Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Люшера цвета выбора тест




Проективные методики

(Luscher Farbwahl Test)

Проективная методика исследования личности. Основана на субъективном предпочтении цветовых стимулов (см. Цветных пирамид тест). Опубликована М. Люшером в 1948г.

Стимульный материал к тесту состоит из стандартных разноцветных, вырезанных из бумаги квадратов со стороной 28 мм. Полный набор состоит из 73 квадратов различных цветов и оттенков. Обычно используют неполный набор из 8 цветных квадратов. Основными цветами считаются (в порядке присвоенного им номера) синий, зеленый, красный, желтый, а дополнительными - фиолетовый, коричневый, черный и серый (нулевой). Упрощенная процедура обследования (для восьми цветов) сводится к одновременному предъявлению обследуемому всех цветных квадратов на белом фоне с предложением выбрать один наиболее понравившийся, приятный. Выбранный квадрат переворачивается и откладывается в сторону, затем процедура повторяется. Образуется ряд квадратов, в котором цвета располагаются по их привлекательности для обследуемого.

Первые два цвета считаются явно предпочитаемыми, третий и четвертый - предпочитаемыми, пятый и шестой - нейтральными, а седьмой и восьмой - вызывающими антипатию, негативное отношение.

Психологическая интерпретация полученного ряда субъективного предпочтения цвета опирается, во-первых, на предположение о том, что каждому цвету присуще определенное символическое значение, например: красный - стремление к власти, доминированию, зеленый - упорство, настойчивость. Во-вторых, считается, что ряд цветового предпочтения отражает индивидуальные особенности обследуемого. При этом функциональную значимость имеет позиция, занимаемая конкретным цветом. Например, полагают, что первые две позиции ряда определяют цели индивидуума и способы их достижения, а две последние - подавляемые потребности, символизируемые данными цветами. Выбор в области основных цветов связывается с тенденциями осознаваемыми, а среди дополнительных - со сферой бессознательного.

В разработанной М. Люшером теории личности есть два основных психологических измерения: активность-пассивность и гетерономность-автономность.

В зарубежных исследованиях, посвященных данной методике отмечается умозрительность теории ее автора, необходимость детальной научной разработки теста. Данные о валидности и надежности Л. ц. в. т. неоднозначны. Наряду с индивидуальным обследованием допускается групповое.

В отечественных исследованиях изучалась валидность цветового теста Люшера (И. М. Дашков и Е. А. Устинович, 1980), исследовались связи между выбором цвета и эмоциональным состоянием (Н. К. Плишко, 1980). Предпринята попытка разработки на основе данного теста методики, предназначенной для изучения эмоциональных компонентов отношения человека к значимым для него людям и самому себе (А. М. Эткинд, 1980). Исследования Н. Н. Пуховского (1995) посвящены психометрической разработке Л. ц. в. т. (8-цветный вариант). По мнению этого исследователя, тест «запускает» нейропсихологические механизмы категориального цветовосприятия. Предполагается, что при традиционной процедуре тестирования взаиморасположение некоторых пар цветов в 8-позиционном ряду неслучайно, их сочетание без повторений подчиняется закону нормального распределения и отражает закономерности функционирования психологических механизмов, формирующих актуальное психическое состояние и устойчивые особенности личности. Приводятся данные, подтверждающие гипотезу, и делается вывод о том, что тест чувствителен к малейшим изменениям актуального состояния, а также может быть полезен для изучения личностных особенностей.

Выво­ды о сущности и перспективности теста М. Люшера (на основе включения в батарею методик в исследованиях).

1. Несмотря на внешнюю неустойчивость цветовых предпочте­ний, их зависимость от большого количества трудно учитываемых фак­торов, многократное ретестирование одних и тех же испытуемых об­наруживает одни и те же среднегрупповые оценки цветовых предпоч­тений. В частности, цветовой методикой обследовались:

- «моржи» (до и после купания в проруби);

- учебные группы аутогенной тренировки (до и после сеанса
мышечного расслабления);

- военнослужащие (до и после упражнений, связанных с риском);

- спортсмены (до и после тренировки в разные периоды года);

- рабочие, служащие (утром и вечером в разные декады месяца);

Во всех случаях статистически значимые различия между резуль­татами первого и повторного обследований отсутствуют. При много­кратном обследовании одного и того же испытуемого очень быстро ста­новится заметно, что колебания цветовых предпочтений от обследова­ния к обследованию незначительны по величине (большей частью цвет перемещается в диапазоне 2-3 мест) и происходят вокруг четко обо­значенных мест, которые отражают «цветовой профиль» испытуемого.

Вывод: в привычных для испытуемых условиях жизнедеятель­ности индивидуальные и групповые оценки цветовых предпочтений устойчивы (малоизменяемы) во времени.

2. При сравнении оценок по тесту, полученных в привычных для испытуемых условиях и в непривычных, экстремальных ситуациях, как правило, регистрируются существенные, статистически значимые изменения цветовых предпочтений. Этот результат установлен на спортсменах, участвовавших в ответственных соревнованиях.

Вывод: цветовые предпочтения испытуемых могут значительно изменяться при обследовании в напряженных, неординарных условиях.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 577; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.