КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вклад Гегеля в философию
Гегель Учение Канта о нравственном законе (о категорическом императиве) Учение о человеческой личности как об абсолютной ценности Человека нельзя рассматривать как средство для достижения какой-либо, пусть и благородной цели, т.к. он сам есть эта цель. Т.о. интересы одного человека нельзя приносить в жертву другому или даже обществу в целом. Например: попытки построить светлое будущее за счет интересов (здоровья и жизни) живущих поколений (см. коммунизм - уничтожение «вредных» классов, перенапряжение сил). Необходимо уважать и видеть в каждом человеке личность. Кант: «Было время, когда я презирал чернь. Это ослепление исчезло. Я учусь уважать человека».
Кант: «Есть две главные вещи на свете: звездное небо над тобой и нравственный закон внутри себя». Категорический императив – внутреннее повеление, нравственный долг. Человек всегда должен поступать по законам всеобщей человеческой морали, даже наперекор своим личным желаниям в соответствии с нравственным долгом (категорическим императивом). Морален только тот поступок, который совершается из уважения к нравственному закону, а не из личной выгоды. При этом надо поступать так, чтобы правила личного поведения (максима) могли стать правилом поведения для других. Позднее Кант формулирует Комплекс нравственных обязанностей (моральные правила): А) Обязанности человека по отношению к самому себе: забота о сохранении своего здоровья (пьянство, обжорство) и жизни (самоубийство); честность, добросовестность, собств. достоинство (а не холопство, угодничество);Главный помощник – совесть. Б) Обязанности людей друг к другу: Человеколюбие: любовь, уважение, участливость (сострадание), обходительность.
Избегать ч еловеконенавистничество: недоброжелательность, издевательство, неблагодарность, злорадство, злословие, высокомерие. Добродетель не дается от рождения, следовательно, ей надо учить с детства. Юнкера. Вера в Бога: Существование Бога нельзя доказать логически. Но в него нужно верить, т.к. в мире существует зло, а Бог есть гарантия нравственного порядка.
Георг Фридрих Вильгельм (1770-1831) выдающийся немецкий философ, объективный идеалист, профессор Берлинского университета. Разработчик и систематизатор диалектики; автор системы объективного идеализма.
3.1. Идеалистическая система Гегеля:
Все в мире есть результат деятельности идеального начала - объективной абсолютной идеи, которая является основой мира. В своем постоянном развитии абсолютная идея проходит 3 основных этапа своего развития:
Развитие мира (абс. идеи) бесконечно 1 этап. Сфера чистого мышления: (кн. “Логика”) Абсолютная идея, существуя до человека, порождает и накапливает свое богатство, развивается и раскрывается в системе взаимосвязанных диалектических категорий (например, необходимость и случайность, причина и следствие, сущность и явление и др.). 2 этап. “Инобытие духа”. Абсолютная идея материализуется и переходит в свою противоположность (т.н. “инобытие духа”) и обнаруживает себя в природе, где опредмечивает себя в виде телесных единиц. 3 этап. Мировой разум. Абсолютная идея, отрицая природу, возвращается к самой себе - в сферу духа, постигает и углубляет свое содержание в различных видах человеческого сознания и деятельности на протяжении истории человечества. (Т.е. по существу это - “ мировой разум ”, обнаруживаемый в виде обобщенного общественного сознания человечества). Выводы идеалистической системы Гегеля: 1. Главная движущая сила развития - идея.
2. Процесса развития мира бесконечен. 3. Роль идей, духовного начала в жизни общества.
1. Создание диалектики как системы и развитие диалектического метода: Впервые представил все бытие (материальный, исторический и духовный мир) в виде бесконечного, постоянного процесса развития (качественного изменения). Дал определение диалектическому методу (как бесконечному развитию и взаимосвязи всего существующего). 2. Выделил особенности развития: а) оно идет от низшего к высшему, по спирали, а не по кругу; б) оно происходит путем перехода количественных изменений в качественные; в) выделил главный источник всякого развития – противоречия, в первую очередь – внутренние ( т.е. лежащие в самом предмете, явлении) и их разрешение. Например: проблемы страны (России), семьи. 3. Сформулировал три закона диалектики: А) закон единства и борьбы противоположностей: (показывает источник развития - противоречия); Противоположности предмета (явления) борются между собой и одновременно находятся в единстве. Развитие происходит за счет снятия (разрешения) противоречий. Например: развитие семьи, карьеры, фирмы. Б) закон перехода количественных изменений в качественные: (показывает механизм развития) Переход из одного состояния (качества) в другое возможен только путем накопления необходимыхколичественных изменений. Например: Кипение воды возможно только при 100 градусах. В) закон отрицания отрицания: (показывает направленность развития); При возникновении нового качества старое качество исчезает (отрицается). Процесс отрицания бесконечен, т.к. бесконечно само развитие. Есть 2 вида отрицания (метафизическое и диалект-ское): 1. Метафизическое (т.е. полное) отрицание. Например, полное перепрофилирование производства и замена персонала; 2. Д иалектическое отрицание (когда из старого качества в новое берется все положительное). Например, постепенная замена менее способных людей в коллективе.
Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 884; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |