КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Индивидуальное и групповое снаряжение
Все туристское снаряжение подразделяется на индивидуальное или личное и групповое. Перечень личного снаряжения рекомендуемого для многодневных походов представлен в таблице 8. Таблица 8 Перечень личного снаряжения для многодневных походов
Представленный список является рекомендуемым и может быть дополнен туристами самостоятельно, но при этом всегда надо учитывать, что это «ноша, которая тянет». Одежда определяется временем путешествия и соответствующему ему климатическим условиям в данной местности. Мы ориентируемся на пешеходный поход в летний период, поэтому значительными факторами являются осадки и перепад дневных и ночных температур. Современное развитие производства спортивных товаров привело к появлению одежды из новых материалов, которые способствуют удержанию тепла тела и потоотведению без намокания одежды. Все эти достижения активно используются при изготовлении одежды и обуви для различных видов путешествий в природной среде. Поэтому уходят в прошлое «штормовки», ветрозащитные костюмы из болоньи, ботинки «вибрамы». Итак, исходя из вышеуказанного, главное в подборе одежды для походов – это, то чтобы она была легкой, быстровысыхаемой, теплозащитной. Принципиальным является наличие шерстяных вещей (носки, свитер, шапочка), они помогут комфортно отдохнуть ночью, т.к ночные температуры и летом могут быть достаточно низкими. Желательны хлопчатобумажные ткани для нижнего белья, футболок и обязательны для носков. Идти лучше в легком спортивном костюме. На случай жары желательно иметь с собой шорты и независимо ни от чего иметь головной убор из ткани светлых тонов. На случай дождя необходима плащ-накидка из болоньи или полиэтилена, ее же можно использовать для накрывания палатки на ночлеге. Обувь для путешествий необходимо использовать только поношенную и без каблуков. Новая обувь обязательно приведет к появлению потертостей и мозолей, со всеми вытекающими из этого последствиями… Хорошо, если подошва имеет рифление. Это обеспечивает сцепление с грунтом и предохраняет от скольжения. Кеды можно использовать в походах выходного дня, но в многодневных походах они нежелательны, так как дороги, по которым передвигаются туристы не паркетный пол и на них всегда много мелких камней, щебенки, упавших веток, шишек, которые в конечном итоге приводят к возникновению неприятных, болезненных ощущений в ступнях ног. Обувь должна быть свободной, надевать ее нужно на шерстяной носок. Шерсть впитывает пот, создает определенную амортизацию и предохраняет ноги от натирания. Необходимо тщательно следить за состоянием носков. Складки, образованные в результате неаккуратного ремонта или «сползания» носков, способствуют натиранию ступни и образованию мозолей. Синтетические носки можно использовать в походах только для на надевания их поверх шерстяных для обеспечения последним более длительного срока службы. Для облегчения поклажи можно взять вместо полотенца кусок хлопчатобумажной материи, посуду из легких современных материалов. В походе желательно иметь сидушку из пенополиэтилена, называемую туристами «хоба». Это пенополиэтилен размером 30х40 см. с ремнем из бельевой резинки шириной 15-20 мм., который пропущен через две прорези сделанные в пенополиэтилене накаленным ножом. «Хоба» подкладывается при переходах под поясницу, а на стоянках под ягодицы. Каждый поход представляет собой не только передвижение по местности, но и ночлеги, которые составляют 35% походного времени. В зависимости от того, насколько хорошо человек отдохнул, настолько активно он ведет себя на маршруте и обеспечение комфортного ночлега немаловажная часть подготовки к походу. Сон – физиологическая потребность человека, что не отрицается никем, но одно дело, когда вы засыпаете дома, и совсем другое, когда в походных условиях. Для того чтобы сон не превратился в сплошное мучение, и принес требуемое после трудного дня восстановление сил, фирмы по туристическому снаряжению выпускают необходимые для этого принадлежности – теплоизоляционные коврики, противомоскитные сетки и спальные мешки. Обязательным элементом индивидуального снаряжения следует считать теплоизоляционный коврик сделанный из пенополиэтилена, называемый туристами «пенка». Размеры его разные, но рекомендуется в поход брать не менее чем 170х60 см. Коврик подстилают под спальник на дно палатки или на землю. Пенополиэтилен обладает хорошими тепло и влагозащитными свойствами, позволяющими туристам наиболее полноценно восстанавливать свои силы во время ночлега. Иногда, опять-таки в целях экономии места в рюкзаке и веса снаряжения, берут коврики из расчета: 3 коврика (размер 200х60 см) на четверых туристов, в этом случае коврики расстилают поперек спальников. Иногда начинающие туристы рассуждают: «Что лучше, «пенка» или надувной матрац в походе?». Надувной матрац можно брать в путешествие, если вы едите на автомобиле и места в палатке у вас достаточно для расположения матраца. Для других видов путешествий матрац нежелателен по причине его высокой массы и больших габаритных размеров в надутом состоянии. Человек сам является источником тепла и задача спального мешка сохранить это тепло. Спальник как одежда человека – предназначен для разных температур. Выбирая спальник необходимо обратить внимание на его описание. Обычно там указывается температура комфорта и температура экстрима. Температура комфорта подразумевает под собой температуру окружающей среды при которой человек может спокойно спать не чувствуя холода в течение 8 часов, температура экстрима – это температура среды, при которой спальник еще будет защищать человека от переохлаждения, но при этом человек будет испытывать дискомфортные ощущения во сне. Кроме того, ученые пришли к выводу, что женщины гораздо быстрее замерзают, чем мужчины. В среднем женщина, может удовлетворительно себя чувствовать во время сна в спальнике при температуре в 4 градуса тепла, а мужчина при температуре в 10 градусов холода. При этом в описании к спальнику будет указана температура экстрима –10. Женщины не должны забывать о такой особенности своего организма и очень внимательно подходить к выбору спальных мешков. На первый взгляд спальный мешок – это просто походный заменитель одеяла и ничего сложного здесь быть не может. Однако, если присмотреться к проблеме здорового сна в походе поподробнее, то все оказывается не так просто. Спать туристу приходиться не всегда в условиях тепла и сухости, и поэтому спальник должен обеспечить полноценный отдых в любой ситуации. Спальники различаются по ряду признаков, начнем с их формы. Спальники могут быть сделаны с верхом (его называют капюшон или подголовник) и без оного. Кроме того, для экономии места в рюкзаке туриста спальные мешки иногда делаются не простой прямоугольной формы, а сужающимися в нижней части. И когда турист укладывается спать в трапециевидный спальник с этим самым капюшоном, то по своей форме он начинает напоминать кокон. Отсюда данный тип спальника и получил свое название – спальник типа «кокон». Второй вариант исполнения называется «одеяло». Спальники, как правило, имеют боковые замки с расстегивающейся молнией и тогда их можно развернуть и получить хорошее одеяло правильной прямоугольной формы используя спальные мешки типа одеяло, или трапециевидной у спальника типа кокон. Спальники типа кокон все же предназначены для более прохладных условий похода, так как полностью облегают всего туриста. Для особо холодных походов выпускаются спальные мешки, имеющие короткую застежку–молнию с многократным перекрытием или не имеющие вообще никакой застежки (турист просто забирается вовнутрь спального мешка и затягивает завязки капюшона и горловины). Спальные мешки, различаются на правый и левый (по расположению молнии на спальнике). Это важно в тех случаях, когда спальники необходимо состегнуть в прохладных условиях и тогда спальник из одноместного превращается в двухместный, в котором спать значительно теплее двух туристам. Народная мудрость коренных народов Америки гласит: «Два индейца под одним одеялом никогда не замерзнут». Различные типы спальников представлены на рисунке 3. а б в Рис. 3. Типы спальников: а) одеяло с капюшоном; б) одеяло; в) кокон
Следующим отличительным признаком является температурный диапазон, на который рассчитан спальник и обеспечивается он наполнителем. Отошли в прошлое спальники с ватным наполнением, сейчас все больше производителей переходят на выпуск спальных мешков наполненных искусственных материалами – синтепоном, 3M Thinsulate, DuPont ThermoLoft и т. п. Синтетические материалы легче, быстрее сушатся, легко сжимаются и восстанавливают после сжатия свою форму. Наиболее дешевый и широко используемый наполнитель – синтепон. Несмотря на свой малый вес и неплохие теплоизоляционные свойства, этот материал не очень хорошо переносит стирки и после примерно пятнадцати стирок полностью теряет свои тепловые свойства. При изготовлении спальников их могут наполнять одним, двумя или тремя слоями синтепона. Основным предназначением таких спальных мешков, являются походы, когда температура воздуха не опускается ниже нуля. Для более суровых условий похода в дополнение к спальникам используют «вкладыши», когда один мешок вкладывается в другой и за счет возникающей между ними воздушной прослойки достигается дополнительная теплоизоляция. «Вкладыши» могут быть из хлопчатобумажных тканей и синтепона, тогда температура комфорта для таких спальников может достигать до минус 20 градусов Цельсия. Но такие спальники получаются очень большими по объему, и не во всякий поход можно их взять. Все другие виды искусственных наполнителей отличаются от синтепона более высокими теплоизоляционными свойствами и переносимостью большего числа стирок. Однако до настоящего времени, все еще сильны позиции натурального материала, замены которому человечество пока не придумало – гусиного пуха, являющегося на сегодняшний день одним из лучших утеплителей. Гусиный пух остается непревзойденным по сочетанию параметров: «теплоизоляция + вес + высокая сжимаемость + долгий срок службы (при правильном уходе за изделием)». Но у пуховых спальников существуют ограничения использования. Во-первых, пух очень боится влаги, и влажные пуховые вещи долго хранить нельзя – они просто сгниют, т. е нельзя брать пуховой спальник в длительные экспедиции с повышенной влажностью. Во-вторых, пуховые спальники, как правило, рассчитаны на низкие температуры, и, следовательно, брать в летний или весенний поход теплый спальник, который в этот период становится очень жарким просто неразумно. Отсюда становится понятен круг походных задач пухового спального мешка – высокогорные восхождения и арктические экспедиции. В другие типы походов логичнее брать спальники с искусственным наполнением. Последний элемент личного снаряжения являющего отличительным признаком любителя путешествий в условиях природной среды от других спортсменов – это рюкзак. Рюкзак – один из немногих видов туристского снаряжения, без которого не обойтись в любом виде путешествий. Горный поход, лыжная прогулка, подходы к начальной точке сплава по реке везде нужна емкость для переноски вещей. Когда появился первый рюкзак, точно никто не знает. Но вполне очевидно, что случилось это в незапамятные времена. Уникальная находка была сделана 19 сентября 1992 г., на леднике Симилаун в Альпах к югу от Инсбрука. Антропологам удалось обнаружить прекрасно сохранившееся тело доисторического человека. На спине он носил кожаный рюкзак на U-образной раме из двух вертикальных брусков орешника, для жесткости соединенных снизу двумя горизонтальными досками из лиственницы. Именно в рюкзаке находилась наибольшая часть его пожиток, по которым находку датировали примерно 2700-м годом до Рождества Христова. Таким образом, самому древнему найденному рюкзаку почти 5000 лет. Рюкзаки входили в военную амуницию легионеров, рыцари-тамплиеры на пеших маршах носили вещи на деревянном каркасе с лямками – прообразе станкового рюкзака. Индейцы Северной Америки прикрепляли к кленовой доске лямки и налобный ремень, и носили на этой конструкции добычу после охоты. В более поздние времена рюкзаки использовались практически всеми армиями мира, и именно военные придумали большинство современных типов рюкзаков. На смену коже и деревянным каркасам пришли парусина и сталь, а впоследствии капрон и алюминий. Первые альпинисты пользовались военными заплечными мешками. Как правильно выбрать рюкзак, чтобы почувствовать себя настоящим туристом, а не ослом, несущим поклажу? Рюкзак – верный спутник и вечный друг любого туриста, охотника или рыбака. Сколько километров или часов он едет верхом на спине своего владельца! Рюкзак вмещает в себя весь скарб путешественника, обеспечивает его комфорт, но может и превратить поход в пытку. Рюкзаки различают по области применения, которая напрямую связана с размером (объемом) рюкзака и по типу. Объем рюкзаков измеряют в литрах, и хотя методика его расчета у разных производителей может незначительно отличаться, тем не менее, мы должны ориентироваться на паспортный объем рюкзака. Всё многообразие моделей рюкзаков сводится к трём основным типам. У с танковых рюкзаков есть прямоугольная жёсткая металлическая или пластиковая внешняя рама (станок), на которой закреплена подвесная система (лямки и пояс), и к которой прикреплен либо один мешок, либо предусмотрена возможность крепления самых разнообразных грузов. Можно сказать, что станковый рюкзак – это рама с лямками, а все остальное можно навесить на эту основу по своему вкусу. В последние годы станковые рюкзаки возвращают себе утерянную былую популярность. Основная сфера их применения – пешие походы. Образец представлен на рисунке 4.
Рис.4. Станковый рюкзак Мягкие рюкзаки не имеют никаких жестких элементов каркаса (рис.5). Рис.5. Мягкий рюкзак По объему это могут быть как очень большие, так и совсем маленькие рюкзаки. Основные плюсы такой конструкции: минимальный вес, возможность компактно свернуть пустой мешок и убрать, например, в байдарку или каяк. Сейчас мягкие рюкзаки шьют из более жёстких материалов, чтобы держали форму, а также используют поясной ремень. Для придания жесткости такой рюкзак надо уметь правильно уложить. Для этого внутрь рюкзака укладывают пенополиэтиленовый коврик: либо как жесткий лист вдоль спины, либо сворачивают трубочкой по внутренней окружности рюкзака. В последнем случае теряется в среднем 11 литров полезного объема. Правильно уложенный мягкий рюкзак ни в чем не уступает более продвинутым каркасным моделям. На сегодняшний день это наиболее распространенный тип рюкзаков для туризма – каркасные (рис. 6). Большинство современных моделей имеют каркас из алюминиевых «лат», придающий спине рюкзака вертикальную жесткость и позволяют носить груз без вреда для позвоночника. Реже встречается вариант с пластиковой вставкой «анатомической» формы во всю спину рюкзака. Каркасные рюкзаки отличаются от станковых тем, что несущая конструкция интегрирована в мешок, полностью или частично.
Рис.6. Каркасный рюкзак
В рюкзаках большого объема (60-120 литров) латы обычно вшивают, а маленькие рюкзаки часто имеют каркас, нарочито отделенный от основного объема – для вентиляции спины. Одним из основных критериев различия рюкзаков – их размер, а точнее объём, измеряющийся в литрах. Это показатель определяет область применения рюкзаков. Городские рюкзаки – это рюкзаки объемом 18–30 литров, они популярны у учащейся молодежи, а также используются альпинистами или велосипедистами, как заплечные мешки. Штурмовые рюкзаки – это рюкзаки объемом от 30 до 80 литров. Не обязательно идти с ним на штурм заснеженных вершин, можно их использовать и для двух–, трехдневных походов, когда не требуется много снаряжения. Современный штурмовой рюкзак – это уменьшенная копия экспедиционного. Экспедиционные рюкзаки – это рюкзаки объемом свыше 80 литров, предназначенные для длительных путешествий и самого жесткого использования. Почти все рюкзаки этого типа – каркасные, мягкие рюкзаки реже делают большого объема. Крайности в размерах одинаково чреваты. Чтобы вместить все нужные вещи в маленький рюкзак, надо уметь их утрамбовывать, и всё равно многие оставшиеся «за бортом» предметы придётся навешивать снаружи. Слишком большой рюкзак набьётся совершенно ненужными вещами, отравит своим весом поход и наградит радикулитом. Оптимальный размер туристского рюкзака: 80–90 литров – для мужчин, 60–70 – для женщин. Для полноты представления необходимо уделить внимание конструктивным особенностям рюкзаков. От прочности ткани во многом зависит долговечность рюкзака и поэтому большинство рюкзаков шьется из синтетических тканей. Форма основной емкости рюкзака определяется его предназначением и законами физики. Чем выше центр тяжести рюкзака и чем ближе он расположен к спине человека, тем легче нести груз. С другой стороны, рюкзак не должен быть намного шире плеч, так как будет цепляться за все подряд в лесу, да и в дверь не всякую можно пройти. Поэтому современные рюкзаки преимущественно высокие и узкие. Возможность «роста» вширь остается в виде крепления дополнительного груза сбоку. Обычно рюкзаки делают слегка расширяющимися кверху. Это, с одной стороны, облегчает укладку вещей, с другой – содержимое как бы прессуется при переноске. Кроме того, это немного повышает центр тяжести рюкзака, что облегчает его транспортировку. Но иногда можно увидеть обратную картину – расширяющиеся книзу рюкзаки, их используют в случаи, когда высокий центр тяжести опасен, например, при спусках на лыжах. Но носить большой вес в таких рюкзаках намного тяжелее. Рюкзаки среднего (50–60 литров) и большого (свыше 60 литров) объема делают в двух исполнениях основной емкости: с разделением на две части, с целью облегчения доступа к вещам первой необходимости и без разделения. Лямки рюкзака должны отвечать основному требованию – быть удобными. Именно в конструкции лямок заложено 80% удобства ношения рюкзака. Прежде всего, должна быть предусмотрена возможность регулировки лямок. Это касается и высоты точки крепления, и расстояния между лямками. Слишком широко раздвинутые лямки будут спадать с плеч. Проблема частично компенсируется грудной стяжкой между лямками, но она может стеснять дыхание. Форма лямок – серповидная, или S–образная. Прямые лямки менее удобны, они неизбежно сминаются, следуя форме плеч. Лямки рюкзака в местах соприкосновения с телом человека должны быть мягкими. Обычно для этих целей используется пенополиэтилен. Ширина самих лямок в среднем около 7–8 см. Это достаточно для комфортной переноски даже очень тяжелых грузов, более широкие лямки спадают с плеч или, наоборот, врезаются в шею. Пряжки регулировки длины лямок должны затягиваться книзу, чтобы можно было подогнать лямки, уже надев рюкзак. Пряжки на лямках должны выдерживать большую нагрузку. Поясной ремень позволяет перенести часть нагрузки с плеч на поясницу, на бедра. Это оправдано анатомией человека. Но важно, чтобы пояс сидел именно на бедрах, ширина поясного ремня – не менее 10 см. Пояса бывают пришитые и съемные. Второй вариант предпочтительнее. Часто поясной ремень снабжают дополнительными оттяжками на боковины рюкзака – это позволяет притянуть емкость к бедрам, рюкзак более плотно сидит на человеке, не болтается. Удобно, если пряжка пояса легко затягивается в пряжке – пояс застегивают, а потом уже затягивают, при надетом рюкзаке. Клапан сверху рюкзака – непременный атрибут любых моделей объемом свыше 40 литров. Он не только закрывает верх мешка от дождя или снега, но также является дополнительной емкостью, позволяет положить в него вещи первой необходимости, чтобы они все время были под рукой. По своей конструкции клапаны бывают пришитые и «плавающие». Во втором случае можно регулировать расположение клапана на рюкзаке в зависимости от его высоты. Можно и вообще отстегнуть клапан и использовать его отдельно в качестве поясной сумки или небольшого рюкзачка, если такое предусмотрено конструкцией клапана. На клапане может быть один или несколько дополнительных карманов, как снаружи, так и с внутренней стороны. Карманы удобны для хранения мелких предметов. Обычно их располагают на задней стороне, но это не очень удобно, поскольку рюкзак кладут на землю (в грязь, на мокрый снег) как раз карманами вниз. Если еще и сесть на рюкзак, то хрупкие вещи можно раздавить. Молнии на карманах могут быстро выходить из строя, если они не спрятаны в «потай». Многие производители отказываются от карманов, ограничиваясь клапаном. К карманам относят и планки для вставки груза внизу по бокам рюкзака. Эти кармашки помогают переносить снаружи весла, удочки, пилы и пр. В этом случае конец переносимого предмета вставляется в кармашек, а сам предмет прижимается к рюкзаку боковыми стропами. Хорошие конструкторы вставляют в такой кармашек дополнительный элемент – сквозное отверстие, декорированное люверсом. Смысл его в том, чтобы набившийся в кармашек снег при таянии стекал наружу. Иногда делают карманы на поясном ремне, на лямке (для рации или прибора GPS). Раньше считалось, что снаружи мешка ничего болтаться не должно, и если рюкзак выглядит как новогодняя елка – хозяин просто не умеет его укладывать. В принципе, это верно, но все-таки бывают случаи, когда рюкзак физически не способен вместить все предметы, да и не всем вещам на маршруте место внутри. Современные экспедиционные и штурмовые рюкзаки имеют целый ряд традиционных мест для крепления внешних грузов. Веревку, палатку, узкий коврик можно прикрепить снизу–сзади рюкзака, под дном, для чего там также пришиты ремни с пряжками. Если на рюкзаке нет задних карманов, то удобно крепить коврик сзади вертикально вдоль рюкзака. Дополнительные емкости вместо карманов сзади или по бокам. Заключительным этапом подготовки туриста к походу является укладка рюкзака. Как грамотно уложить вещи в рюкзак? Расстелите рюкзак на полу спинкой вниз и, встав коленями на откинутый клапан, начинайте укладывать вещи. Если вложить в рюкзак большой полиэтиленовый мешок, то он может послужить защитой всего, что несет турист от намокания, в случае сильного дождя. Сначала уложите свернутый по ширине рюкзака спальный мешок на дне рюкзака, так чтобы выложить спинку. Тогда содержимое рюкзака не будет давить в спину. Самые тяжелые предметы расположите максимально близко к спине и не слишком низко. В противном случае, придется сильно наклоняться вперед, чтобы компенсировать низкий и сильно удаленный от тела центр тяжести рюкзака. Обратите внимание на то, чтобы в спину не упирались углами неудобные и жесткие предметы (консервные банки, посуда и т.д.). Котелок для приготовления еды нужно вложить в полиэтиленовый пакет или сумку из ткани и поставить на дно рюкзака. При укладке следите, чтобы боковые части были заполнены. Тогда рюкзак будет плоским. Топор располагают в боковой внутренней части рюкзака обухом к спине, лезвие топора должно быть зачехлено. У каждого, со временем, вырабатывается свой способ укладки рюкзака, но, в целом, можно учесть следующие советы. Нужно стремиться к максимально плотному размещению вещей в рюкзаке. Заполняйте все пустоты мелкими, мягкими вещами. Избегайте крупных, объемных пакетов с вещами или продуктами.К примеру, не стоит 5 килограмм картошки класть в один мешок и, потом, пытаться засунуть в рюкзак получившуюся бесформенную аномалию. Лучше разделите ее на столько маленьких мешочков, сколько будет приемов пищи. И с укладкой проблем не будет, да и выдавать картошку дежурным будет легче. Вещи, которые могут понадобиться на предстоящем отрезке маршрута (кружку, аптечку, дождевик, смену одежды на случай резкой перемены погоды) надо положить сверху и в карманы рюкзака, чтобы к ним был легкий и быстрый доступ. То, что будет нужно лишь в конце дня на стоянке, и продукты смело кладите в более труднодоступные места рюкзака. Исключения составляют лишь те продукты, которые будут доставаться во время обеда или на привалах. Если не использовать один большой полиэтиленовый вкладыш в рюкзаке, то личные вещи должны быть упакованы в герметичные полиэтиленовые пакеты. Пример укладки рюкзака представлен на рисунке 7. Расположение более тяжелых вещей в рюкзаке указано более темным фоном.
Рис.7. Укладка рюкзака Следующий этап подготовки любого путешествия – это комплектация общественного или группового снаряжения. Это снаряжение распределяется между всеми участниками похода. К нему относятся: продукты питания, палатки, топор, пила, ведра или котелки, полиэтиленовая пленка на палатку, половник, спички, компас, карта, медицинская аптечка и пр. Можно прихватить спортивный инвентарь, но это дело вкуса. Примерный перечень необходимого общественного снаряжения для группы до 10 человек представлен в таблице 9. Таблица 9 Перечень общественного снаряжения для многодневных походов
Первый номер в списке общественного снаряжения по праву стоит палатка. Требования, предъявляемые к палаткам, сформировались ещё во времена походов Александра Македонского: водонепроницаемость, ветроустойчивость, небольшой вес, простота установки. Кстати, и формы палаток не так сильно изменились с тех пор... Итак, хорошая палатка должна: · надёжно защищать от дождя и снега; · обеспечивать хорошую вентиляцию; · обладать комфортным внутренним пространством; противостоять сильному (в идеале – любому) ветру; ставиться одним человеком за несколько минут и убираться в компактную упаковку, обладая при этом весом не более 1 килограмма в расчёте на одного своего обитателя. Все модели и типы палаток можно разделить по разным критериям. В зависимости от формы палатки делятся на купольные, тоннельные и шатровые. От формы палатки зависит, в частности, ее устойчивость, вместительность, а также комфортное проживание в палатке. Купольные палатки (рис. 8), форма которых представляет собой полусферу, являются одними из самых распространенных моделей среди «ходячих» туристов и альпинистов. Они устойчивы и надежны, однако обладают дополнительным весом за счет каркаса.
Рис. 8. Купольная палатка
Тоннельные или ангарные палатки по форме напоминают половину цилиндра (рис.9).
Рис.9. Тоннельная палатка Они более вместительны, чем купольные, однако обладают меньшей ветроустойчивостью. Шатровые палатки, существующие еще со времен античности (рис. 10). Они значительно проигрывает купольным и тоннельным по целому ряду параметров, однако их главных достоинством является небольшой вес (у однослойных) и простота установки. Еще одним отличительным преимуществом такого типа палаток от других является более комфортабельная высота конька. а
б Рис.10. Шатровая палатка: а – двухслойная, б - однослойная В зависимости от целевого предназначения, палатки подразделяются на альпинистские высокогорные, палатки для среднегорья и палатки для равнинного туризма. Горные альпинистские палатки, в свою очередь, подразделяются на экспедиционные и штурмовые – их приобретают преимущественно те, кто профессионально занимается альпинизмом. Палатки, предназначенные для восхождения на горы небольшой высоты приобретает, как профессионалы, так и любители альпинизма. Как правило, они представляют собой более комфортабельный вариант палаток для высокогорья. Самым распространенным типом являются равнинные палатки. Их конструктивные особенности могут различаться в зависимости от того, для каких условий эксплуатации предназначена конкретная модель. В частности, существуют болотные палатки для охотников, таежные палатки и палатки для тундры, универсальные палатки, предназначенные в основном для использования в средней полосе и кемпинговые палатки для лагерей и палаточных городков. Большинство современных палаток – двухслойные. Внешний тент предохраняет от атмосферных осадков, пространство между ним и внутренней палаткой служит для отвода конденсата, неизбежно образующегося при дыхании. Важно, чтобы тент не прислонялся к ткани внутренней палатки, иначе в таком месте обязательно будет проникать влага. Тент изготавливается из лёгких и прочных синтетических тканей (чаще всего – из нейлона) с непромокаемым покрытием. Важный момент – швы на тенте. Необходимо, чтобы швы были проклеены специальной лентой, иначе при сильном или продолжительном дожде они начинают протекать. Основной удар, основные нагрузки принимает на себя каркас. Поэтому не удивительно, что качество палатки напрямую зависит от материала, из которого изготовлен каркас. В настоящее время большинство производителей применяют либо пластиковые стойки, либо трубки из алюминиевых сплавов. Из пластиковых преимущество имеют углепластиковые многослойные трубы. Стеклопластиковые стойки менее долговечны и выкрашиваются в местах стыковки. Важно отметить, что в высоких горах пластик за 2-3 сезона разлагается под действием жёсткого ультрафиолета и становится очень ломким. Алюминиевые каркасы гораздо более долговечны. Сплав подбирается таким образом, чтобы после снятия нагрузки не оставалось деформации. Правильно подобранный производителем металл и через 5 лет интенсивной работы не принимает форму дуги, трубки остаются абсолютно прямыми и упругими. Лучшие результаты показали дюралевые стойки из Д16т диаметром не менее 12 мм, стойки из дюралевой трубки 10 мм и меньше обладают высокой остаточной деформацией, хотя в целях снижения веса их применять можно. Для удобства сборки все части одной дуги нанизывают на резинку; значительно упрощается процесс постановки палатки, так меньше шансов потерять какую-нибудь часть каркаса. Каркасы бывают внутренние и внешние, то есть находящиеся под тентом или снаружи его. В условиях сильного ветра удобнее ставить палатку с внешним каркасом. Обязательное условие для отнесения палатки к разряду «хороших» – наличие продуманной системы вентиляции. Через вентиляционные отверстия в палатку не должен попадать снег или дождь. Под крышей внутренней палатки должна быть пришита специальная петля, на неё можно подвесить фонарь или будильник. Немаловажно наличие внутри палатки нескольких удобных карманов и дублированного антикомариной сеткой входа. Палатка должна быть снабжена дополнительными ветровыми оттяжками. Модели, рассчитанные на использование в горах, обычно отличаются специальной «юбкой», пришитой снизу к тенту. Это дополнительное утепление, за счет отсутствия сквозняка сбоку и снизу и возможность дополнительно укрепить палатку, засыпав «юбку» снегом или поставив на неё выпиленные из плотного снега кирпичи. Каркасные палатки почти все снабжены тамбуром. Это необходимое и всеми любимое пространство в палатке. Тамбур – это дополнительное место у входа между внутренней палаткой и тентом, где можно хранить вещи, обувь, а также готовить еду на примусе, если на улице проливной дождь. Для того чтобы тамбур был просторным, палатки снабжаются дополнительными консолями или дугами. Дуги могут быть отдельно стоящими и крепиться к палатке при помощи растяжек, но это вариант для безветренной погоды. Дуги, крепящиеся к основному каркасу, обладают лучшей устойчивостью. Конечно, дополнительная дуга для тамбура – это дополнительный вес палатки, но это того стоит. Немаловажная деталь – вместимость палатки. Чем больше мест, тем больше вес палатки, но и это не самое главное. Следует помнить, что чем больше мест в палатке, тем меньше сантиметров приходится на одного человека. Лучше всего, когда ширина палатки равна ширине туристского коврика (примерно 50–60 см), умноженного на количество человек, размещающихся в палатке. Российской нормой при расчете вместимости палатки является 45–55 см ширины дна на одного человека.
Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 1686; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |