КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ЗвУ1 нивг 15 страница
з — з — 1 — 500— 10В ~ Рис. 62. Схема спектрограммы сочетания |аса| рую трудно ожидать у лнппш- :та -фонетика. Ввиду этого в именных лабораториях сня- Цектрограмм занимаются техники; на долю фонетика остается Ксперимелтального материала и интерпретация результатов Вализа. Последние удобно представлять в виде схем, подобие 62, где форманты даны в виде огибающих кривых или -нибудь ином упрощенном и наглядном виде. Б. ВОЗДУШНОСТЬ мздушность, т. е. скорость выхода воздуха, играет при обра-11Г^асных гораздо меньшую роль, чем при образовании согласных '■ Колебание в воздушности в большинстве языков не явля- ?ько значительным, чтобы заметно влиять на формантную 'Антс "оказывают эксперименты, степень воздушности гласных 1 зависимости от степени воздушности соседних согласных, воздушность обнаруживается" в спектре в виде появления 1ия высокочастотных шумовых составляющих. вило, гласные не являются чистыми тонами, а содержат ! называемых «неформантных составляющих» некоторое
количество шума. Появление шума неизбежно, так как при ции гласных в надгортанных полостях создаются большие или шие препятствия для прохождения выдыхаемой струи воздуХа ' ление последней, т. е. увеличение воздушности, вызывает \>сй-элементов шума в гласном, что в конечном счете может привести"1 консонантизанни, к превращению в сонант. Это имеет место при ЙК ком подъеме языка, так как узкая щель является подходящим и*" вием для возникновения заметного шума при достаточной силе воап ной струи. В случае низкого положения языка, т. е. достаточно цт ' кой щели, условий для усиления шума нет; поэтому во многих язм^° имеются сонанты ф> и «V/» (часто называемые «полугласными»), соот^* ствующие гласным «1», «и». Сонанты же, которые соответствовали Т гласным «а» или «е», в языках не встречаются. Ь| В языке гуджарати имеются гласные особые (подобно согласными § 116), которые противопоставлены фонологически простым гласный Исторически они возникли из сочетаний с фарингальным согласны"! а также в позиции после придыхательного смычного согласного. Согласно исследованию Э, Фишер-Йёргенсен основной их артикулятор. ной характеристикой является сильная воздушная струя, что хорони согласуется с указанной историей их. Большая воздушность связана с наличием небольшого раскрытия в задней части голосоеой щел-[216]. Исследователи ряда индейских языков Северной Америки отмечают, что гласные этих языков отличаются резким грубым тембром. Возможно, что и эта особенность объясняется большой воздушностью, вызывающей появление шумовых составляющих1. В. НАПРЯЖЕННОСТЬ И ИНТЕНСИВНОСТЬ § 180. Термины «напряженные» и «ненапряженные» гласные, ведущие свое начало от Суита, получили в фонетике различное толкование. Суит ввел понятие напряженности [296], так как он был не согласен с истолкованием различения широких и узких (\уЫе и тшггои) гласных, как оно было дано у Бэлла [2021. В то время как Бэлл_считэл, что широкие гласные характеризуются расширением задней част-полости рта, Суит утверждал, что узкие гласные отличаются от шир_ ких тем, что при произнесении первых язык напряжен, а при произл сени и вторых не напряжен. Йесперсен отвергал оба эти объясни " он полагал, что суть дела заключается в форме канала для про-.„ он полагал, что суть дела заключается в форме к воздуха при произнесении гласного, Если канал узкий, то ^- ются узкие гласные, если широкий — то широкие гласные- Так ■ аых по нап ось смеша. разом, различение гласных по напряженности оказалось смеш^', с различением их по положению органов произношения, главн разом языка. 1 Указанный тембр гласные могут получать и вследствие дополните^ ^ кочастотных колебаний голосовых связок. Такие гласные встречаются й _„ж диалектах, где они соответствуют сочетанию гласного с последующи*™ ■ согласный [28, 1121. , тем, как полагал Щерба и как подтверждается новейшими ментально-фонетическими и акустическими данными, на ха-гласного, независимо от положения отдельных органов, ЕетСЯ ч степень напряженности произносительного аппарата, тической точки зрения вопрос этот связан с вопросом о зату-резопансных полостях (см. с. 103). Чем меньше декремент ания, тем четче, ярче, напряженнее звучание, и наоборот. Комической классификации дифференциальных признаков Г11Х напряженные определяются с акустической точки ■ ■она и ДРУГ11Х напряженные определяются, с акустической точки как обладающие резко очерченными формантами, наиболее
