Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Отрицательное отклонение медленного потенциала 3 страница




Пожалуй, наибольшую известность получили данные о лече­нии эпилепсии с помощью обратной связи от ЭЭГ. В свое время это послужило основой сюжета одного из эпизодов телевизионного спектакля «Маркус Уэлби, доктор медицины». Метод состоит в том, что стремятся повысить частоту и амплитуду, сенсомоторного ритма (ритм 12—16 Гц, регистри­руемый с сенсомоторной коры, обычно с Сг — Т3 и/или Сг — Т4); он был впервые предложен Барри Стерманом (Sterman, 1973). Хотя был ряд сообщений об отрицательных результатах (Kaplan, 1975), большинство исследователей подтвердило, что обратная связь от сенсомоторного ритма



Глава 10


Прикладная психофизиология



 


позволяет уменьшить частоту возникновения судорог (Sterman et al., 1974; Finley et al., 1975; Lubar, Bahler, 1976).

В научной литературе почти не было указаний на то, чтобы какое-то клиническое значение могла иметь обратная связь от альфа-ритма. Несмотря на это, «состояние альфа» привлекло необычайно большое внимание. Некоторые квази­религиозные группы описывали «состояние альфа» как почти мистический уровень сознания, который может приоткрыть дверь к внечувственному восприятию и лечению психических болезней. Другие, несколько более осторожные, смотрели на обратную связь от альфа-ритма как на ключ к «достижению своего полного потенциала», чтобы это ни означало. Мало­культурные антрепренеры раздували это пламя. Создавались компании вроде «Whole Earth Electronics», в большом коли­честве выпускавшие для альфа-тренировки недорогие устрой­ства, часто довольно сомнительного технического качества. К некоторым прилагались брошюры с инструкциями, где гово­рилось, как можно использовать обратную связь от альфа-ритма для развития внечувственного восприятия, лечения облысения и борьбы с такой бедой, как псориаз.

Все, кто был хотя бы поверхностно знаком с ЭЭГ, отно­сились к подобным утверждениям скептически. Разумеется, никакого «состояния альфа» не существует. Мозг — это не какая-то недифференцированная масса, пребывающая в том или ином состоянии. Чаще всего обратная связь от альфа-ритма ведет к увеличению амплитуды волн с частотой 8—13 Гц, отводимых от затылочной коры. Однако самый простой способ достигнуть этого — закрыть глаза.

Шум, поднявшийся вокруг обратной связи от альфа-ритма, был в значительной части вызван сообщением (в ранних рабо­тах), что такие сеансы доставляли испытуемым большое удо­вольствие. В двух наиболее часто цитируемых статьях (Nowlis, Kamiya, 1970; Brown, 1971) говорилось, что примерно у поло­вины испытуемых появление альфа-ритма сопровождалось чувством приятного расслабления. Об этой половине и говорили так много, другая же половина испытуемых ничего такого не заметила. В более поздней работе (Travis et al., 1975) было найдено то же соотношение — половина людей описы­вала состояние, при котором генерировался альфа-ритм, как «приятное». Однако в одной из самых первых работ (Brown, 1970) двое из десяти испытуемых сообщали, что они во время альфа-ритма чувствуют себя расслабленными, тогда как еще трое «активно пытались расслабиться». Это наводит на мысль Ъ том, не пришли ли эти испытуемые на опыт с уже готовыми представлениями об ощущениях, связанных с альфа-ритмом. К этому вопросу мы вернемся позднее.


Если это еще не похоже на основание новой религии, то для воодушевления фанатиков альфа-состояния нашелся еще один источник. Определенные изменения ЭЭГ, в том числе повы­шение амплитуды затылочного альфа-ритма, были обнаружены при медитации у японских монахов секты Дзен (Kasamatsu, Hirai, 1969), индийских йогов (Anand et al., 1961) и у людей, находящихся в состоянии «трансцендентальной медитации» (Wallace, 1970). Теперь обратную связь от альфа-ритма стали уже рассматривать как своего рода новый подход к освоению медитации, сокращающий время соответствующей подготовки для вечно спешащих жителей Запада.

Альфа-ритм усиливается, когда человек засыпает. И вот одна группа исследователей Вашингтонского университета (Pagano et al., 1976) выступила с утверждением, что, по крайней мере во время трансцендентальной медитации, периоды углуб­ленного размышления физиологически сходны с послеобеден­ным сном. Другие авторы шли еще дальше. В некоторых из самых ранних работ медитацию характеризовали как «гипоме-таболическое состояние бодрствования» (Wallace et al., 1971). Трансцендентальная медитация рассматривалась как «четвер­тое состояние» сознания, отличное от бодрствования, сна и дремоты. X. Бенсон, один из первых исследователей этого со­стояния, разработал свой, более «светский», вариант объясне­ния, который он изложил в своем бестселлере «Реакция релак­сации» (Benson, 1975). Вулфолк (Woolfolk, 1975) дал обзор всей литературы по медитации за 1975 год и хорошо подытожил основные психофизиологические открытия, сделанные к тому

времени.

В литературе по медитации можно найти и более интерес­ные факты, чем данные о простом расслаблении. Например, у монахов Дзен, у которых при медитации внимание сосредото­чено на внешнем мире, не происходило «привыкания» альфа-ритма к звуковым раздражителям (Kasamatsu, Hirai, 1969). Это значит, что, в то время как у контрольной группы реакция ЭЭГ на звук (тон) постепенно ослабевала, у монахов она сохранялась. Таким образом, данные ЭЭГ подкрепляют утверж­дение этих монахов, что они «лучше осознают» окружающий мир. С другой стороны, медитация, которую практикуют индийские йоги, совсем иного рода: она связана с сосредо­точенностью на внутреннем состоянии и отключением от внешне­го мира. У них во время медитации не происходило блокады альфа-ритма при достаточно сильном раздражении (например, когда к руке прикладывают горячий предмет), хотя вне периода медитации те же раздражители блокировали альфа-ритм (Anand et al., 1961). Таким образом, судя по данным ЭЭГ, это состояние прямо противоположно тому, в которое приво-



Глава 10


Прикладная психофизиология



 


дят себя монахи Дзен. Йоги успешно отключают себя от внеш­него мира.

Такие тонкости были, однако, забыты теми, кто утверждал, что обратная связь от альфа-ритма может вызвать состояние, сходное с трансом при медитации. Позабытым оказалось и то, что для генерации альфа-ритма необходимо надлежащее со­стояние глазодвигательной системы. Как говорилось в гл. 9, некоторые исследователи утверждали даже, что альфа-ритм отражает просто движения глаз. Хотя это явная крайность, нет сомнения в том, что расслабление и расфокусировка глаз обычно приводят к увеличению амплитуды затылочного альфа-ритма. Дьюэн (Dewan, 1967) обучал людей посылать с помощью мозговых волн сигналы Морзе путем простого фокусирования и расфокусирования глаз, что явилось уже демонстрацией педантичной виртуозности. Расфокусировка вызывала подъем амплитуды альфа-ритма, что\в свою очередь вело к появлению слышимого звука соответственно в виде точки или тире в зави­симости от длительности поддержания усиленного альфа-ритма. Значение двигательной настройки глаз для подавления альфа-ритма подчеркивали и другие авторы (Mulholland, 1968, 1972; Ререг, 1970, 1971; Peper, Mulholland, 1970; Plotkin, 1976). Плоткин и Коэн (Plotkin, Cohen, 1976) изменяли пять парамет­ров субъективного состояния человека и установили, что в контроле над альфа-ритмом участвует настройка глаз и в меньшей степени осознание внешнего сенсорного опыта, тогда ка"к осознание состояния своего тела, упорядоченность мышле­ния и приятность переживаемого эмоционального состояния на альфа-ритм не влияют.

Некоторые исследователи из тех, кто подчеркивает важность двигательной настройки глаз для генерации альфа-ритма, сомневаются в том, что человек вообще может научиться гене­рировать альфа-ритм. По их мнению, испытуемые научаются выключать альфа-ритм, а не вызывать его. Линч и Паскевиц (Lynch, Paskewitz, 1971) написали на эту тему классическую работу. Хардт и Камийя (Hardt, Kamiya, 1976) высказали недавно несколько иную точку зрения.

Мулхолланд (Mulholland, 1971) утверждал, что «прият­ность» генерирования альфа-ритма, возможно, связана не только с самим этим ритмом, но в такой же мере с ожиданием и переживанием успеха в эксперименте. Он описал несколько случаев, когда испытуемые говорили, что испытывали сильные переживания во время генерации альфа-ритма с помощью обратной связи. Однако при отключенной обратной связи они уже не могли указать моменты, когда у них генерировался альфа-ритм.

Совсем недавно один из учеников Мулхолланда, Дэвид Уэлш


(Walsh, 1974), исследовал роль эффектов ожидания более систематически. Для испытуемых создавали либо истинную, либо ложную обратную связь, и в инструкциях говорили им, что альфа-ритм соответствует «спокойному, созерцательному, дремотному состоянию» или же «повышенному настроению», либо давали более нейтральные инструкции.

Оказалось, что только те испытуемые, которым говорилось, что альфа-ритм связан с определенным состоянием, и которые при этом действительно научались поддерживать альфа-ритм (в отведении О) - Р3 или О2 - Р4 в зависимости от того, где была больше амплитуда), сообщали, что альфа-ритм связан с приятным состоянием. Это означает, что ни инструкция, ни физиологическое состояние в отдельности не были доста­точны для формирования «альфа-состояния». Оно наблюдалось только при сочетании обоих этих факторов. Эти данные еще раз подчеркивают роль познавательных процессов в определе­нии того, что человек действительно чувствует, и еще раз показывают, как необходимо совершенствование методов фи­зиологических и психологических исследований. Маловероятно, чтобы существовала простая корреляция между такой грубой физиологической переменной, как затылочный альфа-ритм, и субъективными переживаниями. Ранние исследователи обрат­ной связи в какой-то мере надеялись, что научно мыслящие психологи смогут снова открыть дверь, которую много лет назад захлопнул бихевиоризм,— дверь во внутренний мир человека. Стойва и Камийя (Stoyva, Kamiya, 1968) видят такую возможность в применении «принципа конвергирующих опера­ций». Попросту говоря, они утверждают, что если рассматри­вать «внешние корреляты предполагаемых внутренних состоя­ний» (в нашем случае альтернативные физиологические пока­затели), то это, возможно, позволит исключать гипотезы о таких состояниях. Они приводят пример быстрых движений глаз (БДГ), сопровождающих большую часть сновидений. Тот факт, что длительность периода БДГ тесно коррелирует с сообщением испытуемого о длительности сновидения (Dement, Kleitman, 1957), позволяет исключить возможность того, что рассказ испытуемого о сновидении просто выдуман.

Процедуры с обратной связью могли бы дать, как надеются эти авторы, сходное решение для бодрствующего испытуемого. Из нашего обзора ясно, что такого простого соответствия нет. Если здесь есть хоть какие-то надежды, то их можно связывать разве только с появлением более сложных подходов — с созда­нием комплексных (pattern) обратных связей.

Представление о комплексной обратной связи (pattern biofeedback) выдвинул Шварц (Schwartz, 1971) вместе с моделью ИД (Integration-Differentiation Model). Модель ИД



Глава 10


Прикладная психофизиология



 


была предложена для объяснения одного непонятного резуль­тата, полученного в экспериментах с обратной связью: хотя известно, что ритм сердца — это один из факторов, определя­ющих артериальное давление (см. гл. 5), Шапиро, Турски и Шварц (Shapiro et al., 1970a) нашли, что у испытуемых, которых научили повышать или снижать систолическое давле­ние, не происходит изменений сердечного ритма и, наоборот, у испытуемых, которые могли ускорять или замедлять этот ритм, не изменяется систолическое давление (Shapiro et al., 1970b). Модель ИД Шварца помогает разрешить этот парадокс: «Эти результаты можно понять и предсказать как результат выработки инструментальных условных рефлексов только в том случае, если мы предположим, что артериальное давление и ритм сердца действительно не связаны друг с другом (не коррелируют во времени) в такой степени, чтобы при регу­лярном подкреплении сдвигов одной из этих величин другая тоже получала бы некоторое случайное подкрепление».

На основе этой модели можно предсказать влияние обрат­ной связи от ритма сердца на артериальное давление, исходя из «нормальных» взаимоотношений между этими величинами. И наоборот, если мы знаем влияние этой обратной связи на АД, мы можем сказать, какова степень корреляции обоих показателей. В этом случае корреляция между этими перемен­ными (определяемая как вероятность нахождения их обеих в состоянии, одинаковом по отношению к их средним величи­нам) должна быть близкой к нулю. Шварц нашел, что так оно и есть.

Далее Шварц (Schwartz, 1971) предположил, что обратная связь для комплексов, включающих ритм сердца и артериаль­ное давление, должна выявить такие взаимоотношения между физиологическими системами, которые нельзя было бы наблю­дать при более обычных методах создания обратной связи. Для описания двух возможных типов таких взаимоотношений он предложил термины интеграция и дифференциация. Шварц (Schwartz, 1972a) говорит, что «интеграция — это такой тип реакции, когда обе функции одновременно изменяются в одном направлении (например, обе усиливаются или обе ослабевают по типу симпатической реакции), а дифференци­ация — такой, при котором они изменяются в противополож­ных направлениях».

И Шварц действительно показал, что такой подход выявляет ограничения, которые каждый из показателей накладывает на другой, тогда как при исследовании какого-то одного показателя этюго нельзя было сделать. Позднее было показано (Schwartz et al., 1972), что приложение этой модели к случаю взаимодей-


ствия диастолического давления и ритма сердца еще раз под­твердило эффективность этого подхода.

Таким образом, модель ИД можно рассматривать как пер­вый шаг в разработке более совершенных подходов к проблеме обратной связи в физиологии. Как показал Шварц (Schwartz, 1971), комплексный подход дает нам информацию, которую нельзя получить с помощью более примитивных методов. Если человек не может научиться повышать свое систолическое давление при одновременном замедлении ритма сердца (как не могли это сделать испытуемые Шварца), мы получаем ценную информацию о взаимосвязи между двумя системами. Если же при сочетании «замедление PC + снижение АД» ритм сердца замедляется больше, чем при сочетании «замедление PC + повышение АД» (опять-таки случай из работы Шварца), то это говорит нам, что в сердечно-сосудистой системе суще­ствует какая-то естественная интеграция, которую нельзя обнаружить при тренировке в пределах каждой из систем в отдельности или же при анализе типичных фазовых соот­ношений между ними.

Хэссет (Hassett, 1974) распространил этот принцип на изучение взаимодействия между вегетативной системой и ЦНС. Испытуемые сначала обучались манипулировать ритмом сердца и альфа-ритмом ЭЭГ раздельно, а потом их просили объеди­нять эти реакции попарно во всех возможных сочетаниях. В условиях комплекса реакций наблюдалось одностороннее влияние затылочного альфа-ритма на ритм сердца, которое нельзя было видеть, если манипуляции проводились в пределах каждой из систем в отдельности (см. также Hassett, Schwartz, 1975). В этом исследовании некоторые испытуемые тоже обу­чались лучше, чем другие. Те, у которых получались более сильные реакции сердечного ритма, обычно вырабатывали более эффективный контроль над затылочным альфа-ритмом.

Таким образом, комплексная обратная связь может суще­ственно помочь в понимании взаимоотношений между наиболее обычными физиологическими показателями (Hassett, 1974), а также имеет перспективу'применения в клинике (Schwartz, 1974). Этот подход, а также другие новые методические достижения наверняка приведут нас к разработке в будущем более совершенных методов формирования обратной связи.

То, что тренировка с обратной связью стимулирует актив­ное участие больного в своем лечении, может в конечном счете существенно повлиять на современную медицину независимо от окончательного решения вопроса о применимости этого метода для лечения того или иного конкретного заболевания.


Перспективы психофизиологии



 


Перспективы психофизиологии

Заканчивая наше ознакомление с психофизиологией, мы попы­таемся рассмотреть в перспективе те ключевые направления, которые мы обсуждали. Мы еще раз сопоставим подходы, основанные на представлении об общей активации и на учете конкретных комплексов реакций, а затем перейдем к вопросам, возникающим в связи с тем, что нередко разные люди неодина­ково реагируют на идентичные события. И наконец, мы рас­смотрим вопрос о месте психофизиологии в ряду социальных дисциплин.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 361; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.