Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Соловьев Владимир Сергеевич




Русский консерватизм (К. Леонтьев. К. Победоносцев)

Консерватизм (лат. Conservare – охранять, сохранять) – сохранение и поддержание традиционных, исторически сложившихся форм государственной и общественной жизни, ее моральных, правовых, религиозных и семейных основ.

Б.Н. Чичерин (1828-1904), философ, правовед.

Работа «Вопросы политики»:

«Консерватизм… является крепким оплотом государственного порядка, воспрещает всякую бесполезную, и тем более вредную ломку. Он равно удален и от узкой реакции, пытающейся остановить естественный ход вещей, и от стремления вперед, отрывающегося от почвы в преследовании теоретических целей. Ему одинаково противны упорное старание удержать то, что потеряло жизненную силу, и посягательство на то, что еще заключает в себе внутреннюю крепость и может служить полезным элементом общественного строя.

Его задача состоит в том, чтобы внимательно следить за ходом жизни и делать только те изменения, которые вызываются насущными потребностями».

Противоположные консерватизму направления – экстремизм, радикализм, анархизм, нигилизм и т.п.

В русской философии идеи консерватизма были особенно развиты в XIX веке, сначала - во взглядах славянофилов, хотя в чистом виде встречались редко (Леонтьев, Победоносцев, Погодин).

Судьба консерватизма в России (как и либерализма) трагична. Консервативный тип мышления в русской общественной мысли оказался зажатым между двумя крайними формами: левым радикализмом и реакционной философией правых, между которыми шарахалось общественное мнение.

Консерватизм не был популярен в русском обществе, его исповедовали единицы. Опыт консерваторов отвергался как нечто совершенно ненужное или замалчивался.

Леонтьев Константин Николаевич (1831-1891)

Философ, публицист, дипломат. Родился в сельце Кудиново Мещовского уезда Калужской губернии. Под конец жизни постригся в монахи.

 

Сформулировал закон «триединого процесса развития»:

Общество – живой организм, развивается по органическим законам, проходит три стадии развития:

1 стадия. «Первичная простота»:

Национальные образования неразличимы, т.к. власть, религия, искусство, разделения на сословия существуют лишь в зачаточном состоянии.

2 стадия. «Цветущая сложность»:

Власть сильной монархии и церкви, дифференцированность сословий, складывание традиций и преданий, появление науки и искусств. Стадия – государственной стабильности и культурной производительности, вершина и цель исторического бытия.

3 стадия. «Вторичное смесительное упрощение»:

Процесс разложения общества в результате смешения и равенства сословий, сходства воспитания, замены монархии конституционно-демократическими порядками, падение влияния религии и т.п.

Пример этому – нынешняя Европа, которая безнадежно устарела и разлагается. Ее ждет упадок во всех сферах общественной жизни, общественная неустроенность, жалкие индивидуальные мещанские блага и добродетели безликого и безбожного буржуа.

Отсюда – резкое отрицание К. Леонтьевым западноевропейских идей всеобщего прогресса, который, в конечном счете, ведет к потере индивидуальности и деградации общества и человека.

Россия как государственная целостность сложилась значительно позже Европы. Ее расцвет – при Екатерине II (когда укрепился абсолютизм, укрепление сословия дворянства и расцвет искусств).

России нужно оставаться самобытным государством. Для этого необходимо:

- изолироваться от Европы;

- сохранить традиционные социально-политические институты и общины;

- поддерживать религиозно-мистическое настроение граждан.

К. Леонтьев: «Россия подгнила, ее нужно подморозить!».

Победоносцев Константин Петрович (1827-1907)

Консерватор, профессор права, обер-прокурор Священного Синода, воспитатель 3-х цесаревичей.

Основные идеи:

1. Критика идеи народовластия, которого реально никогда не будет, т.к. всегда будет править некая политическая элита.

2. Парламентаризм – великая ложь нашего времени. Выбирают не представителей народа, а самых нахальных и эгоистичных, которые рвутся во власть.

3. Выступал за низкий уровень образования (4 класса) для простого народа. Просвещение народа ни к чему хорошему не приведет.

4. Противник реформ общества, которые погубят Россию.

С.Ю. Витте (председатель Совета министров России, 1905): «Победоносцев подморозил Россию» (1905).

 

(1853-1900)

 

Выдающийся религиозный философ, идеалист, мистик, альтуист. Сын знаменитого историка С.М. Соловьева. Преподавал в Московском, в СПБ университетах. Противник смертной казни.

 

Центральное место в философии Соловьева – идея всеединства (объединения).

 

3.1. Гносеология Соловьева:

«Теория всеединства» в познании:

Есть три источника познания:

- эмпиризм (опыт);

- рационализм (разум);

- религиозная мистика (интуиция). Она – главная!

Каждый из них исследует разные стороны бытия.

Поэтому целостное познание сущности мира возможно лишь путем всеединства, т.е. объединения (синтеза) всех трех способов познания: науки (опыта), философии (разума) и религии (интуиции, мистики).

 
 

 


Наука (опыт)  

 

 
 

 


 

3.2. Социальная философия Соловьева:

Теория «вселенской теократии»:

В мире господствуют враждебные отношения между людьми и культурами. Для исправления этого необходимо объединить положительные элементы духовных культур и религий Востока и Запада. А для этого сначала – воссоединить христианские церкви: православие, католицизм, протестантство.

- Восточная (православная) церковь – обладает богатством мистического созерцания.

- Западная церковь (католичество) – имеет наднациональную духовную власть, независимую от государства (Папа Римский).

Создать новое всемирное государство - «вселенскую теократию» - путем союза государства и церкви, при нравственной власти последней. В результате будут преодолены вражда и эгоизм, создано «царство Божие» на Земле в виде всемирного государства под властью русского императора и Папы римского (католической церкви).

Роль России в создании государства «Вселенской теократии»:

Она примирит крайности Востока и Запада, т.к. русский народ свободен от всякой ограниченности и односторонности, выше узких национальных интересов.

Реформы Петра I доказали способность русского народа к сочетанию восточной и западной культур.

Кроме того, русский народ обладает терпимостью и способностью к самоотречению, столь необходимому для вселенской церкви.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 465; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.