При изображении форм, отличающихся наличием большого количества кривых линий, необходимо рисовать окружности в соответствующем ракурсе. Если в предметах изображения имеются плоскости, выбор перспективы, которую нужно построить, зависит от их положения по отношению к художнику и высоты, с которой они воспринимаются.
Для изображения этой тарелки С яйцами выбирается фронтальная перспектива.
1. Сначала наметьте конструктивную основу формы модели. Для этого определите ее общие длину и ширину.
2. Внешние края тарелки наметить несложно. Что касается очертаний дна тарелки, очевидно, что самая близкая к зрителю плоскость очерчена наиболее четко. Кроме того, внутренний эллипс не является концентри ческим по отношению к внешнему.
(-
л
3. Наметьте основополагающую форму каждого яйца, предварительно определив соответствующие длину и ширину. Изображение овальных контуров каждого яйца не представляет трудностей, нужно лишь точно соблюдать направление их осей симметрии.
ПЕРЕДАЧА
ОБЪЕМНОСТИ
ПРЕДМЕТОВ
Построение перспективы ка практике
Важно тщательно изучить очертания прищепки.
4. Прежде чем завершить рисунок, нужно стереть ластиком
'ас.сматривая прищепку, необходимо продумать,
Прищепка отлично к вписывается» в параллелепипед. Все линии делятся но три группы. Линии каждой группы при их мыслен-
Изображение тарелки с яйцами
_Для того, чтобы нарисовать тарелку, используется фронтальная перспектива. Размеры общей конструкции- основы, в которую можно мысленно поместить тарелку, зависят от общих длины и ширины модели. Эти размеры определяются описанным выше способом. При определении размеров нужно учитывать пространство, которое занимают яйца. Сначала надо попытаться мысленно поместить форму пустой тарелки в линейно-конструктивную геометрическую основу. Таким образом можно получить набросок в форме эллипса, который затем нужно детализировать. На листе бумаги, лежащем горизон тально, изображается конструктивная осно&а формы, в которую несколькими легкими линиями «вписыиаются» таре.лка и яйца.
Разноцветные прищепки являются превосходной моделью для освоения верхней перспективы. Каждая из прищепок занимает различное положение в пространстве. Пример, подобный этому, требует хорошего знания конструктивных особенностей изображаемого предмета. Для этого сначала делается набросок одной отдельно лежащей прищепки. Чтобы подробнее ознакомиться с предметом изображения, нужно мысленно представить его в виде простой геометрической формы (в данном случае это параллелепипед). Рассматривая предмет изображения в том положении, в котором он находится, можно убедиться, что 8 его очертаниях отсутствуют параллельные линии. Этот пример позволяет понять, что при выполнении наброска следует использовать легкие соединительные линии, передающие контуры граней и ребер прищепки. Это (ри группы линий, каждой из которых соответствует одна точка схода.
РЕ 2
Изображение разноцветных прищепок
Несколько простых коробок, составленных в штабель, подобно изображенным на фотографии, представляют собой натуру, подходящую для построения угловой перспективы.
Изображение картонных коробок
Картонные коробки, стоящие неровно одна на другой, как видно на фотографии, могут быть очень полезным примером построения угловой перспективы. Линия горизонт проходит ТОЧНО ПО линии, отделяющей основание желтой коробки от верхней части коробки темно-синего цвета. Следует пом- нить, что при построении угловой перспективы только вертикальные линии остаются параллельными по отношению друг к другу, 8 то время как горизонтальные линии делятся на две группы. Линии каждой группы пересекаются в одной точке схода. Соответственно, при построе нии угловой перспективы имеются две точки схода.
На основе наблюдений напрашивается вывод.' подходящей конструктивной основой является параллелепипед. Коробка желтого цвета находится во фронтальном положении. Два ее видимых ребро одинаковы по размеру.
Три видимых вертикальных ребра каждой из остальных коробок имеют розные размеры.
Первым делом следует продумать, при помощи каких простых геометрических форм можно представить натуру в обобще упрощенном виде.
ценно-
Обобщенные очерто ния, отражающие положение каждой прищепки.
Рисунок
Натура представляет собой несколько разноцветных прищепок, занимающих розное положение, воспринимаемых художником с высокой точки зрения.
Для изображения всех
ПЕРЕДАЧА
ОБЪЕМНОСТИ
ПРЕДМЕТОВ
Построение перспективы на практике
Любому художнику необходимо не только обладать знаниями об основных законах перспективы и правилах ее построения, но и, подобно чертежнику или архитектору, учиться проектировать геометрические формы. Выбрав подходящую перспективу для того или иного изображения, нужно уяснить, какие линии - прямые или кривые - требуются для выполне-
Художник и перспектива
Тональная моделировка
рисунка
Перспектива позволяет при изображении натуры передавать ее объемность. Для этого также необходимо использовать светотеневую моделировку - Чтобы научиться реалистично передавать объемность и форму изображаемого предмета, надо ясно представлять себе не только конструкцию предмета, но и расположение его поверхностей в пространстве по отношению к источнику света. Между линейно- конструктивным изображением формы и светотеневой моделировкой объема существует тесная взаимосвязь.
Посмотрите, какое действие производит свет.
освещающий натуру, обращая особое внимание но особенности роспреде лени я света но форме. Изменение светосилы отдельных ее поверхностей зависит от их положения в пространстве относительно источника света,
Начинающему художнику необходимо выроботать привычку опали зир овать светотеневые соотношения для того, чтобы правильно передавать форму и объемность изображо емых предметов.
Светотень
Светотень — это закономерное распределение светлых и темных градаций по форме изображаемого предмета в зависимости от освещенности. Различают следующие градации светотени: блик, свет, полутон, полутень, собственная тень, падающая тень и рефлекс. Благодаря свету предметы воспринимаются не только цветными, но и объемными.
Рисунок
ПЕРЕДАЧА
ОБЪЁМНОСТИ
ПРЕДМЕТОВ
При выявлении объемности тоном важное значение имеет направление штрихов, которыми передается светотень (в). Правильно понесенные штрихи усиливают впечатление компактности и замкнутости объемной формы (Ь),
Изображение светотени
При определенных условиях освещения каждый элемент светотени имеет свою пространственную форму, величину, положение и светлоту. Приступая к передаче светотени, сначала следует легкими штрихами наметить г раницы света и тени, старясь передать все градации полутонов, переходящих от света к тени, затем сравнить все тени и установить характер связи всех элементов светотени резким обрывом
тома ими ппаныым пап^уппмлл ппнгчгптпия а лпуглы
Тональная
моделировка
рисунка
Используя в качестве изобразительного средство угалъ, можно получить различные тона, просто изменяя при утом силу давления им на основу (с). В результате растушевки отдельные штрихи превращаются в однородный красочный слой (<1). Растушевка позволяет получить новые тона, делать тональную растяжку и таким образом добиваться
Световой поток, падая на предметы, выявляет светлоту их поверхностей. Она может быть очень разной, в том числе контрастной на свету и в тенях, особенно при сильном источнике света. Сравнение ярко освещенных и затемненных поверхностей дает возможность устано вить, что среди них есть поверхность самая светлая и поверхность самая темная, что у остальных светлых поверхностей светлота убывает до полутона, а у остальных темных - светлота увеличивается до полутона. Таким образом, между всеми поверхностями существует тональная разница - тональное соотношение. Если выстроить в ряд светлоты натуры от самой светлой до самой темной, то можно получить тональную шкалу.
Прищурьте глаза!
Для того, чтобы правильно передавать объемный образ предмета, надо научиться как можно точнее воспринимать объемные формы. Сделать это поможет простой методический прием: нужно смотреть на натуру прищуренными глазами. Благодаря этому формы принимают упрощенный вид, что позволяет различать общие светотеневые градации. Так легче определить основные освещенные и теневые участки.
Рефлекс
Изменение собственного цвета предмета под действием отраженных от других освещенных поверхностей световых лучей носит название рефлекса. Рефлексы особенно заметны в теневых местах изображаемых предметов.
Цвет изображаемого предмета, находящегося в окружении других предметов, следует воспринимать как своеобразное сочетание рефлексов.
Свет и натура
Объем и тон
Каждый предмет имеет определенную форму. В зависимости от освещенности плоскостей, граней и изгибов поверхности форма предмета воспринимается во всей ее сложности. Объемность предмета моделируется путем распределения на плоскостях изображаемого предмета света, полутона, собственной тени, падающей тени и рефлекса средствами тона.
Ластик является важной принадлежностью художника, с его помощью можно восстанавливать первоначальный цвет бумоги, чтобы максимально осветлить поверхность.
Блики
Чистота рук
Во время рисования важно, чтобы руки художника были чистыми. Этого можно добиться, периодически вытирая их чистой хлопчатобумажной тряпкой. Сильно загрязненные руки следует вымыть с мылом.
Самое светлое, нередко блестящее место на поверхности изображаемого предмета называется бликом. Блики рас- полагаются на выступающих со стороны источника света частях предмета изображения. Цвет, а также сила блика за-
висят от цвета источника света, а также от материала предмета и его собственной окраски. На месте блика на рисунке оставля- ется белое пятно, затем форма и цвет блика уточняются, после чего наносится легкий прозрачный слой нужной силы и тона.
более темный тан Определяет на наброске границы изо браж аемых предметов.
Различные тона угля передают объемность изо бражаемых предметов.
Натюрморт, выполненный углем
В данном натюрморте, где использован высокий горизонт, построение перспектиоы требует минимальных усилий, исключение составляют изображения чайника и, в меньшей сте пени, корзины, плетенной из ивовых прутьев. После построения перспективы на каждый участок нужно наложить тон; сначала иайти соотношения больших плоскостей света и тени, затем нюансы полутонов на свету и втеки.
Тон и тональные вапёры
В этом законченном рисунке явно различимы отдельные участки, соответствующие определенным тональным валёрам, с помощью которых в полной мере передана объемность изображенных предметов.
Натура.
Здесь приведено упорядоченная последовательность тональных Яолёров, выполненных сангиной.
Рисунок
ПЕРЕДАЧА
ОБЪЕМНОСТИ
ПРЕДМЕТОВ
Тональная
моделировка
рисунке.
Тон представляет собой своего рода ступеньку тональной шкалы, соответствующую определенной интенсивности данного цвета — от светлых тонов до темных.
Валёры — это оттенки тона, дающие последовательную градацию света и тени 8 пределах одного цвета. Различная интенсивность одного цвета позволяет построить градацию тонов — монохромное изображу ние, в котором каждому участку поверхности соответствует тон оп ре де л ен ной с ве г ос и л ы.
При выполнении натюрморта сангиной следует применить такой технический прием, как растушевка, который позволяет создать различные промежуточные валёры. Сангина обладает способностью см я (чать резкие контрасты на бумаге, особенно в затененных местах рисунка.
Топапьное изображение геометрических форм цветными карандашами
При выявлении объемности тоном важное значение имеет направление штрихов, которыми передается светотень. Каждый штрих должен отражать направление плоскости в пространстве. Наиболее часто употребляемой является параллельная штриховка, которую наносят движеиием карандаша, следя за соблюдением одинаковых интервалов.
На завершающей стадии работы с натуры, сдёдуя принципу от общего к частному, нужно окончательно уточнить общее тональное и цветовое состояние модели по трем основным свойствам: светлоте, преобладающему цветовому тону и насыщенности. Одновременно необходимо продумать способ нанесения красочного слоя на изобразительную поверхность, который зависит от того, какой инструмент для рисования используется.
Натура представляет собой несколько простых геометрических форм разного цвета.
2, Сравните светлоту Всех частей изображаемых предметов и легкой штриховкой проложите основные светотеневые градации — свет, тень, полутень.
1. Сначала сделайте набросок, в котором несколькими легкими линиями постройте перспективу изображаемых предметов.
П.'.ГГДАЧА ОБЪЁМНОСТИ ПРЕДМЕТОВ
Используем зсе цвета
4. Чтобы нанести тон цветными карандашами,
3. Все поверхности изображаемых предметов разнонаправленные, поэтому направление штрихов должно соответствовать направлению каждой поверхности.
Изображение головы собаки пастельными мелками
I Используя пастельные мелки, можно сочетать штриховку с растушевкой. Штрихи наносятся кончиком пастельного мелка или его ребром. При нанесении красочного слоя нужно несильно нажимать пастельным мелком на бумагу, стараясь не оставлять резких очертаний, добиваясь тонких красочных нюансов и плавного перехода тонов.
\. ■
1■ в наброске
і
Художник
3$
х - І.......
должен отра
, чл: -
зить пластиче
скую характери
" '^х'л
стику модели,
/ Ч -;
’ ’ ’;ЙКЯ
ее пропорции
. V
и движение.
■ % ■ \
їв
1
. * 4
1 Сосочный слой
наносится на основи
при постоянном
соблюдении
контуров
первоначального
»оброска.
т ПРАКТИЧЕСКИЙ СОВЕТ
Что нужно знать при использовании красочных средств разных цветов
Учитывая различные возможности красочных средств, необходимо научиться получать тональные валёры каждого цвета.
ИсгтользуЩ
цгае.та
Контурная линия
Контурной линией передают очер- ~ания формы предмета, а также 'заницы элементов, из которых состоит этот предмет. При создании контурного рисунка необходимо учитывать направление различных участков контура, их характер и размеры
Освещенность
Освещенность предметов передают с помощью штриховки, растушевки и окраски. Неосвещенные и слабо освещенные поверхнест изображают многократным нанесением красящего вещества темного цвета, освещенные — нанесением красящего вещества светлого цвета, слабой окраской или белизной бумаги.
Тональная градация одного цвета
Тональная градация одного ьвета — от темного к светлому. —
ного изменения силы давления инструментом для рисования на основу.
Линия
Линия служит границей формы и окружающего пространства, определяет силуэт и детали. Главное назначение линии состоит в том, чтобы с помощью различий в направлениях, очертаниях и характере передавать объемно-пластические и пространственные свойства изображаемого.
Тени
Термином «тень» обозначаются светотеневые качества наименее освещенных частей изображаемого предмета по отношению к свету и полутеням.
Штриховка
Направление штрихов — вертикальное, горизонтальное и наклонное — определяется особенностями
Цветовое пятно
При нанасении равномерных штрихов вплотную один к другому или одного штриха на другой образуется цветовое пятно. Многократное нанесение штрихов на одно и то же место делает цветовой тон интенсивнее и темнее.
Растушевка
Летучесть частиц красочного средства позволяет выполнять растушевку, делать цветовую растяжку и растушевывать ее до почти полного исчезновения цветового тона. Для выполнения растушевки можно использовать собственный палец, специальную щетку — растушевку, кисть и т. п.
Для того, чтобы превратить отдельные штрихи в однородное цветовое пятно или слить тона на переходах, достаточно слегка провести по ним пальцами или перечисленными инструментами. С помощью оасту-
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Валеры: оттенки тона, дающие последовательную градацию света и тени в проделах одного цвета.
Рисунок
ПЕРЕДАЧА
ОБЪЕМНОСТИ
ПРЕДМЕТОВ
Градация тонов: монохромное изображение, в котором каждому участку поверхности соответствует тон определенной светосилы. Тональная градация подразумевает плавный переход одного тона в другой и позволяет передавать объемность предметов.
Компоновка рисунка: важнейшее средство композиции, которое закладывает основы единства всех
Верхняя перспектива: перспектива, при построении которой образуются три точки схода, две из которых расположены на линии горизонта, а третья находится значительно выше или ниже этой ЛИНИИ. Все линии при построении верхней перспективы делятся на три группы; линии каждой группы пересекаются в соответствующей точке схода; параллельные линии отсутствуют.
элементов. Компоновка — это логическая согласованность всех элементов друг с другом и с картинной плоскостью, достигающаяся уравновешенным размещением фигур на плоскости.
Линейно-конструктивная основа формы: простейшая геометрическая фигура, соответствующая общим параметрам модели, в которую модель можно мысленно поместить. Любому элементу натуры можно придать упрощенно-обобщенный вид и также «вписать» его в подобный «каркас».
Набросок: беглый рисунок, в котором художник фиксирует в общих чертах свой замысел, передавая главные качества натуры, ее пропорции и форму. Набросок служит основой любого художественного произведения.
Параллельные прямые: две прямые являются параллельными, если они не имеют на плоскости общих точек и нигде не пересекаются.
Перпендикулярные прямые:
прямые, лежащие в одной плоскости и пересекающиеся между собой под прямым углом (90°).
Светотень: градации светлого и темного; распределение различных по яркости цветов или оттенкое одного цвета, позволяющее воспринимать изображаемый предмет объемным, погруженным в с вето воздушную среду.
Угловая(наклонная)перспектива: перспектива, при построении которой образуются две точки схода, находящиеся на линии горизонта. Все вертикальные линии параллельны по отношению друг к другу; все горизонтальные линии делятся на две группы; линии каждой группы пересекаются в соответствующей точке схода.
Фронтальная(параллельная) перспектива: перспектива с одной точкой схода, которая совпадает с точкой зрения и находится на линии горизонта. При построении параллельной перспективы все горизонтальные линии параллельны основанию картины, асе вертикальные — боковым сторонам.
Цветовой тон: колористический элемент тональной шкалы, соответствующий определенной интенсивности того или иного цвета. Каждый цвет заключает в себе целый спектр тоноа разной интенсивности.
Основные
понятия
»? * * >
lillillltfIftfft IIH$
НАЧИНАЮЩЕМУ ХУДОЖНИКУ
• Как писать акварелью
• Как писать акриловыми красками
Как писать масляными красками
Как рисовать пастелью
Как рисовать углем, сангинои и мелом
• Как рисовать цветными карандашами
■ Как рисовать натюрморт
I/ -
Как нарисовать пейзаж
• Как построить композицию и перспективу
б
17 20 22 24 26 28 30 32
Учебное издание
ОСНОВЫ
РИСУНКА
Зав, редакцией:
Т. Минеджян
Редактор:
Н. Гинзбург
Художественный редактор:
Л. Сильяново Технический редактор:
Т. Тимошина Корректор: И. Моки ни
Компьютерная верстка:
Ю. Анищенко
Подписано в печать с готовых лиа! юаитивов 21,11 2002 Формат 70x100/8- Печать офсетная. Бумага офсетная. Уел печ, л. 5,2, Тираж 5000 экэ. Заказ 4620,
Общероссийским классификатор продукции ОК-005-93, том 2; 953005 — литература учебная Са и и т арно* эп идем и оло гичес кое заключение
Ns 77.99И 1.953.ГШ2870И0.01 от 25Л0.20СИ
ООО «И з дате л ьст во Астре л ь ь. 143900, Моек one кая об л,, г, Балашиха; пр-т. Ленина, 8 1
ООО а Издательство ACT о. 368560, Республика Дагестан. Каякентский р-н, с, Нопокаякент, ул, Новая, д. 20
Наши электронные адреса. www,ast,ru Е mailr astpub@aPia.ru
Отпечатано с готовых диапозитивов на ИП «Принтхауск Закая 292 220600, г Минск, уп. Красная, 23, офис 3 Лицензия № ЛП-473 от 15,11.2001.
Республиканское унитарное
Содержание
Азбука овладения техникой рисунка
Материалы и принадлежности_____________
От натуры до наброска __________________
Изучение натуры_________________________
Изобразительные средства рисунка
Изображение простейших геометрических фигур Определение размеров
Последовательность изображения натуры Учимся у мастеров
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление