Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

К. Лоренц. Краткая биографическая справка




3.1.

Австрийский ученый Конрад Лоренц (1903–1989) начал свои научные исследования с наблюдений за поведением птиц в естественных и близких к естественным условиях. В своем поместье Альтенберг он содержал ручных и полуприрученных птиц разных видов.

Наблюдая за их поведением, Лоренц убедился, что многие элементы поведения появляются у птиц сразу или вскоре после рождения, не требуя для своего формирования специального обучения или тренировки. Опыты с воспитанными в неволе утками и гусями позволили ему обнаружить явление запечатления – импринтинга (см.: 3.5 и 7.1), занявшее важное место в его более поздних представлениях о формировании поведения. Опыты с колонией полуручных галок и ручными воронами легли в основу первой крупной работы К. Лоренца о закономерностях внутривидовых отношений у птиц (Lorenz, 1935). Она положила начало той области этологии, которая занимается изучением структуры сообществ у животных (см.: глава 5).

К. Лоренц называет ряд ученых, чьи работы оказали прямое влияние на формирование его представлений. Это прежде всего Ч. Уитмен и О. Хейнрот (см.: 2.3), описавшие видоспецифические фиксированные комплексы действий (см.: раздел 3.3.2) у птиц и изучавшие на этой основе эволюцию поведения. В работах У. Крэга (см.: 2.3) Лоренц почерпнул и развил представление о двух фазах инстинктивного поведенческого акта – поисковой и завершающей (см.: 3.3.2), и о значении мотивационного состояния животного для осуществления поведенческого акта. Из работ Я. Юкскюля (см.: раздел 2.3) Лоренц заимствовал гипотезу о видоспецифическом характере восприятия животным внешней среды. Представление о биологически важных элементах среды, или так называемых "ключевых" раздражителях, впоследствии сыграло важную роль в теоретических построениях этологов (см.: 3.4). Наконец, при создании "гидравлической модели" (см.: 3.8) внутренних механизмов поведенческого акта Лоренц в значительной мере учитывал взгляды английского психолога У. Мак-Дугалла (см.: 2.3.9).

Значительная часть научной биографии Лоренца была связана с Институтом физиологии поведения имени Макса Планка в Баварии, директором которого он был с 1961 по 1973 г. Свои исследования Лоренц обобщил в ряде монографий, важнейшие из которых "Evolution and Modifications of Behavior" (1965) и "On Aggression" (1994, Lorenz, 1964). He меньшее значение имеют его научно-популярные книги "Кольцо царя Соломона" (1978, 1993), "Человек находит друга" (1971, 1992), "Год серого гуся" (1984), которые отличаются доступностью изложения сложных научных проблем и исключительно полезны для знакомства с основами этологии.

В 1973 г. вместе с Н, Тинбергеном и К. фон Фришем К. Лоренц был удостоен Нобелевской премии за выдающиеся труды в области изучения поведения животных.

3.2.

Основные положения классической этологии

Как следует из предыдущего раздела, первоначально использованные К. Лоренцем факты были в той или иной мере известны и более ранним исследователям. Создавая свою "рабочую гипотезу поведения", он опирался не только на собственный экспериментальный материал, но творчески осмыслил и привел в единую систему представления своих предшественников. Большое значение имел также тот факт, что Лоренц уточнил применявшуюся для описания поведения терминологию, а также ввел ряд новых понятий.

В качестве единицы инстинктивного поведения К. Лоренц выделил "наследственные координации" или, как он позднее называл их, "эндогенные движения", т.е. видоспецифические (одинаковые у всех особей данного вида), врожденные (т.е. проявляющиеся в "готовом виде", без предварительной тренировки), шаблонные (т.е. стереотипные по порядку и форме исполнения) двигательные акты. Сейчас их принято называть фиксированными комплексами действий (ФКД).

В основу своей первоначальной концепции Лоренц положил деление поведения на врожденное (собственно инстинктивное) и приобретенное (сформированное за счет индивидуального опыта – обучения). Такое дробление в большинстве случаев он считает условным. Каждая реальная последовательность поведенческих актов рассматривается Лоренцем как "сцепление" инстинктов и обучения.

Подробнее вопрос о проблеме врожденного и приобретенного в трудах этологов рассматривается в главе 7.

Наследование видоспецифических особенностей в выполнении ФКД можно анализировать, изучая поведение гибридов первого поколения от скрещивания особей родственных видов, у которых это поведение четко различается, а также (что применимо в основном к насекомым) у особей с локальными мутациями, затрагивающими этот признак (см.: глава 8). Первые эксперименты в этом плане были проведены Ч. Уитменом и О. Хейнротом (см.: 2.3). Скрещивая близкие виды горлиц и уток, они обнаружили специфику наследственной обусловленности ФКД при ухаживании и демонстративном поведении. Для выяснения роли индивидуального опыта в их проявлении применялись так называемые депривацион-ные эксперименты с воспитанием молодых животных в изоляции от действия определенных факторов внешней среды (см.: 7.3.4).

3.3.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 664; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.