Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вклад Гегеля в философию




Гегель

Учение Канта о нравственном законе (о категорическом императиве)

Учение о человеческой личности как об абсолютной ценности

Человека нельзя рассматривать как средство для достижения какой-либо, пусть и

благородной цели, т.к. он сам есть эта цель. Т.о. интересы одного человека нельзя приносить в жертву другому или даже обществу в целом.

Например: попытки построить светлое будущее за счет интересов (здоровья и жизни) живущих поколений (см. коммунизм - уничтожение «вредных» классов, перенапряжение сил).

Необходимо уважать и видеть в каждом человеке личность.

Кант: «Было время, когда я презирал чернь. Это ослепление исчезло. Я учусь уважать человека».

 

Кант: «Есть две главные вещи на свете: звездное небо над тобой и нравственный закон внутри себя».

Категорический императив – внутреннее повеление, нравственный долг.

Человек всегда должен поступать по законам всеобщей человеческой морали, даже наперекор своим личным желаниям в соответствии с нравственным долгом (категорическим императивом).

Морален только тот поступок, который совершается из уважения к нравственному закону, а не из личной выгоды.

При этом надо поступать так, чтобы правила личного поведения (максима) могли стать правилом поведения для других.

Позднее Кант формулирует

Комплекс нравственных обязанностей (моральные правила):

А) Обязанности человека по отношению к самому себе:

забота о сохранении своего здоровья (пьянство, обжорство) и жизни (самоубийство);

честность, добросовестность, собств. достоинство (а не холопство, угодничество);Главный помощник – совесть.

Б) Обязанности людей друг к другу:

Человеколюбие: любовь, уважение, участливость (сострадание), обходительность.

Избегать ч еловеконенавистничество: недоброжелательность, издевательство, неблагодарность, злорадство, злословие, высокомерие.

Добродетель не дается от рождения, следовательно, ей надо учить с детства. Юнкера.

Вера в Бога: Существование Бога нельзя доказать логически. Но в него нужно верить, т.к. в мире существует зло, а Бог есть гарантия нравственного порядка.

 

 

Георг Фридрих Вильгельм

(1770-1831)

выдающийся немецкий философ, объективный идеалист, профессор Берлинского университета.

Разработчик и систематизатор диалектики; автор системы объективного идеализма.

 

3.1. Идеалистическая система Гегеля:

 

Все в мире есть результат деятельности идеального начала - объективной абсолютной идеи, которая является основой мира. В своем постоянном развитии абсолютная идея проходит

3 основных этапа своего развития:

 


Развитие мира (абс. идеи) бесконечно

 
 


1 этап. Сфера чистого мышления: (кн. “Логика”)

Абсолютная идея, существуя до человека, порождает и накапливает свое богатство, развивается и раскрывается в системе взаимосвязанных диалектических категорий (например, необходимость и случайность, причина и следствие, сущность и явление и др.).

2 этап. “Инобытие духа”.

Абсолютная идея материализуется и переходит в свою противоположность (т.н. “инобытие духа”) и обнаруживает себя в природе, где опредмечивает себя в виде телесных единиц.

3 этап. Мировой разум. Абсолютная идея, отрицая природу, возвращается к самой себе - в сферу духа, постигает и углубляет свое содержание в различных видах человеческого сознания и деятельности на протяжении истории человечества. (Т.е. по существу это - “ мировой разум ”, обнаруживаемый в виде обобщенного общественного сознания человечества).

Выводы идеалистической системы Гегеля:

1. Главная движущая сила развития - идея.

2. Процесса развития мира бесконечен.

3. Роль идей, духовного начала в жизни общества.

 

1. Создание диалектики как системы и развитие диалектического метода:

Впервые представил все бытие (материальный, исторический и духовный мир)

в виде бесконечного, постоянного процесса развития (качественного изменения). Дал определение диалектическому методу (как бесконечному развитию и взаимосвязи всего существующего).

2. Выделил особенности развития:

а) оно идет от низшего к высшему, по спирали, а не по кругу;

б) оно происходит путем перехода количественных изменений в качественные;

в) выделил главный источник всякого развития – противоречия, в первую очередь – внутренние ( т.е. лежащие в самом предмете, явлении) и их разрешение.

Например: проблемы страны (России), семьи.

3. Сформулировал три закона диалектики:

А) закон единства и борьбы противоположностей:

(показывает источник развития - противоречия);

Противоположности предмета (явления) борются между собой

и одновременно находятся в единстве.

Развитие происходит за счет снятия (разрешения) противоречий.

Например: развитие семьи, карьеры, фирмы.

Б) закон перехода количественных изменений в качественные: (показывает механизм развития)

Переход из одного состояния (качества) в другое возможен только путем накопления необходимыхколичественных изменений.

Например: Кипение воды возможно только при 100 градусах.

В) закон отрицания отрицания: (показывает направленность развития);

При возникновении нового качества старое качество исчезает (отрицается). Процесс отрицания бесконечен, т.к. бесконечно само развитие.

Есть 2 вида отрицания (метафизическое и диалект-ское):

1. Метафизическое (т.е. полное) отрицание.

Например, полное перепрофилирование производства и замена персонала;

2. Д иалектическое отрицание (когда из старого качества в новое берется все положительное).

Например, постепенная замена менее способных людей в коллективе.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 884; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.