![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вальтер Мишель
cле, к тяжелой артиллерии психодиагностики; первоначально он состоял из двух параллельных форм, насчитывающих по 440 заданий, также были разработаны еще две параллельные формы по 330 заданий! Еще одна теория, на этот раз тео- рия развития Эрика Эриксона, была основой для разработки Опросника психо- социального баланса (The Inventory of Psychosocial Balance, 1963). Хотя упомяну- тые опросники и не занимали первых мест в рейтингах популярности, для нас они важны тем, что наглядно иллюстрируют ту мысль, которую приходится неодно- кратно повторять: развитие психодиагностики, преодоление разной глубины кри- зисов обеспечивается не только совершенствованием математико-статистическо- го аппарата, но прежде всего развитием теории измеряемых явлений. Наблюдается определенный прогресс в разработке проективных техник. Тест Хольцмана был предложен как ответ на критику, направленную против теста Рор- шаха. Эти «чернильные пятна» имели две эквивалентные формы, каждая из кото- рых состояла из 45 карточек-заданий. От обследуемого требовалось дать по одно- му ответу на каждую карточку. Были установлены нормативные показатели. Од- нако этот тест не получил широкой поддержки среди психологов. Тем не менее, несмотря на продолжающуюся критику проективных методик, не только появля- ются новые, но и не снижается популярность уже известных. Достаточно сказать, что опубликованная в 1964 г. библиография исследований с тестом Роршаха на- считывала 3855 наименований! Из этого следует, что даже в случае одной из про- ективных методик, пусть самой популярной, речь может идти о сложившейся об- ласти научных исследований. Ближе к концу 1960-х гг. психологическая общественность многих стран ми- ра вовлекается в дискуссию, начавшуюся с публикации книги Вальтера Мишеля «Личность и оценка». В категорической форме Мишелем утверждалось то, что нет постоянства, устойчивости в личностных чертах, которые измеряют психологи. Следовательно, результаты таких измерений, по сути, дезинформация и должны быть заменены измерениями среды, в которой осуществляется поведение лично- сти. Эта дискуссия стимулировала внимание исследователей к факторам окру- жающей среды, к тому, что находится за пределами личности. Компромиссное решение в конце концов свелось к тому, что вариативность поведения человека объясняется взаимодействием личности и ситуации. Эта дискуссия напомнила психологам более ранние споры в социальной психологии, споры о том, насколь- ко атттюды личности реализуются в ее поведении. Отнюдь не случайно дискуссия, инициированная Мишелем, совпала с началом бурного развития такой области психологии, как «психология среды». Естестве- 1.3. Психодиагностика в XX в. 69
нен в связи с этим и интерес к инструментам оценки окружения. Появляются шка- лы оценки домашней обстановки, апробируются методики описания окружения через типы поведения находящихся в этом окружении людей, изучается возмож- ность создания шкал для предсказания успехов в развитии интеллекта и дости- жений в учебной деятельности. В этих исследованиях преодолевается традицион- ная для психодиагностики индивидуально-психологическая парадигма.
Завершились 1960-е гг. грандиозным скандалом, вызванным публикацией Артура Дженсена (Jensen, 1969) в Гарвардском образовательном обозрении рабо- ты под названием «Насколько мы можем повысить коэффициент интеллекта и успеваемостьвшколе?» {HowmuchcanweboostIQandscholasticachievement), вко- торой на основе значительных исследований сделан вывод о том, что интеллект, измеряемый с помощью тестов, на 80 % обусловлен генетически. На основании это- го автор утверждал, что различия в интеллекте между черными и белыми школь- никами также обусловлены генетическими различиями между расовыми группа- ми. Реакция на эту статью была шокирующей. К счастью, начавшиеся расовые вол- нения были предотвращены публичной негативной реакций на «исследования» Дженсена большинством американских ученых и общественных деятелей. Тем не менее споры о наследуемости интеллекта, затрагивающие не только психологов, но и широкие круги общественности, будут продолжаться и далее.
Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 446; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |