КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Свойства речи
Функции речи Речью называется процесс практического применения языка в целях общения с другими людьми. Язык един для всех людей, пользующихся им, речь является индивидуально своеобразной. Речь без усвоения языка невозможна. Связующим звеном между языком и речью выступает значение слова.
Различают две главные функции речи, теснейшим образом связанные между собой. Первая – осуществления процесса общения между людьми (коммуникативная функция). Во второй функции речь выступает как средство выражения мыслей. В коммуникативной функции речи выделяют три стороны: 1. Информационная сторона проявляется в передаче знаний. При общении человек указывает на какой-либо предмет и высказывает свои суждения по какому-либо вопросу. 2. Выразительная (экспрессивная) сторона помогает передать чувства и отношения говорящего к предмету сообщения. 3. Побудительная сторона заключается в способности человека посредством речи побуждать людей к действию. Речь как средство мышления выполняет следующие две основные функции. 1. Сигнификативная функция – обозначение словом предметов и явлений. Взаимопонимание людей основано на единстве обозначения предметов и явлений воспринимающим и говорящим. 2. Функция обобщения, которая связана с тем, что слово обозначает не только отдельный, данный предмет, но целую группу сходных предметов и всегда является носителем их существенных признаков.
Воздействие речи зависит от ряда факторов: широкого социального контекста (интереса слушателей к этой теме и т.п.); авторитета личности выступающего и культуры речи. Культура речи личности является ее интегративной характеристикой, включающей параметры, как содержательной стороны, так и ее оформленности. Соответственно выделяют следующие свойства речи. 1. Содержательность речи характеризуется количеством выраженных в ней мыслей, чувств и стремлений, их значительностью и соответствием действительности. Для содержательности речи важна логичность ее изложения и доказательность. 2. Понятность речи достигается синтаксически правильным построением предложений, а также применением в ответствующих местах пауз или выделения слов с помощью логического ударения. Понятность речи зависит также от соотношения между ее сложностью с одной стороны, и уровнем развития, кругом знаний и интересов слушателей – с другой. Наиболее понятно то содержание речи, которое близко интересам и потребностям слушателей. 3. Выразительность речи связана с ее эмоциональной насыщенностью. Она предполагает учет обстановки выступления, ясность произношения, правильную интонацию, умение пользоваться словами. По своей выразительности речь может быть яркой, энергичной или, наоборот, вялой, бедной. 4. Воздейственность речи заключается в ее влиянии на мысли, чувства и волю других людей, на их убеждения и поведение. Обеспечивается учетом индивидуальных особенностей слушателей. Учет всех указанных выше характеристик в сочетании с высокими знаниями предмета является залогом эффективности воздействия речи учителя на учащихся.
Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 568; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |