Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 4. Особенности национального менеджмента




Эволюция менеджмента обусловлена развитием экономической теории и практики в конкретном регионе или отдельной стране.

Современная американская модель менеджмента ориентирована на корпоративную организационную – правовую форму предпринимательства. При которой акционеры (в том числе и работники) имеют право на часть прибыли. А значит и личный интерес в успешной работе, как всего предприятия (объединения), так и своей.

Американские корпорации широко использует в своей практике стратегическое управление, которое было введено в практику в 70-х годах ХХ в. Стратегия представляет собой генеральную программу действий, выявляющую приоритеты проблем и ресурсов для достижения главной цели корпорации. В 60-е годы ХХ в. работники корпораций настойчиво стали выдвигать требования по улучшению социально – экономического положения, вследствие чего появилась доктрина «производственной демократии», связанная с вовлечением в управлении непрофессионалов, как самого предприятия, так и потребителей товаров и услуг, т.е. внешней по отношению к предприятию среды. Некоторые американские авторы называют, привлечение не непрофессионалов к управлению «третьей революции» в управлении. Первая революция, по их мнению, связана с отделением управления от производства и выделением его в особый ряд управленческой деятельности. Вторая революция характеризуется появлением менеджеров, т.е. людей особой профессии.

«Производственная демократия» (партисипативное управление) стала рассматриваться как форма соучастия всех работников организации в принятии решений, затрагивающих их интересы. Целью партисипативного управления является совершенствование и использование всего человеческого потенциала. В настоящее время в США получили распространение четыре основные формы привлечения рабочих управлению:

· участие рабочих в управлении трудом и качество продукции;

· создание совместных комитетов рабочих и управляющих;

· разработка систем участия в прибыли;

· привлечение представителей рабочих в советы директоров корпораций.

В 60-е годы в США получили распространение бригадные методы организации труда и кружки качества, идея содержания которых принадлежит американским специалистам. Американские ученые продолжают развивать теорию управления. Видный представитель американского менеджмента Питер Ф. Друкер сформировал основные принципы современного менеджмента.

· Содержание менеджмента в целом аналогично в разных странах, но методы его различны. Национальный менеджмент должен учитывать свои собственные традиции, культуру, историю.

· В центре внимания менеджмента находится человек, который должен направлять свои усилия на повышение эффективности своей деятельности с целью достижения эффективности работы всего предприятия.

· Задачей менеджмента является направление действий всех работников на выполнение общих целей предприятия.

· Каждый работник должен нести ответственность за порученную ему работу.

· В конечном счете, деятельность предприятия оценивается большим количеством способов и средств.

· Оценка и результаты деятельности предприятия находят свое выражение не внутри, а вне его.

Сущностью японского менеджмента является управление людьми. Японцы выше других ставят социальные потребности (принадлежность к социальной группе, место работника в группе, внимание и уважении окружающих), поэтому вознаграждение за труд они воспринимают через социальных потребностей.

Японская модель менеджмента ориентирована на «социального человека», концепция которого была выдвинута школой «человеческих отношений», пришедший на смену тейлоризму, который во главу угла ставил материальные запросы и стимулы «экономического человека».

Сильнейшим средством мотивации в Японии является корпоративный дух фирмы, под которым понимается слияние с фирмой и преданность ее идеалам. В основе корпоративного духа лежит психология группы, ставящая интересы группы выше личных интересов отдельных работников. В Японии существует система группового принятия решений «ринги». Согласно ей ответственность за принятия решения не персонифицирована, за принятое решение несет ответственность вся группа. Сущность системы «ринги» в том, что решения должны приниматься путем консенсуса. Т.е. решение должно быть принято всеми. Данный метод предполагает полное единодушие. Если полного единодушия нет, решение не принимается. Если решению противопоставлено мнение небольшого меньшинства, его убеждают уважать взгляды остальных.

Для крупных фирм характерна система пожизненного найма, которая охватывает до 30 % общего числа наемных работников. Система пожизненного найма тесно переплетается с системой оплаты труда по выслуге лет, сущность которой состоит в том, что размер заработной платы зависит т непрерывного стажа работы.

Система оплаты за труд по выслуге лет оказывает значительное влияние на систему продвижения по старшинству. Предпочтения по выдвижении работника на руководящую должность отдается возрасту и стажу работы.

Немаловажной особенностью японского менеджмента является концепция непрерывного обучения. Японцы уверены, что непрерывное обучение приводит к постоянному совершенствованию мастерства. Японские фирмы тратят на обучение в расчете на одного занятого в 3-4 раза больше, чем американские.

Для многих японских фирм характерна ротация персонала, которая заключается в том, что примерно через каждые три – пять лет производится переучивание персонала новым специальностям. Ротация расширяет кругозор работников, зна5омит их со сложными специальностями, способствует к занятию более высоких руководящих должностей. Центральное место в оперативном управлении японского менеджмента занимает управление качеством продукции положения концепция контроля за качеством в рамках фирмы, которая приобретала статус религии. Каждый работник может остановить конвейер, если пошел брак.

Американские и западные ученые пришли к выводу, что в основе успеха ведущих корпораций Японии лежит их способность управлять внутренними и внешними связями более эффективно, чем большинства их западных конкурентов. Секрет японского успеха состоит в совместной деятельности созданной системы в целом, а не специфика ее отдельных частей.

Особенности американского и японского менеджмента приведены в табл. 4.1.

Таблица 4.1.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 674; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.