КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Процессуальные теории мотивации
Рассмотрим теперь основные процессуальные теории мотивации труда. К ним можно отнести теорию экспектаций В. Врума, Хуат теорию Д. Мак-Грегора, теорию справедливости П. Гудмэна и модель Портера — Лаулера. Теория экспектаций В. Врума была разработана автором в начале 60-х годов XX в. Ее основная парадигма состоит в том, что деятельность человека определяется не столько имеющимися потребностями, сколько вероятностью их достижения, т.е. сильные, но нереальные потребности не мотивируют персонал. Сущность концепции М. Врума заключается в следующих положениях: • степень мотивации труда персонала на его высокую эффективность (Е) может быть рассчитана по формуле Е=YтРт+VpРp+ Yд Рд +YcРc+ Yз Рз„ где Y — валентность: т — денег, р — карьеры, д — хорошего отношения администрации, с — авторитета среди коллег из — сохранения рабочего места; V '— возбуждение; Р — соответственно вероятность связи данных результатов деятельности с эффективностью труда. Валентность — это сила относительного предпочтения отдельных результатов деятельности индивидуумом; она зависит от структуры личности и конкретной ситуации, что позволяет определять ее количественно на основе стандартных методов психодиагностики; параметр Р зависит от деятельности менеджера, т.е. он является управляемым в отличие от валентности фактором; зная величину V, можно максимизировать показатель Е путем сознательных изменений системы стимулирования труда персонала. В практическом менеджменте теория экспектаций может быть Слабыми сторонами концепции М. Врума являются: • сложность, трудоемкость и слабая корректность проводимых в ее рамках расчетов; • нестабильность показателя валентности во времени; • ее неприменимость для лиц с высокой индивидуальной склонностью к риску. X или Y-теория Д. Мак-Грегора была сформулирована одновременно с теорией экспектаций. Основной ее особенностью является использование менеджером двух вариантов мотивации труда персонала, обозначенных автором как Х и Y. Сущность концепции можно уяснить на основе описания двух вариантов мотивации. Х-теория базируется на следующих предпосылках: • средний человек стремится работать как можно меньше: • он не любит ответственности и любит, чтобы им руководили; • средний человек эгоистичен и глубоко безразличен к потребностям организации; • он не любит инноваций; • средний человек доверчив, он «легкая добыча» для демагогов; • эффективно руководить им можно только на основе политики «кнута и пряника». Y-теория основывается на следующих аргументах: • люди пассивны не в результате их природы, а из-за неправильного руководства ими; • важная задача менеджера — дать каждому человеку возможность раскрыть свои способности; • необходимо не заставлять людей работать, а совмещать цели их деятельности с целями организации. Эффективное использование концепции Д. Мак-Грегора в практическом менеджменте возможно по следующим направлениям: • для выбора стиля лидерства в зависимости от качеств персонала (при использовании Х-теории стиль должен быть авторитарным, а Y -теории — демократическим); • для выбора между пооперационным контролем и контролем трудовой деятельности по конечным результатам; • для выбора между линейной и матричной организационной структурой управления. Слабые стороны X или Y-теории заключаются в следующем: • она не дает четких рекомендаций по выбору менеджером между Х-теорией и Y-теорией; • в ее рамках сложно сформулировать какие-либо промежуточные варианты управления персоналом между Х-теорией и Y--теорией, хотя они и имеют место в реальной практической деятельности. принимаемые в ее рамках решения очень статичны, т.е. почти не увязаны с изменениями внешней среды. Мотивационная теория справедливости П. Гудмэна была впервые сформулирована в начале 70-х годов XX в. Основная ее особенность состоит в том, что основа мотивации, согласно ее приверженцам — это справедливость вознаграждений по принципу: Вознаграждения / Затраты труда — Соnst. Сущность теории справедливости заключается в следующем: • невыполнение вышеприведенного соотношения вызывает у людей психологический дисбаланс и напряжение нервной системы, что приводит к снижению затрат труда для установления константы, так как идти путем увеличения вознаграждения всегда психологически более сложно, чем уменьшать интенсивность и качество своей деятельности; • при «тайне заработков» у персонала всегда возникает ложное чувство дисбаланса, порождающее сплетни, слухи, скрытое сопротивление администрации и т.п.; • персоналу свойственно объяснять наличие дисбаланса субъективно, причем по таким критериям, как пол, нация, религия, возраст, физические данные, внешность, интимный характер отношений с руководителем и т.п., что вызывает разного рода конфликты и снижает производительность труда. В практическом менеджменте теорию справедливости можно эффективно применять: • для установления и обоснования системы «прозрачности» в мотивации трудовой деятельности персонала (скрытый характер заработков — один из основных косвенных критериев низкой профессиональной компетентности руководителей организации, временного характера ее существования или грубых нарушений трудового законодательства); • при решении конфликтов в системе стимулирования труда. • затруднения в ее использовании по отношению к количественно неопределяемым нематериальным вознаграждениям; • она почти не учитывает квалификационного и интеллектуального неравенства работников, ибо ориентирована на формальные критерии оценки объема трудовых затрат; • при ее последовательном применении у персонала не возникает заинтересованность в росте своей квалификации, так как это может привести к более быстрому выполнению возложенных на него функций. Модель Портера — Лоулера была сформулирована в середине 70-х годов XX в. Ее основная особенность — это синтез теории экспектаций и теории справедливости. Сущность концепции хорошо отражают следующие положения: • результаты труда персонала зависят от трех переменных — затраченных усилий, способностей работника и осознания им своей роли в процессе труда; • уровень затраченных усилий зависит как от ценности вознаграждений, так и от веры в существование связи между затратами труда и объемом вознаграждения; • вознаграждения бывают двух видов — внутренние (чувство самоуважения, компетентности) и внешние (премия, оклад, похвала и т.п.); • каждый человек имеет собственное мнение о справедливости вознаграждения; • удовлетворение трудом — это функция внешнего вознаграждения, внутреннего вознаграждения и оценки их справедливости на основе мультипликации данных факторов, т.е., если один из них равен нулю, то независимо от значения двух других равно нулю и удовлетворение трудом; • если нет удовлетворения трудом, то у персонала нет, и желания эффективно повторять трудовые операции; • задача менеджера — создание условий для постоянного удовлетворения трудом со стороны персонала. В практическом менеджменте модель Портера — Лоулера следует использовать как для формирования ролевой функции менеджера, так и для поддержания высокой эффективности труда персонала в течение длительного времени. Слабыми сторонами данной концепции являются: • высокие требования к квалификации менеджера, что на практике часто невозможно из-за ограниченного числа кандидатов или недостаточных возможностей организации в установлении высокого оклада для очень квалифицированного специалиста: • она увеличивает потребность в трудовых ресурсах, так как при, ее применении ввиду индивидуального подхода к каждому работнику необходимо иметь в штате значительное число менеджеров по персоналу; • в построенных на ее основе системах мотивации труда часто наблюдается «эффект привыкания» персонала к устанавливаемым стимулам трудовой деятельности. Современные системы управления мотивацией труда основаны на следующих базовых предпосылках: • учет мотивационных эффектов, неизбежно возникающих за счет взаимодействий вышеперечисленных пяти групп мотивов; • максимальное упрощение применяемых критериев оценки трудовой деятельности персонала и создаваемых для ее ориентации стимулов к труду; • обязательный прогноз влияния на трудовое поведение персонала всех мероприятий по изменению системы мотивации его труда в организации; • постоянный мониторинг возможных отклонений от заданных менеджером форм трудового поведения. Игнорирование вышеизложенных принципов в современном обществе, что достаточно часто бывает в российских организациях, объективно приводит к следующим негативным моментам в трудовом поведении персонала: • рост числа действий со стороны персонала, которые руководителями воспринимаются как «неблагодарность» и «вызывающие» формы поведения (объем заработной платы увеличивается, что приводит не к ожидаемому росту, а к снижению производительности труда т.п.); • неспособность ряда работников комплексно оценить создаваемые стимулы к труду, что приводит к переориентации их поведения с достижения результата на построение неформальных отношений с руководителем; • привыкание и как следствие игнорирование персоналом стимулов к трудовой деятельности; • развитие нелояльности персонала по отношению к своей организации; •невозможность формирования организационной культуры управления, что резко снижает удовлетворенность работников трудом и др.
Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 688; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |