Фрейда и Юнга. Помимо увлечения психоанализом Роршах проводил неврологические исследования. На протяжении всей своей научной жизни он проявлял большой интерес к проблемам рели- гии, публикуя исследования по швейцарским религиозным сектам. Первые опыты по изучению особенностей восприятия, в которых он использует аморфные изображения, пятна, относятся к 1911 г., однако они вскоре прерываются, вплоть до 1917. Вернувшись к исследованию восприятия случайных форм, Роршах менее чем через два года завер- шает подготовку книги, принесшей ему мировую известность — «Психодиагностика», ко- торую с большим трудом удается издать только в 1921 г. Как это часто бывает, понима- ние и признание пришли к Роршаху уже после смерти. Умер он в 1922 г. от перитонита. С безвременной кончиной Германа Роршаха, по словам Блейлера, «умерла надежда це- лого поколения швейцарских психиатров».
слушных, а также индейцев и белых, но имели весьма спорную ценность для по- нимания личности. В 1929 г. выходит в свет известная монография Л. Терстоуна и Е. Чейва «Из- мерение аттитюдов». Она знаменует появление нового типа опросников — опрос- ников аттитюдов (установок). Достаточно быстро опросники установок становят- ся популярными для измерения широкого круга аттитюдов. Хартшорн и Мэй в 1920-е гг. пытались использовать ситуации реальной жизни для изучения обмана, внушаемости и настойчивости у детей школьного возраста (создавались ситуации, в которых дети могли быть нечестными). Определенная ра- бота велась в области графологии. Однако психологи, особенно в Соединенных Штатах, не воспринимали всерьез анализ почерка как средство оценки личности. В период с первой половины и до конца 1920-х гг. заметно возрастает внима- ние исследователей к измерению разного рода способностей и интересов. В 1921 г. Стенкюст издал свой «тест способности учащихся к обучению механике»; в 1922 г. Фрайд представил Бланк интереса к учению. В 1927 г. Эдвард Келлог Стронг- младший разработал бланк профессиональных интересов {Strong Vocational Inte- rest Blank). Эта новаторская методика быстро приобретает популярность, ее ис- пользуют во многих отраслях психологии. Опросник состоял из 420 заданий, шка- лы были направлены на выявление интереса к 34 профессиям. Широкую известность приобрели тесты Сишора на способность к обучению музыке. Результаты тестирования способностей к обучению были обобщены в известной работе Стэнли Нолла Attitude Testing (1928). Отдельного упоминания заслуживает вышедшая в свет в 1921 г. книга швей- царского психиатра и психолога Германа Роршаха «Психодиагностика». В этой 1.3. Психодиагностика в XX в. 37
Родился в 1884 г. Степень бакалавра по математике (1909) и ма- гистра психологии (1911) получил в Иллинойском университете. Изучал психологию в Колумбийском университете под руковод- ством Торндайка и Вудвортса, завершил докторскую диссер- тацию по измерениям в образовании в 1914 г. Ассистент-про- фессор, профессор образования и психологии Стэнфордского университета (1920-1931). Совместно с Терменом принимает участие в разработке образовательных тестов. В 1924 г. издает книгу «Статистические методы», позднее выходит в свет моно- графия «Интерпретация измерений в образовании» (1927), в ко- торой одним из первых разрабатывает математические методы для определения валидности и надежности психологических те- стов. В известной книге «Перекрестки человеческого разума» (1928) показывает, как может быть развито учение Спирмена о генеральном факторе, и указывает на существо- вание других факторов интеллекта. С 1931 г. работает в Гарвардском университете про- фессором образования и уходит в отставку в 1950 г. Умер в 1961 г.
книге автор предлагал новый тест, основанный, как он писал, на перцепции. Тест содержал 10 таблиц с симметричными черно-белыми и цветными чернильными пятнами, глядя на которые нужно было сказать о том, что это может быть, на что это похоже. Пройдет сравнительно немного времени — и термин «психодиагно- стика» станет на какое-то время синонимом клинической психологии, а сам тест — одной из наиболее популярных методик исследования личности. Продолжается начатое в исследованиях Ч. Спирмена (см. выше) развитие фак- торного анализа (как известно, сам Спирмен допускал существование между фак- тором генеральным и факторами специфическими как бы факторов промежуточ- ных, свойственных схожим видам деятельности; эти факторы получили название групповых). Одновременно закладываются основы мультифакторной теории ин- теллекта, чему в немалой степени способствовали исследования Трумэна Келли, обобщенные в его работе «Перекрестки человеческого разума» (1928). Это направ- ление исследований позднее будет продолжено Л. Терстоуном (см. о нем ниже).
Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 608; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |