КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Гносеология Канта
Критическая философия Канта (задачи, основные проблемы, понятия) Особенности немецкой классической философии - возвращение и господство в философии идеализма; - пришла на смену французскому метафизическому материализму; - более глубокое исследование различных философских проблем (в онтологии, гносеологии, этике и др.); - углубленное изучение и развитие диалектики (в т.ч. - категорий и законов); - в гносеологии - исследуется не только объект, но и субъект познания;
§ 2. Иммануил Кант ( 1724-1804)
Родоначальник немецкой классической философии. Профессор и ректор Кенигсбергского университета. Кроме вклада в философию: крупный ученый в области естественных наук: космогония, физическая география, антропология и др.
Два периода в творчестве И.Канта: 1. Докритический – работы естественно-научного характера (происхождение Вселенной и др.). 2. Критический (после опубликования работы «Критика чистого разума», 1781). Пытается выяснить пределы возможностей человеческого разума. Основные задачи философии: - Что я могу знать? (гносеология. Ответ в книге «Критика чистого разума»); - Что я должен делать? (этика. Работа «Критика практического разума»); - На что я смею надеяться? (Религия. работа «Религия в пределах только разума»). Основные рассматриваемые проблемы: - проблема познаваемости мира и границы человеческого познания; - нравственность человека Основные понятия: вещь для нас (явление), вещь в себе (сущность), категорический императив.
Предложил: переориентировать изучение процесса познания с объекта на субъект познания, а также изучить границы познания.
Учение о «вещи в себе» (или о сущности и явлении): 1. Познание мира человеком имеет свои границы. 2. В предмете различал две стороны (категории «явление» и «сущность»), которые не совпадают друг с другом: а) явления – это внешняя сторона предмета, то, что нам является. Они познаются с помощью органов чувств (это – т.н. «вещь для нас»); Например, я вления человека – его внешность, поведение на людях. б) сущность вещи - ее главные, внутренние качества, ее основа, отличающая ее от всех других вещей. Например, с ущность человека – его внутреннее содержание, духовный мир, душа. «Чужая душа – потемки!». Реклама: «Родители думают, что я такая. А я на самом деле…». 3. Сущность предметов и мира в целом глубоко скрыта от глаз человека и поэтому принципиально непознаваема. Поэтому сущность это – т.н. «вещь в себе». В признании непознаваемости сущности - агностицизм Канта.
Причины непознаваемости сущности (по Канту): 1. Бесконечность и изменчивость мира; 2. Нравственная целесообразностьограниченности познания человека, т.к. иначе человек может возомнить себя Богом. Нужно ли человеку все знать? Пример: использование атомного оружия. Выводы: В своем учении Кант обращает внимание на: 1. Качественную, принципиальную разницу между категориями «сущность» и «явление»; 2. Трудность и ограниченность познания в связи с безграничностью мира и его качественной изменчивостью. Критика Гегелем теории Канта о непознаваемости сущности: Кант не прав. Сущность познаваема - через познание явлений. Гегель: «Сущность является, явление существенно». Т.е. сущность раскрывается нам через явления, т.к. в каждом явлении одновременно открывается частичка сущности предмета. Таким образом, через последовательное изучение и познание явлений предмета мы все больше узнаем и о его сущности. Например, о сущности человека узнаем через его поведение. В своей критике теории Канта Гегель указывает на: 1) диалектическую взаимосвязь сущности и явлений; 2) принципиальную возможность познания сущности; 3) показывает механизм познания сущности.
2.3. Этика Канта:
Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 1984; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |