Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Из дневника В.С. Мухиной




Первый месяц жизни Кирюши

Решила, что буду записывать только переломные моменты, значительные новообразования. Первый месяц – однородно-рефлекторный. Я могу записать только то, что было записано 33 года назад о его матери /…/ Все проявления не индивидуализированы и свойственны всем новорожденным.

§ /…/ 21.08.79 (0.1.7) [20]

Не видела Кирюшу 4 дня, и меня поразил ярко выраженный новый факт: остановка движения рук, того «беспредметного порхания», которое свойственно новорожденному. Лежит в распеленатом состоянии, одна рука уверенно уцепилась за кольцо соски, а другая держит кусок простыни, и это состояние двух рук удерживается в течение нескольких минут. Это – явный переход к активному произвольному движению. Остановка движения рук – это факт огромного значения. Остановка беспредметного движения порождается предметом – ведь пальцы уцепились за кольцо, вторая рука обхватила кусок простыни и держит его /…/

§ /…/ 04.09.79 (0.1.21)

Впервые увидела настоящую сознательную улыбку широко открытым ртом. Это была не просто улыбка, а целый каскад улыбок. Этим Кирюша реагировал на появление его мамы возле его постели /…/

§ /…/ 12.09.79 (0.1.29)

У меня все же такое впечатление, что неверно интерпретировать улыбку двухмесячного ребенка только как реагирование на появление человека (как это я интерпретировала раньше и повторяла это истолкование на днях) и неправильно также эту улыбку считать сознательной, т.е. выражением определенного чувства, вызванного внешней стимуляцией. Здесь какой-то тонкий переход между бессознательным, полусознательным и сознательным. Улыбка двухмесячного ребенка есть, прежде всего, результат внутреннего смутного ощущения благополучия (сыт, животик не болит и т.п.), и на этом фоне к этому смутному ощущению присоединяется еще какое-то новое впечатление – голос, прикосновение человека.

Пока еще нельзя было заметить отнесенность улыбки к определенному лицу и, прежде всего, к матери-кормилице. Кирюша улыбается и ей, и деду, и мне. Даже неточно сейчас говорить, что он кому-то улыбается, т.е. улыбка эта «в себе» и судить об отнесенности к кому-то мы еще не имеем серьезных оснований. Однако со всей определенностью можно сказать, что это реагирование на человека и, прежде всего, – на его улыбку.

 

§ 6/ III 1961 г. (0.0.21) [21]

Ежедневно наблюдаю своих малышей. Сон, еда, купание, смена пеленок – то внешнее, из чего строится земное существование младенца. Кажется ничто не изменилось. Распеленатые младенцы по-прежнему ритмично движут ручками, ножками и головой. В этих движениях есть какая-то своя согласованность – движения конечностей и головы организованы единым ритмом. Ручки и ножки почти все время полусогнуты, очень редко разгибаются до отказа.

/…/ Дети начали на короткое время фиксировать взглядом неподвижные предметы (игрушки, например). Интересны двигательные реакции в эти моменты. Иногда движения на мгновение прекращаются: малыш – сама сосредоточенность. В следующее мгновение движения рук и ног становятся более быстрыми, чем до момента сосредоточения на предмете. Очень хочу уловить в этих движениях направленность к предмету, на котором сосредоточен взгляд. Но пока – увы! – не вижу.

/…/ Привожу подробную запись наблюдения попытки Кирилла смотреть на предмет.

Кирилл спокоен. Конечности стереотипно двигаются. Взгляд блуждает, ни на чем не останавливается. Стоп! В поле зрения попала яркая погремушка. Малыш замер. Некоторое время наблюдаю симметричное сведение зрительных осей на предмете. Однако конвергенция быстро нарушается, глаза разбегаются, и малыш теряет предмет из поля зрения. Тут же возникают бурные стереотипные движения конечностями. Постепенно они затихают, но не прекращаются. Взор малыша бессмысленно блуждает. Снова неожиданно падает на ту же игрушку. Ребенок замер. Оба глаза устремлены на предмет. Возникают легкие движения конечностями…Левый глаз повело куда-то в сторону. Предмет фиксируется одним глазом. Тело неподвижно. Глаз движется в обратном направлении. Стоп! Фиксирует предмет двумя глазами. Возникают легкие движения конечностями…Этот же левый глаз продолжает свое движение к носу. Второй глаз потерял игрушку из поля зрения. Бурная двигательная реакция…Угасает…Снова игрушка в поле зрения. Смотрит и движет конечностями. Тут же теряет из поля зрения.

В этот раз было пятнадцать попыток сосредоточить взгляд на одном и том же предмете, после чего Кирилл начал плакать (может быть, замерз, может быть, устал – научиться смотреть, оказывается, очень трудная работа).

У Андрюши те же двигательные реакции при сосредоточении. Но глаза не разбегаются и не косят.

§ 21-27/V 1961 г. (0.3.8 – 0.3.14)

Дети снова дома. Теперь их вид мне нравится: окрепнувшие тельца, взгляд постоянно устремлен на какой-нибудь предмет.

Оба изучают свои ручки. Подолгу смотрят на одну из поднятых над лицом рук. Заметны даже передвижения взгляда по руке.

Увы! Кирюша по-прежнему косит.

/…/ Дети лежат на спинках на тахте – «гуляют». Показываю им яркую игрушку. Смотрят. Оба оживленны, ритмично двигают ручками и ножками. Хотя движения непрерывны так же как и в период новорожденности, но они отличаются от диффузных движений новорожденных более определенной ритмичностью /…/

 

Тема 4. Психическое развитие как научная проблема (аудиторная работа – 4 часа)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 1155; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.