Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Школы менеджмента




Сущность, достижения и особенности основных школ менеджмента состоят в следующем.

Научное управление1885—1920 гг. Главные представители -
Ф.У. Тейлор, Г. Гантт, Ф. и Л. Гилбрет, Г. Эмерсон, Г. Форд, А.А. Богданов, А К. Гастев и др. Ключевые понятия — разделение труда, повышение производительности, «экономический» человек, научный подходы к управлению. Целью школы научного управления являлось осуществление производства с наименьшими затратами ресурсов (материальных, трудовых, финансовых) при достижении максимальный результатов.

«Отцом научного менеджмента» по праву считается американский инженер Ф.У. Тейлор (1856—1915). Выход в свет в 1911 г. его книги «Принципы научного управления» оказал решающее влияние на прогресс управленческой мысли.

Основные положения концепции Тейлора состоят в следующем:

• признание менеджмента самостоятельным видом деятельности, цель которого — рационализация производства;

• расчленение процесса производства и трудовых операций на отдельные элементы, выявление затрат времени на их выполнение с целью нормирования труда рабочих;

• планирование на основе норм рабочих заданий с выделением специализированных подразделений, определяющих последовательность, время, сроки выполнения работ;

• увеличение производительности труда с помощью более высоких заработков;

• подбор работников в соответствии с их физиологическими и психологическим требованиями и их обучение.

Подход Тейлора к исследованию процесса управления был чрезвычайно механистическим, направленным на осуществление производства с наименьшими затратами ресурсов при достижении максимальных результатов на основе интенсификации и рационализации операций. В.И. Ленин весьма метко назвал тейлоризм «системой научного выжимания пота».

Тейлор положил в основу управления следующие принципы рационализации труда:

• расчленение производственных операций на составные элементы;

• принудительная централизация орудий труда и технологических процессов;

• управление — активный фактор производства;

• введение высоких научно обоснованных норм;

• разделение труда непосредственно в сфере управления;

• введение оплаты труда, стимулирующей рост выработки;

• выделение планирования в качестве функции управления;

• строгое иерархическое подчинение;

• введение карт-инструкций;

• тесное сотрудничество администрации и рабочих.

Свое развитие идеи Тейлора получили в деятельности и трудах его последователей.

Г. Эмерсон (1853—1931) исследовал принципы трудовой деятельности независимо от сферы занятости и сформулировал 12 принципов производительности труда:

• постановка четких целей;

• диспетчерская организация;

• здравый смысл;

• нормы и расписания;

• компетентная консультация;

• нормализация условий;

• дисциплина;

• нормирование операций;

• справедливое отношение к персоналу;

• стандартные инструкции;

• надежный, полный, точный и постоянный учет;

• вознаграждение за производительность.

Г. Форд (1863—1947) развил идеи Ф.У. Тейлора в области организации производства. Он разработал следующие принципы организации производства:

• максимальное разделение труда, специализация;

• широкое применение высокопроизводительного специального оборудования, инструментов и приспособлений;

• размещение оборудования по ходу технологического процесса;

• регламентированный ритм производства продукции;

• механизация транспортных операций.

В целом достижения школы обеспечили продуктивную реализацию главного тезиса — «управлять нужно научно».

Административная школа — 1920—1950 гг. Главные представители — А. Файоль, Л. Гьюлик, Л. Урвик, Дж. Муни, М. Вебер, А. Слоун и др. Ключевые категории — принципы управления, функции управления, организационные структуры. Целью классической школы было создание универсальных принципов управления, следование которым приведет организацию к успеху.

Родоначальник данного направления — французский горный инженер А. Файоль (1841 — 1925) разработал подходы к совершенствованию управления организацией в целом, которые он изложил в опубликованной в 1916 г. книге «Общее и промышленное управление». По Файолю, для любой деловой организации характерно выполнение определенных видов деятельности (функций):

— техническая и технологическая — производство, изготовление, переработка;

— коммерческая — закупка, обмен, реализация;

— финансовая — привлечение капиталов и эффективное управление ими;

— охранная — обеспечение безопасности и охраны собственности;

— учетная (эккаунтинг) — анализ, учет, статистика;

— административная (управленческая) — предвидение, организация, распорядительство, координирование и контроль.

Файоль разделил все функции управления на общие, относящиеся к любой сфере деятельности, и специфические, относящиеся непосредственно к управлению промышленным предприятием, и выделил пять обязательных общих функций менеджмента: предвидение (планирование), организация, распорядительство, координация и контроль. Он разработал правила и технику их осуществления.

Исследования Файоля позволили ему сформулировать 14 универсальных принципов управления, которые применимы к любой административной деятельности:

• разделение труда;

• полномочия и ответственность;

• дисциплина;

• единоначалие;

• единство направления;

• подчиненность личных интересов общим;

• вознаграждение персонала;

• централизация;

• иерархия;

• порядок справедливость;

• стабильность персонала и рабочего места;

• инициатива;

• корпоративный дух.

А. Файолем также были разработаны организационные структуры в качестве основы построения и функционирования организации.

Положения административной доктрины развили последователи Файоля. Автор концепции рациональной бюрократии (от франц. burеau — канцелярия, распорядительный орган учреждения и греч. kratos — власть, могущество) М. Вебер (1864—1920) разработал принципы, определяющие подходы к построению организационных структур иерархического типа:

• четкая иерархия управления и контроль за работой исполнителей;

• регламентация работы на основе разработки организационных регламентов;

• разделение труда и специализация работников;

• формализация и стандартизация деятельности на основе норм и нормативов;

• обезличенность выполнения работы с целью исключения субъективизма;

• отбор и оценка персонала по квалификационным требованиям. Главное достижение школы — разработка подходов к управлению организацией в целом.

Школа человеческих отношений — 1930—1950 гг. Главные представители — Э. Мэйо, М.П. Фоллетт, Р. Лайкерт, Ф. Ротлисберг. Ключевые понятия — человеческий фактор, неформальные отношения, личность в организации. Цель школы человеческих отношений состояла в изучении психологии и поведения человека в организации в связи с недостаточной проработкой этих вопросов в классических концепциях управления.

Возникновение доктрины человеческих отношений связано о исследованиями американских ученых Э. Мэйо и Ф. Ротлисберга.

В рамках данной школы были проведены эксперименты и изучены взаимоотношения персонала на всех уровнях организации, проблемы поведения работника и управление им в процессе трудовой деятельности. Это позволило разработать проблемы мотивации, удовлетворенности трудом, групповой динамики в процессе производственной деятельности персонала. В результате представители данного направления рекомендовали использовать приемы гармонизации человеческих отношений для повышения производительности труда.

Доктрина человеческих отношений основана на следующих положениях:

— система взаимных связей и информации;

— беседы психологических советников с рабочими («система исповедей»);

— участие рабочих в принятии решений (привлечение рабочих к управлению производством);

— организация неформальных групп и управление ими.

Представители данного направления выявили, что мотивами поступков людей служат не только и не столько экономические факторы, сколько различные потребности, которые могут быть лишь частично удовлетворены с помощью денег. В центр системы управления были поставлены интересы, потребности и ожидания индивида, групповые нормы и ценности.

Главное достижение школы — принципиально новый взгляд на человеческие ресурсы, представляющий личность работника как главную ценность организации.

Поведенческие науки (теория социальных систем) — 1950 гг. по настоящее время. Главные представители — А. Маслоу, Д. Мак Грегор, Ф. Герцберг, К. Арджирис, В. Врум и др. Ключевые понятия — мотивация, потребности, взаимодействие, «социальный человек», активизация персонала, качество трудовой жизни. Целью данной школы было обеспечение результативности организации за счет повышения эффективности использования ее человеческих ресурсов.

В рамках школы были исследованы аспекты социального взаимодействия работников и менеджера, проработаны проблемы индивидуальной и групповой мотивации, власти, лидерства, межгрупповых отношений, коммуникаций, социально-психологического климата и качества трудовой жизни. Была обоснована необходимость рассматривать каждую организацию как социальную систему, в центре которой находится человек, деятельность которого требует удовлетворения его потребностей.

Было доказано, что реализация основных положений школы поведенческих наук дает возможность менеджеру значительно повысить эффективность работы персонала, сформировать инновационный тип организационной культуры и, в конечном счете, повысить конкурентоспособность объекта управления. Важно, что достижение результата обеспечивается за счет активизации человеческого фактора, т.е. наиболее экономичными способами, не требующими крупных финансовых вложений, что весьма актуально для современного состояния большинства российских организаций.

Главный вывод школы состоял в следующем: каждое предприятие представляет собой социальную систему, состоящую из неформальных групп, регулирующих человеческое поведение.

Положения этого этапа послужили основой бихевиористского подхода к управлению человеческими ресурсами, актуальные и в настоящее время.

Человеческие ресурсы являются основным капиталом современной организации и ее главным конкурентным преимуществом. Данный подход соответствует инновационной гуманистической парадигме управления, рассматривающей человеческий фактор в качестве ключевой составляющей успешного функционирования и развития современной организации. Квалификация, мастерство работников, их способности к саморазвитию выступают стратегической основой менеджмента XXI в.

Школа науки управления (количественный подход) — 1950 гг. по настоящее время. Главные представители — П. Самуэльсон, П. Друкер, В.В. Леонтьев, В.В. Новожилов, С.Г. Струмилин, В. Канторович, И. Ансофф. Ключевые понятия — технологизация, формализация, экономико-математическое моделирование, автоматизация и компьютеризация, повышение эффективности управления. Цель данного направления — решение проблем управления на основе системного анализа и использования кибернетического подхода.

Формирование главных принципов науки управления связано с возникновением кибернетики, общей теории систем и метода исследования операций, а также развитием математики, статистики, инженерных наук и смежных с ними областей знаний. Важнейший характеристикой школы науки управления является замена словесных рассуждений и абстрактно-описательного анализа моделями, символами, количественными параметрами и математическими зависимостями. Широкое применение получили модели теории игр, теории очередей, массового обслуживания, управления запасами, линейного и имитационного программирования и др.

Два главных направления данной школы:

— рассмотрение производства как социальной системы с использованием системного, процессного и ситуационного подходов;

— исследование систем управления при помощи методов системного анализа и использование кибернетического подхода, включая применение экономико-математического моделирования и электронно-вычислительной техники.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 2449; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.