Ь по частоте от формант нейтрального гласного, артикуля- Ц_ как более четко отличающиеся от нейтрального положения Я тракта, б Таким образом, различие напряженности сказывается в большей к меньшей яркости формантной характеристики» гласного. В пении, "^ качество звучания играет особенно большую роль, естественно м-оеыление к образованию напряженных гласных. Эксперименты С Н. Ржевкина и В. С. Казанского показали, что затухание в резонансных полостях в пении в 3—4 раза меньше, чем в речи. Причем они объясняют это «или увеличением упругости стенок вследствие напряжения мышц, или закрытием носоглотки путем поднятия нёбной занавески» [140, 277]. Последнее объяснение явно несостоятельно, так как не только в пении, но и в речи неносовые гласные произносятся при поднятой нёбной занавеске. Остается, следовательно, только первое объяснение, дающее основание утверждать, что напряженность гласных зависит от степени напряжения мышц звуко-произносительного аппарата. Поскольку без напряжения произносительного аппарата гласные произноситься не могут, постольку напряженность и следует считать одним из общих условий образования гласных. Суит устанавливал два вида гласных с точки зрения их напряженности, поскольку он связывал ее с различением узких и широких гласных. Правильнее, однако, говорить о разной степени напряженности. В фонематическом отношении различение гласных с разной сте-еяью напряженности мало изучено. Вместе с тем не только гласные п0 11ЫХ„ЯЗЫК0В' как- скажем, русского и французского, различаются п ВОеи "апРяженности, но и в пределах одного языка степень на-неуп е'Ш0СТ1Т может играть значительную роль. Явление редукции в: Ренных гласных, распространенное во многих языках (как и наПцСКом) й есть, по-видимому, не что иное, как противоположение лонимЖенных и ненапряженных гласных. Под редукцией обычно ствке УтРату гласным четких отличительных признаков вслед-к,ра °Го' Что отсутствие напряжения стенок резонаторов приводит Ударени Ытости» формантных контуров. Таким образом, между Ч чир'1"1"1 и неударенными гласными возникает также разли-^иоввд,0 Качествепного характера. Более того, как думал Щерба, Н°м прОт пРизиак ударения может заключаться именно в качествен-с' 264) Кв°п°ложении ударенных и неударенных гласных (см.
§ 181. С напряженностью не следует смешивать интенсив гласных. Интенсивность, т. е. сила звука, не влияет, в напряженности, на качественную, т. е. спектральную, хара ИС стику гласного. Интенсивность гласного зависит прежде уровня интенсивности речи в целом, а также от его положенно' сителыю словесного и фразового ударения. При динамическом^"0' рактере ударения ударенный гласный будет интенсивнее ццула Ха-иого, и наоборот. ■у-чаРец. Интенсивность гласного, кроме того, связана и с его качестн Так, закрытые гласные, как правило, менее интенсивны, чем отк°"' тые. Это значит, что «а», при прочих равных условиях, будет нптенс'^ нее гласного «Ь. Такая зависимость была установлена давно. ЙеСп ^ сен дает следующую шкалу: узкие — «у, ц, 1»; средние — «о, 0 ^" широкие — «э, #, а» [23, 19 П. В последнее время исследованию собстве|' ной интенсивности гласных посвящен ряд работ [247, 156]. Интеп?" к этому вопросу объясняется тем, что собственную интенсивность необходимо учитывать при анализе природы просодических явлений (см. § 304). Поскольку различие в интенсивности всегда обусловлено какими-нибудь внешними факторами и не выступает независимо от них, оно не может иметь фонематического значения. Нет таких языков, в которых пара гласных фонем отличалась бы только интенсивностью. Интенсивность обычно не остается неизменной на всем протяжении гласного, но в большинстве случаев движение интепсипности зависит от определенных условий (места гласного относительно ударения, соседства с различными типами согласных и т. п.). Существуют, однако, языки, в которых движение интенсивности внутри гласного имеет независимый характер. Явления движения интенсивности связаны с вопросом о слоговом акценте (см. с. 258). § 187. До настоящего времени методика объективного исследования степени мускульного напряжения, а следовательно и напряженности гласных, остается почти не разработанной. Имеются попытки приспособления для этой цели электромиографа, но эффективность работы с ним пока недостаточно выяснена [286]. Поэтому исследование напряженности гласных приходится производить субъективными методами: па слух и по мускульному ощущению. Напротив, исследование интенсивности относится хотя и к не пр стым, но к вполне разрешимым экспериментально-фонетическими тодами задачам. Они облегчаются тем, что с лингвистической т зрения интересна только относительная интенсивность. Тем са- ^ р р исследование относительной интенсивности сводится к определ е, того, какой, например, гласный в слове более интенсивен, а ^ а, менее интенсивен, или как изменяется интенсивность в пРеЛ одного гласного. ' Следует иметь в виду, что интенсивность нескольких про'131 того или иного слова можно сравнивать только в том 1'л^'|Яе',у они были одинаково громкими. Чтобы быть уверенным в этом. * иметь какие-нибудь объективные показатели уровня ГР° „ При магнитофонной записи это может быть достигнуто спей ,„нровкой уровня громкости. Тогда можно сравнивать интенсив-Р гласных, произнесенных в разных словах, в разное время и раз- ВвиДУ того что |13"еРС|1не пптсненв-и требует затраты большого труда, яаНЫ приборы, именуемые у пас пнто-С2овфвмн. которые наряду с другими етрам" речевого сигнала измеряют С Па«гг'енсивностъ. Соответствующая кривая н цнтопограмме в таком случае дает воз-"аЖНОсть судить об интенсивности сравниваемых гласных (рис. 63). При измерении интенсивности по общей осциллограмме действуют двояким образом: либо определяют пиковую интенсивность гласного по максимальной амплитуде, либо определяют его среднюю интенсивность путем измерения амплитуды каждого периода и нахождения среднего значения по средней арифметической. Измерение производится в миллиметрах, являющихся в данном случае чисто условными единицами. Такое упрощение вполне допустимо, поскольку конечной целью является не абсолютная, а относительная интенсивность. В том случае, когда приходится сравнивать гласные, характеризующиеся различной собственной интенсивностью, необходимо каким-то образом учитывать последнюю. Для этого можно предложить следующий способ. По всему имеющемуся материалу нужно определить среднюю интенсивность соответствующего гласного вдшРИМер: *а" или да' илн *0*) в ПРОИЗ" сив6НИИ дан1Т0Г0 диктора и затем ннтен-отно<:СТЬ каждой отдельной реализации.ЮжимТЬ К полУченной средней. Предпо-УДапр ' напРимеР- что для характеристики удар ''Ия нужно сравнить интенсивность <>ни /апг°, и безударного гласного в слове ЖащИх и и аналогичных словах, содер- = Открь,тЛДаР1шй закрытый и безударный = всего п0" глас"ый. Тогда нужно прежде = найТ(, п всем записям данного диктора "Римепр Релн1°к> интенсивность соответствующих |Неч I пГ *а* И *'*" Пусть 1яа* = 12 мм' а ик = 1'»=;^^Сных н пашем примере и находим, что ш- Тогда относительная средняя 1«а» гласных в нашем 4 мм. Затем изме- 1«а» = 10 мм, а = 10: 12 = 0,83,
а 1«Ь = 5:4= 1,25. Из этого видно, что ударный гласный существенно большую относительную интенсивность, чем без\'лаоный интенсивность гласных этого типа, а безударный гласный, н, '' рот, — меньшую, чем средняя интенсивность гласных соотпётств, щего типа. ^°' Часто бывает нужно определить изменение интенсивности ца тяжении произнесения одного гласного. Тогда измеряют амплиту либо каждого периода, либо в нескольких точках (в начале, серели и конце гласного) в зависимости от необходимости получить бп»!!! детальную илн менее детальную картину. По полученным строят график движения интенсивности. Г. ОСНОВНОЙ ТОН ГОЛОСА § 183. К общим условиям образования гласных относится и тон голоса, являющийся самым низким с спектре. Его называют основ-ным тоном и иногда обозначают РО. Высота основного тона не влияет на характер гласного; на одном основном тоне могут быть произнесены все гласные. Тем не менее можно обнаружить тенденцию произносить разные гласные в одинаковых условиях (т. е. прн одинаковом ударении и одинаковой интонации) на разной высоте основного топа. Так, можно наблюдать, особенно в изолированном произношении, что, например, гласный «Ь произносится пыше, чей гласный «е», а «е» выше, чем «а». В лингвистическом отношении это не имеет существенного значения, так как а живой речи в зависимости от соответствующей мелодики предложения соотношение высоты тонов разных типов гласных может колебаться в самых разных направлениях. Основной тон при произнесении гласных, как впервые показал Скрипчур, отличается у психически здоровых людей неустойчивость»' Отсутствие модуляции голоса встречается только у психически больных людей. Скрипчур пользовался этим симптомом при диагностике психических заболеваний. Здесь имеется в виду не правильноеповы шение или понижение тона при фонации гласного, а беспорядочна модулирование, состоящее в том, что следующие один за ДРЗГИ периоды не строго одинаковы по длительности. Образование осво ного тона, следовательно, это не стационарный, а квазистацион р ный процесс. Отличается от указанного модулирования так пазы мое тремолирование, под которым подразумевают улавливаемое слух колебание высоты тона, тогда как нормальные колебания в делах одного гласного на слух незаметны. к0. От неправильных колебаний высоты тона следует отличать з*' (мерное движение тона на протяжении гласного. Такое дви» е может быть связано с характеристикой слога (его в таком ел? обычно называют слоговым акцентом) или же с интонацией- (, § 184. Для измерения высоты основного тона пользуются!<.^ навшимся в § 182 интонографом, который автоматически пр°и 0. это измерение одновременно с измерением интенсивности (см. Ри ' „бы выполнить эту операцию, интонографу нужно прежде всего пе-шть из '■■•10ЖН0Г0 колебания, характерного для сложных тонов ^тбше, а тем самым и для гласного, колебания, соответствующие овному тону. Экспериментатор должен уметь производить измене частоты основного тона вручную по общей осциллограмме [7]. щипать анализ необходимо с установления по рисунку кривой пе-[0Да основного топа. Если период не вырисовывается с достаточной чсТггцвостью, следует ориентироваться не по наибольшему пику, п0 числу вершинок (см. рис. 36, с. 142). Для вычисления средней высоты гласного нужно подсчитать I составляющих его периодов и определить по отметкам времени рамме его длительность. П 18:210 = 1" М11 ^-Ч*- ■ '----- 1 -»—ч-------------- ~"К»-*-ч— -..»*-.»-и и ■ Ч1^_ 1 1Ь и III 1_Р |_И\_1Ч1_ П /I з осциллограмме его длительность. Предположим, что длительность пасного равна 210 мс, а число периодов, т. е. колебаний, равно 18. Так как высота гласного Н определяется числом крлебаний в секунду, т е, в ЮОО мс, то она выводится из пропорции: 1 000, откуда Я = Гц. Для определения движения тона в пределах гласного нужно вычислить длительность каждого периода или групп в 3—5 периодов, для каждого случая в отдельности вычислить высоту подробнее [7]. § 185. Для наглядности результаты вычислений вычерчивают пределенном масштабе. Прн этом нужно иметь в виду, что интервал ГЦ
а) д) Рис. 64. График движения тона: а — в линейном масштабе: б — в логарифмическом масштабе Вия тона определяется не тем, насколько частота данного Шьше частоты другого тона, а отношением одной частоты Гак, если увеличить частоту колебаний со 120 до 240 Гц, 'лучим повышение топа на октаву (см. с. 100); если же увели-и-у колебаний с 240 до 360 Гц (т. е. на те же 120 Гц), то мы оиышение тона всего лишь на половину октавы. Поэтому нвании графика лучше пользоваться не линейным масшта-4>ифмическим (рис. 64). Для этого па миллиметровой сетке т логарифмы соответствующих частот. Взятые выше для ]нпые получат следующее выражение: логарифм для 120 и"стью до 0,0!) - 2,08, логарифм для 240 - 2,38, ло-=- 2,56, Начерченные в этом масштабе (I мм — 0,01)
графики дают правильное представление о движении тона. На Ри дано сопоставление обоих масштабов, если принять за нуль 12п'^ Указанный метод вычисления движении тона не сложен, ц0 *"Ч-бует большой затраты времени. Для облегчения труда и дКо ''Ре-времени можно пользоваться и механическими способами, позвол*11"1 щими сразу же без вычислений начертить схему движения тонИ|°" Одним из таких приборов является линейка М. В. ГордИц0л' М. Г. Кравченко (рис. 65), очень удобная для анализа кривых, за " санных на кимографе или осциллографе \91\. Чтобы пользоед-,1"1' этой линейкой, необходимо иметь шкалу частот для той скорой' движения киноленты или фотобумаги, которая была при ськ1" осциллограммы. Вычисляют такую шкалу следующим образом: цп/2 положим, что запись произведена наскоро™" 400 мм/с. Тогда, если на отрезке в ю ^ помещаются 2 периода, то на отрезу в 400 мм, т. е. в секунду, их поместится —1^- = 80; если 2,5 периода, то в секунду их 40П ■ 2.5, л/1 „ поместится ——г^—=100; если 3 периода, то —гт^- = 120 и т. д. Иными словами, 2 перио да в 10 мм соответствуют высоте тона в 80 Гц, 2,5 периода — 100 Гц, 3 периода — 120 Гц и т. д. Работа с линейкой производится в следующем порядке. Линейка накладывается на кривую так, чтобы она передвигалась строго по нулевой линии и чтобы вертикальные риски, имеющиеся на нижней (широкой) части линейки пересекали измеряемую кривую гласного. Выше кривой помещают бумагу с миллиметровой сеткой. Затем подсчитывают, сколько периодов видно жш) двумя рисками линейки. Предположим, что их 2,5. По вычисленном нами шкале это соответствует 100 Гц. Находим эту цифру на УзК0Н части линейки и ставим против нее точку на миллиметровой Ф'маг*" Затем передвигаем линейку на 10 мм. Снова определяем, сколь колебаний видно между двумя рисками; находим по шкале сое вующее число герц и против этой цифры, имеющейся и на ставим на миллиметровой бумаге следующую точку и т. Д-тате мы получаем готовый график в логарифмическом мае
Рис. 65. Измерительная линейка
Д. ДЛИТЕЛЬНОСТЬ § 186. Протяженность во времени является общим ус.юв"е зовапия звуков вообще, а следовательно и гласных. д Длительность, как и интенсивность, находится в цскотор висимости от типа гласного (ингерентиая длительность): обр"' как правило, длительнее закрытых. Существуют и некоторые гЛ*сНЬ)уёрности, общие для всех гласных. за14й1.°лерсен установил «количественный закон», по которому «говоря--.гкоряет темп, если он знает, что ему нужно сказать длинный ц1ий) оа» [23, 175]. Из этой закономерности Йесперсен выводит ряД 3) «Этот закон, — говорит он, — объясняет сделанное уже лрУ^ 'наблюдение, что гласный в односложном слове как датское ^Ыег) более долог, чем гласный и /огй, далее замечание Суита, что Кьтпнг в 'а1'' более долгий, чем днс))тонг в (аНог... и Сиверса, что " йолее долгое в }аЫ, чем в [аН1е, а последнее более долгое, чем «а:» й'' ■ [23, 176). Аналогичная картина наблюдается и в других языках в частности в русском. "пл'я'каждого данного языка средняя длительность гласного в опре- рнном положении есть величина более или менее постоянная. Это, ^■словно, справедливо, если не для абсолютной, то для отпоси- ышй длительности. О ней и пойдет речь впереди, так как только ™з имеет лингвистическое значение. Длительность обычно находится в зависимости от фонетических условий, точнее, от фонетической позиции. Длительность часто ока-зьшается различной в открытом и закрытом слоге. Она может зависеть от характера предыдущего или последующего согласного (смычный или щелевой, глухой или звонкий), от количества следующих за гласным согласных, от места ударения (ударный слог, предударный, послеударный, второй от ударения), а также от количества слогов в слове. Наконец, существует определенная зависимость длительности гласного от его качества. Это объясняется различной интенсивностью разных гласных и связанной с этим различной слышимостью их. Так, гласный «Ь менее интенсивен, чем «а»; при прочих равных условиях он менее слышим. Поэтому, чтобы не «затеряться» в потоке речи, гласный «I» должен обладать относительно большей длительностью, чем «а». Такая тенденция обнаруживается особенно в том случае, если в среднем гласные очень кратки. Если же абсолютная длительность достаточна для полного выявления любого гласного, то указан-"°есоображение не имеет значения. Так, например, по данным (Цербы, русском языке в первом ударном слоге двусложного слова перед •ухнм смычным согласным длительность гласного «а» равна 162 мс, в~ 125 мс, ш — 120 мс, сы» — 108 мс [14, 137]. о С*ЕЯЗЬ межДУ интенсивностью и длительностью позволяет говорить п°мнпМа^"юй эпеР1"ии, которая представляет собой интенсивность, удО5 *еН|1Ую на длительность. Суммарной энергией может оказаться \&21 лм1 хаРактеризовать так называемое динамическое ударение Ноетц п ° возможност|1 установить определенные типы длитель-^пепс ^еДставляется с общефонетической точки зрения сложным. :ВеР*Долг уличал сверхкраткие, краткие, полудолгие, долгие, Тг*ы Ск.ие \^3, 174]. Однако пока фонетика не располагает данными, °"|УЛолгц3аТь' например, что краткие не должны превышать 50 мс, е ~~ 100 мс и т. д. Кроме того, необходимо иметь в виду,
что важно не то, сколько типов гласных в отношении длптел. имеется в том или ином языке, а сколько таких типов фонемати"0111" различается. Установить же общее для всех языков максимаЧескч количество типов, которые могли бы различаться, исходя из п' ЬНйе физиологических соображений, также невозможно, потому что п011*0' физиологические возможности носителей данного языка опредеЛяС11Х(>' фонематическими факторами, наличием или отсутствием в этом ' соответствующих противоположений. § 187. С фонематической точки зрения вопрос о длительно гласных должен решаться для каждого языка в отдельности и) большее распространение имеет в языке противоположение степеней длительности; обычно говорят в таких случаях о -и кратких гласных. В редких случаях фонематически исполнил три степени длительности и более (так, например, три степени д/' телыюсти гласных различаются в эстонском языке). Наряду с краткий' и долгими различают тогда сверхкраткие и сверхдолгие. Монголистц предпочитают обозначать краткие термином «нормальные», а свегк краткие — термином «краткие». Относительно сущности длительности гласных в фонематической литературе существуют различные мнения. В большинстве случат длительность рассматривается как свойство самого гласного. Однако Джоунз рассматривает длительность как нечто стоящее вне гласного как некую фонетическую позицию, в которой находится гласный! Определяя фонему, Джоунз говорит, что это «семейство звуков в данном языке, которые родственны по характеру и которые отличаются тем, что ни один из них не встречается в словах в том же положении, что и какой-нибудь другой. (В том же положении —подразумевает окружение теми же звуками и в тех же условиях относительно долготы, ударения и интонации)» \240, 1141. Говоря об английских гласных Г\\1 и А/, которые различаются тем, что первый является долгим и по своей качественной характеристике скользящим (начинающимся с очень закрытого элемента и заканчивающимся боле? открытым), а второй кратким и открытым, Джоунз предлагает рассматривать их как позиционные аллофоны одной фонемы. Приняли длительность за внешнее условие, за неко; фонетическое положен*. он считает качественное различие, существующее между двумя •"-позиционно обусловленным. Закрытость оп рассматривает как с» ствие положения под долготой, открытость — как следствие п"0-"* ния под краткостью. Такая трактовка длительности гласных и* впоследствии поддержана Р. Якобсоном, Г. Фантом и М. Халле, тавшими длительность просодической характеристикой. Их позй ^ была подвергнута критике на том основании, что длительность^ своему фонологическому существу — это качествен н а я рактеристика гласных. Это можно считать справедливым,110 н ^ всех случаев. Так, в эстонском языке, как показал Г. Лийв, тр пени долготы отчетливо выявляются не в абсолютных эна1*5 ус**1 а в отношении длительности ударных к безударным. «Как был ^ новлено, — пишет Г. Лийв, — длительность какой-то фонемы $ полняет в фонологической структуре эстонского языка столь как распределение длительности между отдельными компонен- ь структуры слова. Иными словами, в эстонском языке фонологи- противопоставлены не гласные трех долгот, как сегментные
Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 466; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |