КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопросы для обсуждения на семинаре. 1. Как представлен период взрослости в различных психологических подходах?
1. Как представлен период взрослости в различных психологических подходах? 2. Каковы критерии достижения взрослости? 3. Какое место отводится «акме» в структуре жизненного пути в этом возрасте?
Ключевые слова: Взрослость, зрелость, жизненный путь, жизненный цикл, феномен “акме”, личностное акме, псевдоакме, смысл жизни, интервью, биографический метод. Подготовка к семинару предполагает… Задание 1 направлено на выявление представления об особенностях развития в период взрослости со слов самих взрослых, их восприятия и оценок себя, своих достижений в зрелом возрасте. При выполнении этого задания используйте опыт, связанный с особенностями организации и проведения психологического исследования, полученный Вами в работе над темой № 3. Когда Вы будете работать с материалами приложений, обратите внимание на то, что у представителей отечественных и зарубежных подходов отсутствует однозначность исходных представлений о взрослости, обнаруживаются сходства и различия в определении критериев достижения взрослости. Определение базовых представлений об этом возрасте служит основой при построении анализа психологического содержания данного периода. Как и прежде, работа на занятии будет осуществляться в уже известной вам форме групповой дискуссии. Предварительное выполнение ряда заданий может составить ваш «индивидуальный вклад» в групповую работу на семинаре.
Задания для подготовки к семинару Задание 1. Проведите интервью с кем-либо из знакомых вам людей, возраст которых старше 35 лет на тему «Жизнь человека в период взрослости». Задайте им несколько вопросов о том, как они проживают этот период их жизни. Что могли бы рассказать о своем возрасте? Чем взрослый человек отличается от человека другого возраста (юноши, подростка и др.)? Какими словами обычно пользуются для характеристики взрослого? Придерживайтесь обозначенной выше темы, когда будете задавать свои вопросы. Результаты интервью зафиксируйте.
Задание 2. Обратитесь к материалам приложения, а также к библиографическому списку семинара, в которых представлены позиции представителей отечественных и зарубежных психологических подходов к анализу развития в период взрослости. Выберите из текста фрагменты, в которых зафиксированы наиболее распространенные точки зрения об этом периоде. Подготовьте материалы для презентации на занятии.
Задание 3. Используя фрагмент автобиографии Л.Н. Толстого, приведенного в приложении, ответьте на ряд вопросов: · Что общего в описаниях жизни взрослого человека Л.Н. Толстым и человеком, которого вы интервьюировали? В чем состоят отличия? · С чем связано переживание Л.Н. Толстого? Какова цель (и возможный результат) рассуждений писателя? Представлены ли подобные переживания в текстах интервьюируемых вам людей? · Опишите возможные модели проживания жизни в зрелом возрасте. Задания для углубленного изучения темы В начале года в образовательном учреждении под руководством директора состоялось 3 педагогических совета, общая тематика которых была связана с обсуждением педагогами психологических особенностей развития человека в зрелом возрасте. Однако директор ушел и его заменил новый. Обсуждение данной проблемы требует продолжения. Задание 1. Составьте для нового руководителя вариант текста, в котором вы обосновываете ему значение данной проблемы для практической деятельности педагога и необходимость продолжить обсуждения закономерностей развития в период взрослости. Задание 2. Какая информация опсихологическом содержании данного возраста может быть полезна педагогу для рациональной организации его профессиональной активности в образовательном учреждении? Обоснуйте свой ответ. Задание 3. Вас назначили ведущим в проведении педсоветов, речь о которых шла выше. Их проведение планируется 1 раз в месяц. Составьте примерную тематику педсоветов на первое полугодие учебного года. Какие из данного перечня тем требуют обсуждения в первую очередь? Почему? Литература Основная 1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учеб. пособ. для студ. вузов. – М.: «Академия», 1999. Глава 20. О зрелости (36-50 лет). Глава 21. О пожилом возрасте (51-65 лет). С. 599-640. 2. Акмеология: Учебник / Под общ. ред. А.А. Деркача. – М.: Изд-во РАГС, 2004. Глава V. Акмеологический подход к периодизации возрастного развития человека. С. 276-298. Глава VI. Вершины в развитии человека (или его "акме") и их основные характеристики. С. 319-332. 3. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособ. – М.: Педагогическое общество России, 2003. §3-4. Психология взрослого человека. Зрелость как этап и как качество в психическом развитии человека. С. 241-257. 4. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. Глава 13-16. – СПб.: Питер, 2005. – (Серия «Мастера психологии»). С. 560-718. 5. Психология человека от рождения до смерти / Под общей редакцией А.А. Реана. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. – Серия «Психологическая энциклопедия»). Часть VI. Ранняя взрослость (от 20 до 40 лет), Часть VII. Средняя взрослость (от 40 до 60 лет) 6. Рыбалко Е.Ф. Динамика основных характеристик человека в различные периоды его зрелости // Хрестоматия по возрастной психологии. – М.: ИПП, 1996. – С.283-295. 7. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учеб. пособ. для вузов. – М.: Школьная пресса, 2000. Глава 10. Ступень универсализации. С. 354-387 8. Эриксон. Э.Г. Детство и общество. Глава 7. Восемь возрастов человека. – СПб.: «Питер», 1996. С. 109-121.
Дополнительная
1. Акмеология: Учебник / Под общ. ред. А.А. Деркача. — М.: Изд-во РАГС, 2004. 2. Братусь Б.С. К проблеме развития личности в зрелом возрасте //Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1980. № 2. С. З-13. 3. Волынская Л.Б. Смысл середины жизни: подведение итогов как основа дальнейшего пути // Психология зрелости и старения. – 2002. - №1. – С. 18 – 26. 4. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособ. – М.: Педагогическое общество России, 2003. Глава VI. Особенности психического развития человека в периоды взросления, зрелости, старения. С. 219-271. 5. Ливехуд Б. Кризисы жизни. Шансы жизни. – Калуга: "Духовное познание", 1994. 6. Толстая Т.Н. Круг // Любишь – не любишь: Рассказы. М., 1997. 7. Толстых А.В. Возрасты жизни. М., 1988. 8. Франкл В. Человек в поисках смысла: Сб. / Пер. с англ. и нем. – М., 1990. – (Библиотека зарубежной психологии). 9. Хухлаева О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость. – М.: Академия, 2005. 10. Эриксон. Э.Г. Детство и общество. – СПб.: «Питер», 1996. 11. Эриксон Э. Идентичность: кризис и юность. М.,1996. Приложение к теме 14 I. Фрагмент текста для индивидуальной работы. Составлено по материалам кн.Слободчикова В.И., Исаева Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учеб. пособ. для вузов. – М.: Школьная пресса, 2000. С.361-362.
Фрагмент ТолстойЛ.Н.: «И это сделалось со мной в то время, когда со всех сторон у меня было то, что считается совершенным счастьем; это было тогда, когда мне не было пятидесяти лет. У меня была добрая, любящая и любимая жена, хорошие дети, большое имение, которое без труда с моей стороны росло и увеличивалось. Я был уважаем близкими и знакомыми, больше чем когда-нибудь прежде был восхваляем чужими и мог считать, что я имею известность, без особенного обольщения. При этом я не только не был телесно или духовно нездоров, но, напротив, пользовался силой и духовной и телесной, какую я редко встречал в своих сверстниках: телесно я мог работать на покосах, не отставая от мужиков; умственно я мог работать по восьми-десяти часов подряд, не испытывая от такого напряжения никаких последствий. И в таком положении я пришел к тому, что я не мог жить и, боясь смерти, должен был употреблять хитрости против себя, чтобы не лишить себя жизни... Вопрос мой – тот, который в пятьдесят лет привел меня к самоубийству, был самый простой вопрос, лежащий в душе каждого человека, от глупого ребенка до мудрейшего старца, – тот вопрос, без которого жизнь невозможна, как я и испытал это на деле. Вопрос состоит в том:… «Зачем мне жить, зачем чего-нибудь желать, зачем что-нибудь делать?» …«Есть ли в моей жизни такой смысл, который не уничтожался бы неизбежно предстоящей мне смертью?»... …Разумное знание привело меня к признанию того, что жизнь бессмысленна, жизнь моя остановилась, и я хотел уничтожить себя. Оглянувшись на людей, на все человечество, я увидал, что люди живут и утверждают, что знают смысл жизни. На себя оглянулся: я жил, пока знал смысл жизни. Как другим людям, так и мне смысл жизни и возможность жизни давала вера... Какие бы и кому бы ни давала ответы какая бы то ни была вера, всякий ответ веры конечному существованию человека придает смысл бесконечного, — смысл, не уничтожаемый страданиями, лишениями и смертью. Значит — в одной вере можно найти смысл и возможность жизни... Вера есть сила жизни... Без веры нельзя жить...» II. Источник: Акмеология: Учебник / Под общ. ред. А.А. Деркача. — М.: Изд-во РАГС, 2004. Глава V- VI. Акмеологический подход к периодизации возрастного развития человека. Вершины в развитии человека (или его "акме") и их основные характеристики. С. 292-332.
Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 797; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |